Упр-я по запоминанию букв.




Трудности в период ОГ. Коррекционная работа.

  1. Трудности в выделении звуков

Полезно упр-е: Выделение частотного звука из стихотворений с часто повторяющимися звуками. (На первых двух уроках необходимо интонировать частотный звук при чтении стихотворения, на последующих уроках это интонационное выделение может постепенно уменьшаться). Например, читая стихотворение «Аист», на первом уроке Вы произносите его, усиленно интонируя ударный звук [а]:

Аааист ааазбуку учил

И пятёрку получил.

И сегодня без подскааазки

Сааам себе читааает скааазки.

Но уже через пару уроков вы сокращаете время интонационного выделения нужных звуков и читаете:

Ооблако, ооблако, шёрстка колечками.

Оочень ты, ооблако, схооже с овечками.

Если Вы замечаете, что при таком Вашем чтении дети затрудняются назвать частотный звук изолированно, переходите к первому типу чтения.

 

  1. Трудности в работе со звуками из-за ориентации на буквы.

Больше внимания уделять работе со звучащим словом. Ориентировать детей на то, что реально слышим. Грамотно формулировать задания при организации звуковой работы (не смешивать понятия «звук» и «буква»), тщательно отбирать слова для звукового анализа.

 

  1. У большинства детей к моменту обучения грамоте фонетический строй речи в норме (они нормально произносят все звуки родного языка), но при этом наблюдается резкое недоразвитие фонематической стороны речи (дети испытывают трудности в различении близких в акустико-артикуляционном отношении звуков). Этим ученикам недостаточно просто услышать и даже произнести анализируемое слово, нужно специально привлечь их внимание к тому, как они произносят звук, как «работают» при этом губы, зубы, язык.

Важно ещё до введения понятий «гласные»/«согласные», постоянно фиксировать их внимание на наличии преграды в ротовой полости (в момент произнесения согласных) или её отсутствии (в момент произнесения гласных).

 

  1. Дети с низким уровнем готовности к школе испытывают трудности вдифференциации твёрдых и мягких согласных звуков. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков идёт более успешно при постоянном сопоставлении пар этих звуков по твёрдости-мягкости.

Примером может быть работа с таким стихотворением:

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Дятел, дятел Дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

— Дятел! В дереве дыра,

Перестать давно пора.

Очень полезной для дифференциации твёрдых и мягких согласных будет игра «Волшебная палочка» (превращение звуков).

 

  1. Трудности в запоминании букв (смешивают сходные буквы)

Упр-я по запоминанию букв.

 

  1. Трудности в удержании строки при чтении - перескакивают на другую строку (из-за нарушений пространственной ориентации)

Полезно занятие с мозаикой: выкладывание рисунка с опорой на картинку по строчкам, начиная с верхней.

  1. Трудности в овладении слитным чтением (из-за узости зрительного восприятия и нарушения моторики глаза)

Упражнения для развития поля зрения

 

1) Чтение таблицы «пирамида»

Темп чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз. Таким образом, можно сделать вывод: быстрее читать – значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов.

2) Упр-я «Соедини слоги в слова»

3) Цифровые и буквенные таблицы (на основе таблиц Шульте).

Работа с ними не требует много времени, но даёт хорошие результаты.

Всю работу с таблицами можно разбить на 3 этапа. Таблицы различаются размером и количеством чисел или букв.

1 этап – малое поле зрения. Размер таблиц 9x9 см. Количество чисел или букв – 9.

2 этап – поле зрения увеличивается. Размер таблиц 12x12 см. Количество чисел, букв до 16.

3 этап – поле зрения равно ширине страницы. Размер таблиц 18x18 см. Количество чисел, букв до 25.

Нужно найти и назвать по порядку все цифры (или по алфавиту буквы). При назывании цифр (букв) разрешается фиксация глаз только в центре таблицы, одновременно стараясь увидеть справа, слева, или всё вокруг. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. примерно 25—30 см.

Скорость считывания таблиц должна быть разной. Сначала таблицы считываются медленно, затем скорость увеличивается, и конечный результат – таблица считывается за 3-5 секунд.

 

Разрезанные тексты.

Тренировочные тексты разрезаются по вертикали на две или три части, которые сдвигаются одна относительно другой как по вертикали, так и по горизонтали, тем самым, читая подобный текст, глаза совершают волнообразное движение, в результате чего тренируется мускулатура глаз и расширяется поле зрения.


 

 

«Праздник Букваря»

Интересно и полезно завершить ОГ походом в библиотеку. Библио­текарь расскажет учащимся о своей работе, покажет книго­хранилище, картотеки, формуляры. Ученики попробуют по­мочь работникам библиотеки расставить по алфавиту книги на одной из книжных полок. Желающих могут записать в библиотеку и выдать читательский билет

 

Совместно с родителями можно организовать праздник «Прощание с Букварем» и выставку «Учились все по мне и встарь...». На выставке может быть пред­ставлено всё, что связано со школой и что хранится в домашних «архивах». Это могут быть буквари, по которым учились роди­тели, бабушки и дедушки; перьевые ручки и авторучки прошлых лет; старые учебные принадлежности и другие раритетные вещи.

Отражая дух этой встречи, можно вручить первоклассникам грамоты, написанные и оформленные в стиле прошлых столетий:

Грамота сия дана отроку Иванову Петру в том, что он в обу­чении грамоте преуспел и к дальнейшему обучению на благо семьи и процветанию Отечества пригоден.

К сему руку приложил классный наставник (ФИО)

... года

февраля 25-го дня

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: