II. Содержательная часть.




I. Формальная часть.

«__» мая 2011 г.

 

Студент: Канева Анастасия Николаевна Группа 1401

 

Классный руководитель: ____________________ ______________

(Фамилия И.О.) (подпись)

Школа: МОУ «Диюрская основная общеобразовательная» Класс: 9

Тема классного часа: Фронтовые письма «Пусть говорят солдатские письма…»

 

Цель: привлечь внимание детей к истории ВОВ, отраженной в письмах её участников

 

Задачи:

1. познакомить детей с особенностями почтовых отправлений в военные годы;

2. указать на значимость почтовой переписки в достижении Победы в ВОВ

3. воспитывать в детях любовь, чувство патриотизма, уважение к памяти воинов, сражавшихся за нашу страну, а также уважение к ветеранам войны.

Оборудование и материалы:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. презентация, выполненная в программе PowerPoint 2007;
  4. у каждого ребёнка на парте: тетрадный лист и ручка.

Структура урока:

  1. Организационный момент(1 мин)
  2. Вступительное слово(5 мин)
  3. Основная часть (33 мин)
  4. Заключительное слово (6 мин)

II. Содержательная часть.

 

Этап классного часа Содержание Деятель ность учащихся Использование ПК и других форм наглядности
1. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний классный час будет посвящен 66 годовщине Победы в Великой Отечественной войне Здороваются, садятся за парты Презентация, использование проектора
2. Вступительное слово. 9 мая наша страна отмечает праздник, который есть и будет всегда самым светлым и радостным праздником в году, потому что в этот день наши предки отстояли нашу Родину, её свободу и счастье. В этом году это особенный праздник, потому что мы отмечаем уже 66 годовщину Победы над фашистской Германией. Слушают учителя Слайд № 1
  Но в то же время это ещё день памяти и скорби по миллионам погибших воинов и мирных людей, которые стали жертвами той страшной и кровопролитной войны. Давайте почтим их память минутой молчания.     Встают, минута молчания Слайд №2     Звук. прилож.
  Война началась 22 июня 1941 года обычным летним утром, изменив враз жизнь целого поколения людей. Вся страна в едином порыве встала на защиту своего Отечества. 1418 дней и ночей наша страна отстаивала своё право на свободу, жизнь и счастье. Одни насмерть стояли в бою, другие – неустанно трудились в тылу. Об этой страшной войне написано много книг. К счастью, ещё есть и живые свидетели тех страшных лет – ветераны- участники войны, которые могут о ней рассказать. Но кроме того есть "свидетели", которые хранят живые страницы истории, историю в лицах. Это фронтовые письма. Именно об истории Великой Отечественной войны, отражённой в письмах, и пойдёт у нас сегодня речь. Слушают учителя Слайд № 3 + звук. прилож.   Слайд № 4
3. Основная часть. Сейчас написаны многотомные труды, где развитие военных действий прослеживается с документальной точностью и последовательностью. Изучаются и выверяются соотношения живой силы и техники противника и нашей армии, направления основных ударов... без этого, конечно, нельзя, это очень важно и нужно. Но важно помнить и о том, что во всех боях, сражениях и битвах участвовали обыкновенные люди, у которых, помимо большой любви к Родине и ненависти к врагу, были свои собственные переживания и заботы, радости и огорчения.   Слушают учителя  
  Писем белые стаи Прилетали на Русь. Их с волнением читали, Знали их наизусть. Эти письма, поныне Не теряют, не жгут, Как большую святыню Сыновьям берегут.   Спасибо, Маша. Садись.   Стихотворение читает ученица Филиппова Маша   Слайд №5   Звук. прилож.
  Во многих семьях, в музеях хранятся письма военного времени. Это письма с фронта или из тыла на фронт. В них жизнь, в них память. Нельзя недооценивать значение этих писем. Они спасали наших воинов, поднимали боевой дух, помогали хоть немного отвлечься от тягот войны. Они давали воинам надежду на будущее, напоминая о том, что дома их ждёт семья, кого-то из них ждёт родной сад и огород, кого-то родной заводской цех. С нетерпением и замиранием сердца ждали писем и в тылу, чтобы порадоваться победам в боях и вместе погоревать о неудачах. Слушают учителя Слайд №6     Слайд №7  
  Все письма с фронта и на фронт подвергались тщательному рассмотрению - специальной цензуре. Было ведомство, которое отслеживало, чтобы в письмах не содержалось никаких секретных военных сведений, которые случайно могли попасть в руки врагу. После просмотра письма на него ставили специальную печать и отправляли адресату. Если же письмо не проходило цензуру, то его уничтожали.   Слайд №8
  В годы войны письма из тыла на фронт отправлялись в обычных конвертах. А вот с фронта такие письма приходили довольно редко. Во-первых, в условиях военных действий сложно было найти такой конверт, а во- вторых, страна вынуждена была экономить. Поэтому широко распространены были почтовые карточки. На них было не очень много места для письма, да много его и не нужно было порой, потому что солдату просто некогда было много писать.   Слайд №9
  Немаркированные иллюстрированные почтовые карточки предназначались в основном для отправлений из действующей армии в тыл. На лицевой стороне написано: «Почтовая карточка» или «Воинское». После слов «Обратный адрес» следовали надпись «Полевая почта» и линии для указания обратного адреса. Для рисунка оставалась всего половина лицевой стороны, поэтому рисунки были лаконичны, плакатны, с кратким выразительным текстом. Почтовые карточки являлись не только средством связи с родными, но ещё и мощным оружием в поднятии боевого духа воинов и гражданского населения страны.   Слушают учителя Слайд №10
  Вот некоторые примеры распространённых в военные годы изображений на карточках.       Слайд № 11, 12, 13
  Несмотря на суровые годы, о праздниках всё равно не забывали, поэтому были карточки с рисунками, приуроченными к праздничным датам.   Слайд №14
  Кроме того, были карточки, изображавшие портреты известных русских полководцев, например, А. С. Суворова   Слайд №15
  На многих карточках – изображения военных действий, боевой техники, советского солдата - стреляющего, воюющего, побеждающего, гордящегося своими боевыми успехами. Рисунки сопровождаются актуальными надписями: «Преследовать раненого немецкого зверя по пятам и добить его в его собственной берлоге» (И. Сталин)   Слайд №16
  Кроме почтовых карточек, для пересылки корреспонденции использовались письма-"секретки". Письма-секретки представляли собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и заклеивался специальным гуммированным клапаном. На одной из внешних сторон были нанесены адресные линии, воспроизводилась иллюстрация патриотического сюжета и не менее патриотический текст. «Секретка» относится к редким письмам 1941-1945 гг. Вскоре в связи с открытием второго фронта были выпущены «секретки» с изображением флагов союзников США и Англии, выступивших в войне против Германии, а в 1943 году стали выпускать «секретки» с изображением подводных лодок СССР, которые наводили ужас на немецкие корабли.   Слайд №17
  И, наконец, самодельные треугольники. Их складывали из любой оказавшейся под руками бумаги, вплоть до газетной. Но могли они быть сложены и из специальной почтовой бумаги. На такой бумаге, как и на письмах-секретках, помещались патриотический рисунок и текст. В прошлом году к юбилейной дате в нашей стране были выпущены специальные треугольные конверты, в которых ветераны могли отправлять письма. У вас на столе есть листы бумаги. Теперь давайте попробуем сложить из них треугольники, которые и использовали воины Великой Отечественной войны для пересылки посланий своим родным и близким. Берем лист бумаги, он есть у каждого на столе, складываем. Отчерчиваем ручкой поля на лицевой и оборотной стороне, которые использовались для написания. Слушают учителя.     Вместе с учителем складывают треугольники. Слайд №18     Слайд №19
  А теперь давайте попробуем прикоснуться к живой истории и заглянуть во фронтовые письма. Конечно, считается, что читать чужие письма нехорошо, но сейчас для нас ценно каждое свидетельство о той страшной войне, которая навсегда изменила историю нашей страны. Слушают учителя  
  В солдатских письмах того времени содержится не очень много сведений о военных действиях, почти нет названий населённых пунктов, потому что такие письма не прошли бы цензуру, но так или иначе солдаты не могли не описывать своих боевых подвигов. Вот выдержка из одного такого письма солдата, уроженца города Пензы Каждан Я.Ш. Читает Витя: «Помнишь, я писал тебе о Сереже Толстове? Парень — умница, за словом в карман не лез... И вот его нет... Его танк подбили фрицы, причем им удалось сделать два прямых попадания. Снаряды попали в главный бак и масло, поэтому их танк моментально вспыхнул, и они (четыре человека) все сгорели. Сгорел и Сережа. Сожгли Сергея десятого, а одиннадцатого и двенадцатого я был в тылу у фрицев, и мы там дали жизни! Мы прорвались на одном танке и подошли к железной дороге, взорвали ее, перекокошили с полдесятка фрицев, привезли винтовку, пару автоматов — и все это ночью и без единой потери!..» Садись,Витя, спасибо.       С места письмо читает Филиппов Виталий Слайд № 20
  Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. И неслучайно у поэта А.Т. Твардовского в 1943 году родились строки, прочитает нам их Лида: "...И чем бездомней на земле Солдата тяжкий быт, Тем крепче память о семье И доме он хранит. Забудь отца, забудь он мать, Жену свою, детей, Ему тогда и воевать И умирать трудней. Живем, не по миру идем, Есть что хранить, любить. Есть где-то, есть иль был наш дом, А нет - так должен быть!" Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Далее обязательно шли слова: "Жив, здоров", - потому что на тот момент это было самым важным, что хотели знать родные. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. А потом, конечно же, бойцы интересовались семьёй, детьми. Вот строки очень трогательного письма, адресованного сыну: Филиппова Лида читает стихотворение       Слайд № 21
  Но не все письма были столь оптимистичными и радостными по содержанию. Вот пример письма из госпиталя, автором которого является уроженец города Пензы Мартышкин Т.Т:   Дорогие Маруся и Лидочка!   24.03 во время бомбежки нашей колонны я оказался раненным в обе ноги и правую руку плюс ко всему ожог второй степени. Рана правой ноги очень легкая, остальные довольно тяжелые. Питаюсь в лазарете хорошо... Целую, пишите.   Ваш Т.Т. Хорошо, Степан, спасибо, садись     Слушают учителя,   письмо читает Канев Степан  
  Великая Отечественная война была очень кровопролитной. Из 100 солдат, ушедших на фронт в самом начале войны, погибали 97. Поэтому очень часто на родину приходили "похоронки". Так называли официальные письма о гибели солдат. Но иногда о гибели сообщали и друзья погибших. Следующее письмо прочитает нам Тимофей. Привет с фронта! Здравствуйте, семейство Анатолия Михайловича: отец, мать, братья и сестры! Шлю я вам боевой армейский привет и желаю вам всем быть живыми и здоровыми! Товарищи родные Анатолия, я вам сообщаю с великой скорбью о том, что ваш сын Анатолий Михайлович сегодня, т.е. 15.05.1942 года, в 10 часов утра, выполнял боевую задачу, поставленную командованием, и при выполнении ее погиб как верный защитник нашей Родины... Погиб он от осколка вражеского снаряда. Я знаю, что это мое очень прискорбное известие будет очень долгое время не выходить из головы, и навеки Анатолия будет жаль. Но что же сделаешь, ведь сами знаете, война без жертв не бывает, а эта война — первая такая в истории. Анатолий погиб за народ и Родину героем. Вы, наверное, думаете, кто пишет? Это пишет его товарищ по гражданской, а также и по военной жизни Сосков Сергей. Я с самого начала военной службы все время находился с ним вместе... Находились в очень близких, дружеских отношениях... Мы с Анатолием говорили, что если кто-то из нас погибнет, то оставшийся в живых должен немедленно сообщить родителям, что я и сделал. Затем до свидания, знакомый Анатолия Сергей...   Спасибо, Тима, садись     Письмо читает Филиппов Тимофей. Слайд № 22
  Читая фронтовые письма, понимаешь, почему именно эти люди разгромили прежде непобедимую немецкую армию, под пятой которой оказались европейские страны. Почти в каждом письме выражается непоколебимая вера в победу, которой они «заряжали» своих близких, а также любовь к ним, которая их согревала и придавала силы. Сержант Е.И.Агеев в окопах Сталинграда писал родным: «…Мы здесь будем, не жалея сил и энергии и самой жизни, бороться с фашистскими бандитами, уничтожать их как бешеных собак, чтобы они на своей шкуре узнали, что значит советский народ и Красная Армия». Через большинство писем проходит мысль, что солдаты не просто защищают свою землю, но, прежде всего, своих любимых: жен, детей, родителей. И это придавало им силы. Все письма объединяет непоколебимая уверенность в том, что захватчики будут обязательно наказаны. И вера эта основывалась на одном – солдаты чувствовали за своими спинами надежный тыл и поддержку близких людей. В нашем классе в семье у Каневой Гали тоже есть «свидетели» той страшной войны, письма прадеда Павла Ивановича, он был участником финской компании. Она написала сочинение про деда и его письма. Расскажи, Галя, нам о нем и прочитай 2-3 письма.   Спасибо большое, было очень интересно. Садись. Слушают учителя.     Читает письмо Филиппов Михаил, остальные слушают   Канева Галя рассказывает о своём прадеде, показывает и зачитывает его письма  
4. Заключительное слово. Фронтовые письма – это документы огромной нравственной силы, которые никого в любом возрасте не могут оставить равнодушным. В них жизнь и эмоции воинов, сражавшихся за мир на своей земле, сражавшихся за будущее своих детей. Именно благодаря мужеству и героизму русского народа, который одержал Победу в 1945 году, мы сейчас живём в мирной и свободной стране. Наши деды и прадеды сражались за то, чтобы мы никогда не узнали и не пережили тех ужасов, которые им довелось пережить. Наше занятие мне хотелось бы закончить написанием писем, которые будут адресованы ветеранам. Я хочу, чтобы каждый написал в своём письме слова благодарности и поздравление ветеранам Великой Отечественной войны.   Ученики пишут письма   Слайд № 23 + звук. прилож.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: