Изучение дисциплины по семестрам




Министерство образования Российской федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

 

Философский факультет

 

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры истории философии   протокол от _________ №___________   Заведующий кафедрой   проф. Ю.В.Перов   Председатель методической комиссии Философского факультета   проф. В.С.Никоненко УТВЕРЖДАЮ   Декан факультета   _______________________   проф. Ю.Н.Солонин   "____"___________2003 г.

 

 

Программа учебной дисциплины

 

ОПД. «История философии Возрождения и нового времени»

специальность — 020100

 

 

Разработчики

профессор, доктор философских наук К. А. Сергеев

доцент, кандидат философских наук А. В. Тимофеенко

 

Рецензенты:

профессор, доктор философских наук Ю. В. Перов

доцент, доктор философских наук А. Г. Погоняйло

 

Организационно-методический раздел

 

 

1.1. Цель изучения дисциплины.

Курс «История философии Возрождения и нового времени» является базовой учебной дисциплиной для студентов специальности «философия». Его изучение преследует цель формирования у студентов основ профессиональной философской подготовки и освоение ими понятийного аппарата философского мышления в его историческом представлении. Будучи второй, после античности, классикой философии, нововременная философия составила основу для немецкого идеализма Канта, Фихте, Гегеля и Шеллинга и подготовила переход к «неклассическим» историческим формам последующей, в том числе и современной философии. Без воспроизведения тенденций и результатов ренесансной и просветительской философии невозможны как осмысление исходных установок современных отечественных и зарубежных мыслителей, так и продуктивная исследовательская работа в области философии в целом.

 

Задачи курса

Раскрытие исторических взаимосвязей, своеобразия и внутренней структуры ренессансной и нововременной философии. Реконструкция основных положений и исследовательских приоритетов ренессансных и нововременных мыслителей. Уяснение значения философии Просвещения в общем историко-философском плане.

 

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «История философии Возрождения и нового времени» является необходимой составной частью изучения истории зарубежной философии студентами специальности «философия». Она следует после изучения курса истории философии средних веков и предполагает устойчивые знания античного и средневекового платонизма и аристотелизма. Нововременная философия представляет собой второй вслед за философией Платона и Аристотеля классический исторический период; ренессансная философская мысль есть образец переходной исторической эпохи; осмысление феномена Просвещения входит в круг актуальной философской проблематики.

Учебный курс создает необходимые предпосылки для изучения других историко-философских дисциплин, изучаемых в соответствии с учебным планом по специальности философия: «Немецкая классическая философия», «Зарубежная философии XIX в.», «История русской философии», «Современная зарубежная философия», а также основания изучения теоретических дисциплин, в том числе «Онтология и теория познания», «Социальная философия и философия истории», «История этических учений», «История эстетических учений», «Философская антропология», «Философия науки и техники».

 

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины ОПД — «История философии Возрождения и нового времени»

— знать главное содержание философских учений ренессансных и нововременных философов, иметь целостное представление о своеобразии проблематики философии Просвещения и о ее значении в самоопределении современной философской мысли.

— владеть принципами и основными понятиями, найденными в философии нового времени и уметь использовать их в своей профессиональной философской деятельности.

— уметь провести анализ философских позиций ренессансных и нововременных мыслителей в их сопоставлении с таковыми античных, средневековых и современных.

— быть способным воспроизводить философские позиции на уровне направлений и давать общие оценки разработке какой-либо из фундаментальных философских проблем.

 

Объем дисциплины, виды учебной работы,

Форма текущего, промежуточного и итогового контроля

 

Всего аудиторных занятий 96 часов
из них — лекций 66 часов
— практических занятий 66 часов
Самостоятельная работа студента 64 часа
Итого (трудоемкость дисциплины) 196 часов

 

Изучение дисциплины по семестрам

4 семестр: лекции — 32 ч., практические занятия — 32 ч. промежуточная аттестация, рефераты, зачёт.

5 семестр: лекции — 34 ч., практические занятия — 34 ч. промежуточная аттестация, рефераты, экзамен.

 

Содержание дисциплины.

 

3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий

 

I. Философия Возрождения. (18 часов)

Историческое своеобразие философии Возрождения. Выработка понятия Возрождения в историзме XIX века, его условность и ограниченность. Ренессансное устремление к древним образцам и открытие нового: возрождение гуманности, гражданственности, возрождение наук и искусств, возрождение внешкольного философствования, возрождение апостольской религиозности. Кризис властных институтов, церковное и государственное обновление. Экспансия европейской культуры и миссионерская деятельность. Позднесредневековая бюргерская культура и тенденция протестантизма.

Новая наука Коперника, Кеплера и Галилея. Небесная гармония и законы движения. Новые математические исследования. Живопись как новая наука — Леонардо да Винчи. Архитектурная теория Альберти.

Ренессансный гуманизм, его филологическая и моралистическая модификации. Поэзия Данте и образцовый гуманизм Петрарки как источники нового назначения философии. Понятия фортуны и мужества (virtvs) и новая история в трудах Макиавелли и Гвиччардини. Л. Валла о благе и наслаждении. Скептицизм Эразма, Монтеня, Шарона и Санчеса. Утопия как форма политической мысли — Т. Мор, Т. Кампанелла. Новая риторика П. Рамуса. Наука поведения Б. Грасиана.

Основные направления философии Возрождения. Платонизм и герметизм во Флорентийской Академии — М. Фичино и Дж. Пико делла Мирандола. Полемика Пико с Э. Барбаро. Традиция «древней теологии». Герметическая философия Дж. Бруно и луллистское искусство. Оккультная философия и магическое знание — Агриппа, Дж. Кардано, Де ла Порта, Парацельс. Мистический пантеизм Я. Бёме. Особенности ренессансного аристотелизма, П. Помпонацци. Вторая схоластика и её значение для формирования новой философии — Каэтан, Ф. Суарес.

 

II. Новое время: новая философия и новые. (42 часа)

 

Историческое своеобразие философии нового времени. Философия нового времени как вторая после античной классическая эпоха в истории философии. Основные понятия традиционной философии как темы философствующего мышления и его инструментарий. Отношение к схоластической и гуманистической традициям, к научному знанию и оккультизму. Прагматическое и целевое измерение новой рациональности. Исторические абстракции — Возрождение, барокко, ампир, классицизм — и их функционально-стилистический статус в описании нового времени.

Разноплановые исторические начала философии нового времени. 1) Начало как начинание новой традиции. Критика предрассудков, проблематика сомнения, критика принципов как выдвижение нового понимания рациональности. Требование новизны и будущный залог философского знания. 2) Начало как новое понятие науки. Прогресс возрождаемых и изобретаемых наук и искусств, спор древних и новых. Республика учёных, республика писем. Академии и научные общества. Новые философские школы, полемика между отдельными мыслителями и целыми направлениями. Новая гуманность и просвещение. Ведущее понятие опыта и естественного порядка. Научность и требование метода, наука и систематический характер знания. 3) Начало как новое понимание существа и целей первой философии. Выдвижение новых принципов. Обсуждение математических и метафизических начал. Первая философия и этика. Понятие сущего как реального, виды реальностей. Реально сущее как адекватный предмет метафизики. Идея как горизонт мышления. Понятие субстанции как самостоятельности сущего. Субсистентное, атрибутивное, дистрибутивное и релятивное понимание субстанции.

Философия нового времени как предмет современного изучения и повод для самоопределения современной мысли. Основные позиции в её историческом освоении: академический, модернизирующий, актуализирующий и фундаментальный интерес к нововременной проблематике. Понятия нововременной метафизической позиции, квазитеологической тенденции, картины мира, европейского человечества, антропоцентрического горизонта мышления, классической и неклассической рациональностей. Значение немецкого классического идеализма в истолковании новой философии. Понятия представляющего и опредмечивающего мышления. Реальная философия и философия трактатов и систем.

Общая характеристика философии нового времени:

рациональный характер новой философии: просвещение разума и просвещённость разумом; знание и мнение; критика предрассудков и понятие чистого разума; ratio как основа сознания самостоятельности мышления; ratio как исчисление фактов и аффектов сознания;

практический характер новой философии: технологический принцип мышления vervm factvm (истинное сделанное); фактический род причинности; принцип антропоцентрической свободы и утилитарная интерпретация знания; знание и мудрость, знание и вера; воля как действенное начало мышления; моральный горизонт метафизического знания;

метафизический характер философии: онтотеология как исторический и рациональный горизонт нового мышления; новизна, континуальность и постоянство присутствия как принципы интеллектуального воспроизведения творения; космология и психология как образующие части философской доктрины;

опытный характер философии как науки: опыт познания сущего и опыт сознания мышления; опыт как род концептуального сочинения и как род исследования реально сущего; мышление как представление объектов опыта и как предвосхищение объективности объектов; знание как начало и итог эксперимента; проверяемость и воспроизводимость знания;

аналитический характер философского знания: первая философия и логика, метафизика как логика; суждение разума как место истины; понятие аналитической картины мира и аналитически дифференцированного континуума сознания;

универсально-математический характер философского знания: понятие mathesis vniversalis; знание и учение; надопытный статус конструирующего воображения и знаковая геометрия мира; логико-вероятностный расчёт случайных причин и проект универсальной энциклопедии;

— характер новой философии как естествоведения: понятие естественного света разума и образ книги природы; знание как сила и усилие; приложение естественного разумения к естественно сущему, понятие естественного характера; понятие человеческой природы как ключевое — врождённые идеи и прирождённые задатки, естественная данность общего чувства и здравого рассудка; нация как субъект права и национализация научных институтов и традиций.

Основные направления философии нового времени и соответствующие этим направлениям черты. Философия как метафизика и первая наука, и философия как общая теория сознания и опыта. 1) Философия как знание о рациональных причинах и началах сущего. Первостепенность исследования априорных структур мышления. Философия как систематическое применение принципа. Ведущее значение понятий субстанции и причинности для утверждения объективной общезначимости познания. Конечный характер человеческого мышления, бесконечность мировых связей и дискурсивно-методический способ рассуждения. 2) Философия как опытноориентированная критика познания и сознания. Истолкование чувственного источника знания как принципа конечности мышления. Знание как внутриопытный эффект: как результат опыта и начало успешной деятельности. Рефлексивно-ассоциативная природа мышления. Критика предрассудков и ведущее значение воспитания природных задатков. Значение общего чувства как основного в конституции человеческого сознания. Критика понятий субстанции и причинности и психологизм как ведущая тенденция в истолковании философии.

Новая философия в трудах новых философов:

Ф. Бэкон. Философия как естественная теория и естественная история. Классификация наук. Универсальное понятие эксперимента. Учение об индукции как исследовании форм. Табличный характер знания. Критика предрассудков как идолов в познании. Проект прагматического преобразования науки.

Р. Декарт. «Мыслю — есмь» — смысл и значение принципа. Рационально-метафизический статус сомнения как критики предрассудков, типы предрассудков. Значение метода в философии. Истина как правильность мышления. Процедуры дедукции и энумерации. Учение о врождённых идеях, виды идей. Естественный свет разума, интуиция и её виды, ясность как критерий истины.

Фундаментальный характер дистинкции «res cogitans» и «res extensa» как двух родов конечных субстанций. Критерий истины как отчётливость (дистинктность) идеи. Понятие бога как совершенного и бесконечного существа, обязательность демонстрации экзистенции бога. Понятия объективной и формальной реальности. Понятие субстанции и её неуничтожимости. Принцип широты воления как причина ложности идей. Понятия метафизической и моральной достоверностей.

Оказия душевно-телесного соответствия. Учение об актуальности мышления и телесных рефлексах и аффектах. Животное как совершенный механизм. Корпускулярная теория. Дистинкция пространства и протяжённости. Основные характеристики протяжённости. Аналитическая геометрия.

Т. Гоббс. Философия как правильное рациональное познание. Мышление как исчисление идей. Априорность и произведённость как важнейшие характеристики мышления. Теоретическое и практическое априори. Принцип знания «истинное сделанное». Рациональный номинализм в интерпретации мышления. Знаковая природа речи. Метка как элемент мышления. Произволение как источник речи.

Понимание субстанции как тела. Тело как первофеномен разумения. Роды тел: механическое, человеческое, государственное. Антропология как прикладная физика. Универсальное понятие движения как перемещения. Дистинкция протяжённости и пространства.

Практическое априори и основные понятия гражданской философии: естественное состояние человечества, общественный договор, государство как естественное тело, естественный закон гражданского общежития. Свобода и изначальное зло в человеческой природе.

Б. Спиноза. Дистинкция природы порождающей и природы порождённой. Основные понятия метафизики: субстанция, атрибут, модус, бесконечность, порядок. Учение об универсальной причинной связи. Принципиальное тождество связи вещей и связи идей. Детерминация как принцип сущего. Понятие субстанции как основание тождества природы и бога. Метод как метафизическая математика ума.

Статус аффекта для разума и свободы. Познание как интеллектуально-любовное восхождение к богу. Свобода как сознанная необходимость. Этика как практически завершённая метафизика.

Дж. Локк. Критические задачи философии. Понятие источника и границ знания. Отвержение врождённых теоретических и практических принципов и поводы для оного. Аргумент от инфантов, идиотов и иноземцев и требование всеобщего согласия, признание принципа как мотивированное решение разума.

Деление опыта на внутренний и внешний. Рефлективная природа мышления в эмпиризме. Понятие идеи, виды идей. Первичные и вторичные качества. Субстанция как подпорка. Порядок образования сложных идей. Ассоциация идей. Понятие мыслящей материи. Признание утверждаемых ньютонианцами атомов и пустоты. Виды познания и виды истинности.

Воспитуемость человеческой природы. Либерализм и пределы веротерпимости. Публично-приватная реальность свободы. Успех и польза как критерии деятельности. Понятие морального закона.

Г. В. фон Лейбниц. Субстанция как простая монада и как силовая единица бытия. Стремление и перцепция как основные характеристики монады. Монада как энтелехия. Виды перцепций, малые перцепции, апперцепция. Познание как прояснение перцепций. Критерии ясности и отчётливости. Понятие идеи, идея и образ. Истина разума как врождённая способность мыслить о близкой вещи.

Первая и вторая материи, понятие антитипии, ресистенции, инерции. Протяжённость, пространство, телесность, материальность. Феномен как сложенность субстанциального вокруг души как центра. Предустановленная гармония действующих и целевых причин. Учение о возможных и оптимальном универсумах и о естественности и единственности реального порядка. Тезис — есть скорее вещь, а не ничто. Понятия организма, органа, способности и функции.

Принцип тождества как принцип возможности. Принцип тождества неразрешимых. Принцип континуума, роды континуумов. Принцип достаточного счёта. Истина факта и причинность реального. Протяжённое как хорошо (причинно) рассчитанный феномен. Феномен как реальное и как воображаемое. Первые истины факта — «я мыслю» и «я мыслю разное». Моральные истины как истины факта. Обоснование исторического знания как морально достоверного. Замысел теодицеи и учение о моральной необходимости.

Истина факта как истина случайного. Проект исчисления вероятностей. Проект комбинаторики. Проект универсальной характеристики. Учение об определении и натуральном характере. Усовершенствованная латынь как язык науки. Рациональные и риторические требования к стилистике философской речи. Понятие о философском мире.

Дж. Беркли. Принцип «бытие есть воспринятое». Проблема континуальности реальной экзистенции при условии существенной неполноты человеческого восприятия. Абсолютное условие бытия - восприятие бесконечного интеллекта. Понятие идеи. Понятия души и духа. Отвержение концепции первичных и вторичных качеств. Опровержение Локковской теории абстракций. Проблема знака и обозначения. Теория понятий. Критика понятий материи, пространства, субстанции. Понятие истины.

Д. Юм. Учение о перцепциях, виды перцепций. Ассоциация перцепций, её виды и значение в обосновании сложных идей. Учение о причинности. Психологический порядок образования идеи причинности. Феноменалистическая критика понятий пространства, времени, субстанции. Психология как образец строгой науки. Вера, привычка, знание и природа человека. Отрицание необходимости и всеобщности опытного знания. Юм о предикате существования. Познание и целеполагание. Несводимость суждений о должном и суждений о сущем.

Природа человека как предмет моральной философии. Структура моральной философии. Концепция практического действия в моральной философии.

 

III. Новое время: новые традиции и век Просвещения. (6 часов)

 

Общая характеристика. Натурализм просветительской мысли и традиция антично-средневековой метафизики света. Рациональная и моральная трактовка откровения. Естественный свет разума. Естественное состояние человечества и культура разума. Традиции христианского просвещения и рационального просвещения. Моральная справедливость и интеллектуальная религия. Унификация права и оправдание богатства и труда.

Утверждение самостоятельности человеческого разума и критика традиционных институтов и авторитетов. Критика вкуса, общительность и феномен общественности. Понятие человечности как рационального идеала в перспективе социальной и нравственной истории.

Просвещённость как задача воспитания и образования человеческой природы. Школьный и популярный характеры просвещенческого философствования. Традиции Декарта, Локка и Лейбница как просветительские. Полемика вокруг спинозизма. Употребление, применение и приложение как насущные задачи всякого знания. Нормативная трактовка знания и искусства. Идеология как рациональное знание и как социальная критика.

Классическая характеристика понятия Просвещения у Канта. Своеобразие национальных интеллектуальных традиций и национальных форм Просвещения.

Британское Просвещение. Кембриджские платоники. Полемика вокруг социнианства. Ньютонианство: деизм и спиритуализм, Ньютон и алхимия. Основные представители британского Просвещения: Толанд, Гартли, Пристли, Шефтсбери, Хатчесон, Хоум, Мандевиль, Бёрк, Рид и шотландская школа. Моральная философия, концепции морального чувства, общего чувства. Проблемы философии истории (Боллингброк). Моральная философия и политическая экономия А.Смита. Критика и эстетика в трудах британских просветителей.

Французское Просвещение. Этапы и направления во французском Просвещении. Основные представители: Вольтер, Дидро, Арно, Мальбранш, Бейль, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Монтескье, Руссо, Кондорсе, Тюрго.

Деятельность энциклопедистов и её результаты. Рациональный эгоизм в моральной доктрине и прогрессизм в истолковании истории. Моральное истолкование правового порядка и натуралистическая трактовка общественного окружения и воспитания. Механистический материализм как квазинаучный феномен. Критика цивилизации.

Итальянское Просвещение. Экономические идеи Б. Дженовези. Гуманитарная наука Дж. Вико. Правовое учение Ч. Беккариа.

Немецкое Просвещение. Воспитательная концепция Лессинга. Нормативный эллинизм Винкельмана. Натурализм Гёте. Классицизм Шиллера. Историография Гердера. Моральная публицистика Мендельсона. Школьная философия Вольфа. Эстетика Баумгартена. Новый органон Ламберта. Психологизм Гарве и Тётенса.

 

3.3. Вопросы и задания для самостоятельной работы

В ходе семинарских занятий по дисциплине и в процессе самостоятельной работы студентов предполагается освоение обязательного для каждого студента минимума текстов первоисточников общим объёмом около 500 стр. (перечень и объём их приведен в списке рекомендуемой литературы п.4.7.1.), а также первоисточников (их разделов), включённых в список экзаменационных вопросов по учебному курсу (п.3.6.).

Студенты, пропустившие семинарские занятия, отчитываются преподавателю по темам программы в устной или письменной форме (по выбору руководителя семинара).

 

3.5. Примерная тематика рефератов, курсовых работ по дисциплине

Выполнение студентами курсовых работ по дисциплине не предполагается. Для реферирования предлагается один из первоисточников, указанных в списке дополнительной литературы (по выбору студента).

 

3.6. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Эпоха Возрождения в истории философской мысли. Её статус и общая характеристика.

2. Поэтика Данте и Петрарки.

3. Николай Кузанский. Учение о знании Бога и человека.

4. Философия флорентийских неоплатоников.

5. Философия Бруно, общая характеристика.

6. Новая философия и схоластика.

7. Новая философия и новая наука.

8. Основные исторические понятия для описания философии нового времени.

9. Основные черты философии нового времени.

10. Основные направления философии нового времени.

11. Бэкон. Философия как естественная теория и естественная история, классификация наук, универсальное понятие эксперимента.

12. Бэкон. Табличный характер знания, критика предрассудков как идолов в познании, проект прагматического преобразования науки.

13. Декарт. «Мыслю — есмь»: смысл, значение и формулировки принципа. Рационально-метафизический статус сомнения как критики предрассудков, типы предрассудков.

14. Декарт. Значение метода в философии, истина как правильность мышления, процедуры дедукции и энумерации.

15. Декарт. Учение о врождённых идеях, виды идей; естественный свет разума, интуиция и её виды, ясность как критерий истины.

16. Декарт. Фундаментальный характер дистинкции “res cogitans” и “res extensa” как двух родов конечных субстанций. Критерий истины как отчётливость (дистинктность) идеи.

17. Декарт. Понятие бога как совершенного и бесконечного существа, обязательность демонстрации экзистенции бога. Понятия объективной и формальной реальности.

18. Декарт. Понятие субстанции и её неуничтожимости.

19. Декарт. Принцип широты воления как причина ложности идей. Понятия метафизической и моральной достоверностей.

20. Декарт. Оказия душевно-телесного соответствия. Учение об актуальности мышления и телесных рефлексах и аффектах. Животное как совершенный механизм.

21. Декарт. Корпускулярная теория. Дистинкция пространства и протяжённости. Основные характеристики протяжённости. Аналитическая геометрия.

22. Гоббс. Философия как правильное рациональное познание. Мышление как исчисление идей. Априорность и произведённость как важнейшие характеристики мышления.

23. Гоббс. Теоретическое и практическое априори. Принцип знания «истинное сделанное».

24. Гоббс. Рациональный номинализм в интерпретации мышления. Знаковая природа речи. Метка как элемент мышления. Произволение как источник речи.

25. Гоббс. Понимание субстанции как тела. Тело как первофеномен разумения. Роды тел: механическое, человеческое, государственное. Антропология как прикладная физика.

26. Гоббс. Универсальное понятие движения как перемещения. Дистинкция протяжённости и пространства.

27. Гоббс. Практическое априори и основные понятия гражданской философии: естественное состояние человечества, общественный договор, государство как естественное тело, естественный закон гражданского общежития. Свобода и изначальное зло в человеческой природе.

28. Спиноза. Дистинкция природы порождающей и природы порождённой.

29. Спиноза. Основные понятия метафизики: субстанция, атрибут, модус, бесконечность, порядок.

30. Спиноза. Учение об универсальной причинной связи. Принципиальное тождество связи вещей и связи идей.

31. Спиноза. Детерминация как принцип сущего. Понятие субстанции как основание тождества природы и бога. Метод как метафизическая математика ума.

32. Спиноза. Статус аффекта для разума и свободы. Познание как интеллектуально-любовное восхождение к богу. Свобода как сознанная необходимость. Этика как практически завершённая метафизика.

33. Локк. Критические задачи философии. Понятие источника и границ знания.

34. Локк. Отвержение врождённых теоретических и практических принципов и поводы для оного. Аргумент от инфантов, идиотов и иноземцев и требование всеобщего согласия, признание принципа как мотивированное решение разума.

35. Локк. Деление опыта на внутренний и внешний. Рефлективная природа мышления в эмпиризме.

36. Локк. Понятие идеи, виды идей. Первичные и вторичные качества. Субстанция как подпорка. Порядок образования сложных идей. Ассоциация идей. Понятие мыслящей материи. Признание атомов и пустоты. Виды познания и виды истинности.

37. Локк. Воспитуемость человеческой природы. Либерализм и пределы веротерпимости. Публично-приватная реальность свободы. Успех и польза как критерии деятельности. Понятие морального закона.

38. Лейбниц. Субстанция как простая монада и как силовая единица бытия. Стремление и перцепция как основные характеристики монады.

39. Лейбниц. Монада как энтелехия. Виды перцепций, малые перцепции, апперцепция.

40. Лейбниц. Познание как прояснение перцепций. Критерии ясности и отчётливости.

41. Лейбниц. Понятие идеи, идея и образ. Истина разума как врождённая способность мыслить о близкой вещи.

42. Лейбниц. Первая и вторая материи, понятие антитипии, ресистенции, инерции. Протяжённость, пространство, телесность, материальность.

43. Лейбниц. Феномен как сложенность субстанциального вокруг души как центра. Предустановленная гармония действующих и целевых причин.

44. Лейбниц. Учение о возможных и оптимальном универсумах и о естественности и единственности реального порядка. Тезис — есть скорее вещь, а не ничто.

45. Лейбниц. Понятия организма, органа, способности и функции.

46. Лейбниц. Принцип тождества как принцип возможности. Принцип тождества неразрешимых. Принцип континуума, роды континуумов.

47. Лейбниц. Принцип достаточного счёта. Истина факта и причинность реального. Протяжённое как хорошо (причинно) рассчитанный феномен. Феномен как реальное и как воображаемое.

48. Лейбниц. Первые истины факта — “я мыслю” и “я мыслю разное”. Моральные истины как истины факта.

49. Лейбниц. Обоснование исторического знания как морально достоверного. Замысел теодицеи и учение о моральной необходимости.

50. Лейбниц. Истина факта как истина случайного. Проект исчисления вероятностей. Проект комбинаторики. Проект универсальной характеристики. Учение об определении и натуральном характере.

51. Лейбниц. Усовершенствованная латынь как язык науки. Рациональные и реторические требования к стилистике философской речи. Понятие о философском мире.

52. Беркли. Принцип “бытие есть воспринятое”. Проблема континуальности реальной экзистенции при условии существенной неполноты человеческого восприятия. Абсолютное условие бытия — восприятие бесконечного интеллекта.

53. Беркли. Понятие идеи. Понятия души и духа. Отвержение концепции первичных и вторичных качеств. Опровержение Локковской теории абстракций.

54. Беркли. Проблема знака и обозначения. Теория понятий. Критика понятий материи, пространства, субстанции. Понятие истины.

55. Юм. Учение о перцепциях, виды перцепций. Ассоциация перцепций, её виды и значение в обосновании сложных идей.

56. Юм. Учение о причинности. Психологический порядок образования идеи причинности. Феноменалистическая критика понятий пространства, времени, субстанции. Психология как образец строгой науки.

57. Юм. Вера, привычка, знание и природа человека. Отрицание необходимости и всеобщности опытного знания. Юм о предикате существования. Познание и целеполагание. Несводимость суждений о должном и суждений о сущем.

58. Юм. Природа человека как предмет моральной философии. Структура моральной философии. Концепция практического действия в моральной философии.

59. Натурализм просветительской мысли и традиция антично-средневековой «метафизики» света. Рациональная и моральная трактовка откровения. Естественный свет разума. Естественное состояние человечества и культура разума.

60. Просвещение. Утверждение самостоятельности человеческого разума и критика традиционных институтов и авторитетов.

61. Просвещение. Критика вкуса, общительность и феномен общественности.

62. Просвещение. Понятие человечности как рационального идеала в перспективе социальной и нравственной истории.

63. Просвещённость как задача воспитания и образования человеческой природы. Школьный и популярный характеры просвещенческого философствования. Традиции Декарта, Локка и Лейбница как просветительские. Употребление, применение и приложение как насущные задачи всякого знания.

64. Просвещение. Нормативная трактовка знания и искусства. Идеология как рациональное знание и как социальная критика.

65. Классическая характеристика понятия просвещения у Канта. Своеобразие национальных интеллектуальных традиций и национальных форм Просвещения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: