Организация проектной деятельности




5.1. Для формирования поля проектной деятельности и ее организации до 1 октября учитель-предметник определяет тематику проектов по своему предмету (от 5 до 10 тем), помимо этого классные руководители и/или педагоги дополнительного образования определяют тематику социальных проектов.

5.2. Презентация тем проектной деятельности на текущий учебный год проходит в сентябре (информация представляется на сайте школы, на информационном стенде, в выпуске школьной газеты).

5.3. К 15 октября учителя-предметники подают заместителю директора, курирующему проектно-исследовательскую деятельность, информацию о выборе тем участников проектной группы по форме:

Таблица 3

№ п/п ФИ обучающегося класс Тема индивидуального итогового проекта Тип проекта (исследовательский, информационный, творческий, практико-ориентированный, социальный, игровой) Научный руководитель
           

Утверждение тем и научных руководителей осуществляется приказом директора не позднее 30 октября и публикуется на сайте образовательного учреждения. Изменение темы проекта в 9-11 классах не допускается, разрешается только корректировка названия темы.

5.4. В ноябре-феврале в школе начинается «проектная четверть», во время которой происходит работа над проектами. В это время происходят групповые и индивидуальные консультации с руководителями проектов, сбор информации по проекту, наблюдения, эксперимент и др.

5.5. Работа над проектом может быть начата и раньше, если сфера интересов обучающегося устойчива, налажен диалог с преподавателем. Учителями и администрацией школы приветствуется раннее начало работы над индивидуальными проектами.

5.6. К 25 декабря научные руководители проектов отчитываются перед заместителем директора о ходе проектной деятельности, целях и задачах курируемых проектов, планах их реализации, возникших проблемах и путях их решения.

5.7. Предварительная экспертиза проекта осуществляется с Графиком, утвержденным приказом директора, экспертным советом, который формируется каждый учебный год из представителей администрации, учителей-предметников, педагогов и утверждается приказом директора школы ежегодно не позднее чем 1 марта. По итогам предварительной экспертизы (предзащиты) индивидуальные результаты участников заносятся в рейтинговую таблицу результатов участников, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов (далее - рейтинг). Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке. По результатам предварительной экспертизы проект или возвращается на доработку, или допускается к защите на школьной научно-практической конференции в марте.

5.8. Во вторую-третью неделю апреля в школе проходит школьная научно-практическая конференция, на которой представлены лучшие итоговые индивидуальные проекты (9-е и 11-е кл.), объединение разновозрастных участников конференции позволяет повысить познавательный интерес обучающихся, сформировать коммуникативные умения.

5.9. В рамках конференции (по секциям) обучающиеся знакомят слушателей с проектным продуктом, выступление и результаты работы обучающегося оцениваются компетентным жюри, согласно предложенным критериям (таблица 4).


Таблица 4

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Критерий 1.1. Постановка проблемы Баллы
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный  
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный  
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы  
Критерий 1.2. Актуальность и значимость темы проекта Баллы
Актуальность темы и ее значимость обозначены фрагментарно на уровне утверждений  
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания  
Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города  
Критерий 1.3. Анализ хода работы, выводы и перспективы Баллы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы  
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте  
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы  
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
Критерий 2.1. Глубина раскрытия темы проекта Баллы
Тема проекта раскрыта фрагментарно  
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы  
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы  
Критерий 2.2. Использование средств наглядности, технических средств Баллы
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации  
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада  
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы  
3. Сформированность регулятивных действий
Критерий 3.1. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада Баллы
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнениеожидаемого и полученного результатов  
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте  
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы  
Критерий 3.2. Соблюдение регламента защиты (5–7 мин.) и степень воздействия на аудиторию Баллы
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию  
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента  
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент  
4. Сформированность коммуникативных действий
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность Баллы
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления  
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют  
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют  
Критерий 4.2. Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения Баллы
Ответы на вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения  
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения  
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения  

5.10. План работы над проектом:

Таблица 5

Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность учителя Деятельность обучающихся Деятельность родителей
1. Погружение в проект (сентябрь–октябрь) Цель – подготовка обучающихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) обучающихся для работы над проектом(5-7кл) Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Пробуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует обучающихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует обучающихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей  
2. Планирование деятельности (ноябрь–декабрь) Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – распределение задач (обязанностей) между членами группы(5-7 кл) Направляет процесс поиска информации обучающимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает обучающимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы   Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности
3. Осуществление деятельности по решению проблемы (декабрь–январь) Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа обучающихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта; – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности   Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации оформлении материалов и портфолио проектной деятельности
4. Оформление результатов (февраль) Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует обучающихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха
5. Презентация результатов (март) Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует обучающихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп / учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности (апрель–май) Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности Оценивает усилия обучающихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует обучающихся. Наблюдает, направляет процесс Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа Консультируют в оформлении отчета

5.12. Один раз в год, в марте, проводится научно-практическая конференция, на которой проходит публичная защита проектов. К публичной защите допускаются все проектные работы обучающихся 9-х классов и те проектные работы обучающихся 5–8-х классов и 10–11-х классов, которые на предварительной экспертизе получили оценку, составляющую 50% или более от максимальной оценки по разработанным критериям.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: