Субъекты и ресурсы власти. Ресурсы политической власти




 

Принудительные средства

 

Конечно, нельзя полностью описать ресурсы и средства власти, не коснувшись силового механизма государства.

 

Ставить его предпочтительно на последнее место. Во всяком случае, в демократическом обществе не приветствуется его приоритетное использование. Силовые структуры применяются для того, чтобы предотвратить возможность перехвата власти элементами, не имеющими отношения к государству. То есть для его защиты. В идеале этот механизм должен действовать в прямой связке с субъектом власти – обществом. Такое положение вещей делает государство устойчивым. Еще этот механизм необходим, чтобы «поправлять» некоторых членов общества, ведущих антисоциальный образ жизни. Когда их действия или намерения ставят под угрозу права других, приходит время действовать силовым структурам. То есть они не только власть защищают, но и всех граждан.

Политическая власть, ее ресурсы и источники, легитимность и легальность.

 

1.Тема: политическая власть, ее ресурсы и источники, легитимность и легальность.

 

 

2.Политическая власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, права и насилия. Политическая власть Источники власти Субъекты власти Функции власти Механизм власти Объекты власти Основания и ресурсы власти

 

3.Источники власти – те социальные и личностные обстоятельства и свойства, которые порождают власть отдельных индивидов. Власть произрастает из субъективных различий людей и объективной неоднородности их положения в обществе. Политическая власть Богатство Положение В обществе Сила Организация Знания

 

4.Основания власти – совокупность значимых для жизнедеятельности социальных субъектов факторов, на которые опирается правящая группа при осуществлении своей воли. Основания власти Социальные Юридические Культурно- информационные Административно- силовые Экономические

 

5.Ресурсы власти – совокупность средств, которые могут быть задействованы правящей группой для укрепления своей власти. Ресурсы власти Экономические (деньги, земли, ископаемые) Информационные (СМИ, знания, информация) Силовые (оружие, аппарат принуждения) Политико-правовые (конституция, законы, программы партий) Социальные (кадровая политика, резерв, привилегии) Демографические (население, группы, индивиды)

 

6.Отличительные признаки политической власти Политической власти присущи: Верховенство, обязательность решений Публичность – всеобщность и безличность Суверенитет и моноцентричность Многообразие ресурсов Легальность применения насилия

 

7.Механизм осуществления политической власти совокупность различных форм выражения господства субъекта политической власти Высшие должностные лица государства Институты государственной власти Органы государственного управления Социально-политические силы и организации Общество

 

8.Функции политической власти Интеграционная функция: поддержание целостности политического сообщества Власть как средство Регулятивная функция: регулирование процесса реализации интересов Процесс властвования предполагает выполнение следующих операций Руководство Управление Организация Мобилизация Контроль

 

9.Легитимность – (от Legitimus – законный) нравственное обоснование политической власти, основанное на признании правомерности существующего строя гражданами данного государства и международным сообществом. Типы легитимности (по М.Веберу) Основания легитимности Традиционная власть Харизматическая власть Легальная власть Власть основана на вере в обычаи, традиции господства и подчинения Власть основана на вере в особые качества лидера, его авторитете Власть основана на признании юридических норм, которыми регламентируется порядок формирования и смены правящих элит

 

10.Легальность – юридическое обоснование политической власти, ее соответствие правовым нормам. В отличие от легитимности легальность всегда рациональна. Формой легализации власти является законодательство: акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента, местных органов власти. Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении.

 

 3.Легитимность власти и ее эффективность

 

Опасность власти была замечена давно. Известно, такое высказывание лорда Актона: «Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». Поэтому было выдвинуто много положений о противодействии негативной деятельности вплоть до ликвидации, отмирания власти вообще.

 

В современных условиях первостепенное значение имеет проблема легитимности (от лат. legitimus – законный) власти. Но перевод этого слова как законность не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается понятием «легальность». Понятия «легитимность» и «легальность» близкие, но не тождественные. Если понятие легальность носит юридический и этически нейтральный характер, то «легитимность» носит оценочный, этический и политический характер.

 

Легитимность означает положительную оценку власти, которую дает население, за властью признается право управлять и выражается согласие подчиняться. М.Дюверже писал: «Легитимен всякий режим, с которым согласен народ». Отсюда следует, что любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, легальна. В то же время она может быть нелегитимной, т.е. не приниматься народом.

 

Легитимность власти имеет исторически переходный характер. В доклассовом обществе легитимность власти базировалась на силе, на принципах общинной демократии. В период расслоения общества на классы легитимность получила классовое, а позже династическое обоснование. Власть стала переходить по наследству, и этот порядок считался законным или легитимным. (Вспомните, попытки Лжедмитриев завоевать власть, или Пугачева под именем Петра III).

 

В период буржуазных революций легитимность власти обрела демократическую направленность, т.е. в организации власти фактически может участвовать все население.

 

Но современной истории известны факты, когда демократически созданная власть начинает действовать в корыстных, групповых, националистических целях и теряет свою легитимность.

 

Большой вклад в теорию легитимности власти внес известный политолог М.Вебер. Он выделил три типа легитимности власти, отражающих особенности мотивов подчинения.

 

1. Традиционная легитимность обеспечивается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, верой в ее священность. Традиционная легитимность характерна для монархий.

 

Подробнее

 

В традиционной легитимности Вебер выделяет различные виды - геронтократическая (власть старейшин), патриархальная (власть вождя племени), патримональное (власть монарха). Найти примеры традиционного господства в современных обществах трудно. В наше время в большинстве стран, сохранивших монархию, традиционная легитимность существует символически.

 

2. Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, который иногда даже обожествляется, создается культ личности. Такой способ легитимности часто используется в периоды революционных перемен, кризисов, когда власть не может опираться на авторитет традиций или же на демократически выраженную волю большинства.

 

Пример харизматической легитимности - Сталин, Мао, Ф.Кастро и др. Харизматическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Харизма – это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти

 

3. Легальная или рационально-правовая легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес. Люди подчиняются той власти, которую сами избрали демократическим путем. Здесь подчиняются не личностям руководителей, а законам.

 

Кроме названных Вебером способов легитимности существуют и другие типы легитимности. Один из них - идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии. Т.е. соответствует власть или какая-то деятельность определенной идеологии, то значит легитимна.

 

Возможно существование националистической легитимности, где признается власть, осуществляемая представителем определенной этнической общности, нации.

 

Может существовать структурная легитимность, характерная для устойчивых обществ, где заведенный порядок формирования властных структур стал привычным. Люди признают власть потому, что она сформирована на основе существующих правил.

 

Падение доверия к институтам власти со стороны общества ведет к кризису легитимности, то есть к делегитимации власти.

 

Легитимность власти во многом определяет ее эффективность, то есть ее результативность.

 

Эффективность политической власти зависит от следующих обстоятельств:

 

1. От четко поставленной политическим руководством цели общественного развития. Необходимым условием при этом является невозможность принятия следующего решения без выполнения предыдущего. Невы­полнение решений резко подрывает авторитет власти.

 

2. Мобилизация основных средств на выполнение принятого решения.

 

3. Нейтрализация действий тех политических сил, которые выступают против принятого курса.

 

4. Участие в реализации поставленных целей наиболее авторитетных политических сил, обеспечивающих поддержку данного курса.

 

5. Обеспечение необходимой гласности при осуществлении политического курса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: