Представители раннего итальянского возрождения.




Тема: Эпоха возрождения.

План.

 

 

1. Основные принципы и идеи.

2. Представители раннего итальянского возрождения.

3. Пантеизм Кузанского.

 

Д.З. Рефераты:1) Ж.Ж. Руссо

Дени Дидро.

3) Представители раннего Итальянского Возрождения: Данте Алигери, Франческо Петрарка, Марселио Фичино, Мирандола – на выбор.

1. Антропоцентризм- центральное положение человека. Человек в центре искусства, науки, возвышается ценность человеческой жизни.

2. Гуманизм - движение против духовных взглядов церкви, признание ценности личной жизни человека и человечное отношение ко всему живому.

3. Деизм- признание за богом функций творца без дальнейшего участие в судьбе. Лишь начало и конец в руках божьих.

4. Реабилитация телесности - творческое переосмысление идеалов античности. Проявляется культ творчества, красоты и естественности.

5. Пантеизм- принцип отождествления творца и творения.

6. Антисхаластика- протест против давления церкви над всеми сферами

жизнедеятельности человека.

7.Неоплатонизм - возрождение идей Платона. В основе лежит «идея» однако

 

первопричиной является Бог, у которого возникла идея создания мира. Бог представлен и отражен во всех частях мира каждой ступень это зеркало Бога, каждый человек в конце своей жизни постигает Бога и достигает совершенства.

ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ ТЕРМИНА «ВОЗРОЖДЕНИЕ».

Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. В термине «возрождение» (по-французски ренессанс) отчетливо слышатся мотивы преемственности. Презрительное раннесредневековое отношение к античной философии изживает себя.

Новые философские идеи не возникают на пустом месте, они сохраняют преемственность со своими историческими предшественниками. В истории развития философских идей всегда имеется то, что часто называют связью времен. Возрожденческие идеи об активности человека, его творческой сущности определяются представлениями о творческой силе и всемогуществе Бога.

 

 

Основные идеи возрожденческой философии.

 

Сдвиг в сторону антропоцентризма.

Внимание возрожден­ческих философов направлено по преимуществу на человека, имен­но он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколь­ко сам человек, его природа, его самостоятельность, его творче­ство, его самоутверждение, наконец, красота.

Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от фе­одально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и ин­дустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая рольтворчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Реабилитация телесности.

Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст­ве, и в политике, и в технике.

Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонар­до да Винчи — живописец и изобретатель, Микеланджело — жи­вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрож­дения. В средние века была широко распространена моралисти­ка, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природ­ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест­венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита сла­бо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига­ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (напри­мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватика­не), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он де­лил на 1800 частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относяще­еся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воз­зрение, основывающееся на самоценности человека как личнос­ти, его праве на свободу, счастье, благополучие.

Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие полити­ческие, социальные и нравственные приложения, он складыва­ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципи­альный — о новом мировоззренческом, нравственном и полити­ческом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование.

В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устрой­ства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творче­ство Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

 

Представители раннего итальянского возрождения.

Данте Алигери (1265-1321) жил во Флоренции. Его произведения «Божественная комедия» и «Монархия» - социально политически философское произведение. Боролся за возвышение человека, высмеивал существующий строй, а люди, которые подчиняются этому строю - монстры.

Франческо Петрарка (1304-1374) – является родоначальником гуманистического движения. Он поставил вопрос о необходимости познания человека. Произведение «О своём и чужом невежестве». «Энциклопедия».

Марселио Фичино (1433-1499) Изначально Фичино был переводчиком трудов Платона и неоплатоником. Со временем начинает писать свои труды. Свои дискуссии Фичино проводил на собственной вилле кот. ему подарил его друг. Фичино считает, что истинными знаниями обладает лишь Господь. Истинные знания даны лишь Богу. Познать истинные знания можно через познание Бога с помощью разума, воли и людьми.

Мирандола (XV в.) учение Мирандолла учит о предназначении человека. У чел. Есть свобода выбора и чел. Сам может постигать истину, постигая истину он постигает и Бога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: