Уголовное право по Артикулу Воинскому




Воинский Артикул делится на 24 главы, построенные в определенной системе, с единой нумерацией статей. Как и следовало ожидать, законодательство Петра I значительно сузило область деяний, относимых к ведению церковных судов. Преступления в области семейных и брачных отношений, половые преступления и преступления против нравственности, которые даже не упоминались в Соборном Уложении, как относящиеся к компетенции церкви, по Воинскому Артикулу карались в том же порядке, как и все другие уголовные преступления.

 

В Воинском Артикуле были разработаны нормы военного и уголовного права, определены понятия умысла, неосторожности, невиновного причинения вреда, покушения, необходимой обороны, соучастия, недонесения и отдельных понятий государственного и административного права - о самодержавии и самодержавие, о взаимоотношениях некоторых учреждений и должностных лиц, о значении, приказа и т. д.

Вместе с тем были введены военные правила, разъяснения морального характера, которые помогли полнее раскрыть содержание уголовно-правовых норм.

 

Воинский Артикул 1716 г., принятый в комплексе с Воинскими Уставами, был необходим. В дальнейшем, его положения нашли свое отражение не только в «Полковом учреждении» (известном как «Суздальское учреждение») А.В. Суворова 1764г., но даже в Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации 1993г., в частях о внутренней и караульной службе.

 

  1. «Указ о единонаследии» как исторический источник: причины и обстоятельства создания, характеристика документа, значение.

23 марта 1714 г. Петром I был подписан указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» (указ о единонаследии), закрепивший дворянскую собственность на землю и уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин, что имело большое значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия.

По указу 1714 г. отец мог передать недвижимое имущество только одному из сыновей или дочери (если нет сына), при отсутствии детей — одному из своих родственников.

Указ запрещал продавать и закладывать недвижимое имущество. Движимое имущество завещатель мог распределить между детьми по своему усмотрению. Указ был направлен против дробления дворянских имений, приводившего, по мнению Петра I, к разорению дворянства, и юридически ликвидировал разницу между поместьями и вотчинами, превратив их в единый вид дворянской земельной собственности. Одна из главных целей указа состояла в том, чтобы принудить молодых дворян к службе.

Новый указ, имевший многие прогрессивные черты, вызвал недовольство. К тому же, как и многие нормативные акты петровской эпохи, он не был достаточно хорошо разработан с точки зрения юридической техники. Неопределённость формулировок порождала сложность в исполнении указа.

  1. «Табель о рангах» как исторический источник: причины и обстоятельства создания, характеристика документа, значение.

В 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

· 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.

· 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

 

  1. Период дворцовых переворотов: хронологические рамки, основные характеристики и события.

Практически весь XVIII век в истории считается периодом Дворцовых переворотов, которые начались вследствие отсутствия назначенного Петром I наследника. Важнейшую роль в смене власти играла гвардия, а также многочисленные дворянские группировки.

Дворцовые перевороты захватывают период с 1725 по 1762 годы XVIII столетия. Практически сорок лет страна находилась в состоянии политической нестабильности. За это время на российском престоле царствовали шесть монархов: Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Иван Антонович при фактическом регентстве Анны Леопольдовны, Елизавета Петровна и Петр Федорович. Большинство из них пришло к власти путем применения вооруженной силы. Основной причиной сложившейся ситуации можно назвать отсутствие законодательной базы, официально определяющей преемника монарха. В 1722 году Петр I принял закон о наследнике, где отменял ранее принятые формы народного избрания или наследственной преемственности.

Основным документом, где изъявлялась личная воля государя в выборе преемника, должно было стать завещание. Однако же сам Петр так и не составил его и свою волю не изъявил, что и повлекло за собой далеко идущие политические последствия. Закон Петра I о престолонаследии просуществовал до 1797 года. На смену ему пришел новый, разработанный Павлом I, который законодательно устанавливал преемственность престола по мужской линии.

Характерными чертами этого периода можно назвать:

· фаворитизм, вседозволенность временщиков,

· возросшее влияние гвардейцев, ставших опорой и поддержкой правящего режима,

· расширение привилегий дворянства,

· ухудшение положения крестьянства.

 

  1. Реформы Екатерины II: предпосылки проведения, основные направления, особенности реализации.

Деятельность Екатерины II в качестве императрицы России продолжалась 34 года — с 1762 г. по 1796 г. Характерными чертами данной эпохи были:

  • самое значительное со времен Петра I усиление императорской власти;
  • попытки ограниченных реформ;
  • успешные завоевательные войны, завоевание Крыма и выхода к Черному морю, ликвидация Польши как государства;
  • усиление феодально-крепостнического гнета;
  • подавление крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева и других народных выступлений;
  • ликвидация казачества;
  • преследование диссидентов и вольнодумцев (А. Радищев);
  • жестокий национальный гнет (ликвидация остатков самоуправления на Украине, подавление национально-освободительной борьбы в Польше);
  • расцвет фаворитизма.

Наиболее значимыми внутриполитическими шагами Екатерины II были:

  • созыв Уложенной комиссии;
  • издание «Жалованной грамоты дворянству»;
  • издание «Жалованной грамоты городам»;
  • реформа административно-территориального деления;
  • создание Вольного экономического общества.

 

  1. «Жалованная грамота дворянам» как исторический источник: причины и обстоятельства создания, характеристика документа, значение.

Жалованная грамота дворянству 1785 г. Документ, принятый 21 апреля 1785 г., сводил воедино все привилегии дворянства, данные ему до того времени и закреплявшие его господствующее положение в политике и хозяйстве. Впервые предоставлялось право организации дворянских собраний в наместничествах, губерниях и уездах. Главным смыслом их деятельности было закрепление и отстаивание дворянских привилегий на местном уровне, решение возникающих споров и т. п.

Грамота, вслед за Манифестом Петра III, предоставила дворянам возможности развития их творческих и управленческих способностей, позволила ощутить себя реальной движущей силой общества. Все потомственные дворяне обладали равными правами независимо от разницы в титулах и древности рода. Закрепленные за дворянами права определялись как вечные и неизменные.

 

  1. Реформы системы управления Екатерины II.

 

Значимой стала реорганизация Сената. В манифесте 15 декабря 1763 г. состояние сенатского управления признано не соответствующим потребностям государственного управления. Однако Сенату придан статус высшего лишь исполнительного органа управления и суда. К нему перешли текущие функции ряда упраздненных коллегий. При суженной роли Сената особенно возвышена роль генерал-прокурора до высокопоставленного должностного и доверенного лица. Функции Сената были раздроблены между шестью созданными в его составе относительно автономными департаментами во главе с обер-прокурорами.

Первый департамент рассматривал важнейшие внутренние политические дела в законосовещательном аспекте. Второй ведал судебными делами в апелляционном аспекте, третий — полицией, образованием, западными окраинами империи, четвертый — военными и морскими делами. Пятый и шестой размещены в Москве.

Сенат утратил свои широкие полномочия, лишен законодательных прав, из высшего органа управления превращен в подсобный административный и судебно-апелляционный орган на уровне не высшего, а центрального управления. Особую роль играла сенатская Тайная канцелярия, имевшая статус самостоятельного государственного учреждения.

Временным высшим государственным органом стала Уложенная комиссия, созданная для составления нового «Уложения» (1767—1768 гг.). Комиссия была создана как сословно-представительное учреждение. Депутаты доставляли в Комиссию 1465 «наказов».

Укреплению екатерининского абсолютизма в управлении подчинена деятельность учрежденного в 1768 г. в связи с начавшейся русско-турецкой войной Совета при высочайшем дворе. Он воплощал в государственные решения волю Екатерины II по вопросам военной, внешней и внутренней политики, реформам государственного управления.

Сложился статус и Главной дворцовой канцелярии, через которую осуществлялось управление дворцовыми крестьянами, землями, хозяйством, придворными штатами.

Линия Екатерины II на усиление своей личной роли не только в высшем, но и центральном управлении воплотилась в изменении коллежской системы, где была принижена роль коллегиального начала, внедрялись принципы единоначалия. Екатерина II ослабляла центральное управление, передавала дела большинства коллегий местным губернским учреждениям. Многие коллегии были упразднены.

 

14. Социальная политика Екатерины II

В 1764 г. Екатерина II резко ограничила экономическое могущество церкви. Она обратила множество церковных земель в государственную собственность. Миллионы монастырских крестьян впоследствии стали государственными.

Для оживления и развития экономики страны императрица пригласила иностранцев приехать на поселение в Россию, обещая налоговые льготы, сохранение языка и культуры, религиозную свободу.

На реформы существенное влияние оказала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Екатерина старалась подавить очаги напряженности в регионах с большой численностью казачьего населения, куда стекались недовольные народные массы, плохо контролируемые правительством.

В 1775 г. была организована система местного самоуправления. Вместо трехзвенного административного деления (губерния, провинция, уезд) было введено двухзвенное деление — губерния, уезд. Во главе каждой губернии императором назначался губернатор, а если объединялись 2—3 губернии — генерал-губернатор с большими административными, финансовыми и судебными полномочиями. Ему подчинялись все воинские части и команды, находившиеся на этой территории. Уезд возглавлял капитан-исправник, избираемый дворянством на 3 года. Город стал отдельной административной единицей и вместо воевод появились городничие, назначаемые правительством. Горожане раз в 3 года могли выбирать городского голову и членов городской думы.

В первые годы правления Екатерины II укреплялись и увеличивались права и привилегии дворян. Они могли не служить, если этого не желали. Дворяне превращались из служилого в привилегированное сословие. В 1785 г. императрица подписала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». В ней закреплялись все сословные права и привилегии дворянства. Они получили уникальное право владеть крепостными крестьянами и землями, передавать их по наследству, покупать деревни и т. д. Запрещалось конфисковать дворянские имения за уголовные преступления — имения в таких случаях переходили к наследникам. Дворяне освобождались от телесных наказаний, от личных податей и различных повинностей. Только по суду их могли лишить дворянского звания. В губерниях и уездах административная власть полностью была в руках дворян.

 

 

  1. Деятельность Екатерины II в области образования.

Реформа образования. Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. В 60-70-е годы XVIII в. она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием.

По плану И.И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома. Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок. Коммерческое училище в

Москве, преобразованы Кадетские корпуса. Взгляды И.И. Бецкого имели прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования.

 

Генеральная линия развития русского просвещения шла по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782—1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы. Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназией при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер.

 

  1. Особенности социально-экономического развития России в середине-конце XVIII века.

-Господствовало экстенсивное развитие экономики. Темпы роста экономики России и, особенно, уровень ее развития все еще отставали от передовых стран Запада.

-В основе сельского хозяйства, тяжелой и некоторых отраслей легкой промышленности лежал подневольный труд крепостных, посессионных и приписных работников.

-Возможности развития хозяйства на основе крепостного права не могли обеспечить более быстрых темпов развития. Крепостничество постепенно становилось тормозом экономического прогресса. Развитие товарно-денежных отношений, формирование всероссийского рынка, зарождение капиталистического уклада привело к деформации основных признаков крепостничества. Постепенно зарождался процесс разложения феодально-крепостнической системы.

- В то же время, потенциал экономического развития крепостного хозяйства сократился, но еще не был полностью исчерпан. Росло аграрное, прежде всего зерновое производство, повышался объем экспорта хлеба.

-В экономике страны, при этом развивалисьи прогрессивные тенденции. Быстро росли промышленность, включая мануфактурную, и торговля. Развивались товарно-денежные отношения, в том числе в сельском хозяйстве. В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы экономического либерализма.

о второй половине XVIII в. экономика, особенно промышленность и торговля России развивалась относительно высокими темпами. В этот период сочетание продворянской политики и элементов экономического либерализма еще приносило свои плоды и обеспечило к концу правления Екатерины II создание эффективной системы управления, мощной армии и флота, решение внешнеполитических задач и социально-политическую стабилизацию в стране.

 

  1. Основные направления внешней политики России в 18 веке.

Во второй половине XVIII в. Россия решала несколько внешнеполитических задач:

1) первое направление – южное. Россия вела борьбу за выход к берегам Черного и Азовского морей, освоение и заселение южных черноземных степей. Это привело к длительным войнам с Турцией и Крымским ханством;

2) второе направление – во внешнеполитической деятельности России значительное место занял вопрос об освобождении от иноземного господства земель Украины и Белоруссии, захваченных Польшей;

3) третье направление. Его предопределила начавшаяся в 1789 г. Великая французская революция. Россия вела активную борьбу с революционной Францией. Во второй половине XVIII в. значительно активизировались внешняя политика русского правительства в южном направлении. К этому его подталкивали интересы безопасности страны и потребности дворянства, которое стремилось овладеть богатыми южными землями. Промышленность и торговля, которые быстро развивались, также диктовали необходимость выхода к Черному морю.

Русско-турецкие войны

На южном направлении Россия многократно вступала в противоборство с Турцией.

В результате этой войны:

– Крым был присоединен к Российской империи;

– было ликвидировано Крымское ханство, которое являлось постоянным очагом агрессии на южных рубежах России;

– Турция тоже признала российское покровительство Грузии.

В конце 1780-х гг. Россия вела военные действия против Швеции, которая стремилась вернуть себе земли, потерянные еще в Северной войне.

Россия также участвовала в решении польского вопроса. В итоге разделов Польши (1772–1795 гг.) к России были присоединены: Белоруссия, Правобережная Украина, Литва, Курляндия, Волынь.

Участие России в активной борьбе против революционной Франции началось еще при Екатерине II и продолжалась Павлом I. В 1799 г. русские войска под командованием Суворова успешно воевали в Северной Италии. Под командованием Ушакова русский флот занял Ионические острова и крепость Корфу. Именно во время этих военных действий Суворов совершил свой беспримерный переход через Альпы.

 

  1. Либерализм Александра I: основные направления внутриполитической деятельности.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: