Демократический пол.режим




В качестве основных условий демократии в политологии выделяют:- экономические;-исторические;-Среди стран с наи- более высокими экономическими показателями 83% являются в наибольшей степени демократическими и свободными;-Среди стран с низкими экономическими показателями преобладают недемократические режимы. 80% из них относятся к гегемо- ническим и неконкурентным государствам;-вероятность демократизации возрастает при доходах 700-800 долл. на душу населения;-Если же доход на душу населения составляет 100- 200 долл., то шансов на демократию почти нет. Социально- экономические условия демократии:-Конкурентная рыночная среда;-Благосостояние людей;-Индустриализация;-Образование и культура;-Урбанизация. Критерии демократии:- Парламента- ризм;-Легитимный плюрализм;-Свобода политической конку- ренции;-Свободные и честные выборы;-Свободный доступ к информации;-Взаимная равная ответственность. Измерение демократии:- Институциональное измерение;-Процессуальное измерение;-Субстанциальное измерение. Индекс свободы: список политических прав;-список гражданских свобод.

 

 

12.Государство как основной институт пол.сиситемы общества Государство – это исторически сложившийся институт политической системы, обладающий верховной властью на определённой территории, который организует, управляет и контролирует совместную деятельность людей, социальных групп, классов и объединений. Факторы возникновения госу- дарства:- Демографический фактор;- Антропологический фак- тор: государство, как и семья, род, есть естественная ступень развития человечкеской обшности;- Психологический фактор: государство есть организационная форма удовлетворения потре- бностей людей в господстве и зависимости;- Этнический фактор: государство есть форма организации совместной жизни этносов; - Фактор завоевания: государства возниклм в результате завоева- ния одних народов другими;- Социальный фактор: общественное разделение труда, когда функция управления выделилась как осо- бый вид труда и особую сферу общественной деятельности;- Эконо- мический фактор: возникновение частной собственности на средс- тва производства, появление на её основе классов и эксплуатации. Признаки государства:-Население;-Территория;-Система полити- ческой власти;-Собственная финансовая система;-Субъект между народных связей,;-Монополия на легальное применение силы; -Государственный язык;-Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения. Функции государства:- Внут- ренние: -экономические или хозяйственные, -социальные, -обес- печение законности и правопорядка, -Идеологическая, культурно- воспитательная и др;- Внешние: -обеспечение безопасности, -раз - витие отношений сотрудничества, -инновационная, -миротворческая и др..

13.Типы государства:- государство-полицейский – поддерживает порядок в обществе, обеспечивает защиту людей, наказывает преступников;- государство-опекун – берёт ответственность за различные сферы жизнедеятельности людей; -государство солида- рности – обеспечивает человеческую солидарность на различных уровнях их жизни. Структура государства:-Представительные органы;- Исполнительно-распорядительные;- судебные ;- органы прокуратуры;- органы государственного контроля;- органы охраны общественного порядка;- органы государственной безопасности. Формы государства:- формы государственного правления; - формы территориального устройства;-Политические режимы. Основные формы государственного правления :- Монархия ;- Республика. Формы монархии:-Абсолютная монархия;-Конституционная монархия; - дуалистической монархии ;- парламентской монархии. Республика – это форма правления, при которой глава государства является выбо- рным и его можно сменить в ходе легитимной процедуры. Формы республики:-Президентская республика;-суперпрезидентские республики;-Парламентская республика.

14. Формы территориального устройства:-Империи;-Унитарные государства;-Федерации;-Конфедерации.Империя – колониальное объединение различных территорий.Империя состоит из метропо- лии и колоний. Унитарное государство это моноэтничное госу- дарство, которое складывается из административно-территори- альных единиц (Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Бела- русь, Испания, Китай). В границах унитарного государства возможна административная и национальная автономия. Федерация –это сложная, союзное государство, состоящее из образований, которые обладают относительной политической самостоятельностью (штаты, кантоны, республики, земли). При верховности федеральной власти государственные образования имеют свои конституции, гражданство, правительства (США, ФРГ, Канада, Мексика, Бельгия, Россия). Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельнйх госдкударств для реализации совместных целей.

15. Гражданское общество — это общество с развитыми экономи- ческими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодейству- ющее с ним; это союз индивидов,обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами.Разви- тое гражданское общество является важнейшей предпосылкой пост- роения правового государства и его равноправным партнером. СОЦИ- АЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным прав- лением, развитой правовой системой и верховенством правового зако- на в общественной жизни, существующей системой социального конт - роля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантиру- ющих правовую социальную защищенность личности и обеспечива- ющих ей активное и беспрепятственное использование всем комп- лексом общепризнанных прав и свобод.

16. Парламент (от лат. «Parlale» - говорить) – высший законодате- льный и представительный орган страны. Родина Парламента – Англия. В 1265 году Симон де Монфор, граф Лестерский, отстранил от власти короля Генриха III, провёл реформу государственного упра- вления «Парламенты – это истинные хранители свободы» - лорд Болин- брок. Функции Парламента:-Принятие законов;-Утверждение государс- твенного бюджета;-Принятие отчёта Правительства о его выполнении; -Участие в формировании правительства;-Контроль за деятельностью Правительства;-Определение стратегии внутренней и внешней поли- тики государства. Структура Парламента:-Однопалатный;-Двухпалат- ный. Состав Палат Национального собрания:- Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депута- тов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании;- Совет Республики состоит из 64 сенаторов (по 8 от областей и г. Минска, которые избира- ются областными советами депутатов,а также 8 человек назначаются Президентом).Выдвижение депутата:-Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым колле- ктивам и гражданам Республики Беларусь;-Депутатом Палаты представи- телей вправе быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Срок полномочий Палаты представителей — 4 года. Членом Совета Респу- блики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

17. Полномочия главы государства:- Определяются Конститу- цией (79-89 статьи) ;- Представительские функции ;- Определение внешней политики ;- Определение внутренней политики (в эконо- мической, социальной и иных сферах);-Законодательная инициатива; - Издаёт Указы, и Декреты, имеющие силу закона ;- Руководство вооружён- ными силами. Обеспечение государственной безопасности;-Гарант Консти- туции ;- Назначает сроки выборов и референдумы ;- Чрезвычайные пол- номочия (в чрезвычайных ситуациях) ;- Может отправить в отставку пра- вительство и распустить Парламент.Исполнительная власть-один из видов самостоятельной, независимой и публичной власти в государстве, предста вляющей собой совокупность полномочий по управлению государарственными делами.

 

18. Исполнительная власть (Правительство).Правительство – это кол- легиальный орган, который осуществляет оперативное управление всей жизнедеятельностью страны.В Беларуси – Совет Министров. Премьер-министр (назначается Президентом с согласия Парламента. Полномочия правительства:-Разработка и реализация программ эко номического и социального развития страны;-Подготовка проекта го- сударственного бюджета и его исполнение (после утверждения Парла- ментом);-Руководство отдельными отраслями народного хозяйства и сферами жизнедеятельности (образованием, наукой и т.д.);-Исполнение международных обязательств. Государственный аппарат — это система государственных органов, уч­реждений и организаций, осущес- твляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной и других ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия. «Клеточка» государствен- ного аппарата — это государственный служащий.

19.Судебная власть. Принципы осуществления судебной власти:независимость суда, обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей; коллегиальность при рассмотрении большинства дел;профессиона- лизм судей, которые рассматривают уголовные, гражданские и другие дела;право на обжалование судебных решений;гласность при рассмот- рении абсолютного большинства дел. Классификация судов: Суд первой инстанции, общий (рассмотрение дел); Суд второй инстанции, общий (кассации и апелляции); Верховный суд общий; Конституцион- ный суд (определяет конституционность всех нормативных актов).

 

20. Партия – это организованная группа единомышленников, кото- рая представляет интересы части народа, пользуется их поддержкой и стремится к завоеванию государственной власти. Политической пар- тией является добровольное общественное объединение, преследу- ющее политические цели, содействующее выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Определение и признаки политической партии: Наличие определённой идеологии; Поддержка определённой части населения; Наличие организационной структуры; Цель: борьба за власть. Функции политических партий:Функция посре дничества между государством и народом;Функция представительства интересов тех или иных социальных групп;Функция консолидации, объе динения;Электоральная функция;Функция политического образования, социализации граждан;Функция осуществления власти. В зависимости от характера членства:Партии элитного типа;Массовые (классовые) партии;Всеохватные партии (Европа после 1945 года);Картельные партии (США, 1970-е годы ХХ столетия). По отношению к существующей власти: Революционные партии;Реформистские партии;Консервативные партии;Реакционные партии.Типология 3: Правящие;Оппозиционные. В зависимости от идеологии:Либеральные;Консервативные;Коммунисти- ческие;Социал-демократические; Анархистские; Религиозные;Национали- стические. В зависимости от социальных ценностей: левые, правые, центристские.

 

21. Общественное движение можно определить как относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели. Наиболее массовые и популярные у западных граждан:эколо- гические, антивоенные, правозащитные, феминистские, коммунита- рные, гражданских инициатив и другие движения. Структура общес- твенных объединений в Беларуси в Республике Беларусь зарегистри ровано (данные 1 января 2008 года): 15 политических партий (1114 оргструктур: 65 областных, 425 районных и городских, 624 первич- ных); 36 профсоюзов; 2255 общественных объединений (235 между народных, 722 республиканских, 1298 местных); 19 ассоциаций общес- твенных объединений; 64 фонда (4 международных, 3 республиканс- ких, 57 местных). Общественные движения Беларуси:На левом фланге социально-политического спектра Беларуси находятся движение "За демократию, социальный прогресс и справедливость ", "Народное движение белорусское ", выступающие за идеалы социализма и социа- льной справедливости; за тесный союз с Россией и другими странами СНГ, вплоть до восстановления СССР;Сформировалось в Беларуси и правозащитное движение, представленное Белорусской секцией Международного общества прав человека, Белорусского отделения Хельсинкского комитета, Белорусской ассоциацией защиты прав чело- века и др.; Экологическое движение организационно оформилось в 1989 г. созданием Белорусского экологического союза (БЭС). На совре- менном этапе экологическое движение представлено тремя партиями "зеленых", множеством благотворительных фондов, оказывающих по- мощь инвалидам, детям, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, и др. Женс- кое движение, представлено около 20 организациями (Белорусское социал-демократическое объединение "Женская громада", "Социальная инициатива и др.), которые ставят перед собой задачи достижения под линного равноправия с мужчинами.

22. Лоббизм - от английского lobby - коридор, крытая площадка. В XVI в. так называли прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя так стали называть помещение для прогулок в палате общин парламента Англии. Политический оттенок это слово приобрело лишь два столетия спустя, причем в Америке, где в конце XIX столетия словом "лоббирование" начали называть покупку голосов в коридорах конгресса. В Англии такая политика считалась предосудительной и слово прижилось лишь в XX в., а затем его начали употреблять и в других странах. Лоббизм оформился в организации первоначально в США. Закон о регулировании лоббизма был принят там в 1946 гг. Число лоббистов в Вашингтоне превышает количес- тво депутатов обеих палат. В Великобритании их называют парламентскими агентами. Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительс- твенных органах. Основная задача этих организаций - добиться отражения или закрепления в принимаемых нормативных актах и решениях частных интересов групп и организаций (профессиональных, корпоративных, общес- твенно-политических), не противоречащих общественным интересам. "Груп- пы интересов" и "группы давления" (англ. interest groups, pressure groups) – частные (негосударственные) объединения индивидов, разделяющих общие установки, интересы и цели, которые они стремятся реализовать, осуществ- ляя совместную деятельность, выдвигая требования, адресованные властям и широкой общественности, относительно определенных аспектов общественно-политической жизни.

23. Политический процесс это совместная деятельность субъектов, в ходе которой осуществляются изменения в обществе. Цель и задачи политического процесса (реализуются в идее, концепции, плане дейст- вий). Субъекты политического процесса (политический лидер, влас- тный орган, партия, общественная организация, классы, массы). Объект воздействия политического процесса (общественное мнение, социаль- ный класс или группа, государственный орган, государство в целом, социальная сфера, экономика). Средства, методы и ресурсы, использу- емые для достижения цели (СМИ, силовые органы, материальные ресу рсы, кадровое обеспечение). Типы политических действий: Революция, восстание; Реформы; Политические перевороты; легитимные политиче ские действия протестного характера. Стадии политического процесса: Формирование (формулирование) политических приоритетов;Принятие политического решения;Приведение в действие механизма реализации политического решения;Оценка результатов политического решения. Методы принятия политических решений: Консенсус – (единодушие) об- щее согласие или согласие по общим вопросам. В политике используется для обозначения метода принятия решения без голосования, а по согла- шению, т.е. без возражений. Компромисс, соглашение, достигнутое путём взаимных уступок. Гегемония (господство, первенство), преобладание интересов одного класса (гегемония пролетариата), нации, страны или группы стран. Вооружённый конфликт

24. Политическая элита – это организованное меньшинство, которое обладает реальной политической властью, возможностью определя- ющим образом влиять на те или иные сферы общественной жизнеде- ятельности страны или отдельных её регионов. Отличительные черты элиты:высокая степень сплочённости;осознание своей принадлежности к элите;высокая самооценка, убеждённость в своей исключительности; устойчивость и постоянство по составу;наличие общей воли к действию. Два главных качества управляющей элиты:умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями;умение применять силу там, где это необходимо. Типология элит (по В.Парето):Элита «лис»;Элита «львов». Типология элит английского политолога П.Шарана: Элита традиционная; В элиту современ- ную. Типология элит по степени доступности новых членов:Элита «закры- тая»;Элита «открытая». Причины возникновения элит:Индивиды различа- ются по своим физическим, моральным и интеллектуальным способностям и достоинствам. Элита, превосходящая большинство по своим качествам, рано или поздно начинает управлять обществом;Сила правящей элиты заключа- ется в обладании знаниями. Те, кто обладают знаниями, руководят теми, в ком преобладают чувства; Элиту к власти могут призывать те, кто нуждает- ся в компетентном управлении.

25. Лидер – это авторитетный член организации или социальной группы, играющий главную роль в принятии решений в политическом процессе. Общественные функции политического лидера: мобилизационная; директивная; диагностическая; инициативная; распределительная; функция ответственности; функция социального арбитража; идеологи- ческая; патерналистская; представительская. Условия появления поли- тического лидера: личных выдающихся способностей; Полномочия и сфера влияния; потребность массы в лидере; исторической ситуации. Типология политических лидеров (по Н.Макиавелли):«лисы»;«львы». Типо- логия политических лидеров (по К.Г. Юнгу): Вождь; Шаман. Типология поли- тических лидеров (по М.Веберу): традиционного типа; харизматического типа; легального типа. Типология политических лидеров (по Р.Такеру): лидер- революционер; лидер- реформатор; лидер- консерватор. Лидер- реакционер.

26.Политическое поведение – это проявление любых форм политической активности людей. Типология политического поведения. В зависимости от субъекта политического поведения, оно подразделяется на ;индивиду- альное, групповое; массовое. В зависимости от степени организованности, политическое поведение бывает :организованным; стихийным. По своим последствиям политическое поведение оказывается: конструктивным, сози- дающим более благоприятные условия для общества; деструктивными, разру- шительным, отбрасывающим общество назад.Грань между ними весьма ус- ловная. По своему отношению к законам политическое поведение может быть :легитимным; нелегитимным, экстремистским. По отношению к существующему политическому режиму: защита существующего строя; про- тестное политическое поведение – против существующего строя; индиф- ферентное политическое поведение – нейтральное по отношению к существующему строю.

27. «Политическая деятельность – это систематическое (или спон- танное), сознательное (или неосознанное) вмешательство отдельных индивидов и (или) групп в систему общественно-политических отно- шений с целью приспособления её к своим интересам и идеалам» (В.А. Мельник). Субъекты политики: отдельные индивиды; социальные общности (социальная группа, страта, социальный класс, этнос, народ, элита; политические институты (государство, партии, общественные движения и др.).Индивиды – как субъекты политики, по Максу Веберу (1864-1920): «политики по случаю» политически активны лишь время от времени, на выборах, на собраниях и т.п.; «политики по совместите- льству», это те, для кого политика, не являясь главным делом жизни, всё же занимает много места в ней; «политики по профессии» – полити ческие профессионалы, для которых политика – основное дело жизни. Социальные общности как субъекты политики:наличие прочной связи между членами этой общности,осознание своих общих интересов, возни- кновение солидарности,осуществление хотя бы минимальной коорди- нации действий.

28. Выборы – это важнейший механизм функционирования демокра- тии, мирный способ смены правящих элит, перадачи власти от одних индивидов другим посредством выражения волеизъявления народа. Основные функции выборов: креативная; функции делегирования; контрольная функция. Выборы – это сложная процедура, которая ре- гулируется специальным избирательным правом. Существуют между- народные избирательные стандарты, как: универсальные; региона- льные; национальное. Принципы избирательного права: Принцип всеобщности избирательного права признаёт право избирать и быть избранными в идеале за всеми членами общества; Принцип свободного участия в выборах предоставляет каждому гражданину право участвовать или не участвовать в избирательном процессе; Принцип равного изби- рательного права означает, что у всех граждан должно быть равное количество голосов и равные условия для волеизъявления; Принцип тайного голосования обеспечивает избирателю благоприятные усло вия для его волеизъявления, избавляя от риска гонений за свой выбор.

 

29. Избирательная система – это совокупность утверждённых законом норм, правил и приёмов, регламентирующих подведение итогов голосо- вания и распределение мандатов на власть, на основе чего и формиру- ются избираемые населением органы государственного управления. Типы избирательных систем: Плюральная (лат. pluralis множествен- ный) система исходит из победной достаточности относительного большинства голосов, когда побеждает любой кандидат, набравший хотя бы на один голос больше других; Мажоритарная (фр. majorette большинство) избирательная система считает победителем того, кто набрал абсолютное большинство голосов пришедших на выборы изби- рателей (50% +1 голос); Пропорциональная избирательная система яв- ляется наиболее распространённой при выборах парламентов. Она поз- воляет избежать сверхпредставленности или непредставленности в пар- ламенте тех или иных групп населения; Смешанные избирательные сис- темы строятся на сочетании других избирательных систем. Они исполь- зуются для того, чтобы сочетать преимущества мажоритарной (выбор конкретного лица) и пропорциональной (макс пр-во)

30. Средства массовой информации это учреждения, профессиона- льно занимающиеся созданием и передачей информации с исполь- зованием различных технических средств в общее, публичное по- льзование. Основные признаки средств массовой информации: на- личие технических средств, обеспечивающих произодство, распрос- транение и потребление информации;высокая общественнаязначи- мость информации;наличие массовой аудитории;нормативность с правовой точки зрения (СМИ регистрируются в соответствующих органах), по времени (периодичность) и по формату информации, подаваемой в структурированном виде.вариативность информации выражается, с одной стороны, в многоканальности СМИ, а с другой, - в разнообразии точек зрения на одну и ту же проблему.Средства мас- совой информации различаются по различным основаниям. печатные (га- зеты, журналы, бюллетени);электронные, в том числе аудио (радио) и видео (телевидение, кинематограф), а также Интернет и мобильная связь, которые в последнее время особенно бурно развиваются в качес- тве средств массовой коммуникации. По периодичности изданий: СМИ постоянного информирования (новостные радиоканалы и телеканалы, Интернет);СМИ ежедневной периодичности;СМИ еженедельной периоди чности;СМИ ежемесячной периодичности;Ежегодные СМИ. По масштабу распространения информации: всемирные (например, бюллетени ООН, каналы CNN, Euronews); центральные местные (областные, районные).

 

31. Социальный конфликт – это борьба за ценности, статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников. Два методо- логических подхода: « теория порядка » (Т.Парсонс);« теория кон- фликта » (Л.Козер). Т.Гоббс выделял три основные причины конфликта: соперничество, недоверие, жажда славы. Позити вные функции социально-политических конфликтов:Конфликты стимулируют развитие общества;Конфликты с внешними врага- ми помогают сплотиться;Конфликт способствует социальной самоидентификации;Л.Козер считал конфликты залогом единства и стабильности общества. Чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем стабильнее общество (по аналогии с броуновским движением микрочастиц);Конфликт служит выражением неудов- летворенности или протеста. Типология политических конфли- ктов (по субъектам):межиндивидуальные; групповые;классовые; межнациональные;межгосударственные; конфликты всемирного масштаба (мировые войны). (По динамике развития): разрастаю- щиеся; хронические; угасающие. ( По остроте протекания): антаго- нистические; конфликты-схватки. Их основа – непримиримые про- тиворечия. Их исход – победа или поражение; неантагонистические. Конфликты-дебаты или конфликты-игрового типа. Стороны дейс- твуют в рамках определённых правил. Вся структура отношений не разрушается. Методы разрешения международных конфликтов: Соглашение в результате совпадения мнения всех конфликтующих сторон;Соглашение под давлением законодательной, моральной или даже военной воли внешней, третьей силы;Соглашение, навя- занное одной из сторон конфликта;Ситуация, при которой застар- елый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

 

 

32. Политическое насилие Типология политического насилия (по П.Уилкинсону): Внутри- общинный (с целью защиты или продвижения групповых интере- сов в конфликте с соперничающей этнической или религиозной группой); Протестующий (выражающий гнев или протест; может быть использован для побуждения властей к устранению недово- льства); Репрессивный (для подавления действительной или по- тенциальной оппозиции); Оппозиционный (направленный против правящей элиты); Террористический (систематические убийства и разрушения, а также угрозы убийств и разрушений для устраше- ния властей и населения для достижения политических целей); Революционный и контрреволюционный (для свержения или сохранения существующего режима); Война. Формы политическо- го насилия: беспорядки;заговор;внутренняя война;высокая степень социвльной неудовлетворенноти. Терроризм можно определить как намеренное использование насилия (или угрозу такового) в отноше- нии преимущественно невоенных целей для психологического возде- йствия на гражданское население и достижения таким образом поли- тических целей. Разновидности терроризм: Государственный тер- роризм – террористические акции государства по отношению к своим гражданам; Международный терроризм - по отношению к иным государствам;Групповой терроризм (организованный); Ин- дивидуальный терроризм (стихийный);Политический терроризм; Национальный (этнический); Религиозный; Бытовой;Криминаль- ный. Методы борьбы с терроризмом: Репрессивно-правовой метод;Превентивный метод.

33.политический кризис и его разновидности Консенсус – (единодушие) общее согласие или согласие по общим вопросам. В политике используется для обозначения метода принятия решения без голосования, а по соглашению, т.е. без возражений. Компромисс, соглашение, достигнутое путём взаимных уступок. Условия достижения консенсуса: Стороны должны признать, что интересы другой стороны име- ют равные права с их собственными; Необходимо предварите- льно отказаться от любых форм силового давления и шантажа; Важно также отказаться от решения спорных вопросов методом голосования для того, чтобы избежать диктата большинства. Условия и правила проведения переговоров: Признать друг друга. (установить психологический контакт. Обеспечить добро- желательное отношение); Слушать оппонента, не перебивая его; Демонстрировать понимание оппонента; Понять, как оппонент воспринимает конфликт; Чётко сформулировать предмет обсу- ждения;Определить общие позиции; Выяснить, что вас разъеди- няет; Уточнить содержание конфликта; Искать общеприемлемое решение. Предложения сторон лучше записывать. Вместе искать лучшее; Принять общее решение (только позитивное!).Базовые элементы переговоров: Люди.; Интересы.; Варианты.; Критерии - Настаивайте на использовании объективных критериев.

 

34. Основные характеристики политического поведения. Электоральное поведение: Под иммобильностью в политической науке понимается неучастие граждан в электо- ральных процедурах по причине низкой степени вовлечённости людей в политические процессы;Иммобильность – это проявле- ние полного или относительного безразличия людей к политике и к демократическим процедурам; Неучастие в государственных делах граждан Древней Греции каралось денежными штрафами и общественной обструкцией. И сегодня в некоторых странах (например, в Австралии, Бельгии, Греции, Венесуэле, Италии) используется фактически принудительное голосование. Актив- но применяются различные меры морального и материального стимулирования электоральной активности. Так, например, в Италии в документах не участвующего в выборах выставляется надпись «не голосовал ». Электоральный абсентеизм: В полито- логии электоральным абсентеизмом именуется сознательное ук- лонение людей от исполнения их гражданского долга избирать представительные органы власти; В отличие от политической им- мобильности, когда причины неучастия людей в избирательном процессе коренятся в их низкой политической культуре и вследс- твие этого – в их индифферентности, абсентеизм обусловлен как раз гипертрофированным желанием граждан воздействовать на власть.

35. Сущность пол. Модернизации Теории модернизации – это теоретические представления о закономерностях, предпосылках, условиях и факторах преодоле- ния цивилизационной отсталости стран. Политическую модер- низацию можно определить как формирование, развитие и расп- ространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. Типологии модерни- зации: Первичная; Вторичная. Этапы политической модерниза- ции: - этап либерализации; этап демократизации, в ходе которо- го; консолидация демократии. Три этапа модернизации Беларуси: Латентный период (1985-1991 гг.) является скрытым; Период кон- фронтации пришёлся на 1991-1994 годы; Период стабилизации. Понятие «модернизация» производно от слова «modern » – современ- ный. В политологии оно используется в связи с линейным представ- лением о цивилизационном прогрессе. Вот как, например, Г.Алмонд представлял следующие ступени развития политических систем: Примитивные; Традиционные; Модернизированные.

36. сущность, уровни и типы пол. Сознания Важным элементом политической культуры является полити- ческое сознание, которое определяет политические оценки и поли- тическое поведение людей. Белорусский политолог Н.Н.Белякович предлагает следующее определение сущности политического соз- нания. По её мнению, – это система взглядов, идей, ценностей, при- нципов, норм и теорий, отражающих политическую жизнедеятель- ность общества. Содержание политического сознания составляют: научные знания (теории, концепции, гипотезы); идеологические уста- новки (в виде лозунгов, программ); правовые нормы (юридические законы, Конституции); обычаи, традиции (семейные, общинные, го- сударственные);религиозные верования, относящиеся к сфере взаи- модействия религии и власти; отношение к власти, отражённое в про- изведениях фольклорного и элитарного искусства. На наш взгляд, це- лесообразно выделять следующие уровни политического сознания: Научно-теоретический уровень, оперирующий политическими абст- ракциями – научными понятиями и категориями политологии, поли- тической социологии, политической психологии, политической эконо- мии и т.п.; Эмпирический уровень политического сознания опирается на конкретный опыт взаимодействия людей с теми или иными субъек- тами политической деятельности; Уровень политических предрассудков, мифов, легенд, который не опирается ни на науку, ни на конкретный опыт. Их опорой является либо вера, не нуждающаяся в доказательствах и опыте, либо древняя традиция, уже доказавшая свою истинность давностью существлвания.

 

37. Политическая культура – это комплекс политических знаний, научных концепций, ценностных ориентаций и идеологических принципов, а также практические способы и методы их реализа- ции в процессе политической деятельности, преобладающие в данном обществе.Учёные выделяют следующие основные функ- ции политической культуры:функция передачи политического опыта; функция регулирования политических отношений; воспи- тательная функция; познавательная функция. Политическая куль- тура имеет три взаимосвязанных аспекта: когнитивный (знание), оценочный и поведенческий. Структуру политической культуры составляют различные аспекты политической жизни общества. Она включает в себя:политические знания; культуру политической дея- тельности вплоть до конкретных актов поведения; культуру взимо- отношений индивида с органами государственной власти, а также взаимоотношений иных субъектов политической системы; знание, признание и сисполнение ритуалов, связанных с национальной госу- дарственной символикой; знание и разумное следование политичес- ким традициям своего народа, а также использование положите- льного политического опыта других стран.

 

38. Политическая социализация есть процесс пассивного или активного усвоения людьми образцов политического поведения в виде правовых норм, социальных правил, обычаев и традиций, а также верований, нау- чных теорий, идеологически



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: