РЕЗОЛЮЦИЯ
Общественных слушаний
Итогов общественной проверки Рабочей группой по общественному жилищному контролю организации и качества капитального ремонта жилищного фонда Ростовской области в 2016 году, организованных Комиссией Общественной палаты Ростовской области
по вопросам местного самоуправления, жилищной политике и проблемам жилищно-коммунального хозяйства
02 июня 2017г. г. Ростов-на-Дону
Участники общественных слушаний Комиссии Общественной палаты Ростовской области по вопросам местного самоуправления, жилищной политике и проблемам жилищно-коммунального хозяйства (далее – Комиссия), обсудив отчёты общественных инспекторов (ОЖИ) по итогам общественной проверки Рабочей группой по общественному жилищному контролю (далее – Рабочая группа) организации и качества капитального ремонта жилищного фонда Ростовской области в 2016 году, и доклады общественных жилищных экспертов (ОЖЭ), отмечает следующее.
С участием ОЖИбыла произведенапроверка 48 домов в Азове, Аксае, Батайске, Волгодонске, Донецке, Зернограде, Новочеркасске, Ростове, Таганроге, в результате которой не была дана полноценная оценка качества и полноты выполненных работ по капитальному ремонте и соответствия этих работ сметам, а смет – актам технического осмотра элементов общего имущества многоквартирных домов, подвергшегося капремонту, из-за отсутствия у председателей советов этих домов документации, предусмотренной статьями 182 и 189 Жилищного кодекса РФ. По отчётам этих ОЖИ установлено, что недостатки сложившейся системы капитального ремонта, отмеченные 7 июня 2016г. в Резолюции общественных слушаний Рабочей группы Общественной палаты Ростовской области «О реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2015 г.: проблемы и пути решения» сохранили актуальность и приобрели в 2017 году более массовый характер.
ОЖЭ, изучившие нормативно-правовые акты (НПА) Правительства и министерства ЖКХ Ростовской области, касающиеся деятельности Фонда капитального ремонта, а так же НПА самого Фонда, размещённые на их сайтах, сообщили в своих докладах о зонах коррупционной опасности, сформированных в этих НПА.
В ходе проверок, произведенных ОЖЭ, было выявлено:
1. Устав Фонда утверждён приказом министра ЖКХ Ростовской области, что противоречит части 2 статьи 178 Жилищного кодекса РФ.
2. В п. 3.16 Устава Фонда установлено, что директор Фонда назначается сроком на пять лет на конкурсной основе. Однако, на сайте министерства ЖКХ отсутствует информация о проведении конкурса, но есть приказ министра No175-К от 04.08.2014 г. о назначении Крюкова Владислава Анатольевича директором Фонда сроком на 5 лет.
3. Попечительский совет Фонда работает в закрытом режиме – на сайтах министерства ЖКХ и Фонда отсутствует информация об его деятельности. В соответствие с уставом Фонда, этот совет должен собираться «не реже одного раза в полугодие».
4. В наблюдательном совете Фонда, который учреждён Ростовской областью, числятся только чиновники «уполномоченного органа», работающие «на общественных началах». На сайтах министерства и Фонда отсутствует информация о деятельности этого совета. В соответствие с уставом Фонда, этот совет должен собираться «не реже одного раза в квартал». Создание по Уставу Фонда Наблюдательного Совета не соответствует Приказу Минстроя России от 28.01.2016 N 41/пр, которым рекомендовано создание Правления Фонда - высшего коллегиального исполнительного органа управления, членом которого по должности должен быть руководитель Фонда.
5. Общественный совет Фонда сформирован без участия Общественной палаты Ростовской области, большинство членов этого совета – председатели ТСЖ-ЖСК, открывшие специальные счета, и только один представитель советов многоквартирных домов, начисляющих средства на капремонт на счёт регионального оператора – Фонда. На сайте Фонда отсутствует информация о деятельности этого совета, за исключением плана работ. Уставом Фонда не предусмотрено создание Общественного Совета, что не соответствует Приказу Минстроя России от 28.01.2016 N 41/пр.
6. Фонд не может обеспечить выполнение обязанностей по контролю качества работа, возложенных на него пунктом 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса
В штате отдела Фонда, осуществляющего функций технического заказчика, 12 человек и по 1 человеку в Таганроге, Волгодонске, Каменске-Шахтинском и Шахтах (при общей штатной численности Фонда 98 чел.) на 650 домов в 2016г. и более 1000 домов в 2017г., рассредоточенных в 25 муниципальных образованиях области. Неизвестна квалификация этих специалистов: на сайте Фонда отсутствует информация об их аттестации лицензионной комиссией Государственной жилищной инспекции.
Нет информации и об аттестации заместители директора Фонда, осуществляющие руководство этим отделом.
Не предусмотрен контроль качества работ со стороны Государственной жилищной инспекции и Региональной службой строительного надзора, где сосредоточены специалисты этой сферы деятельности Фонда,
Управляющие организации и органы местного самоуправления отстранены от осуществления технического контроля качества производства работ по капитальному ремонту домов.
Общественный жилищный контроль Общественной палаты, имеющий в составе ОЖИ и ОЖЭ необходимых специалистов, не привлекается Фондом к контролю качества работ, и не реагирует на представленную ему информацию в Резолюции общественных слушаний 7 июня 2017 г.
Советы многоквартирных домов не могут квалифицированно проверять качество работ из-за отсутствия в их составе специалистов. Аудиторская проверка Фонда предусматривает проверку только бухгалтерской документации и налоговой отчётности Фонда.
7. У председателей ТСЖ, руководителей УК, «старших» по дому отсутствует документация по ремонту: акты технического состояния МКД, дефектные ведомости, сметы, акты приёмки ремонтных работ.
8. Размер предельной стоимости определён по непонятной и неопубликованной методике и требует проверки компетентными органами.
9. Фонд злоупотребляет размером предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту элементов общего имущества, который утверждён постановлением Правительства Ростовской области от 29.12..2014 г. №421.На конкурс выставляется работы по капитальному ремонту, включённые в Краткосрочный план, с этой предельной стоимостью, после чего победитель конкурса составляет сметы на сумму, которую он указывал в заявке. Имеет место несоответствие ПСД, выставленной на торги, с актами выполненных работ по завершении ремонта (Новочеркасск ул. Гвардейская, 26/7).
10. Сметы составляются с нарушением порядка, установленного пунктом 2 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса РФ. При проверке домов, исполненной ОЖИ Дуда С.В. установлены значительные завышения сметных цен, грубые нарушения установленных технических правил капитального ремонта фасадов.
11. На сайтах Фонда и Министерства отсутствует информация о составе конкурсной комиссии. Обнаружены нарушения установленного порядка проведения конкурсов (Волгодонск Ленина 71).
12. Нарушаются графики выполнения работ. По домам г. Новочеркасск ул. Атаманской, 55/1 и ул. Мацоты, 75 ремонт 2016 года не закончен до сих пор, однако, отчетность по ним сдана в НП Фонд содействия капитальному ремонту.
Анализ приведенных фактов свидетельствует о том, что основными проблемами проведения качественного капитального ремонта и, как следствие, эффективного расходования средств собственников помещений в многоквартирных домах, являются отмеченные в Резолюции слушаний 7 июня 2016 г. недостатки, в том числе:
· неправильная организации системы проведения капитального ремонта;
· низкое качество проектно-сметной документации, вызванное формальным отношением прежде всего к составлению дефектной ведомости и вытекающие из этого несоответствие ПСД реальному положению дел. Сметы на капитальный ремонт не отражают перечня и технического состояния общего имущества многоквартирных домов. Исполнительная документация после завершения работ по капитальному ремонту не передается ни совету дома, ни управляющей организации;
· отсутствие заинтересованности в экономном расходовании средств на капитальный ремонт ни у сторон участников капитального ремонта;
· неудовлетворительный или отсутствующий строительный контроль проводимых работ, скрытых работ и особенно окончательная приемка ремонтных работ;
· несоответствие применяемых строительных и других материалов, заявленным по смете;
· наличие и участие в капитальном ремонте подрядных организаций, не имеющих материальной базы, достаточного производственного опыта, количества квалифицированных рабочих и ИТР;
· отстранение управляющих компаний от контроля качества работ по капитальному ремонту МКД;
· органы местного управления не наделены отдельными обязанностями и правами в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области.
Поводя итоги слушанийсформулированы четыре зоныкоррупционной опасности в деятельности Фонда, заложенные в нормативно-правовых актах и деятельности Фонда, в том числе:
· Отсутствие персональной ответственности участников системы капительного ремонта, включая собственников жилья, чей дом ремонтируется, в экономном расходовании средств собственников жилья, поступивших на счёт регионального оператора – Фонда:
· Недостоверность утверждённых смет на производство ремонтных работ из-за отсутствия достоверной исходной информации и экспертизы смет;
· Отсутствие надлежащего контроля за соответствие выполненных работ утверждённым сметам:
Отсутствие надлежащего технического надзора и контроля качества работ.
Учитывая, что на семинаре-совещании общественных жилищных инспекторов 31 марта 2017 г. на сообщение о предстоящей проверке общественными жилищными экспертами делопроизводства и ценообразования по ремонтируемым домам, директор Фонда Крюков В.А., заявил, что никаких документов он представлять не будет, участники слушаний решили:
1. Рекомендовать Совету Общественной палаты Ростовской области направить в Прокуратуру Ростовской области материалы общественных слушаний с просьбой провести с участием общественных жилищных экспертов Общественной палаты Ростовской области и специалистов Региональной службы строительного надзора Ростовской области проверку делопроизводства, ценообразования Фонда капитального ремонта Ростовской области и качества производства работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2016 г.
2. Акты проверки в марте - апреле 2017 г. общественными жилищными инспекторами организации и качества производства капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в 2016 г. направить в адрес Фонда для приятия мер по устранению выявленных нарушений
Голосовали единогласно.