ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника ФГБОУ ДПО
Нижегородский учебный центр ФПС
полковник внутренней службы
_________________ Е.Н.Русинов
«___ » _______________ 201__ г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по дисциплине « Безопасность жизнедеятельности»
со слушателями профессиональной переподготовки лиц среднего начальствующего состава, принятых в ФПС из иных организаций после окончания образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования с углубленным изучением государственного пожарного надзора
Тема № 5. Ликвидация последствий крупномасштабных наводнений.
Рассмотрено на заседании цикла
специальных дисциплин (пожарная тактика)
Протокол №___
от «____» ________________ 201__г.
Время занятия: 80 минут.
I. Цель занятия:
- учебная: ознакомить слушателей с понятием о наводнениях, их причинами и последствиями, с мерами и способами защиты от наводнений, с основными направлениями действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наводнениях;
- воспитательная: формировать у слушателей чувство ответственности за выполнение поставленных задач, совершенствовать необходимые умения и навыки при выполнении своих обязанностей во время ведения действий по ликвидации последствий наводнений.
II. Метод проведения занятия: классно-групповой
III. Место проведения: аудитория № 322
IV. Учебно-материальное обеспечение:
1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
2. Демонстрационные плакаты, презентация, видеоматериалы.
V. Литература:
- основная:
1. Чернышев Г.Я., Голда А.Н., Зайцев А.П. «Защита населения в чрезвычайных ситуациях» - М.: Военные знания, 2000. – 218 с.
2. Экология и безопасность жизнедеятельности/ Л.А. Муравья – Москва: Юнити, 2002. – 102 с.
- дополнительная:
1. сайт
VI. Расчет учебного времени:
1. Организационный момент: 5 мин.
2. Опрос по пройденному материалу: 10 мин.
· Перечислите основные задачи ГО.
· Сформулируйте задачи противопожарной службы ГО.
· Кто входит в состав сил ППС ГО?
· Что включает в себя противопожарное обеспечение ГО?
· Назовите сигналы оповещения ГО.
· Что включает в себя специальная обработка в подразделениях ГПС?
Изложение нового материала: 55 мин.
№ п./п. | Учебные вопросы: | Время, мин. |
1. | Виды наводнений и характеристика их проявлений. | |
2. | Особенности ликвидации последствий наводнений. | |
3. | Организация взаимодействия сил по ликвидации последствий наводнений. | |
Закрепление нового материала 5 мин. | ||
· Назовите виды наводнений по причинам возникновения и характеру проявления. · Назовите классификацию наводнений в зависимости от масштаба их распространения. · Расскажите об особенностях ведения разведки в зонах наводнения. · Расскажите об аварийно-спасательных работах в зонах наводнения. · Расскажите о взаимодействии сил по ликвидации последствий наводнения. | ||
Задание на самостоятельную подготовку 5 мин. |
Разработал:
преподаватель цикла
специальных дисциплин (пожарная тактика)
подполковник внутренней службы А.А. Гладышев
«___ » _____________________ 201 _ г.
Конспект для проведения занятия по теме: «Ликвидация последствий крупномасштабных наводнений».
№ п\п | Изучаемый материал | Методические рекомендации |
1. | Виды наводнений и характеристика их проявлений. Наводнение - это значительное затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов воды, а также при заторах, зажорах и иных явлениях. Наводнение является опасным природным явлением, возможным источником чрезвычайной ситуации, если затопление водой местности причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения или приводит к гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений. По повторяемости, площади распространения и суммарному среднегодовому материальному ущербу наводнения на территории Российской Федерации занимают первое место в ряде стихийных бедствий, а по количеству человеческих жертв и удельному материальному ущербу (ущербу, приходящемуся на единицу пораженной площади) - второе место после землетрясений. Реки отличаются друг от друга различными условиями формирования стока воды (сток воды - количество воды, протекающей через замыкающий створ реки, за какой-либо интервал времени). Многообразие наводнений и характеристик их проявлений можно свести к пяти обобщающим группам, объединяющим различные наводнения по причинам возникновения и характеру проявления Виды наводнений в зависимости от причин возникновения и характера проявления В пределах Российской Федерации преобладают наводнения первых двух видов (около 70-80% всех случаев). Они встречаются на равнинных, предгорных и горных реках, в северных и южных, западных и восточных районах страны. Остальные три вида наводнений имеют локальное распространение. Время безопасного пребывания человека в воде. Вывод: Наводнение является опасным природным явлением, возможным источником чрезвычайной ситуации, если затопление водой местности причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения или приводит к гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений. | См. Приложение 1. См. Приложение 1. См. Приложение 1. |
2. | Особенности ликвидации последствий наводнений.
При наводнении возможно возникновение вторичных поражающих факторов: пожаров (вследствие обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов); обрушения зданий, сооружений (под воздействием водного потока и вследствие размыва основания); заболеваний людей и сельскохозяйственных животных (вследствие загрязнения питьевой воды и продуктов питания) и др.
Здания, периодически попадающие в зону затопления, теряют капитальность: гнилью повреждается дерево, отваливается штукатурка, выпадают кирпичи, подвергаются коррозии металлические конструкции, из-за размыва грунта под фундаментом происходит неравномерная осадка зданий и, как следствие, появляются трещины.
Основные характеристики последствий наводнений следующие:
Ø численность населения, оказавшегося в зоне, подверженной наводнениям (здесь выделяются: количество жертв, количество пострадавших, количество населения, оставшегося без крова и т.п.);
Ø количество населенных пунктов, попавших в зону, охваченную наводнением (здесь выделяются: города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, полностью затопленные, частично затопленные, попавшие в зону подтопления);
Ø количество объектов различных отраслей экономики, оказавшихся в зоне, охваченной наводнением;
Ø протяженность железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, линий коммуникаций и связи, оказавшихся в зоне затопления;
Ø количество мостов и тоннелей, затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;
Ø количество жилых домов, затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;
Ø площадь сельскохозяйственных угодий, охваченных наводнением;
Ø количество погибших сельскохозяйственных животных и др., а также обобщенные характеристики последствий: величины ущерба, наносимого наводнением.
Основными особенностями обстановки, возникающей при наводнениях и катастрофических затоплениях являются:
| См. Приложение 1. См. Приложение 1. |
3. | Организация взаимодействия сил по ликвидации последствий наводнений. Оперативность управления силами при ликвидации последствий наводнений достигается заблаговременной подготовкой органов управления к решению задач в этих условиях, постоянным знанием обстановки и быстрым реагированием на ее изменения, принятием обоснованных решений и их выполнением, организацией и поддержанием надежной связи и информации. Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Организация взаимодействия сил ликвидации последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки. Опыт последних лет по ликвидации катастрофических последствий наводнений подсказывает, что в целях совершенствования защиты населения и территорий от наводнений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления можно рекомендовать: Ø ускорить формирование территориальных систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; Ø принять меры по развитию систем оповещения населения, уделив особое внимание сельским районам; Ø принять меры по созданию и укреплению берегозащитных сооружений, ремонту плотин, углублению и очистке русел рек; Ø активизировать работу по созданию поисково-спасательных формирований, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации; Ø с учетом указанного опыта переработать планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; Ø создать в полном объеме резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; Ø рассмотреть вопрос о необходимости (целесообразности) перераспределения средств бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону увеличения средств на проведение неотложных мероприятий, направленных на безопасное функционирование водохозяйственных комплексов регионов. Изучением наводнений как стихийных природных явлений занимается в основном гидрологическая наука. За последние годы учёными-гидрологами много сделано для познания этого явления. Так, например, созданы методы инженерных расчётов максимальных уровней и расходов воды при наводнениях редкой повторяемости. В стране успешно функционирует служба информации и прогнозов наводнений. Выявлены и учтены все города и рабочие посёлки, подвергающиеся наводнениям, для каждого из них установлен уровень воды, с превышением которого начинается затопление. Наконец, накоплен большой практический опыт борьбы с наводнениями. Однако приходится считаться с тем, что изучение катастрофических наводнений сопряжено с немалыми трудностями. Ведь подобного рода наводнения случаются весьма редко и уже только поэтому трудно поддаются детальному изучению в природных условиях. Явление это многофакторное, и роль отдельных факторов в каждом отдельном случае неодинакова. Сколько раз специалистам приходилось убеждаться в том, что один и тот же очень высокий максимум весеннего половодья бывает при различных комбинациях, обусловливающих его факторов – таких, как снегозапасы в конце зимы, интенсивность снеготаяния и дождевые осадки в весенний период. Изучаемые события порой разыгрываются на огромных пространствах, поэтому наблюдения в отдельных точках не всегда показательны. Наконец, для наводнения в целом, как и для любого другого стихийного бедствия, характерна чрезвычайная динамичность природных процессов, неопределенность времени и места наступления, неоднозначность последствий. Защита населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими, является одной из приоритетных областей проведения государственной политики РФ. По завершении изучения учебного материала по данной теме просмотрите фильм о наводнении в г.Хабаровске. Вывод: Организация взаимодействия сил ликвидации последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Вывод по теме:Наводнение является опасным природным явлением, возможным источником чрезвычайной ситуации, если затопление водой местности причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения или приводит к гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений. Защита населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими, является одной из приоритетных областей проведения государственной политики РФ. | См. Приложение 2 |
Разработал:
преподаватель цикла
специальных дисциплин (пожарная тактика)
подполковник внутренней службы А.А. Гладышев
«___ » __________________ 201 _ г.
Приложение 1
Таблица 1:
Типы рек Российской Федерации в зависимости от условий формирования максимального стока
Таблица 4:
Таблица 5:
Способы решения задач при чрезвычайных ситуациях, связанных с наводнением.
Приложение 2