Особенности психического развития в подростковом возрасте




ТЕМЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ К НИМ

Семинарское занятие №1.

Возрастная психология и ее место в системе наук о человеке
Вопросы для обсуждения:

1. Предмет возрастной психологии и ее основные проблемы.

2. Предпосылки возникновения и история становления возрастной психологии.

3. Понятие психического развития, его виды, основные свойства и
закономерности.

4. Проблема возрастной периодизации. Подходы к ее решению в различных
психологических направлениях.

Литература:

Основная:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С.Аб­ра­мова.– М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 811 с. С. 8-27.

2. Психология человека от рождения до смерти: полный курс психологии развития: учеб. пособие для высших уч. заведений по направлению и специальностям психологии / В.А.Аверин [и др.]; под ред. А.А.Реана. - 3-е изд. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-пресс, 2005. - 411с. С. 20-35.

3. Немов, Р.С. Психология: учеб. для высших пед. учеб. за­ве­де­ний: в 3 кн. / Р.С.Немов. – 4-е изд. - М.: Владос, 2003. – Кн. 2: Психология образования. - 537 с. С. 6-12.

4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие чело­ве­ка от рож­де­ния до поздней зрелости: учеб. пособие для высш. спец. учебных за­ве­де­ний / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюц­кий. – М.: Сфера, 2004. - 463 с. С. 110-143.

Дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2010. – 288 с. С. 107-112.

2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 1287 с. С. 875-893.

Обязательные задания:

1. Из любого сборника (пособия, практикума) по психодиагностике подобрать две диагностические методики для изучения познавательной (либо личностной сферы) представителей разных возрастных групп. Проанализировать данные методики на предмет соответствия психологическим особенностям возраста испытуемых. Указать выявленные особенности.

2. Подобрать по пять пословиц и поговорок, в которых бы шла речь о разных факторах психического развития.

Подготовьте сообщение (продолжительностью не более 7 мин)

 

Основные проблемы онтогенеза психики // Запорожец, А.В. Избранные психол. труды / А.В.Запорожец.– М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 1287 с. – С. 227-232*.

* - см. материал на кафедре психологии и педагогики (ауд. 420).

Семинарское занятие №2.

Психологические особенности до­школь­ного воз­раста

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте особенности социальной ситуации развития ребенка в
старшем дошкольном возрасте.

2. Дайте оценку роли художественных видов деятельности в развитии
личности дошкольника.

3. Выделите специфические особенности познавательной сферы
дошкольника.

4. Роль взрослого в психическом развитии ребенка.

Подготовьте сообщения:

1.Развитие общения у детей в первые семь лет жизни // Лисина, М.И. Фор­мирование личности ребенка в общении / М.И.Лисина. – СПб.: Пи­тер, 2009. – С. 73–93.

2. Феномен детей индиго – миф или реальность? (литература – на выбор выступающих).

Обязательные задания:

1.Подберите (вспомните или найдите в литературе) не менее двух стихотворений детских поэтов – А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Е. Благининой, З. Бядули, К. Чуковского, З. Александровой, С. Черного, А. Деружинского и др. в которых бы шла речь о психологических особенностях детей. Попытайтесь определить, для какого возраста характерны выявленные вами особенности.

2.Какие упражнения или игры для развития воображения детей
дошкольного возраста вы можете предложить? (не менее 3-х).

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С.Аб­ра­мова.– М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 811 с.

2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004.–480 с. С.120-133.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие чело­ве­ка от рож­де­ния до поздней зрелости: учеб. пособие для высш. спец. учебных за­ве­де­ний / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюц­кий. – М.: Сфера, 2004. - 463 с. С. 204-250.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество / В.С. Мухина. — М.: Аcаdemia, 2009. – 640 с.. 163-248.

5. Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. – СПб.: Речь, 2006. – 220 с. С. 90-114.

 

 

Семинарское занятие №3.

 

Особенности психического развития в подростковом возрасте

 

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности физиологического развития подростка, как

предпосылка его психологического развития.

2. Особенности социальной ситуации развития подростка

а) характер общения со взрослыми

б) специфика общения со сверстниками

3. Основные личностные характеристики подросткового возраста.

 

Подготовьте сообщения (продолжительностью не более 7 мин.) на тему:

 

Ø Неформальные подростковые группы

(В.Ф. Моргун, К.В. Седых Делинквентный подросток. – Полтава,1995. - С. 97-10З) *.

Ø Акцентуации личности в подростковом возрасте. (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция /Я. Л. Коломин-ский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. СПб.: Питер, 2004.– С. 357-374. ) *.

Обязательные задания:

1. Подберите из отечественной и зарубежной литературы и кино произведения, подражание героям которых могло бы положительно повлиять на формирование характера подростка.

2. На основании своего подросткового опыта, опыта своих знакомых или просто с опорой на имеющиеся у вас знания о психологических особенностях подростков составьте небольшую памятку для взрослых, содержащую

. Акцентуации личности в подроськовом возрастерекомендации по общению с детьми данного возраста.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С.Аб­ра­мова.– М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 811 с. С. 631-664.

2. Немов, Р.С. Психология: учеб. для высших пед. учеб. за­ве­де­ний: в 3 кн. / Р.С.Немов. – 4-е изд. - М.: Владос, 2003. – Кн. 2: Психология образования. - 537 с. 181-201.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие чело­ве­ка от рож­де­ния до поздней зрелости: учеб. пособие для высш. спец. учебных за­ве­де­ний / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюц­кий. – М.: Сфера, 2004. - 463 с. С. 280-303.

* - см. материал на кафедре психологии и педагогики (ауд. 420).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: