5.1. Для формирования поля проектной деятельности и ее организации до 1 октября учитель-предметник определяет тематику проектов по своему предмету (от 5 до 10 тем), помимо этого классные руководители и/или педагоги дополнительного образования определяют тематику социальных проектов.
5.2. Презентация тем проектной деятельности на текущий учебный год проходит в сентябре (информация представляется на сайте школы, на информационном стенде, в выпуске школьной газеты).
5.3. К 15 октября учителя-предметники подают заместителю директора, курирующему проектно-исследовательскую деятельность, информацию о выборе тем участников проектной группы по форме:
Таблица 3
№ п/п | ФИ обучающегося | класс | Тема индивидуального итогового проекта | Тип проекта (исследовательский, информационный, творческий, практико-ориентированный, социальный, игровой) | Научный руководитель |
Утверждение тем и научных руководителей осуществляется приказом директора не позднее 30 октября и публикуется на сайте образовательного учреждения. Изменение темы проекта в 9-11 классах не допускается, разрешается только корректировка названия темы.
5.4. В ноябре-феврале в школе начинается «проектная четверть», во время которой происходит работа над проектами. В это время происходят групповые и индивидуальные консультации с руководителями проектов, сбор информации по проекту, наблюдения, эксперимент и др.
5.5. Работа над проектом может быть начата и раньше, если сфера интересов обучающегося устойчива, налажен диалог с преподавателем. Учителями и администрацией школы приветствуется раннее начало работы над индивидуальными проектами.
5.6. К 25 декабря научные руководители проектов отчитываются перед заместителем директора о ходе проектной деятельности, целях и задачах курируемых проектов, планах их реализации, возникших проблемах и путях их решения.
5.7. Предварительная экспертиза проекта осуществляется с Графиком, утвержденным приказом директора, экспертным советом, который формируется каждый учебный год из представителей администрации, учителей-предметников, педагогов и утверждается приказом директора школы ежегодно не позднее чем 1 марта. По итогам предварительной экспертизы (предзащиты) индивидуальные результаты участников заносятся в рейтинговую таблицу результатов участников, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов (далее - рейтинг). Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке. По результатам предварительной экспертизы проект или возвращается на доработку, или допускается к защите на школьной научно-практической конференции в марте.
5.8. Во вторую-третью неделю апреля в школе проходит школьная научно-практическая конференция, на которой представлены лучшие итоговые индивидуальные проекты (9-е и 11-е кл.), объединение разновозрастных участников конференции позволяет повысить познавательный интерес обучающихся, сформировать коммуникативные умения.
5.9. В рамках конференции (по секциям) обучающиеся знакомят слушателей с проектным продуктом, выступление и результаты работы обучающегося оцениваются компетентным жюри, согласно предложенным критериям (таблица 4).
Таблица 4
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем | |
Критерий 1.1. Постановка проблемы | Баллы |
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный | |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный | |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы | |
Критерий 1.2. Актуальность и значимость темы проекта | Баллы |
Актуальность темы и ее значимость обозначены фрагментарно на уровне утверждений | |
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания | |
Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города | |
Критерий 1.3. Анализ хода работы, выводы и перспективы | Баллы |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | |
2. Сформированность предметных знаний и способов действий | |
Критерий 2.1. Глубина раскрытия темы проекта | Баллы |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | |
Критерий 2.2. Использование средств наглядности, технических средств | Баллы |
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации | |
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада | |
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы | |
3. Сформированность регулятивных действий | |
Критерий 3.1. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада | Баллы |
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнениеожидаемого и полученного результатов | |
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | |
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | |
Критерий 3.2. Соблюдение регламента защиты (5–7 мин.) и степень воздействия на аудиторию | Баллы |
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию | |
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента | |
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент | |
4. Сформированность коммуникативных действий | |
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность | Баллы |
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления | |
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют | |
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют | |
Критерий 4.2. Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения | Баллы |
Ответы на вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения | |
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения | |
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения |
5.10. План работы над проектом:
Таблица 5
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект (сентябрь–октябрь) | Цель – подготовка обучающихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) обучающихся для работы над проектом(5-7кл) | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Пробуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует обучающихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует обучающихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей |
2. Планирование деятельности (ноябрь–декабрь) | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – распределение задач (обязанностей) между членами группы(5-7 кл) | Направляет процесс поиска информации обучающимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает обучающимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы (декабрь–январь) | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа обучающихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта; – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации оформлении материалов и портфолио проектной деятельности |
4. Оформление результатов (февраль) | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует обучающихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха |
5. Презентация результатов (март) | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует обучающихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп / учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности (апрель–май) | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности | Оценивает усилия обучающихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует обучающихся. Наблюдает, направляет процесс | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа | Консультируют в оформлении отчета |
5.12. Один раз в год, в марте, проводится научно-практическая конференция, на которой проходит публичная защита проектов. К публичной защите допускаются все проектные работы обучающихся 9-х классов и те проектные работы обучающихся 5–8-х классов и 10–11-х классов, которые на предварительной экспертизе получили оценку, составляющую 50% или более от максимальной оценки по разработанным критериям.