Архитектура древнего Египта.




Архитектура Древнего Египта

Памятники монументального зодчества практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом в те дни был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных перекрытий и декора является важным признаком, позволяющим отнести произведение к сфере искусства Раннего царства. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов — «серех», изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. Культовые и мемориальные постройки сохранились лучше, чем дворцы: это, прежде всего, святилища, молельни и мастабы. Декорирование святилищ ещё сохраняет связь с эпохой деревянного зодчества, в котором использовался орнаментальный мотив тростниковой плетенки.

В период Раннего Царства сложились и такие приемы оформления, как вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные) и оформление дверного проема глубоким уступом.

Раннее царство

Раннее цаство начинает свое отчисление с третьего тысячелетия до н. э. Столицей был Мемфис. В этот период для фарона имевшего беспределлную абсолютную власть сооружались усыпальницы-гробницы, имевшие предназначение стать вечным домом,в связи с чем формы были близки к формам жилища. Например, гробница царицы I династии Хер-Нейт, найденная в Саккаре в 1956 году.

 

 

Древнее царство

Древнее царство (период III – YI династий, т.е. 2800-2400 гг. до н. э.) характеризуется возведением еще более гигантских усыпальниц – пирамид.

Зародилась идея увеличения здания по вертикали. Впервые она была применена при постройке гробницы фараона III династии Джосера около 2800 г до н. э.

Пирамида Джосера- это самая ранняя из известных ступенчатых пирамид.Эта пирамида- первое каменное сооружение Египта. Впервые здесь спроектирована система ансамбля, все части которого органически взаимосвязаны друг с другом.

В отличие от фараонов Раннего царства, сооружавших свои настоящие гробницы в Саккаре, а ложные, т.е. кенотафы в Абидосе, фараон Джосеф и кенотаф, и подлинную гробницу - пирамиду – воздвиг в пределах одного комплекса.

Дворцы имеют одинаковое оформление: украшения из 4 полуколонн и 2 пилястр, поверху тянутся фризы, с изображением тростника. К северной стороне пирамиды примыкает погребальный храм.

 

В Гизе сооружены пирамиды фараонов IY династии Хеопса, Хефрена и Микерина.

Возле пирамид устроены поминальные храмы. Около каждой пирамиды комплекс мастаб, но самые главные среди них - три пирамиды. Самая ранняя и грандиозная из пирамид – это пирамида Хеопса.

 

 

Пирамида Хефрена

находилась в непосредственной близости от пирамиды Хеопса. У ее подножья возвышается огромная фигура сфинкса, высеченная из большой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежащего льва. Недостающие части дополнили из плит и придали голове образ человека.

 

 

Третья пирамида Микерина меньше. Ее высота 62 м, а длина основания 108,4 м.Грандиозные размеры, простота и ясность форм, придают пирамидам строгое величие и монументальность.

В период Древнего царства появляются храмы, посвященные богу солнца Ра, так называемые солнечные храмы.

 

Солнечный храм в Абусире, имел название «Тот, кто радует сердце». От пристани у реки Нил к храму вел коридор с верхним светом.Он продолжался в толще стены, окружавшей святилище, огибал двор, затем поворачивал вправо. В центре двора стоял огромный обелиск, блестевший в лучах солнца.

В этот период были разработаны соотношения и пропорции; сформировались соновные типы колонн: папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные; определены приемы декорировки. Монуметальность, величественность, синтез архитектуры, круглой скульптуры, рельефов и росписей составляют черты архитектуры Древнего царства.

Среднее царство

Среднее царство продожается ок. 300 лет. Для него характерно усиление влияния людей незнатного происхождения- неджесы, которые также стали строить себе гробницы, покрывая их рисунками и барельефами.

Во время господства ХII династии в районе Фаюма был воздвигнут город Кахун.

Площадь его составляла приблизительно 10 га (260х380 м) и был надежно защищен кирпичной стеной с воротами по обеим сторонам. Та часть города, котороая меньше по площади (105х260 м) вероятно, предназначалась для рабочих стройки. Здесь располагалось около 250 хижин. С юга на север проходила главная улица шириной 8-9 м. От городских ворот тянулась прямая улица длиной около 280 м. по всей длине которой был устроен водосток. По обе стороны улицы были участки, принадлежащие очевидно царю и знати. В конце главной улицы стоял царский дворец. Основным строительным материалом -кирпич, высушенный на солнце. Стены внутри были обычно выбелены и расписаны, полы утрамбованы.

Архитекторы Среднего царства не создавали уже столь величаственных пирамид, но делали акцент на обустройстве внутреннего убранства, где основным декоративным элементом являлись колонны.

 

Новое царство

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Ворота Луксорского храма

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Фасад храма Рамзеса II

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари.

Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить своё тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей».

Заупокойный храм Хатшепсут

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Её храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

После прихода к власти Эхнатона ведется строительство храмов, посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли невысокими пилонами с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому до наших дней не сохранились.

Архитектура Позднего Царства

 

В Древнем Египте этого времени заметно усиливается власть фиванского жречества при значительном ослаблении роли царского единодержавия. Бразды государственного правления в 1085 году до н. э. перешли к Смендесу, выходцу из сословия жрецов; затем троном овладели представители ливийской знати (основатель династии — правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Новое объединение страны в так называемый саисский период сменяется персидским владычеством. Персидские правители, основавшие XXVII династию, правили вплоть до вступления в Египет Александра Македонского.

В подражание великим царям многие из правителей позднего периода вели строительство в Карнаке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пирамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию н а классические традиции.

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают своё политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих известных комплексах присутствуют наземные и

скальные сооружения, а также применяются некоторые элементы храмовой архитектуры —

Храм Гора в Эдфу гипостили, пилоны, цепочки зал.

В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы, по-прежнему посвященные древним богам, теперь становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но при этом заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.

После завоевания Египта греками происходит неотвратимый, но весьма продуктивный для искусства синтез местной художественной культуры с традициями античности. Своеобразие нового синтезирующего стиля демонстрируют храм Птолемея III в Карнаке, храм Гора в Эдфу и комплекс Исиды на о. Филэ, названный Геродотом «жемчужиной Египта»].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: