Семинар в интерактивной форме




Описание кафедры

История кафедры

Выпускники специальности «Бухгалтерский учет и аудит» пользуются стабильным спросом на рынке труда, имея хорошие перспективы дальнейшего профессионального и карьерного роста, так как могут претендовать на престижную работу в серьезных организациях.

Подготовка таких специалистов ведется на кафедрах многих университетов. Однако рассмотрим организацию кафедры бухгалтерского учета и аудита в нашем университете.

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита является учебным и научно-исследовательским подразделением Института экономики и управления СКФУ. Образована на базе кафедр «Экономика и учет» Северо-Кавказского государственного технического университета и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Ставропольского государственного университета. Первый выпуск экономистов по специальности «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности» осуществлен в 1989 году.

По итогам 2010 года кафедра стала победителем всероссийского конкурса «Лучшая экономическая кафедра», проводимого по инициативе Вольного экономического общества России и Международной Академии менеджмента при поддержке Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Организация работы кафедры, ее структура, количественный и качественный состав определяются Положением о кафедре. Структура кафедры и ее состав утверждается приказом ректора университета каждый учебный год в установленном порядке. В состав кафедры могут входить научные лаборатории, научно-методические кабинеты, научные лаборатории.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры включает 28 человек, в том числе 4 доктора экономических наук, 20 кандидатов экономических наук. Остепенённость кафедры составляет 86%. Средний возраст преподавателей – 43 года.

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита осуществляет подготовку студентов по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» (специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»), направлениям 38.03.01 «Экономика» (профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») и 38.04.01 «Экономика» (магистерские программы «Аудит и финансовый консалтинг», «Финансовый учет и анализ в коммерческих предприятиях», «Учет, анализ и аудит», «Учетн Все вопросы, которые касаются деятельности кафедры, обсуждаются на заседании кафедры. Данные мероприятия проводятся под руководством заведующего не менее 1 раза в месяц и с привлечением сотрудников других кафедр.

Так же кафедра ведет активную научную работу, студенты и аспиранты кафедры участвуют в научно-практических, научно-технических конференциях, региональных и международных студенческих семинарах.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, главной задачей кафедры бухгалтерского учета и аудита, а так же ее заведующего является организация и выполнение на высоком уровне процесса подготовки экономистов по специальности "Бухгалтерский учет и аудит", как очной, так и заочной формы обучения. Так же кафедра должна проводить научные исследования в области бухгалтерского, управленческого, налогового учета и аудита, способствовать подготовке и повышению квалификации научно-педагогических кадров.

о-экономическое и правовое обеспечение бизнеса»).

Образовательные программы реализуются по очной и заочной формам обучения. Кафедрой реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров: «Экономическая безопасность», «Бухгалтерский учет и анализ», «Информационные технологии в бухгалтерском учете», «Судебно-экономическая экспертиза».

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита сотрудничает с представителями профессионального сообщества, такими как:

Министерство финансов Ставропольского края;

Управление ПФР по Ставропольскому краю;

Управление Федерального казначейства РФ по Ставропольскому краю;

Управление Федеральной Налоговой Службы по Ставропольскому краю;

Контрольно-счетная палата Ставропольского края;

АО концерн «Энергомера»;

АО «Молочный комбинат «Ставропольский»;

Компания «Арнест»;

ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»;

Отделения ПАО ВТБ 24;

Отделение по Ставропольскому краю Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации

Юго-Западный банк ПАО Сбербанк;

Ставропольский филиал АО «Юникредит Банк»;

Научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава кафедры осуществляется в рамках научной школы под руководством доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, лауреата премии Правительства РФ в области образования Ушвицкого Льва Исаковича «Устойчивое развитие территориальных социально-экономических систем».

На кафедре функционирует аспирантура по специальностям «Экономика и управление народным хозяйством» и «Финансы, денежное обращение и кредит». Научно-исследовательская деятельность сотрудников кафедры носит как фундаментальный, так и прикладной характер по следующим направлениям:

- мониторинг отраслевых рынков;

- анализ финансового состояния хозяйствующих субъектов;

- учетно-аналитическое обеспечение маркетинговой политики предприятий реального сектора экономики;

- организация и постановка внутреннего контроля и аудита;

- разработка механизма инвестиционно-стратегического учета и анализа на предприятиях;

- разработка инструментария оценки деятельности государственных (муниципальных) учреждений;

- оценка эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений;

- разработка Методических рекомендаций по повышению эффективности системы планирования в организациях бюджетной сферы;

- контроллинг персонала;

- прогнозирование показателей функционирования хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики и сфер деятельности и др.

В качестве фундаментальных исследований Тер-Григорьянц А.А. выигран Грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов наук на тему «Управление сельскохозяйственным производством регионального АПК в условиях риска и неопределенности», Ушвицким М.Л. - Грант Президента РФ «Агропродовольственная стратегия развития эффективной интеграции в условиях конкурентного рынка». Научная работа Куницыной Н.Н. и Соловьевой И.В. «Прогнозирование циклической динамики региональных экономических систем с учетом факторов неопределенности и риска» получила премию на конкурсе Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Выигран грант Российского Фонда Фундаментальных Исследований (РФФИ) на проведение конференции "Современные вызовы и реалии экономического развития России".

Преподаватели кафедры регулярно участвуют в международных, всероссийских, региональных и внутривузовских науных и научно-практических конференциях. Результаты НИР профессорско-преподавательского состава находят отражение в монографиях и публикациях в ведущих реферируемых научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией, а также изданиях, входящих в международные реферативные базы SCOPUS и Web of Science.

Планирование нагрузки преподавателя осуществляется в соответствии с учебным планом на основании Приказа Министерства образования Украины № 450 от 07.08.02., а также на основе методике, указанной в положении «О нагрузке преподавателя».

Нагрузка отражается в ведомости выполнения нагрузки кафедры бухгалтерского учета и аудита. Планирование нагрузки каждого преподавателя находят отражение в индивидуальных планах и учете работы преподавания. Педагогическую нагрузку можно рассмотреть в индивидуальном плане преподавателя.

Индивидуальный план преподаватель составляет в начале учебного года. В план включены следующие пункты: учебная работа, методическая работа, организационная работа.

В нагрузку входят:

- учебная работа;

- график планирования учебной работы;

- научно-методическая работа по составлению методических рекомендаций;

- научная работа по подготовке к занятиям, публикациям, внедрению
достижений, культурно-воспитательный процесс и т.п.

Отметим, что при планировании нагрузки педагогических работников исходят из того, что максимальный объем учебной работы научно-педагогического работника в соответствии с Законом Украины «О высшем образовании» не должно быть более 900 часов.

Культурно-воспитательная работа предусматривает подготовку и проведение интеллектуального марафона, дежурство в общежитии, кураторские часы. Общий объем нагрузки научно-педагогических работников устанавливается с расчетом 1 ставки, равной 1548 часов на протяжении учебного года.

Объемы работ каждого научно-педагогического работника по основным видам его деятельности определяются по фактически выполненной ими работы, которая подтверждается соответствующими документами.

Документация преподавателя следующая - журнал учета посещаемости и текущей успеваемости, экзаменационные и зачетные ведомости, план куратора, план и отчет о работе научных студенческих кружков, отчет о работе за год, как составляющая часть отчета о работе кафедры.

Учет успеваемости и посещаемости ведется в журнале учета успеваемости и посещаемости, которую преподаватель разрабатывает самостоятельно. Особенность состоит в том, что есть журнал успеваемости, изначально подготовленный, где преподаватель ведет записи уже на свое усмотрение. В журнале отводится 2-3 листа на каждую группу, где указывается список студентов, и напротив каждой фамилии делает отметки по успеваемости и посещаемости, то есть ставит оценки и отражает неявку студента на занятия с помощью записи «н» или «н/б». На соседнем листе указываются дата занятия и тема занятия, записи по самостоятельной работе. Если у преподавателя нет никаких замечаний к студентам, сданы все работы, отработаны пропуски, студенты допускаются к зачету или экзамену.

Перед началом экзамена преподаватель берет экзаменационный материал (билеты, критерии оценивания), экзаменационную ведомость и журнал учета успеваемости и посещаемости. Экзаменационная ведомость выдается в деканате под подпись преподавателя и его личную ответственность.

Во время экзамена преподаватель заполняет зачетно-экзаменационную книжку, журнал и экзаменационную ведомость. В ведомости указывают: отделение, дисциплину, группу, фамилию и инициалы студентов, номер билета, начало и конец экзамена, ставят подписи.

Практически за каждым преподавателем закреплена группа студентов, с которой он должен работать. Группа, как правило, закрепляется за двумя преподавателями. Еженедельно в расписании занятий стоит кураторский час, на котором группа совместно с куратором решают текущие вопросы и обсуждают возникшие проблемы. За весь учебный год предусматривается 139 часов кураторской работы.

 

Кафедра вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие региона, подтверждением чему служит участие в работе аттестационных комиссий различных министерств и ведомств. Правительства Ставропольского края. Преподаватели кафедры привлекались к разработке «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» и «Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 г». По заказу Министерства транспорта Ставропольского края было проведено обследование пассажиропотоков на маршрутной сети городского пассажирского транспорта города Ставрополя.

Научно-исследовательская работа студентов организована в рамках деятельности научных кружков, научной лаборатории, а также участия в научных и научно-практических конференциях; внутривузовских, всероссийских, международных конкурсах и олимпиадах и др.

Читаемые курсы (дисциплины): Актуальные проблемы финансового права, Анализ бухгалтерской финансовой отчетности, Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности, Анализ хозяйственной деятельности, Инновационно-инвестиционный анализ, Бухгалтерский и управленческий учёт, Государственный финансовый контроль и т.д.

Воспитательная миссия кафедры заключается в создании условий для духовно-нравственного и культурного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта, созидательного решения общественных и личных проблем, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации студентов, приобщения их к здоровому образу жизни, формирования позитивной корпоративной культуры студента СКФУ.

Непосредственно воспитательная работа организуется и проводится в учебных группах. За каждой учебной группой назначен куратор из числа преподавателей кафедры, планирующий работу коллектива студентов на учебный год.

В направлении духовно-нравственного воспитания проводятся тематические кураторские часы, музыкальные конкурсы и конкурсы плакатов и газет. Студенты принимают активное участие в спортивных соревнованиях по волейболу, баскетболу, настольному теннису.

Кураторами кафедры совместно со студентами организуется благотворительная помощь солдатам и учащимся детских домов в рамках акции «Поделись теплом своей души с детьми-сиротами».

На кафедре организована работа по социально-психологической адаптации первокурсников (тестирование, индивидуальные беседы, тренировочные упражнения). Регулярно планируются и реализуются мероприятия со студентами по профилактике наркомании и других антисоциальных явлений: «Влияние вредных привычек на здоровье нации», «О борьбе со СПИДом», «Нет наркотикам», «Ограничивающие факторы развития личности», «Болезни века», «Управление временем».

Студенты кафедры в течение всего года принимают активное участие в университетских и городских мероприятиях: «Посвящение в первокурсники», конкурс «Мужик университета», КВН, «День первокурсника», городская и университетская «Студенческая весна», День святого Валентина, Дни открытых дверей, праздники 8 марта и 23 февраля, масленица и др. Студенты кафедры активно участвуют в ежегодных научно-практических конференциях, проводимых в СКФУ и других российских вузах. Важным элементом активизации познавательной деятельности студентов являются ежегодно проводимые международные олимпиады по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту.


 

2 гл

Во время прохождения педагогической практики нами была выбрана дисциплина «Контроль и ревизия». По этому за период практики нами были изучены такие документы по данной дисциплине:

- типовая и рабочие программы;

- тематический план дисциплины;

- структурно-логическая схема изучения дисциплины;

- методическое обеспечение для студентов заочной формы обучения, написание курсовых и дипломных работ;

- программ прохождения учебных и производственных практики;

- оформление экзаменационных билетов и комплексных контрольных работ.

В результате изучения было выявлено, что все вышеперечисленные документы соответствуют всем требованиям оформления и разработки.

Рассмотрим более подробно. Временная типовая программа утверждается на заседании кафедры в начале учебного года, утверждается учебно-методической комиссией факультета, вуза. Она содержит следующие разделы: содержание, цели, что надо знать, уметь, навыки, теоретические аспекты, практическую часть и самостоятельную работу, краткое содержание тем, модульный контроль и список литературы.

На основании типовой программы составляется рабочая учебная программа, утверждается деканатом. Содержит в себе такую информацию: цели и задачи курса, распределение фонда рабочего времени по модулям, видам занятий и соответствующим темам; распределение учебного контроля по модулям; темы курсовых работ; список литературы; критерии оценивания. Часы на изучение дисциплины сверяются с учебным рабочим планом деканата.

Далее составляется, структурно-логическая схема программы, календарный тематический план, конспект лекций, методические рекомендации по курсовой работе, для проведения практических занятий, программа практики, методические рекомендации для контрольных работ студентов заочного отделения, экзаменационные билеты, визуальное сопровождение, задания для контрольных работ и для самостоятельной работы.

Особое внимание во время прохождения практики было уделено критериям оценки знаний в соответствии с требованиями кредитно-модульной оценки знаний, которая используется и в нашем учебном заведении.

Недавно, в качестве альтернативы существующей пятибалльной системы оценивания, которая раньше применялась в нашем вузе, была рассмотрена и внедрена кредитная система оценивания или система перевода зачетных единиц, состоящая непосредственно из кредитов и академического оценивания достижений студентов, на основе существующих в зарубежной высшей школе аналогов (США, страны Европейского Союза, Австралия).

Данному нововведению способствовал тот факт, что в Государственной национальной программе «Образование» в настоящее время предусмотрены пути реформирования высшего образования, которое, как планируется, будет везде основываться на системе ECTS. Система» ECTS - это система академических кредитов, предусматривающая сравнение учебных достижений, выраженных в определенных единицах и их взаимозачет в различных учебных заведениях.

При составлении вопросов и раскрытии их содержания мы учитывали тот фактор, что студенты усваивают материал лишь только первые 10-15 минут. Поэтому все предложенные выше вопросы были составлены с учетом данной специфики, а во время изложения информации лектор должен будет вкладываться в данные промежутки времени. А именно на каждый вопрос отводиться 15 минут. Между этими промежутками времени лектор должен делать небольшие перерывы в течение 2-3 минут.

Информация, изложенная в данной лекции, является доступной, аргументированной, логической. В тексте разъяснены все новые термины и понятия. А так же теоретическая информация взаимосвязана с большим количеством ярких, убедительных и практических примеров и фактов.

Однако усвоение информации студентами зависит не только от содержания материала, но и от эмоциональности его изложения. Поэтому лектор должен применять различные способы чтения лекции.

Например, читать лекцию громко и постепенно сбавлять тон, тогда студенты будут концентрировать все внимание на лекцию. Также, прочитав несколько вопросов, следует давать возможность немножко отдохнуть, а тем временим рассказать несколько практических примеров.

План лекций по дисциплине: «Международные стандарты финансовой отчетности»:

1. Сущность, характеристика и роль международных стандартов финансовой отчетности в деятельности организации. Основные принципы и концепции международной системы финансового учета и финансовой отчетности

2. Формирование показателей финансовой отчетности. Понятие справедливой стоимости

3. Элементы финансовой отчетности: понятие, признание и оценка.

4. Принципы подготовки и представления финансовой отчетности по МСФО.

 

Семинар в интерактивной форме

Проведение семинара в интерактивном режиме, в форме решения бизнес-кейса «Анализ финансовой отчетности организаций по МСФО» по теме: «Подходы и этапы формирования организациями финансовых отчетов в формате МСФО, их анализ».

Цель семинара: развитие у студентов практических навыков анализа отчетности, составленной организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В рамках семинара студенты по списку делятся на две подгруппы и каждая подгруппа самостоятельно решает бизнес-кейс. После завершения решения проверяется его правильность и обоснованность выводов, каждая подгруппа доказывает полученные ими выводы.

Бизнес-кейс «Анализ финансовой отчетности организаций по МСФО»:

Таблица 1 - Баланс - Организация 1 тыс. руб.

Активы     Изменение,%
Денежные средства и их эквиваленты 3 173 986 1 108 883 186%
Торговые ценные бумаг 346 023 275 100 26%
Средства в кредитных организациях 917 565 169 518 441%
Соглашения обратного репо 34 361 57 736 -40%
Кредиты и клиентам 7 608 177 4 919 923 55%
Ценные бумаги, доступные для продажи 62 261 7 509 729%
Основные средства 170 223 152 344 12%
Налоговые активы 14 476 4 434 226%
Прочие активы 199 681 137 928 45%
ИТОГО АКТИВОВ 12 526 753 6 833 375 83%
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА     Изменение,%
Средства кредитных организаций 432 902 338 257 28%
Обязательства по возврату ценных бумаг 31 764 -  
Средства клиентов 7 013 844 3 968 705 77%
Выпущ енные долговые обязательства 4 065 746 1 899 113 114%
Текущие налоговые обязательства - 10 795 -100%
Резервы -   -100%
Прочие обязательства 38 033 23 879 59%
ИТОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 11 582 289 6 241 052 86%
СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА     Изменение,%
Уставный капитал 229 682 212 612 8%
Дополнительный капитал 232 408 201 768 15%
Резервный фонд и нераспределенная прибыль 449 625 145 194 210%
Фонд переоценки основных средств 32 749 32 749 0%
ИТОГО СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ 944 464 592 323 59%
ИТОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ 12 526 753 6 833 375 186%

 

Таблица 2 - Отчет о прибылях и убытках – Организация 1 тыс. руб.

Отчет о прибылях и убытках     Изменение,%
Процентные доходы 1 304 666 879 252 48%
Процентные расходы 415 062 337 284 23%
Чистые процентные доходы 889 604 541 968 64%
Создание (восстановление) резерва под обесценение процентных активов 6 420 (14 102) -146%
Чистые процентные доходы за вычетом резерва под обесценение процентных активов     59%
Комиссионные доходы 183 078 153 293 19%
Комиссионные расходы 26 366 15 455 71%
Чисты е комиссионные доходы 156 712 137 838 14%
Дилинговые доходы за вычетом расходов (6 279) (86 479) -93%
Доходы за вычетом расходов по операциям с иностранной валютой (2 870) 35 817 -108%
Доходы за вычетом расходов от переоценки счетов в иностранной валюте 4 807 (2 779) -273%
Дивиденды полученные 5 755 1 716 235%
Прочие доходы 4 870 6 219 -22%
Прочие непроцентные доходы 6 283 (45 506) -114%
Заработная плата и связанные с ней выплаты 388 880 251 748 54%
Амортизация основных средств 33 457 32 131 4%
Прочие административные и операционные расходы 237 142 165 409 43%
Восстановление прочих резервов под обесценение (5 066) (10 500) -52%
Прочие непроцентные расходы   438 788 49%
Прибыль до налогообложения   209 614 87%
Налог на прибыль 88 212 43 173 104%
Прибыль за год 303 554   82%

Таблица 3-Анализ результатов деятельности на основе использования коэффициентов

Коэффициенты     Изменение,%
Прибыль/ капитал      
Прибыль/ активы      
Операционные доходы/активы      
Операционные расходы/активы      
Чистые процентные доходы/процентные активы      
Непроцентные доходы/активы      
Процентные доходы/процентные активы      
Процентные расходы/процентные пассивы      
Резерв под обесценение кредитов/ кредиты      
до вычета резерва под обесценение      
Денежные средства и их эквиваленты/ активы      
Основные средства/ активы      
Кредиты клиентам/средства клиентов      
Кредиты клиентам и организацияам/ обязательства      

Задание: На основании баланса и отчета и прибылях убытках Организации 1 рассчитать коэффициенты, представленные в таблице «Анализ результатов деятельности на основе использования коэффициентов», провести анализ данных коэффициентов, выявить причины их изменения и сделать вывод о финансовом состоянии Организации 1.

Студенты принимают активное участие в обсуждении результатов и выводов, полученных по итогам решения кейса, задают интересующие вопросы.

Роль преподавателя: в ходе проведения семинара в интерактивном режиме преподаватель комментирует полученные студентами результаты и выводы, оценивает качество и аргументированность выводов.

После завершения семинара в интерактивной форме подводятся итоги, анализируются выводы, к которым пришли студенты в ходе обсуждения решения бизнес-кейса, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемных вопросов. Преподаватель оценивает каждого студента исходя из степени его участия в семинаре.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: