III 4. Требования к средствам обучения




В педагогике выделяют следующие группы требований к средствам обучения:

1) Эргономические требования заключаются в том, что средства обучения должны быть: максимально приспособлены к особенностям деятельности учащихся и учителя; учитывать их функциональные возможности; удобны в обращении (минимальное количество операций при подготовке к работе, уровень шума, удобство осмотра, ремонта, транспортировки и пр.); отвечать требованиям гигиены труда и техники безопасности.

2) Эстетические требования состоят в том, что средства обучения в целом, а также их элементы, узлы и общая конструкция должны отвечать законам красоты, которые проявляются в гармонии формы, целостности композиции, их товарном виде, что позволяет воспитывать у учащихся хороший вкус.

3) Экономические требования предполагают, что средства обучения должны иметь низкую себестоимость и отпускную цену при высоком качестве и долговечности.

4) Методические требования заключаются в том, что средства обучения следует использовать таким образом, что рационализировать методику преподавания, организацию деятельности учителя и учащихся.

5) Дидактические требования. На рассмотрении этой группы требований остановимся более подробно. Сюда относятся следующие требования:

- соответствие средств целям обучения и воспитания, закрепленным в нормативных документах. Средства обучения должны стимулировать познавательную активность учащихся, развивать мышление, содействовать изучению более сложных тем учебной программы и т.д.

- соответствие средств обучения дидактическим принципам. Информация, преподносимая с помощью средств обучения, должна соответствовать современным научным воззрениям и быть доступной для учащихся и пр.

- согласованность средств обучения с учебными программами и учебниками.

- соответствие средств обучения психофизиологическим закономерностям обучения. Например, соблюдение меры и пропорций в использовании средств обучения. Отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний, а их большое количество создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальное количество средств обучения при изучении трудной темы – 4-5 на урок.

- четкое определение педагогических задач, для решения которых это средство применяется, так как педагог из возможного числа средств обучения должен выбрать то средство или систему средств, которые дадут наибольший педагогический эффект [6, С. 267].

 

IV. Блок применения

 

1. Выберите из приведенных ниже два-три определения средств обучения, выделите сущностные характеристики каждого из них и сравните их.

а). Средства обучения - это материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимися и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности (П.И.Пидкасистый).

б). Средства обучения – это материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогом и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности (Т.С. Назарова, Ю.С. Полат).

с). Средства обучения – это материальные объекты педагогического труда, носители учебной информации, предназначенные для использования в учебно-воспитательном процессе (Н.М. Шахмаев).

 

2. Проанализируйте понятия «средства обучения», «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства». Можно ли их считать тождественными?

3. Воспроизведите в виде таблицы или схемы любую известную вам классификацию средств обучения.

4. Распределите виды учебно-наглядных пособий в такой последовательности: 1) натуральные пособия; 2) изобразительные пособия; 3) знаковые пособия.

Геометрические фигуры, чучела, минералы, муляжи, диаграммы, макеты, альбомы, таблицы, географические карты, фотографии, приборы, рисунки животных, глобус, чертежи.

5. Упорядочите по нарастающей степени полисенсорности воздействия на учащихся перечисленные ниже действия со средствами обучения: 1) показ рисунка; 2) показ цветного звукового фильма; 3) выполнение учащимися опыта; 4) чтение отрывка из художественного произведения; 6) совместная учебно-познавательная деятельность учащихся-партнеров на основе компьютерной телекоммуникации.

7. Перечислите, какие средства обучения (вербальные, учебно-наглядные, учебно-лабораторные и технические средства) необходимы в кабинете по вашему предмету?

8. Посетите урок в школе, проанализируйте, какие функциональные возможности были учтены при выборе средств обучения (для анализа можно избрать, прослушанную вами лекцию, или другое занятие на котором применялись те или иные средства обучения).

Рефлексивный анализ

Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению данной главы. Для этого: 1) восстановите этапы своего изучения темы и ответьте на вопросы: какие элементы темы вызвали наибольший интерес, каков при этом был ход ваших мыслей, какие методы использовали, какие были ошибочны и почему?

Что было непонятно до изучения темы, какие элементы темы, упражнения, задания вызвали затруднение, что осталось непонятным после изучения темы, что будете делать с этим дальше?

Какие эмоциональные состояния (радость, растерянность, гордость, повышение собственной самооценки и пр.) вызвало изучение элементов темы?

2) Сколько времени вы потратили на выполнение заданий блока актуализации, блока применения? Сколько заданий, из предложенных вам, выполнили? Какие виды заданий вам больше понравилось выполнять (задания, где все понятно и не требуется много времени и сил, которые заставляют много думать, сложные задания, к которым не знаешь, как подойти), какими способами учебно-познавательной деятельности вы овладели при их выполнении.

3) Сформулируйте личностное приращение, которое вы получили в процессе изучения темы. На основе этого сформулируйте цели своего дальнейшего усвоения темы, какие виды заданий из блока самостоятельных работ вы выберете для этого? Почему?

 

V. Блок обобщения и систематизации

Н.М. Шахмаев П.И. Пидкасистый  
  «Материальные объекты пе­дагогического труда (часть учебно-материальной базы), носители учебной информа­ции, предназначенные для ис­пользования в учебно-воспи­тательном процессе» «Материальный или идеаль­ный объект, который «поме­щен» между учителем и уча­щимися и используется для усвоения знаний формирова­ния опыта познавательной и практической деятельности»
Т.С. Назарова, Е.С. Полат

   
«Материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданный человеком и используемый педагогом и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности»    
             
Средства обучения ≠   Информационно-образовательная среда (ИНТЕРНЕТ, средства массовой информации и др.)

Классификации   - По способам восприятия информации (визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные); - От простого и конкретного к сложному и абстрактному (предметы и явления объективной действительности, изображение и отображение предметов действительности, описание предметов и явлений условными знаками, технические средства); - По источникам информации (слово учителя, учебная книга, средства наглядности и технические средства); - На основе дидактических задач и способов их реализации (вербальные средства, учебно-наглядные средства, учебно-лабораторное оборудование, технические средства)      
  Функции     - Информационные - Адаптивные - Компенсаторные - Управленческая - Интегративная - Интерактивная - Мотивационная     Факторы выбора - Дидактические цели - Содержание учебного материала - Методы и формы обучения - Материальное оснащение кабинетов - Подготовленность учителя - Возраст и подготовленность учащихся
           
Дидактические требования
- Соответствие целям - Соответствие дидактическим принципам - Соответствие формам и методам - Соответствие психофизиологическим закономерностям - Согласованность с учебными программами


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: