Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины




Программа учебной дисциплины

 

Филология в системе современного гуманитарного знания

 

 

Направление подготовки

032700 – Филология

 

Магистерская программа: «История и теория русской литературы»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

 

Форма обучения

Очная

 

Рязань 2011

1. Цели освоения учебной дисциплины:

Овладение знаниями об основных философских концепциях, получивших применение в области филологии, и пониманием связей современной филологии с другими гуманитарными науками. Формирование представления о современной научной парадигме филологии, методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области. Освоение методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методов и приемов речевого воздействия в различных сферах коммуникации. Приобретение способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры:

М. 1. Общенаучный цикл. Базовая часть. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в бакалавриатедля ее освоения необходимы компетенции, сформированные у учащихся в результате изучения дисциплин ООП подготовки бакалавра по профилю «Отечественная филология»: «Основы филологии», «Введение в литературоведение», «Введение в профильную подготовку (отечественная филология)», «Теория литературы».

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

знать, понимать и глубоко осмыслять философские концепции в области филологии, место гуманитарных наук и роль филологии в выработке научного мировоззрения (ОК-1, 2, 5; ПК-1, 4);

уметь: использовать фундаментальные знания по филологии в профессиональной деятельности; совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, адаптироваться к изменению профиля деятельности (ОК-1, 2, 5; ПК-1, 4);

владеть основами методологии научного познания, действующей в области гуманитарных дисциплин и применять их в филологических научных разработках (ОК-1, 2; ПК-1, 4);

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– «Филология»:

а) общекультурные (ОК):

· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

· способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

· способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

б) профессиональные(ПК)

· способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приёмов филологического исследования (ПК-1);· способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2); · владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

· способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

· владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

· владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

 

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 108 а.ч., в том числе аудиторных – 54 часа: 18 Л, 36 ПР; 54 СР.

 

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Филология как гуманитарная наука: объект, предмет, цели, методы изучения. Методологическая специфика литературоведения   1-6 Л: 6 СР: 18 ПР: К: еженед. Тест - 4 Участие в практ. занятиях – 1,2,3,4,5,6
  Значение основных общенаучных концепций в развитии современной парадигмы филологии   7-12 Л: 6 СР: 18   ПР: К: еженед. Эссе -11 Участие в практ. занятиях – 7,8,9,10,11,12    
  Методика и методология филологического исследования     13-18 Л. 6 СР: 18 ПР:12 К: еженед. Участие в прак. занятиях — 13,14,15,16,17, 18 Эказмен - 18

 

№ п/п Темы, разделы дисциплины Кол-во часов Компетенции
1. Система гуманитарных наук и место в ней филологии. 2/0/4/6 ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6
2. Историзм как принцип существования гуманитарного знания и современное его понимание. 2/0/4/6 ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6
3. Человек как субъект и объект исследования в современной филологии. Специфика и своеобразие литературоведческой методологии. 2/0/4/6 ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6
4. Современные тенденции развития гуманитарных дисциплин и филологии. 2/0/4/6 ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6
5. Общенаучные методы в филологии и специальные современные филологические методики. 2/0/4/6 ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6
6. Использование в филологическом исследовании методик других гуманитарных дисциплин. 2/0/4/6 ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6
7. Роль филологии в гуманитаризации современного научного знания. 2/0/4/6 ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6
8. Изучение текста и коммуникации как одна из новых задач литературоведения. 2/0/4/6 ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6
9. Методы речевого воздействия в разных профессиональных сообществах и сферах. 2/0/4/6 ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6

 

 

Содержание разделов дисциплины

Модуль 1. Филология как гуманитарная наука: объект, предмет, цели, методы изучения [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

Филология как часть гуманитарной науки. Мультипарадигмальность и междисциплинарность методологии – важнейшая особенность современного гуманитарного знания. Историзм как принцип существования гуманитарного знания. Становление и развитие исторического мышления в гуманитарных науках XIX-XX веков. Современное понимание исторического мышления в гуманитарных науках. Повышение значимости человека как субъекта исследования в современной филологии и как её объекта. Взаимодействие филологии с антропологией, семиотикой, герменевтикой, теорией коммуникации, когнитивными науками как важнейшая основа современной парадигмы филологии. Специфика и своеобразие литературоведческой методологии.

Модуль 2. Значение основных общенаучных концепций в развитии современной парадигмы филологии [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

Филология и философия на современном этапе их взаимного тяготения. Взаимное влияние филологии и философии на методологическом уровне. Современные тенденции развития парадигмы филологии. Расширение проблематики исследований, развитие междисциплинарных, пограничных и прикладных исследований в современной филологии. Методология филологического исследования: общенаучные и специфические составляющие. Значимость нового языкового, литературного и коммуникационного материала. Фундаментализация исследовательских проблем.

Модуль 3. Методика и методология филологического исследования [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

Варианты методологических принципов и методических приемов в современном филологическом исследовании. Общенаучные методы в филологии. Специальные современные филологические методики. Использование в филологическом исследовании методик других гуманитарных дисциплин. Роль филологии в гуманитаризации современного научного знания. Методы речевого воздействия в разных профессиональных сообществах и сферах. Текст как объект филологии. Изучение текста и коммуникации как одна из новых задач литературоведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: