Психолого-педагогический анализ познавательного развития в литературе




Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы познавательного развития детей дошкольного возраст……….……………………………………………6

1.1Психолого-педагогический анализ познавательного развития в литературе……………………………………………………………………….6

1.2 Проблема развития детей дошкольного возраста…………………………18

1.3 Педагогические условия познавательного развития………………………22

Выводы по главе 1……………………………………………………………….27

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста……………………28

2.1Цели и задачи экспериментального исследования………………………28

2.2 Разработка педагогических условий познавательного развития………35

2.3 Анализ результатов исследования………………………………………..40

Выводы по главе 2……………………………………………………………..42

Заключение………………………………………………………………………43

Список литературы……………………………………………………………..44


Введение

Повышение качества образования один из основных вопросов который стоит в настоящее время в России. Система образования сейчас направлена на развитие ребенка, как активной творческой личности, которая будет способна адаптироваться к современным условиям, решать нестандартные задачи. Именно дошкольное образование, как первая ступень непрерывной системы образования, должна формировать такие важные качества личности, как любознательность, познавательная активность. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования познавательное развитие выделяется, как одно из основных направлений, что указывает на актуальность проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста и высокие требования к организации образовательного процесса. Согласно ФГОС дошкольного образования, «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира…, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира». Данные задачи должны решаться на протяжении всего пребывания детей в детском саду.

Известные ученые: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.И. Сорокина, Н.С. Лейтес и др. работали над вопросом познавательного развития детей дошкольного возраста.
При рассматривании проблем познавательного развития детей дошкольного возраста надо остановиться на понятие «познание», так как оно является основным.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что познавательному развитию детей дошкольного возраста будет способствовать разработанная программа по познавательному развитию.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать и апробировать в практике педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста;

2. Раскрыть содержание понятия «познание»; «познавательное развитие детей дошкольного возраста».

3. Выявить педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста;

4. Подобрать диагностический инструментарий для изучения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

5. Разработать методику работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста.

Объект исследования: познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста.

Методы исследования: методы теоретического исследования (работа с литературой, анализ, обобщение), методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ, эксперимент)

Практическая значимость исследования: исследование может представлять интерес для заведующих и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также студентов педагогических учебных заведений.

Структура исследования: работа состоит из введения, 1-ой теоретической главы, 2 главы – практической, заключения, списка литературы.


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста

Психолого-педагогический анализ познавательного развития в литературе

 

Понятие «познание» можно рассматривать с точки зрения педагогики, философии и психологии. «Познание» в философии - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного. Именно активностью человека в этом процессе достигается результативность познания. Новейший философский словарь А.А. Грицанова определяет термин познание как творческую деятельность субъекта, ориентированную на получение достоверных знаний о мире [1; 7]. В «Психологическом словаре» Р.С. Немова понятие трактуется как «различные виды познавательной активности или активности, направленной на получение и обработку знаний (информации)» [2; 24]. Педагогическая энциклопедия под редакцией Н.Н. Тулькибаевой и Л.В. Трубайчук определяет «познание» как образовательную деятельность ученика, понимаемую как процесс творческой деятельности, которая формирует их знания [3; 15]. Из этого можно сделать вывод: все рассмотренные понятия объединяет то, что главное в познание - это процесс, деятельность.

С древности, человечество пыталось осмыслить сущность познавательногоинтереса. Для философии древности характерно представление о познавательном процессе, как о таком процессе, в котором активная сторона находится вне человека. Так, Демокрит считал, что познание происходит благодаря тому, что от всех предметов окружающего мира "проистекают" образы (копии) тех предметов, от которых они "проистекли".

В средние века процесс познания получает другую трактовку. Одна из таких трактовок характеризует идеологическую зависимость философии от церкви и религии. Познание, в этом случае, выступало как процесс, дарованный человеку богом. Большое значение также имеет познавательная традиция средневековья, связанная с собственно научными изысканиями, касающимися изучения природных процессов. Связь бога и человека проецируется в этот период через систему философских понятий, а связь человека и природы отождествляется через системы действий с природными объектами, благодаря которым выявляются возможные границы такой связи.

Новое время предполагает трактовку познавательного процесса, как осуществляемой связи между субъектом и объектом познания, где каждый из них обладает каким либо собственным объектом, доставляет данные, влияя на него. Субъект отрабатывает данные, полученные об объекте, реализуя свои способности воспринимать, ощущать, мыслить. Таким образом, субъект и объект как бы делят между собой то, что позволяет утверждать наличие познавательного процесса. В новое время познавательный процесс характеризуется практически одной и той же схемой, в которой с одной стороны используется рассудочная способность и идеи ощущений, которые перерабатываются рассудком в знание. Недостатком такой трактовки является не рассмотрение сущности, способа формирования познавательных идей. С другой стороны недостаток заключается в приписывании человеку врожденных идей, не зависящих от образа его жизнедеятельности.

Шеллинг, продолжая традицию Канта, освещает проблему тождества бытия и мышления. Указанное тождество в отношении познавательного процесса характеризует возможности и смысловой ореол связи человека с миром в познании[31].

В Гегелевской философии проблема познания характеризуется, как выражение активности субъекта, при этом сам субъект с индивидом не отождествляется. Процесс становления субъекта и его мышления, по мнению Гегеля, характеризуется освоением человеком ступеней развития абсолютного духа. философия рефлексия познание отражение

Анализ познания, освещенный Марксом вместе с Энгельсом, происходит на качественно новом уровне, где познание выступает как процесс деятельностной связи исторического человека с миром (корректируемый смыслами бытия).

Человек универсальное существо могущее ощущать (отражать) мир по различным мерам культурно - исторического знания.

Марксистская философия существенным образом конкретизирует опосредующее содержание Познавательный процесс здесь выступает в виде деятельностного отражения, которое имеет свои закономерности. В частности, опосредованием между субъектом и объектом познания выступают общественные связи или отношения. Марксистский подход предполагает разделение трактовок познавательного процесса: с одной стороны предметная деятельность выступает в виде системы действий; с другой стороны деятельность понимается, как выражение сквозных культурно-исторических смыслов, которые выступают содержанием этих мироотношенческих форм через то или иное предметное содержание.

В процессе познания имеет место взаимовлияние субъект и объект познания, активная же роль принадлежит субъекту познания.

Традиционно выделяют 3 уровня познания:

- обыденный;

- научный, который можно разделить на эмпирический и теоретический;

- философский (где философия выступает как форма культурно-исторического отношения)[9].

Каждый из уровней познания содержит определенный способ отражения мира. Уровни бытия обеспечивают уровни познания. Важно подчеркнуть, что каждый из уровней познания, реально присутствующий в человеческой практике всегда сопровождается рефлексированием его как такового и это рефлексирование может осуществляться также на различных уровнях, что приводит к различным результатам.

 

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической.

Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, "теоретическое" направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием.

Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

В раннем возрасте бъектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

В возрасте 3-4 лет дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия[17].

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:

- знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам); Ворота промышленные распашные

- формирование положительного отношения к окружающему миру.

Старший дошкольник познает уже "большой мир". В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

- постановка цепи и планирование;

- прогнозирование возможных эффектов действия;

- контроль за выполнением действий;

- оценка результатов и их коррекция[4].

Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к этому объекту.

ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различнных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. (Микерена плюс до и после стр 60)

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружа ющего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материа ле, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира(Микерена плюс до и после стр 60).

Нами был проведен анализ образовательной области «познание» в различных примерных образовательных программах дошкольного образования, результаты анализа представлены в таблице 1:

Таблица 1. Анализ образовательной области «познание» в различных примерных образовательных программах дошкольного образования

«Радуга» Т. Н. Доронова, Е. В. Сололвьева) «Детство» (Т. И. Бибаева, Г. И. Гогобер) Программа (М.Васильевой) «Истоки» (Л.Парамоновой) «Успех» (Н. В.)Федина
Наличие образовательной области (задачи в вариативной программе)
Задача – «Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию детей» включает подзадачи: а)способствовать познавательному развитию детей; б)формировать элементарные математические представления в)поддерживать познавательное отношение к действительности. Задачи познавательного развития рассредоточены по разделам: «Предметный мир», «Первые шаги в математику», «Ребёнок входит в мир социальных отношений», «Ребёнок открывает мир природы» (объекты живой и неживой природы, явления живой природы, животные, человек), включены задачи и по сенсорному развитию при формировании у детей представлений о форме, цвете, размере предметов. «Конструирование» включено в раздел «Изобразительное искусство и художественная деятельность» (конструирование из готовых геометрических форм и тематических конструкторов, из бумаги, природного материала).   Раздел «Умственное воспитание» включает задачи по развитию сенсорного воспитания в каждой возрастной группе. Ознакомление ребёнка с окружающим миром: предметное окружение, явления общественной жизни, со старшей группы – наша армия; в подготовительной – наша планета), природное окружение, задачи экологического воспитания. «Конструирование»: 2 мл. гр. – из строительных деталей (по образцу, по замыслу); Ср.гр.- добавляется конструирование из бумаги, природного материала (+по рисунку); Подг.гр. – техническое конструирование из строительного материала и деталей пластмассового конструктора по рисунку, по словесной инструкции, по замыслу. Самостоятельный раздел «ФЭМП»: - количество (со ст.гр. + счёт); - величина; - форма; -ориентировка в пространстве и времени.   Сенсорное развитие – представлено самостоятельно в младенческом возрасте, далее входит в разделы: «Предметная деятельность», «Познание окружающего мира», «Математическое развитие», «Изобразительное искусство» Выделены самостоятельные разделы: «Познавательно- исследовательская деятельность и продуктивная»: - экспериментирование с водой, воздухом, глиной песком, камнями, с новыми материалами (ЛЕГО)…) - конструирование (строительные материалы, бумага, детали конструктора, природный материал); «Математика»: -количество, счёт; -величина; -форма; -ориентировка в пространстве, во времени; «Представления о мире»: -о человеке; -о предметном мире; -о природе (живая, неживая, явления природы); -о себе. Задачи познавательного развития представлены в образовательной области «Познавательное развитие».

Анализ научной литературы показывает, что вопросы динамики познавательного развития неразрывно связаны с проблемой сензитивных периодов и становлением личности дошкольника. Вопрос о средствах развития познавательных процессов связан с созданием образовательных и развивающих программ дошкольников. Ученые и педагоги-методисты постоянно подчеркивают различия в развитии детей, сложность и специфику обучения детей с разным уровнем подготовленности. Все это привело к тому, что акцент в исследовании закономерностей обучения дошкольников сместился в сторону развития самостоятельной познавательной активности, с опорой на индивидуально-личностный потенциал.

В работах целого ряда исследователей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Н.И. Чуприкова и др.) было установлено, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени зрелости и сформированности. Следовательно, неравномерность развития познавательных процессов требует различных средств психолого-педагогического сопровождения. Эти факты помогают нам провести анализ эффективности таких средств. Рассмотрим исследования, показывающие варианты динамики познавательных процессов и способы их сопровождения.

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развитие познавательных процессов ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий (материальных средств организации познания мира в виде счетного материала, картинок, книг, мозаики и т.п.), овладение знаками (в виде усвоения значений слов родного языка, средств буквенной и визуальной символики), включение в социальное взаимодействие с другими людьми (в виде различных форм помощи и поддержки со стороны взрослых). В частности, развитие мышления Л.С. Выготский связывал с процессом изменения характера обобщения значения слова. Он считал, что «только на этапе появления понятийного мышления происходит радикальная перестройка («интеллектуализация») всех элементарных познавательных функций на основе их синтеза с функцией образования понятий: восприятие фактически становится частью наглядного мышления, запоминание превращается в осмысленный логический процесс, внимание приобретает качество произвольности и т.д.». Следовательно, изменение межфункциональных связей познавательных процессов, позволяет говорить об общих изменениях в познавательной сфере ребенка-дошкольника.

При этом имеет значение аффект, побуждающий ребенка преодолевать трудности адаптации к социальной ситуации развития. Очевидно, что аффективное состояние ребенка регулируется требованиями и отношениями со взрослыми в процессе познания. Как указывал Л.С. Выготский, недоразвитие высших психических функций происходит из-за недостаточности средовых взаимоотношений. Если со временем оно накапливается, то тогда проявляется эффект «педагогической запущенности». В связи с этим мы считаем, что имеет смысл говорить переструктурировании межфункциональных связей как феномене психологической компенсации в познавательных процессах у отдельной категории детей. Безусловно, этот феномен будет связан с особенностями индивидуально-личностного развития.

Семенова М. Л. к стадиям познавательного развития относит следующее:

- любопытство

- любознательность

- познавательный интерес[13].

К первой стадии относится любопытство Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста Семенова М. Л. определила как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отншения, связи, закономерности освоения действительности.(Микерина, журнал)

Таким образом, проблема динамики и средств развития познавательных процессов дошкольника решается неоднозначно в психолого-педагогической литературе. Анализ результатов вышеперечисленных исследований позволяет сделать вывод о том, что возможными средствами развития познавательных процессов у отдельной категории дошкольников являются наличие и сформированность навыков и умений, помогающих преодолеть неравномерность развития познавательных процессов и дискомфорт при обучении. В таком случае психолого-педагогическое сопровождение представляет собой такую организацию образовательной среды, которая позволяет реализовать индивидуально-личностный потенциал ребенка в конкретной социальной ситуации развития. В методическом плане такое психолого-педагогическое сопровождение включает в себя формирование:

– умения ребенка классифицировать предметы по 2-м признакам, что улучшает возрастные показатели распределения внимания;

– навыка сравнения предметов с образцом, которое повышает параметры устойчивости внимания;

– умения устанавливать связи между предметами и явлениями, что компенсирует низкий объем кратковременной памяти;

– мнемонических приемов, которые помогают уменьшить последствия ярко выраженной неравномерности развития мыслительных процессов;

– творческого воображения, которое компенсирует неравномерность развития познавательных процессов и слабое развитие речи.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: