Что предшествует речевым актам




Родители и дети начинают общаться задолго до того, как дети научатся пользоваться языком. Их первые акты ком-

Н. С 1 а г k, Е. С 1 а г k. How young children use their utterances.— In: С 1 a r k H., С 1 a r k E. «Psychology and Language. An Introduction to Psycholinguistics». Harcourt Brace lovanovich, Inc., N. Y., 1977, pp. 312—320. Данная статья представляет собой главу из книги Г. и Е. Кларков «Психология и язык», поэтому мы сохранили нумерацию таблиц и примеров в соответствии с авторским текстом.— Прим- ред.

© Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1977. * См. прим. к с. 54.— Прим. ред.

** Под пропозициональным содержанием (иногда оно называется идеационным содержанием) авторы понимают те идеи, мысли и пред­ставления, относительно которых совершается речевой акт.— Прим. перев.


муникации главным образом жестовые; их инициаторами являются взрослые, когда ребенок находится еще в очень раннем возрасте. В наблюдениях Эскалона (Эскалона

1973) отмечено, что взрослые начинают предлагать и пока­зывать предметы детям, разговаривая с ними при этом, с мо­мента, когда ребенку исполняется три-четыре месяца. К шести-семи месяцам дети начинают «отвечать» тем же, подбирая предметы и показывая их взрослым. Когда ребен­ку исполняется семь-восемь месяцев, родители, для того чтобы привлечь его внимание к новому или потенциально интересному предмету, начинают, кроме того, использовать указательный жест. И опять спустя три-четыре месяца дети начинают использовать указательные жесты для того, что­бы выделить предмет. Когда дети показывают, предлагают или используют указательный жест, предназначенный для «слушающего», они уже используют примитивную форму общения (см. также Льюис, Ф р и д л, 1973; Стерн

1974).

Одна из основных функций жестов как взрослого, так и ребенка состоит в том, чтобы привлечь внимание другого человека («слушающего»), а затем сосредоточить его на конкретном предмете или событии. В возрасте около года дети используют жесты коммуникативно, в том смысле, что они следят, обращает ли взрослый внимание на данный объ­ект. Например, ребенок указывает на что-либо, а затем пово­рачивается, чтобы проверить, смотрит ли его мать в нужном направлении. Если нет, то он пытается привлечь ее внима­ние, потянув ее, например, за руку, а затем снова сделает указательный жест (см. Бейтс 1976). К году дети уже и реагируют на указательный жест как на коммуникативный:

они знают, что от них требуется посмотреть в указанном на­правлении, а не на руку или лицо взрослого, как это дела­ют дети в возрасте до года (Л э м п е р с, Ф л е и в е л, Ф л е и в е л 1977). Таким образом, указательный жест играет коммуникативную роль как для привлечения вни­мания «слушающего», так и для указания на то, что пред­ставляет интерес для «говорящего» ребенка или взрослого (Б р у н е р 1974/5; Е.Кларк 1977).

Кроме указательных, дети используют для общения и другие жесты. Например, они часто тянутся с открытой ла­донью или используют хватательный жест для того, чтобы показать, что они хотят чего-либо (И н г р а м 1971; Кар­тер 1974). При этом ребенок смотрит попеременно то на предмет, который он хочет получить, то на взрослого «слу-


шающего». Дети также используют более специфические жесты или комбинацию жестов для того, чтобы продемон­стрировать, чего они хотят. В работе (Картер 1974) описан эпизод, где маленький мальчик «просит» попить сока. Он подошел к матери, которая держала чашку, остановился прямо перед ней, открыл рот, выдвинув вперед подбородок, и пристально смотрел на нее до тех пор, пока она не обра­тила на него внимания, не спросила его, хочет ли он сока, и протянула чашку. До того, как указать на то, что они хо­тят, дети часто добиваются внимания со стороны своих «слу­шающих», дергая их за руки или за одежду. А затем, при­стально глядя на «слушающего», они ждут до тех пор, пока не получат ответной реакции.

В целом жесты детей, по-видимому, распадаются на две группы. Во-первых, они используют указательные жесты, которые, вероятно, имеют коммуникативное содержание типа «Посмотри на X» или «Расскажи об X». В этих случа­ях дети обычно удовлетворены, если их «слушающий» тоже смотрит в указанном направлении и, возможно, называет предмет или что-нибудь говорит о нем. Во-вторых, дети ис­пользуют жесты, связанные с дотягиванием, которые, ве­роятно, должны обладать коммуникативным содержанием типа «Дай мне X» или «Дай мне посмотреть на (потрогать, поиграть с) X». В этих случаях дети могут быть более нас­тойчивы в получении ответа. Они повторяют жест и иногда сопровождают его хныканьем. Обычно они, скорее всего, ожидают, что «слушающий» даст им то, что они хотят. Не­которые исследователи утверждают, что эти два типа же­стов предшествуют речевым актам, выражающим соответ­ственно утверждение и просьбу. Указательный жест исполь­зуется для утверждения факта присутствия, наличия чего-либо, а жест дотягивания используется для просьбы о чем-либо (Бейтс 1976; Бейтс.Камайони, Волтер-р а 1975; Б р у н е р 1975; Д о р 1973). То есть жесты и речевые акты аналогичны по функции: указательные жесты требуют подтверждения со стороны слушающего, так же как и утверждения, а жест дотягивания требует действия или ответа, так же как и просьбы. О справедливости этой гипо­тезы говорит и тот факт, что дети продолжают использо­вать указательные жесты и жесты дотягивания вместе с от­дельными словами и даже комбинациями слов.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: