Крупные города формируются на транспортных путях.
Города имеют свой рельеф, климат, композицию, региональные особенности.Крупный город – это сложный организм.
Структура крупного города:
1) квартал (границы соседние улицы)
2)микрорайон (м\у магистральными улицами 20-25 Га)
3)район жилой (серия микрорайонов, объед. Общим основанием)
4) планировочный район
5) планировочная зона (для крупнейших городов)
6) Каркас и ткань города
7)Селитебная, промышленная, рекреационная территории
Каркас: арх-но пространственный и экологический.
Центр города имеет ядро(уникальные исторические объекты) и внешнюю зону (жилые и специальные объекты.
По организации город бывает: компактный (томск) и децентрализованный (Новокузнецк)
Зоны в структуре города: 1)центральная (3 км), 2)срединная (5 км), 3) периферийная (10км)
Более 10 км – пригородная зона.
Основные проблемы крупных городов имеются в области экологии, транспорта и функционального зонирования. Центростремительные тенденции, удовлетворяющие желанию инвесторов в ущерб окружающей среде.
Тезисы:
1) Крупный город вырастает из условий благоприятных климатических, социально-экологических, географических условий и представляет собой сложное градостроительное образование.
2) Рождение и развитие наиболее крупных поселений сибири было связано с формированием и развитием транспортных коммуникаций.
3)Природно-географические условия крупного сибирского города определяется крупными чертами природного ландшафта (крупная река, ярко выраженные террасы рельефа, лесные массивы и т. д.), суровый и резко-континентальный климат.
4) Функциональный план крупного города отличается более сложной иерархией структурных элементов: планировочных образований (квартал, район и т д) транспортных артерий, элементов системы городского центра.
|
5) Центр крупного города явл сосредоточением не только осн функций, в том числе обслуживающих, но и основных структурных элементов, формирующим ядро композиции городского плана, архитектурный облик крупного города. Пласты исторической ткани, памятники архитектуры, уникальные здания, парки, набережные, природный ландшафт – основное составляющее архитектурного облика города и его центра.
Река и речная долина в структуре крупного города Сибири: функциональная, экологическая и композиционно пространственная роль. (ГиЛА)
Если бросить ретроспективный взгляд на историю возникновения и развития сибирских поселений, то можно увидеть, что укрепления из фортификационных соображений строились на возвышенных местах, при этом для защиты использовались естественные преграды: крутые откосы реки, глубокие овраги, балки, русла малых рек и пр. Поэтому, если острог строился на высоком берегу крупной реки, то как правило, у устья притока.
Защитные функции крупной реки дополнялись транспортными: в условиях сибирского бездорожья Иртыш, обь, Томь, Енисей, Ангара, Лена и др. являлись удобными транспортными путями в летний период, да и зимой по льду устраивались великолепные санные дороги, зимники. Кроме того, реки были неиссякаемыми источниками чистой воды.
Прибрежные территории быстро осваивались. Здесь размещались причалы и склады, перевалки и торжища, здесь селился торговый люд и ремесленники, потому что на берегу находили себе удобные места и производства, особенно те, которые требовали большого количества воды для технологических нужд: мельницы, кожевенные предприятия, сыроварни и т. д.
|
Сочетание таких ландшафтных компонентов, как водные поверхности крупной реки, естественная растительность, активный рельеф, живописные острова и долины мелких речек, характерные для прибрежных территорий центральных зон крупных сибирских городов, создает предпосылки для формирования здесь достаточно развитых ландшафтно-рекреационных зон, интенсивно используемых в различное время года как места отдыха, спорта, культурного досуга.
Крупная река и ее долина с течением времени приобретают в условиях крупного города значение одной из основных композиционно-пространственных осей города и его центра. Наиболее активное композиционное взаимодействие застройки и природного ландшафта происходит на территориях, приближенных к реке.
Обеспечение выхода города к реке, включение ввозных пространств в функциональную и композиционно-пространственную системы общегородского центра стало важнейшим условием территориального и активным средством композиционного развития центров крупных городов Сибири.