Центрические христианские постройки опирались на богатые традиции римской архитектуры, достигшей в возведении купольных сооружений большого совершенства (мавзолеи, залы дворцов, помещения терм и иные постройки). Великим купольным сооружением Рима был Пантеон. В восточной половине Римской империи, где процесс формирования центрических храмов шёл особенно интенсивно, христианская архитектура могла опираться на опыт местных языческих святилищ, в частности на шестигранный двор в храме Баальбека[1].
Центрические постройки Палестины IV века, возведенные при Константине Великом на местах земной жизни Иисуса Христа представляли собой простые ротонды или октогоны (восьмигранники) без апсиды и дополнительных пристроек. Со временем у них появилась апсида, функция которой первоначально не обязательно совпадала с алтарем храма. В апсиде могли совершать начальную часть литургии с чтением Евангелия, а Евхаристия совершалась в центре здания под куполом[2]. Со временем ротонды дополнялись пристройками, например, помещениями для паломников, посещавших святые для христиан места.
Храм монастыря преподобного Симеона Столпника (Калат-Семан). 476—490 гг.
- В этом процессе важную роль играла архитектура Сирии, давшая многочисленные примеры центрических церквей.
В Антиохии Сирийской — одном из важнейших центров раннего христианства — была своя яркая архитектурная школа. Антиохийские зодчие возводили здания подобного типа ещё для римских императоров (Дворец Диоклетиана в Сплите). В самой Антиохии по заказу Константина был построен так называемый «Золотой октогон»[3].
Приблизительно в VI веке сформировался тип октогона вписанного в прямоугольный или квадратный план. К угловым граням октогона примыкали полукруглые ниши, занимавшие углы прямоугольника. К такому типу относились храм св. Георгия в Эзре (515 г) и гробничная церковь в Русафе (на месте погребения мученика Сергия). Кафедральный собор в Босре (512 г)[4] представлял в плане квадрат с вписанной окружностью. В свою очередь центр этой ротонды, ограниченный колоннами, имел форму квадрифолия. Таким образом средняя часть интерьера имела форму креста-четырёхлистника, увенчанного куполом. Внешняя часть ротонды образовывала круговой обход, а с востока примыкали алтарные помещения.
|
Размеры этих храмов были столь велики, что чаще всего их нельзя было перекрыть каменным куполом. Кровля делалась деревянной. В отличие от римских ротонд с каменными куполами покоящимися на толстых стенах, сирийские храмы имели тонкие стены и сложное пространственное решение. Только некоторые подобные постройки имели каменное перекрытие, что вызывало восторг современников. Таким был храм в Эдессе VI века[5], возможно также храм в Эзре[6].
Особой постройкой был грандиозный ансамбль монастыря преподобного Симеона столпника (Калат-Семан (англ.)русск.), построенный в 476—490 гг. Он, представлял собой крест, образованный четырьмя сходящимися к центру базиликами, восьмигранное пространство между которыми было перекрыто деревянным шатром, под которым стоял каменный столб-башня — место аскетического подвига преп. Симеона[7].
- Более редкими были примеры центрических храмов на западе средиземноморья.
Огромный храм Сан-Лоренцо в Милане[8], построенный во второй половине IV века, несмотря на перестройку в XVI столетии, в целом сохранил свои формы. Они не характерны для римских мартириев. Сан-Лоренцо скорее имеет аналогии в антиохийской архитектуре. Пространство построено очень сложно. Внешние стены имеют квадратный план с выступающими по сторонам плоскими полукружьями. Внутреннее подкупольное пространство имеет аналогичную форму квадрифолия, состоящего из квадрата с округлыми выступами. Основание купола было восьмигранным. В настоящее время храм венчает купол XVI столетия, первоначальное перекрытие могло быть деревянным, так как стены здания очень тонки. Круговой обход храма сделан двухэтажным, то есть храм имеет хоры. Церковь совмещала в себе функции придворного храма и усыпальницы (отсюда тип мартирия, хотя для самих погребений имеются специальные пристроенные к зданию капеллы).
|
Церковь Сан-Витале в Равенне. 527—548 гг.
План церкви Сергия и Вакха в Константинополе.
План церкви Сан-Витале в Равенне.
- В VI веке были построены два великолепных храма связанных непосредственно с архитектурой столицы — Константинополя.
Первый из них — Церковь Святых Сергия и Вакха, построенная в Константинополе в 527—529 гг.[9] Юстинианом Великим. Храм являлся одновременно и мартирием (местом хранения мощей этих святых), и храмом для общественного богослужения. Его архитектурное решение основывается на уже существовавшем опыте подобных построек. В плане храм представляет собой квадрат с вписанной окружностью — подкупольным пространством. Купол несут восемь опор, между которыми сделаны ниши-экседры. По углам они полукруглые, а по сторонам света — прямоугольные. Храм имеет внутренний круговой обход с хорами.
|
Позднее по образцу этого столичного храма была возведена знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне (527—548)[10]. Итальянский город был в то время возвращен Византийской империи, и постройка нового храма знаменовала победы Юстиниана на её западных границах. Церковь имеет форму двух восьмигранников, вписанных один в другой. Грани внутреннего восьмиугольника прорезаны полукруглыми экседрами. Алтарная апсида соединена с подкупольным пространством длинным прямоугольным проходом. Круговой обход храма также двухэтажный (с хорами). В отличие от превращенного в мечеть константинопольского прототипа Сан-Витале сохранила почти все свое мозаичное убранство.
Постройки Юстиниана подвели итог поискам формы купольного храма на основе типа мартирия. В них в полноте можно увидеть новое понимание архитектуры храма и особое византийское чувство пространства. Купол как бы парит над храмом. Несущие конструкции не вызывают ощущения тяжести. Тектоничность здания не подчеркивается, а напротив скрывается. Все выглядит легким и невесомым. Стены и колонны не поднимаются от пола вверх, а воспринимаются скорее спускающимися сверху, с небес. Эти образные черты во многом будут справедливы для всех последующих византийских церквей.
Перечисленные в этом разделе постройки не привели непосредственно к созданию крестово-купольного храма. Мотив креста в них встречается редко, как правило в форме квадрифолия. Но в них ярко выразилось желание создать именно центричный купольный храм, способный заменить тип базилики.