Образовательные технологии




Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, консультации, коллоквиумы, различные виды самостоятельно работы студентов (реферирование и аннотирование источников, составление библиографических списков, творческие задания), контрольные работы, научно-исследовательская работа по выбранной теме.

При проведении занятий планируется использование активных и интерактивных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой: дискуссия, анализ художественных текстов русской литературы, трудов выдающихся литературоведов и теоретиков, создание теоретико-литературных эссе, работа со словарями и энциклопедиями, в том числе электронными, коллоквиумы по ключевым проблемам литературы и литературной жизни, изучение теоретической литературы, конференция, работа Интернет-форума, на котором студенты и преподаватели обсуждают темы, проблемы и литературные явления, оставшиеся за границами лекционных занятий.

Планы практических и семинарских занятий

Тема 1. Филология как наука: объект и предмет изучения [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

1. Проблема определения филологии. В поисках предмета современной филологии, идеи С.С. Аверинцева, Г.О. Винокура, Д.С. Лихачева, Ю.В. Рождественского, Ю.С. Степанова:

· филология как изучение языка;

· филология как обработка текста;

· филология как история национальной культуры, выраженная в слове.

3. Современная филология как совокупность научных дисциплин,

изучающих язык и созданные при помощи языка тексты – как выражение

культуры человечества.

4. Дифференциация (классификация) филологии в зависимости от аспекта изучения текста: языкознание, литературоведение, фольклористика. Проницаемость границ между ними.

5. Современное литературоведение как предмет изучения.

6. Статус филологии в современном мире. Связи с другими науками.

Литература основная

Аверинцев С.С. Филология // Большая советская энциклопедия (БСЭ). Изд. 3. Т. 27. – М., 1977.– С. 410–412.

Лихачев Д.С. О филологии. М.: Высш. шк., 1989.

[Электронный ресурс]. URL: http: / / www.gumer.info / bibliotek_Buks / Linguist / Lih / index.php

Степанов Ю.В. Слово // Philologica. 1994. М. 1. № 1 / 2. Р. 11—31. [Электронныйресурс]. URL:http: / / www.rvb.ru /philologica / 01 / 01stepanov.htm

Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук.– М., 2000. – С. 51.

Литература дополнительная

Археология // Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. – С. 331–332.

Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.

Лихачев Д.С. Текстология. СПб., 2001.

Николаева Т.М. Текст // Русский язык: Энциклопедия / гл. ред. Ф.П. Филин. –М., 1979. – С. 348.

Николаева Т.М. Текст // Энциклопедический литературный словарь. – М., 1990. – С. 507.

Палеография // КЛЭ. Т. 5. – С. 545–546.

Степанов Ю.С. Языкознание // Русский язык: Энциклопедия / гл. ред. Ф.П. Филин. – М., 1979. – С. 423.

Толстой Н.И. Славянская филология // Энциклопедический словарь юного филолога (ЭСЮФ). – М., 1984. – С. 280.

Фольклористика // КЛЭ. Т. 8. – С. 32–35.

Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ)

https://www.feb-web.ru

Тема 2. Основы гуманитарного познания[ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

Герменевтическая методология представляет важнейшую составляющую современного гуманитарного знания. Ее суть сводится к тому, что исследователь доверяет собственной интуиции в познании истины. На основании предложенного В. Дильтеем герменевтического учения была разработана соответствующая онтология, как механизма познания, так и мира в целом. В его трудах определены основные понятия гуманитарного знания: язык, понимание, смыл, истолкование.

1. Идея В.Г.Ф. Гегеля о единстве познаваемого и познающего. Диалектическая методология познания.

2. «Воля» Шопенгауэра как новая самодостаточная субстанция любых, в том числе и познавательных процессов.

3. Свобода познающего индивида на фоне романтического престижа: идеи Ницше.

4. Философия понимания, предложенная В. Дильтеем:

· обоснование общезначимости понимания;

· понимание как процесс;

· переживание, выражение и ценность в процессе познания;

· границы понимания в философии Дильтея.

5. Понимание и объяснение в современной науке: граница между точным и гуманитарным знанием.

6. Понимание и объяснение в гуманитарных науках.

7. Понятия современной филологической методологии:

· Значение.

· Понимание.

· Смысл.

· Текст.

· Истолкование.

8. Герменевтическая методология в литературоведении.

Литература основная:

Герменевтика. Герменевтический круг. Герметизм. Значение. Понимание. Смысл. Текст // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / гл. ред. И.Т. Касавин. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. – С. 144–148.

Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. – 1988. – № 4. – С. 135–152.

Калиниченко В.В. Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея // Вопросы философии. – 1988. – № 4. – С. 128–134.

Основы литературоведения: учеб. пособие / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003. С. – 404–412.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: Кронус, 2011. – С. 355–378.

Литература дополнительная:

Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе / пер. с нем.: Е.В. Борисов. – М.: Канон+, 2011. – 144 с.

Гадамер. Г.-Г. Истина и метод. – М., 1988.

«Истина и метод» Х. Гадамера // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – С. 329–330.

Гегель. Дильтей. Ницше. Шопенгауэр // Философская энциклопедия. Философский энциклопедический словарь (изд. с 1989). Современная западная философия (1990 или 1998).

Два текста о Дильтее (Г. Шпет, М. Хайдеггер). – М., 1995.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. – М., 1995.

«Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике» П. Рикёра // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – С. 386–387.

Рикёр П. История, память, забвение. – М., 2004.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Система гуманитарного и социально-экономического знания. – М., 2001.

Тема 3. Рациональное и интуитивное в гуманитарном познании [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

Современное гуманитарное познаниесочетает в себе дедуктивную доказательность и общественную значимость результата. Сомнение в возможности и убедительности аналитических методов в гуманитарном познании ведет к усилению позиции интуитивизма. С этих позиций осуществляется критика аналитики.

1. Классическая и неклассическая наука.

2. Концепции истины в классической и неклассической науке.

3. Рациональность в классической и неклассической науке.

4. Историзм и психологизм в гуманитарном познании.

5. Экзистенциальная истина.

6. Истина и правда в гуманитарном познании.

7. Рациональное, объективное и истинное в гуманитарных науках.

Литература основная:

Анализ. Анализ и синтез. Аналитика основоположений. Аналитика понятий. Истина. «Истина и метод» Х. Гадамера. Интуиционистская логика. Интуиция. Интуиция интеллектуальная. Истина и правда. Рационализм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – С. 40–48. С. 305–310. С. 323–331. С. 803–806.

Ильин В.В. Философия и история науки: учебник. – 2- изд, доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – С. 301–328.

«Классический и неклассический идеалы рациональности» М.К. Мамардашвили // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – С. 359–360.

Литература дополнительная:

Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. – М., 1992.

Патнэм Х. Разум, истина и история. – М., 2002.

Рикёр П. Справедливое. – М., 2005.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – С. 522–529.

Тема 4. Актуальные тенденции современной филологии [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

В современной филологии отмечается тенденция к методологическому и терминологическому сближению лингвистики и литературоведения. Этим объясняется взаимное тяготение двух основных составляющих филологии. Новая тенденция в развитии филологии обусловила расширенное толкование объекта изучения.

1. Определите язык как объект современной филологии.

2. Аспекты изучения языка в филологических науках

3. Определите текст как объект современной филологии.

4. Поясните расхождения в традиционном и современном понимании текста.

5. Изучение текста в филологических науках.

6. Homo loguens как объект современной филологии.

7. Антропоцентризм современного филологического познания.

Литература основная:

Чувакин А.А. Основы филологии: учеб. пособие. – М.: Флинта-Наука, 2011. – С. 67–183.

Литература дополнительная:

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994. – С. 413–423.

Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. – СПб., 2000. – С. 263–298.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991. – С. 82–92.

Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. – М., 1985. – С. 346–359.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М., 1996. – С. 87–114.

Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. – М., 2008. – С. 188–193.

Николина Н.А. Художественный текст как объект филологического анализа. Признаки художественного текста // Филологический анализ текста: учеб. пособие. – М.: Изд. Цент. «Академия», 2003. – С. 11–25.

Тема 5. Методология современной текстологии [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

1. Природа литературного текста. Литературный текст как объект текстологии. Основной, канонический, дефинитивный, истинный текст.

2. Художественный текст как изменчивая величина (авторские и не авторские изменения). Различение истории текста и творческой истории произведения. Атрибуция, датировка, локализация текста. Вариант и редакция.

3. Современные методики рас познавания автора текста.

4. Основные понятия истории текста: рукопись, список, копия, автограф, авторизованная копия, редакция, вариант.

5. Филолог как «профессиональный читатель». Источники текстологического изучения.

6. Критика текста – освобождение от любого рода искажений и не авторских вторжений.

7. Рукописи и копии произведений, черновой автограф и авторская редакция текста (авторизованная копия).

8. Место и значение текстологического анализа в литературоведческом исследовании.

Литература основная:

Лихачев Д.С. Текстология: краткий очерк. – М.: Наука, 2006. – С.14–30. Громова-Опульская Л.Д. Текст и произведение: связь / противостояние // Громова-Опульская Л.Д. Избранные труды. – М.: Наука, 2005. – С. 482–487.
Введение в литературоведение: учебник для вузов / под общ. ред. Л.М. Крупчанова. — 2-е изд., испр. — М.: Оникс, 2007. — С. 97–147. С. 508–521.

Литература дополнительна:
Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. —
2-е изд., перераб., доп. — М.: Высшая школа, 2006. — С. 521–533.

Елина, Е.Г. Текстология [Текст] / Е.Г. Елина [и др.] // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. —
М.: Интелвак, 2003.

Матевосян Е. Проблема реконструкции источников текста (на примере романа М.Горького «Жизнь Клима Самгина») // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французских и российских исследователей / под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. - М.: ОГИ, 2003. – С.266-274.
Жданов В.А. Описание рукописей художественных произведений Толстого. – М.,1955.
Нечаева В. С. Проблема установления текстов в изданиях литературных произведений XIX–XX веков // Вопросы текстологии. – М., 1957. – С. 33–43. Мильчин А.Э Текст документов, воспроизводимых по архивным источникам // Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. М.: ОЛМА-Пресс, 2005. С.169-183.

От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства / под ред. Л.В. Милова. – М.: Прогресс, 1994.
Марусенко М.А. Атрибуция анонимных и псевдоанонимных произведений методом распознавания образов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

Прохоров Е. И. Предмет, метод и объем текстологии как науки // Русская литература. – 1965. – №3. – С. 147–155.

Современная текстология: теория и практика: Сб. докл. – М., 1997. Фрейденберг, О.В. Мифология и литература древности [Текст]. — 3-е изд, испр. и доп. — Екатеринбург: У-Фактор, 2008. — 896 с.

Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст]: учебник — М.: Высш. шк., 1999. — 398 с.

Хмелев Д.В. Распознавание автора текста с использованием цепей А.А. Маркова // Вестник Московского ун-та. Сер. 9, Филология. – 2000. – №2. – С.115–126.

Тема 6. «Картина мира» в изучении художественного текста [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

1. Ознакомьтесь с материалом раздела и фундаментальными исследованиями по когнитивистике, предложенными в списке литературы.

2. Расскажите о базовом элементе мировидения человека – «картине мира».

3. Как вы поняли характеристику картины мира в ее не объективированном и объективированном состоянии?

4. Дайте определение концепту как основной категории когнитивной науки: Определите ее структуру.

5. В каких слоях концепта (активно-образном или оценочном) в наибольшей степени аккумулируются индивидуально-личностные авторские смыслы?

6. Что такое языковая и концептуальная картина мира?

7. Раскройте сущность универсальной, национальной и индивидуально-личностной составляющих картины мира.

8. Охарактеризуйте понятия художественной картины мира и картины мира автора художественного текста (авторской картины мира). Скажите, какие из составляющих авторской картины мира являются наиболее значимыми и почему?

9. Проанализируйте текст или фрагмент текста произведений Вашего основного исследования по следующему плану:

· выявите средства объективации авторской картины мира;

· выделите те из них, которые образуют ассоциативно-образный и оценочный слои авторской картины мира и позволяют делать выводы о запечатленной в художественном тексте специфике авторского мировосприятия, мироосмысления и мирооценки;

· приведите примеры не объективированной и объективированной картины мира персонажа (квазисубъекта), применяя к ним понятие «концепта».

Используйте в качестве возможного алгоритм анализа концептуального пространства текста, предложенный в книге: Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. М., 2003. С. 60–61.

Литература основная:

Николина Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 121–166.

Щирова И. А., Гончарова Е. А. Текст как ментальный акт: структуры мысли vs структуры выражения // Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – С. 130–172.

Литература дополнительная:

Никитин М. В. Основания когнитивной семантики: учеб. пособие / М. В. Никитин; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 277 с. (эл. ресурс. РГБ).

Краткийсловарькогнитивныхтерминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина; под общ. ред. Е. С. Кубряковой. – М.: Филол. фак. МГУ, 1996. – 245 с. (эл. ресурс РГБ).

Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. – СПб., 1996.

Элиот Т. С. Назначение поэзии. – Киев; М., 1997.

Строганов М.В. Человек в русской литературе первой половины XIX века: учеб. пособие / М.В. Строганов; М-во образования РФ. Твер. гос. ун-т. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 189 с.

Тема 7. Дискурсивный подход к изучению художественного текста [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

1. Ознакомьтесь, используя современные справочные издания, с определениями следующих понятий: антропоцентризм, диалог, диалогизм, адерсованность, дискурс, точка зрения, образ автора. Сравните их с приведенными ниже. Охарактеризуйте подробно их содержание.

2. Чем обусловлена актуальность этих понятий на современном этапе развития филологии?

3. Дискурс – объект междисциплинарного научного анализа.

4. Сравните следующие определения понятия «дискурс»:

· то же, что и речь, любое конкретное высказывание то, что является предметом исследования «грамматики текста», изучающей последовательность отдельных высказываний;

· воздействие высказывания на его получателя (в единстве понятые субъект высказывания, адресат, момент и место высказывания);

· речь, присваиваемая говорящим при эксплицитном вмешательстве субъекта высказывания;

· обозначение системы ограничений, которые накладываются на высказывание в силу определенной социальной или идеологической позиции (феминистский, административный дискурс).

5. В чем сходны и в чем различны между собой понятия «дискурс» и «текст».

6. Какими средствами для выражения авторской позиции обладает художественный текст?

7. Проанализируйте текст (или фрагмент текста) Вашего основного исследования с точки зрения способов создания образа автора.

 

Антропоцентризм – признание человека точкой отсчета языкового анализа (Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века).

Диалог – 1) композиционно-речевая форма жизненного высказывания (разговор двух или нескольких лиц);

2) всякое речевое общение;

3) речевой жанр (диалог бытовой, педагогический, познавательный);

4) вторичный жанр – диалог философский, риторический, художественный;

5) конститутивная черта определенного типа романа (полифонического);

6) жизненная, философская, эстетическая позиция;

7) формообразующий принцип духа, неполной противоположностью которой является монолог (Литературная энциклопедия терминов и понятий).

Диалогизм – направление в философии первой половины ХХ века, ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога – в качестве отношения к другому как к «Ты» (Новейший философский словарь).

Адресованность – свойство текста как вербального объекта, посредством которого опредмечивается представление о предполагаемом адресате текста и особенностях его интерпретационной деятельности (Воробьева О. П. Л ингвистические аспекты адресованности художественного текста (одноязычная и межязыковая коммуникация).

Дискурс – связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс – это речь, «погруженная в жизнь» (Языкознание. Большой энциклопедический словарь).

Точка зрения – положение «наблюдателя» (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображенном мире (во времени, в пространстве, в социально_идеологической и языковой среде), которое определяет его кругозор как в отношении объема (поле зрения, степень осведомленности, уровень понимания), так и в плане оценки воспринимаемого и выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора (Литературная энциклопедия терминов и понятий).

Образ автора – концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого (Виноградов В.В. О теории художественной речи).

Литература основная:

Николина Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 167–240.

Щирова И. А., Гончарова Е. А. Дискурсивные и коммуникативные параметры текста Дискурсивные и коммуникативные параметры текста // Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – С. 177–207.

Щирова И. А., Гончарова Е. А. Автор как ведущая смысловая категория художественного текста // Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. – С. 219–258.

Литература дополнительная:

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб., 2000.

Бонецкая Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст–1985. – М., 1986. – С. 254–267.

Воробьева О. П. Текстовые категории и фактор адресата. – Киев, 1993.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гончарова Е. А., Шишкина И. П. Интерпретация текста. – М., 2005.

Карасик В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М., 2004.

Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. – М., 1996.

Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1996.

Никитин М. В. Основания когнитивной семантики: учеб. пособие / М. В. Никитин; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 277 с. (эл. ресурс. РГБ).

Элиот Т. С. Назначение поэзии. – Киев; М., 1997.

Строганов М.В. Человек в русской литературе первой половины XIX века: учеб. пособие / М.В. Строганов; М-во образования РФ. Твер. гос. ун-т. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 189 с.

Тема 8. Диалогизм как принцип филологического исследования [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

1. Антропонимическая диада «Я–Другой / -ие» в литературном творчестве: автор и читатель.

2. Дайте основные характеристики термину «автор» в литературоведении. Каковы причины многозначности этого слова?

3. Диалог как способ изучения человека и человеческого в гуманитарных науках.

4. М. Бахтин о совпадении «сознающего с сознаваемым» в литературной коммуникации и изучении литературно-художественного текста.

5. В чем, на ваш взгляд, состоят сходства и различия позиций «обыкновенного» читателя, с одной стороны, и филолога – интерпретатора литературного текста, с другой?

Литература основная:

Щирова И. А., Гончарова Е. А. Диалогизм литературного текста // Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. – С. 199–207.

Основы литературоведения: учеб. пособие / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003. – С. 404–412.

Литература дополнительная:

Щирова И. А., Тураева З. Я. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы. – СПб., 2005.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. – М., 1979. – С. 294–320.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского» // Собр. соч. в 7 т. Т. 6. – Калуга: Облиздат, 2002. – 799 с.

Одинцов В. В. Стилистика текста / В. В. Одинцов; отв. ред. А. И. Горшков. – Изд. 5-е. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010. – 261 с.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / пер. с фр. / М. Фуко; [Вступ. ст. Н. С. Автономовой, с. 7-27].– СПб.: "Талисман", 1994.– – 405 с.

Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - Изд. 6-е. – М.: URSS, 2007. –264 с.

Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения автора // Страницы истории русской литературы: к 80-летию Н. Ф. Бельчикова: [сборник] / Акад. наук СССР, Отд-ние яз. и лит.; [отв. ред. Д.Ф. Марков]. – М.: Наука, 1971. – 446 с.

Тема 9. Виды интерпретации [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

1. Определите понятия «понимание» и «интерпретация». Сравните их.

2. Как разграничиваются смысл и значение художественного текста?

3. Интерпретация как реконструкция авторского смысла (герменевтика).

4. Традиционная и поздняя герменевтика.

5. Интерпретация как конструирование смысла читателем (рецептивная эстетика).

6. Интерпретация как дешифровка текстового кода (структурализм).

7. «Свободная игра активной интерпретации» (постструктуралистско –деконструктивистско-постмодернистский комплекс идей).

8. Основываясь на материалах раздела и дополнительных теоретических, энциклопедических и словарных источниках, приведите определения следующих ключевых понятий, традиционно используемых для характеристики постструктуралистко-деконструктивистско-постмодернистского комплекса идей:

ризома; текст_удовольствие vs. текст_наслаждение; · авторитет письма; деконструкция; децентрация; полилог; рассеяние смысла; свободная игра активной интерпретации; смерть автора; скриптор; коллаж; пастиш; эпистемологическая неуверенность.

Литература основная:

Щирова И. А., Гончарова Е. А. Интерпретация текста: проблемы, подходы, возможные решения // Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – С. 266–296.

Литература дополнительная:

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. – С. 414–422. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. – М., 2001.

Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. – С. 69–78.

Залевская А.А. Текст и его понимание / А. А. Залевская; М-во образования Рос. Федерации. Твер. гос. ун-т. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 177 с.

Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Косиков Г. К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. – М., 2000.

Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев; Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). – 2. изд., доп. – СПб.: БЛИЦ, 1999. – 190 с.

Мамардашвили М.К. Эстетика мышления / М. Мамардашвили. – М.: Моск. шк. полит. исслед., 2001. – 412 с.

Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М.: Сов. писатель, 1986 – 478 с.

Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ в. М., 2001.

Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник (СЗЛ). – М., 1996.

Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. – М., 1970.

Якобсон Р.О. Работы по поэтике. – М., 1987.

Тема 10. Актуальные тенденции современного литературоведения [ОК-1, 2, 5; ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6]

1. Используя словарные и энциклопедические источники, приведите определения следующих понятий: полифония; интертекстуальность; интерпретация; идиостиль.

2. Чем обусловлена актуальность этих понятий на современном этапе развития литературоведения?

3. Прокомментируйте предложенное Ю.Н. Карауловым понятие «языковой личности», характеризуемое на уровнях семантико-строевой организации текста, языковой модели мира (или тезауруса), «жизненных или ситуативных доминант» на основе произведенных ею текстов.

4. Возможно ли его применение в изучении художественного текста?

5. Объясните, как соотносится понятие антропотекста с иными частными понятиями, раскрывающими «человекомерность» текста, например социотекст и этнотекс т? Для ответа на вопрос используйте словарные и энциклопедические источники, в том числе Интернет-ресурсы.

6. Охарактеризуйте механизм адресованности художественного текста.

7. Чем объясняется значимость идеи интертекстуальности для изучения художественного текста? Приведите собственные примеры.

8. Охарактеризуйте понятие текста-прототипа и те преимущества, которые оно дает для описания текста и его категорий.

9. Объясните, что такое прототипическая интертекстуальность, и приведите ее примеры интертекстуальных включений разного рода и охарактеризуйте их.

10. Какое место занимает интерпретация художественного текста в его изучении?

Литература основная:

Зинченко В.Г. Литература и методы ее изучения [Текст]: системно-синергетический подход: учебное пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. – Москва: Флинта: Наука, 2011. – 274 с.

Зинченко,В.Г. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. –М.: Флинта, 2002. – 200с.

Основы литературоведения: учебное пособие / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003. – С. 382–414.

Литература дополнительная:

Res philologica: [Сб. ст.]: Памяти акад. Г. В. Степанова (1919–1986) / АН СССР, Отд-ние лит. и яз.; отв. ред. Д. С. Лихачев. М.; Л.: Наука, 1990. – 466 с.

Баршт К.А. Русское литературоведение ХХ века: учеб-метод. пособие. – СПб.: Изд-во РГГУ им. Герцена, 2005. – 95 с.

Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритм обратной связи [Текст]. / Л.Г. Кайда. М.: Флинта, 2000. – 152 с.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю. М. Лотман. - М.: Яз. рус. культуры, 1999. – 447 с. (Электронный ресурс РГБ).

Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности / Натали Пьеге - Гро; пер. с фр. Г. К. Косикова, В. Ю. Лукасик, Б. П. Нарумова; общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – Москва: Изд-во ЛКИ, 2007. – 238 с.

Русскаяфилология: язык - литература - культура [Текст]: материалы научно-практической конференции, Омск, 30 марта 2010 года / М-во образования и науки РФ, Омский гос. пед. ун-т, Филологический фак.; [отв. ред.: Е. А. Глотова]. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. – 167 с.

Строганов М.В. Человек в русской литературе первой половины XIX века: учеб. пособие / М.В. Строганов; М-во образования РФ. Твер. гос. ун-т. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 189 с.

Филология и философия в современном культурном пространстве: проблемы взаимодействия: [сб. науч. Докл.] / Томский МИОН, ИНО–Центр (Информация. Наука. Образование); ред. В. А. Суханов. − Томск: Изд-во ТГУ, 2006. − 430 с.

Щирова И. А., Гончарова Е. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. – СПб.: Книжный Дом, 2007. – 472 с.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Для текущего контроля – собеседование при приеме рефератов с оценкой (баллы), заслушивание и оценка докладов, по темам курса; два рубежных тестирования, которые проводятся перед контрольными неделями.

В течение седьмого семестра студентом создается эссе на одну из тем, подробно освещающих конкретные проблемы, обозначенные в первом разделе настоящего курса. Все работы направляются преподавателю, ведущему практикум по курсу, на электронный адрес, оцениваются и с комментариями и оценкой возвращаются студентам. Степень участия и погруженность в тему каждого студента оценивается баллами, влияющими на результаты аттестации.

Темы для написания эссе:

1. Гегелевское решение вопроса о возможности познания.

2. Историческое формирование гуманитарной методологии.

3. Иррациональные теории познания.

4. Антропоцентризм современного филологического познания.

5. Текстологический анализ в литературоведческом исследовании.

6. «Художественная картина мира» в исследуемом произведении.

7. Диалог «сознающего и сознаваемого» в литературоведческом исследовании.

8. Классическая и неклассическая герменевтика и современная филология.

9. Постмодернистское сознание в современной филологии.

10. Теория интертекстуальности в литературном творчестве.

11. Многомерность художественного текста.

Для промежуточной аттестации – проводится экзамен.

Также средством контроля является введенная в университете рейтинговая система оценки успеваемости студентов.

Примерный перечень контрольных вопросов для экзамена:

1. Понятие о гуманитарных науках в их отношении к не гуманитарным.

2. Объект и субъект гуманитарного познания.

3. Различия научного (логического) и художественного (интуитивный) способов постижения реальности.

4. Специфика литературы как объекта научного познания.

5. Литературоведение в отношении к другим гуманитарным дисциплинам.

6. Литература как вторичная знаковая система.

7. Стиль и стилистика в системе гуманитарного знания.

8. Философия и филология.

9. Философские концепции в филологии.

10. Философия идеализма и романтизм.

11. Философия материализма и реализм.

12. Классическая, неклассическая и постклассическая наука.

13. Диалектическое понимание отношений литературы к действительности.

14. Переосмысление понятий пространства и времени в современном гуманитарном познании.

15. Коммуникативность в современной филологии.

16. Психологизм в филологии.

17. Историзм современного филологического мышления.

18. Текст как объект современной филологии.

19. Диалогичность языкового сознания и приемы его изучения.

20. М.М. Бахтин о вопросах методологии гуманитарных наук.

21. Проблема взаимодействия гуманитарных наук в современных продолжающихся изданиях.

22. Соотношение объяснения и понимания в современной филологии.

23. Понимание и интерпретация в филологической методологии.

24. Общенаучные методы в современной филологии.

25. Специфика литературоведческой методологии.

26. Философско-мировоззренческий аспект в филологии.

27. Ценностные ориентиры в искусстве и научном познании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: