Семинар№7,8 Основные закономерности психического развития ребенка.




Вопросы семинарских занятий по курсу Возрастная и педагогическая психология. 2013

Семинар № 1

I. Психология обучения. Сравнительный анализ основных концепций обучения.

1. Основные концепции психологии обучения. Методологическая основа. Авторы концепции. Основные идеи. Сильные стороны. Ограничения каждого подхода:

· Программированное обучение

· Проблемное обучение

· Концепция развивающего обучения

· Теория содержательного обобщения.

2. Программированное обучение. Теория нейролингвистического программирования Р. Бэендлера,Дж.Гриндера.

3. Проблемное обучение. Концепция проблемного обучения Д.Б. Эльконина.

4. Теории развивающего обучения. Принципы и задачи развивающего обучения. Условия развивающего обучения.

· Система развивающего обучения по системе Л.В. Занкова

· Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

· Учение Л.С. Выготского о зонах психического развития.

5. Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова

6. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Типы ориентировочных основ действия (ООД) по П.Я. Гальперину.1 тип ООД, 2 тип ООД, 3 тип ООД.

Семинар № 2. Учение. Научение. Учебная деятельность

 

  1. Учение. Природа. Цель. Средства. Мотивы учения и их динамика.
  2. Усвоение знаний. Структура. Этапы.
  3. Основные теории учения в отечественной психологии.
  4. Научение. Понятие. Соотношение учения и научения. Основные теории и проблемы научения. Виды научения у человека.
  5. Учебная деятельность. Понятие. Основные характеристики. Способы и средства. Продукты и результаты.
  6. Структура учебной деятельности.

 

Семинар №3 Психология воспитания. Психология личности педагога.

 

  1. Психологическая сущность воспитания, его критерии, мера. Предмет и цели воспитания. Структура и факторы воспитания. Самовоспитание.
  2. Основные направления воспитания. Нравственное воспитание. Уровни нравственного развития. Соотношение умственного и нравственного развития человека.
  3. Нравственные качества личности. Способы их развития у школьников.
  1. Психология личности учителя. Педагогические способности. Направленность личности учителя. Субъектные свойства педагога.
  2. Деформация личности в процессе профессиональной педагогической деятельности. Сидром эмоционального «сгорания».

 

Семинар № 4 Психология педагогический деятельности

  1. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Стиль педагогической деятельности.
  2. Педагогическое общение. Критерии и уровни успешности, виды, структура.
  1. Мотивация педагогической деятельности.
  2. Требования к педагогической профессии. Планы соответствия педагогической профессии.
  3. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

 

Семинар 5, 6 Основные концепции развития ребенка в зарубежной психологии

1. Теория Ч. Дарвина

2. Биогенетическая (биологизаторская) теория в работах Г.Спенсера, С.Холла и др.

3. Социогенетическая (социологизаторская) теория в работах Э. Дюркгейма, П.Жане и др.

4. Педологичекий подход к развитию ребенка. Теория двух факторов.

5. Теория трех ступеней развития К. Бюлера.

6. Теория конвергенции. Мнения различных авторов о том, что определяет процесс детского развития.

7. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Что по З.Фрейду является основой формирования жизни личности (структура личности)? С чем связаны стадии развития по З. Фрейду?

8. Психоаналитическая концепции Э.Эриксона об отношении «Я» и общества? Какие стадии жизненного пути по Э.Эриксону? Почему концепция жизненного пути личности по Э.Эриксона называют еще и эпигенетической?

9. Теория социального научения. Дж.Уотсон.Б.Скинер.Э.Толман.А.Бандура.

10. Концепция интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Как представлял Ж. Пиаже стадии интеллектуального развития? Каким образом классифицируются стадии развития интеллекта (по Ж.Пиаже)?

11. Стадии социального интеллекта по Р. Селману.

12. Уровни моральных суждений личности по Л. Колбергу. Какие представления детей о правилах поведения выделил Л. Колберг?

13. Теория потребностей по А. Маслоу. Пирамида потребностей.

14. Психологический анализ ситуации (задачи) предложенный преподавателем.

Ситуация № 1 Что такое эгоцентризм и децентризм ребенка? В каких ситуациях возрастает эгоцентризм. Что необходимо для преодоления эгоцентризма? Свойственен ли эгоцентризм взрослому человеку?

Ситуация №2

 

 

Семинар№7,8 Основные закономерности психического развития ребенка.

1. Основные закономерности психического развития ребенка.

2. Что такое психическое новообразование?

3. Основные сензитивные периоды развития психических функций. Как определить наступление сензитивного периода развития?

4. Как проявляется взаимодействие биологического и социального факторов развития по Л.С.Выготскому?

5. Движущие силы, условия и источники развития ребенка. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования.

6. Как соотноситься обучение и развитие личности по Ж.Пиаже и Б.Инельдер;Торндайк и Дж.Уотсон; Дж.Брунер и Л.В.Занков; Л.С. Выготский

7. Какие два уровня развития детей выделил Л.С. Выготский? Каковы основные признаки понятия зоны ближайшего развития в культурно-исторической теории Л.С. Выготского?

8. Расскажите об эксперименте Ю.Бронфенбреннера и о его результатах? Спрогнозируйте развитие индивидуальности ребенка? Под влиянием каких факторов происходит ее формирование?

9. Как деятельность соотносит с развитием личности? Какие виды деятельности определяют вхождение ребенка в человеческие реалии? Чем обусловлено начало развития личности ребенка?

10. Психологический анализ ситуации (задачи) предложенный преподавателем.

Ситуация №2 Какова роль эталонов, меток, системы ориентиров в процессе обучения? Дайте определение эталону, мерке, модели, ориентировочной основы действий (ООД - система ориентиров по П.Я.Гальперину)

 

Семинар № 9,10 Социальна ситуация развития ребенка и развитие у него чувства взрослости. Биологические условия развития личности подростка. Становление нового типа взаимоотношений подростка и взрослого.

Ответьте на следующие вопросы?

1. Какова ведущая деятельность в психологическом развитии подростка? В чем состоит социальная ситуация развития подростка?

2. Каковы стадии подросткового этапа развития по Д.И. Фельдштейну?

3. В чем суть концепции развития личности А.В. Петровского? Каковы модели и этапы развития личности (по А.П. Петровскому)?

4. В чем состоит морфологическая и физиологическая перестройка организма в подростковый период?

5. В чем состоят функциональные изменения подросткового периода развития(младший подросток, старший подросток)?

6. Почему центральным новообразованием является «чувство взрослости»? В чем оно проявляется? Как семья влияет на подростка?

7. Каковы основные причины конфликтов подростка и взрослого? Каковы системы общения подростка с взрослыми и сверстниками?

8. Каковы образцы «взрослости» на которые ориентируется подросток?

(подражание внешним проявлениям взрослости, подражание в условиях сотрудничества со взрослым в различных видах деятельности, взросление в познавательной деятельности, роль искусства в развитии личности)

9. Каковы особенности общения подростка со сверстниками? Каковы требования подростка к другу? Какова сущность кодекса товарищества? Какова динамика мотивов общения с возрастом?(4-й – 7-8 классы?) Каковы особенности взаимоотношение мальчиков и девочек в подростковом возрасте?

10. Каковы типичные противоречия подростка, мешающие самовоспитанию? Каковы мотивы самовоспитания?

11. Психологический анализ ситуации (задачи) предложенный преподавателем.

 

 

Итог:

  1. Контрольный опрос по основным вопросам курса.
  2. Разбор практических ситуаций.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: