Я линия развития личности.




Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Светская этика.

(4-й класс)

Урок 1.

Тема: Как работать с учебником.

Цели:

Я линия развития личности.

1. Объяснять, что такое основы духовно-нравственной культуры, зачем надо изучать в школе светскую этику и как она может помочь в жизни.

2. Формировать первоначальные представления о светской этике.

я линия развития личности.

Учить действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.

 

Оборудование: знаки и символы, используемые в учебнике.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. 1 3 1 2 1 2 – У вас в руках новый учебник. Посмотрите, что написано на его обложке. (Название учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика», фамилии авторов.) – Книги с таким названием вам уже встречались? (Нет.) – Сегодня у вас первый в этом году урок по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России». – Какие слова в этом названии вам понятны, а какие требуют разъяснения? – Что значит основы? (Исходные, главные положения чего-либо, какой-либо науки, теории.) – Какие вопросы можно сформулировать, осмысливая название? – Перечислите понятия, которые использованы в названии учебника. (Духовность, нравственность, культура, народ.) – Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Какие фразы с использованием этих слов вы слышали или читали? В каких ситуациях? Дети высказывают свои мнения. – Понятно ли вам, зачем мы изучаем русский язык, математику и другие предметы? – Как можно сформулировать главный вопрос урока? Учитель записывает на доске проблемный вопрос: «Зачем надо изучать светскую этику? Как это может пригодиться в жизни?» Учащиеся могут сформулировать проблемный вопрос своими словами. В этом случае учителю лучше записать на доске их формулировку.   Познавательные УУД 1. Рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию. 2. Различать задания учебника, направленные на развитие разных умений. 3. Объяснять, что означает название учебника. 4. Знакомиться со словарём и приложением учебника, использовать их для получения информации. Регулятивные УУД 1. Знакомиться с новым учебником. 2. Выделять в тексте параграфа этапы образовательной технологии; выяснять, что требуется сделать на каждом этапе. 3. Разбираться в условных обозначениях учебника. 4. Анализировать оглавление учебника. 5. Прогнозировать план действий на последующих уроках по каждой из глав учебника.   Коммуникативные УУД 1. Строить рассуждения, использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. 2. Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы. 3. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное. 4.Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.   Личностные результаты 1. Проявлять учебно-познавательный интерес, осознавать мотивацию к учебной деятельности; понимать причины своего успеха или неуспеха в учебной деятельности. 2. Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.  
2. Актуализация знаний. 1 1 3 4 1 2 – Что поможет нам ответить на разные вопросы, изучая этот новый предмет? (Учебник.) – Давайте прочитаем фамилии авторов учебника. Кто из них вам знаком? (Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов.) – Какие ещё учебники Рустэма Николаевича Бунеева вы знаете? («Литературное чтение», «Русский язык».) – А какие учебники Дмитрия Даимовича Данилова вы знаете? («Окружающий мир», «Моё Отечество».) – Какие вопросы вы хотели бы задать авторам? – О чём, на ваш взгляд, рассказывает учебник с названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? – А почему не просто «Основы духовно-нравственной культуры»? Почему мы говорим именно о культуре народов России? (Наша страна – Россия, мы в ней живём, поэтому важно начать изучение новой науки в связи с тем, как она связана с нашей страной.) – Рассмотрите иллюстрацию на обложке учебника. Для чего объединились люди, которых нарисовал художник? (Они танцуют.) – Что такое танцы? (Ритмичные движения под музыку. Это вид искусства.) – У всех народов одинаковые танцы? (Нет.) Почему? (У них разные история, культура, быт, традиции и обычаи.) – Какие ещё слова на обложке учебника поясняют название курса? (Светская этика.) Учитель пишет на доске: Основы духовно-нравственной культуры народов России = Светская этика – Как вы считаете, истинно или ложно это утверждение? (Ложно.) Почему? – Кто-нибудь знает значение словосочетания светская этика? – В каких источниках его можно узнать? (Словарь, энциклопедия, интернет.) – Есть ли словарь в учебнике? (Да, на с.76–78.) Учитель может порекомендовать другие словари и энциклопедии, которыми можно пользоваться, чтобы находить ответы на возникающие вопросы. – Как словарь определяет значение слова этика? (Учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении.) – А что значит светский? (Устроенный не по обычаям какой-либо религии или церкви, а по общегосударственным, общегражданским правилам.) – Как вы можете объяснить смысл словосочетания светская этика? (Светская этика – нравственные нормы и правила, выработанные в обществе.) – Какая наука шире? (Духовно-нравственная культура.) Учитель заменяет надпись на доске: Светская этика – это часть духовно-нравственной культуры.  
3. Решение проблемы, открытие новых знаний.   1 2 3 4 5 1 2 4 1 2 3 4 1 2 – Итак, как называется наш новый предмет? («Светская этика».) – Перелистайте страницы учебника. Посмотрите, как много в нём разных иллюстраций, схем, заданий. – Обратите внимание на оглавление. Сколько глав в учебнике? Можно предложить учащимся задания для четырёх групп по плану: 1) назвать по оглавлению главу учебника; 2) предположить, о чём она рассказывает, и сформулировать это своими словами. Каждая группа работает с одной главой. Заслушиваются выступления представителей групп. Работа с текстом «Как работать с учебником» до чтения. – Как вы думаете, что мы должны узнать, чтобы было удобно работать с учебником? (Правила работы, символы и условные обозначения.) – А где про эти символы и обозначения можно прочитать? (В начале учебника.) Работа с текстом «Как работать с учебником» во время чтения. Учитель предлагает прочитать начало текста на с. 4. – Как авторы учебника объясняют, в чём главный смысл его создания? Скажите своими словами, как вы это поняли. – Какие условные обозначения встретятся нам в учебнике? – Полистайте учебник, просмотрите разные задания. Рядом с ними цветные метки. Вам понятно, для чего авторы так пометили задания? (Метки показывают и подсказывают, чему учит каждое задание.) – Найдите в тексте, каким цветом отмечены задания, которые учат работать с информацией. (Синим.) – Каким цветом отмечены те задания, которые помогают оценивать свои и чужие поступки? (Красным.) – Каким цветом отмечены задания, которые учат общаться, взаимодействовать? (Зелёным.) – Каким цветом отмечены задания, помогающие организовать нашу деятельность? (Оранжевым.) Учитель предлагает прочитать продолжение текста («Зачем мы учимся?»). – Какие слова вам встретятся на уроках? Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Можете ли вы вспомнить такие ситуации? Названы ли здесь понятия, которые вам совсем незнакомы? – Как вам кажется, сложные или простые все эти понятия, которые мы будем изучать? (Простые, потому что мы встречаемся с ними ежедневно, в нашем мире много говорят про духовность и нравственность. Сложные, потому что эти понятия и многие поступки людей трудно объяснить, так как не хватает знаний, информации, жизненного опыта.) – Каким цветом отмечены те задания, ответы на которые можно найти в учебнике в готовом виде? (Серым.) – Как вы думаете, можно ли научиться разбираться в сложных ситуациях, сидя за школьной партой? Мнения детей выслушиваются, но не обсуждаются. –Учитель предлагает прочитать продолжение текста («Как мы будем учиться?»). Работа с текстом «Как работать с учебником» после чтения. – Знакома ли вам образовательная технология, которая используется в учебнике? – Какой знак нам подскажет, что надо сформулировать проблему (проблемный вопрос)? – Где можно сравнить ваши формулировки проблем урока с формулировками авторов? (На с. 75.) – Как называется этап урока, который помогает вспомнить всё пройденное, что необходимо для изучения нового материала? (Актуализация знаний.) – На каком этапе урока мы открываем новые знания? (Этап решения проблемы.) – Как обозначены главные выводы? (Выделены рамочкой.) – Как обозначены задания, направленные на применение новых знаний? Как они называются? (Продуктивные.) – Почему они так называются? (В ходе их решения создаётся новый «продукт»). – Перелистайте страницы учебника. Посмотрите, как много в нём разных иллюстраций, схем, заданий. Можно предложить детям игру «Узнай знак или символ». Учитель демонстрирует знак, а ученики его отгадывают.  
4. Выражение решения проблемы. 1 2 1 2 – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу, который был сформулирован в начале урока. («Зачем надо изучать светскую этику? Как это может пригодиться в жизни?») Один из возможных ответов на него таков: «Светская этика поможет нам понять традиции и культуру других народов, научиться высказывать своё отношение к разным событиям и явлениям. А с помощью учебника мы сможем научиться решать сложные жизненные проблемы, оставаясь за школьной партой».  
5. Выполнение продуктивных заданий по теме. 1 1 2 4 1 2 3 4 1 2 Учитель предлагает учащимся выполнить продуктивные задания по теме урока. Перечитайте текст «Как работать с учебником?», представьте информацию в удобной для вас форме: рисунок, схема, алгоритм, ключевые слова и др. 1-я группа. Зачем мы изучаем светскую этику? (С. 4–5.) 2-я группа. Технология проблемного диалога. (С. 6) 3-я группа. Порядок выполнения продуктивного задания. (С. 7.) 4-я группа. Как работать c учебником? (С. 4.) Выступление каждой группы заслушивается и оценивается.  
6. Домашнее задание. 1 2 – Выберите один из вариантов домашнего задания или составьте своё по теме урока. 1. Подготовьте для одноклассников викторину, кроссворд, вопросы по теме урока. 2. Из текста «Зачем мы будем учиться?» выберите самое важное, на ваш взгляд, понятие, поясните его важность. (Проиллюстрируйте, подберите пословицы, афоризмы, мудрые мысли известных людей, сочините литературное произведение на эту тему.) 3. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем мне изучать светскую этику?»  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: