Общие требования безопасности
1. При работе в монтажно-демонтажной мастерской большую роль выполняет строгое выполнение внутреннего распорядка.
2. Строго запрещается употреблять алкогольные, наркотические и токсичные вещества.
3. К работе допускается только обученный персонал прошедший проверку знаний.
4. При работе надо быть внимательным и соблюдать все правила техники безопасности.
5. Вовремя работы и после неё строго соблюдать гигиену труда.
Требование безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду.
2. Изучить данную практическую работу.
3. Подготовьте и проверьте исправность инструмента приспособлений.
4. О всех обнаруженных неисправностях сообщить руководителю практики и не приступать к работе без его разрешения.
Требование безопасности при выполнении работ
1. Располагать на рабочем месте приборы, инструменты и приспособления в порядке, указанном преподавателем.
2. Работать необходимо не торопясь.
3. При разборке и сборке агрегатов в необходимых случаях следует применять съёмные приспособления, указанные в инструкционных картах.
4. Разборку и сборку агрегатов выполнять только на специальных стендах.
5. Снятые детали нужно складывать в специально отведённые места, предохраняющие их от
падения.
6. При разборке и сборке чугунных и закалённых деталей нельзя применять стальной молоток
во избегании откола, в этих случаях необходимо пользоваться молотком с медной головкой.
7. Проверять соосность отверстий необходимо только при помощи специальной оправки.
8. При установке и снятии стартера на стенде электрооборудования необходимо
предварительно отсоединить провод аккумулятора соединённый с клеммой.
9. При проверке карбюратора необходимо продувать жиклёры воздушным насосом.
10. Отвёртывание и завёртывание винтов и жиклёров следует производить отвёртками с лезвиями соответствующими ширине шлица.
Требование безопасности при аварийных ситуациях
1. Для предотвращения травм нужно неоднократно проверять надёжность и исправность инструментов.
2. При получении травм необходимо оказать первую медицинскую помощь с последующим обращением к врачу.
3. При возникновении пожара необходимо обесточить очаг пожара, сообщить мастеру и приступить к ликвидации очага пожара.
4. При попадании под напряжение необходимо оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь, при устранении аварии преступить к работе только с разрешения мастера.
Требования безопасности по окончанию работы
1. По всем требованиям собрать агрегат.
2. Положить в установленное место инструмент и приспособление в установленном порядке.
3. Привести в исправное состояние всё оборудование, с которым работали.
4. Окончание занятия производится с разрешения руководителя практики.
2.Техническое обслуживание и текущий ремонт двигателя, приборы системы охлаждения и смазки.
Техническое обслуживание двигателей:
· замена масла и масляного фильтра
· замена охлаждающей жидкости (в т.ч. с промывкой системы охлаждения)
· замена ремня и других элементов ГРМ
· регулировка угла опережения впрыска топлива (дизель)
· регулировка тепловых зазоров клапанного механизма
· замена свечей зажигания
· раскоксовка поршневой группы
· измерение компрессии
· пневмотест группы: поршень-цилиндр-клапан
Текущий ремонт двигателей производится при наличии следующих дефектов: нарушении регулировки клапанов; неисправности прокладок крышки клапанов и головки блока; неисправности головки блока; стуке коренных и шатунных подшипников; повышенном расходе масла, пропуске газов; падении мощности; пониженном давлении масла в системе смазки двигателя.
Ремонт приборов систем смазки и охлаждения
Детали масляного насоса изнашиваются медленнее в сравнении с деталями двигателя. Поэтому при ремонте нет необходимости полностью разбирать насосы, а достаточно провести контрольное вскрытие, чистку редукционного клапана и проверку параметров насоса на испытательном стенде.
Наиболее распространенными дефектами деталей масляного насоса являются: износ поверхностей крышек насоса, гнезд под шестерни, шестерен, ведущего вала насоса, трещины и обломы, износ или повреждения резьбы в отверстиях.
Поверхность крышки насоса восстанавливают шлифованием на плоскошлифовальном станке. Изношенные в корпусе гнезда под шестерни устраняют обработкой в специальном приспособлении на токарном станке. Вначале „ обрабатывают внутреннюю поверхность на глубину не более 2 мм, а затем подрезают торцовую поверхность, обеспечивая заданную по техническим условиям глубину гнезда. Проверка точности обработки производится индикаторным устройством.
Изношенные шестерни заменяют новыми. Изношенный ведущий валик восстанавливают шлифованием под ремонтный размер втулки или хромированием под номинальный размер. Изношенные отверстия обрабатывают разверткой под увеличенный ремонтный размер или восстанавливают запрессовкой втулок. После запрессовки внутренний диаметр втулок обрабатывают разверткой до номинального размера.
Трещины и обломы устраняют сваркой с последующей механической обработкой. Рекомендуется горячая сварка ацетиленокислородным нейтральным пламенем. Сварку ведут чугунно-медными присадочными прутками с флюсом. После сварки корпус медленно охлаждают в термокамере или в томильной яме.
Отверстия с изношенной или поврежденной резьбой восстанавливают нарезанием резьбы ремонтного размера или заваркой с последующим нарезанием резьбы номинального размера.
После ремонта и сборки масляный насос подвергают испытанию. Он должен создавать давление 6 кгс/см2 при 600—800 об/мин вала насоса.
При ремонте двигателя осуществляют промывку масляных фильтров и если нужно, то заменяют фильтрующие элементы и негодные детали. Промывку производят в керосине с последующей обдувкой сжатым воздухом.
Трещины и обломы корпуса и крышки фильтра устраняют заваркой с последующей зачисткой мест сварки. Изношенную или поврежденную резьбу в отверстиях восстанавливают нарезанием резьбы ремонтного размера или заваркой с последующим нарезанием резьбы номинального размера.
Маслопроводы промывают керосином или горячим раствором каустической соды, а затем горячей водой и продувают сжатым воздухом. Трещины в трубках запаивают твердым припоем. Негодные соединительные ниппели заменяют новыми. После ремонта маслопроводы испытывают в течение 2 мин на герметичность сжатым воздухом под давлением 4 кгс/см2.
Радиаторы системы охлаждения могут иметь следующие основные дефекты: загрязнение сердцевины, отложение накипи и течь трубок. Загрязнение и накипь удаляют в установках, обеспечивающих подогрев раствора до 60—80°С, его циркуляцию и последующую промывку радиатора водой. Герметичность радиатора проверяют сжатым воздухом под избыточным давлением 0,3—0,5 кгс/см2, погрузив его в ванну с водой. Отверстия закрывают резиновыми пробками, через одну из которых поступает по шлангу воздух от воздушного насоса. Выходящие пузырьки воздуха укажут на наличие дефектов. Когда радиаторы ремонтируют без разборки (не снимая бачков), то испытание на герметичность осуществляют после удаления накипи.
Течь трубок устраняют пайкой. Заменяют на новые заглушенные трубки и трубки, имеющие большие вмятины. Для замены трубок отпаивают бачки радиатора от сердцевины. Затем нагретыми стальными стержнями, имеющими форму трубок, отпаивают дефектные трубки и плоскогубцами вынимают их из сердцевины. После этого устанавливают новую или запаянную трубку вместе со вставленным в нее стержнем. Затем вынимают стержень, и концы установленной трубки развальцовывают. Далее припаивают концы трубок к опорным пластинам сердцевины, а также верхний и нижний бачки.
Отремонтированный радиатор проверяют в ванне, предварительно накачав в него воздух.
Основными неисправностями деталей водяного насоса являются: сколы и трещины на корпусе насоса, изгиб и износ валика, износ шпоночной канавки. Сколы на фланце и трещины на корпусе устраняют сваркой. Деталь предварительно нагревают. Рекомендуется заварку производить ацетиленокислородным нейтральном пламенем. Трещины можно заделывать эпоксидной смолой. Погнутый валик правят под прессом, а изношенный менее допустимого восстанавливают хромированием и последующим шлифованием до номинального размера. Изношенную шпоночную канавку на валу заваривают, а затем фрезеруют новую канавку под углом 90—180° к старой.
3.Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания.
Бензиновый двигатель
Система питания карбюраторного двигателя служит для приготовления из бензина и воздуха горючей смеси, подачи ее в цилиндры двигателя и удаления из них отработавших газов. В нее входят устройства и приборы для хранения бензина и контроля его количества, фильтрации и подачи топлива и воздуха, приготовления горючей смеси, отвода газов из цилиндров и глушения их на выпуске.
Неисправности системы питания, в основном карбюратора, приводят к увеличению расхода топлива на 10…15 %, повышению концентрации вредных компонентов в отработавших газов в 2…6 раз, снижению мощностных показателей двигателя до 5…10 %.
К основным неисправностям относятся нарушение герметичности топливных приборов и трубопроводов, загрязнение воздушных и топливных фильтров, повреждение диаграммы и негерметичность клапанов бензонасоса, негерметичность запорного клапана поплавковой камеры и клапана экономайзера, неправильный уровень топлива в карбюраторе, износ ускорительного насоса, изменение пропускной способности жиклеров, неправильная регулировка холостого хода и другие
Дизельный двигатель
Система питания дизельного двигателя служит для раздельной подачи в требуемые моменты времени и в требуемом количестве воздуха и топлива в цилиндры двигателя, где и происходит смесеобразование, а также для удаления отработавших газов и глушения их на выпуске. Основными элементами ее являются: топливный бак, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, подкачивающий насос, топливный насос высокого давления (ТНВД) с регулятором частоты вращения и муфтой опережения впрыска топлива, форсунки, трубопроводы низкого и высокого давления, выпускной тракт. На них приходится около 5…10 % неисправностей автомобилей с дизельными двигателями. Характерными неисправностями являются: нарушение герметичности, загрязнение фильтрующих элементов, разрегулировка и износ плунжерных пар ТНВД, разрегулировка и негерметичность форсунок
Система питания карбюраторного двигателя служит для приготовления из бензина и воздуха горючей смеси, подачи ее в цилиндры двигателя и удаления из них отработавших газов. В нее входят устройства и приборы для хранения бензина и контроля его количества, фильтрации и подачи топлива и воздуха, приготовления горючей смеси, отвода газов из цилиндров и глушения их на выпуске.
Неисправности системы питания, в основном карбюратора, приводят к увеличению расхода топлива на 10…15 %, повышению концентрации вредных компонентов в отработавших газов в 2…6 раз, снижению мощностных показателей двигателя до 5…10 %.
К основным неисправностям относятся нарушение герметичности топливных приборов и трубопроводов, загрязнение воздушных и топливных фильтров, повреждение диаграммы и негерметичность клапанов бензонасоса, негерметичность запорного клапана поплавковой камеры и клапана экономайзера, неправильный уровень топлива в карбюраторе, износ ускорительного насоса, изменение пропускной способности жиклеров, неправильная регулировка холостого хода и другие
Дизельный двигатель
Система питания дизельного двигателя служит для раздельной подачи в требуемые моменты времени и в требуемом количестве воздуха и топлива в цилиндры двигателя, где и происходит смесеобразование, а также для удаления отработавших газов и глушения их на выпуске. Основными элементами ее являются: топливный бак, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, подкачивающий насос, топливный насос высокого давления (ТНВД) с регулятором частоты вращения и муфтой опережения впрыска топлива, форсунки, трубопроводы низкого и высокого давления, выпускной тракт. На них приходится около 5…10 % неисправностей автомобилей с дизельными двигателями. Характерными неисправностями являются: нарушение герметичности, загрязнение фильтрующих элементов, разрегулировка и износ плунжерных пар ТНВД, разрегулировка и негерметичность форсунок
4.Техническое обслуживание и текущий ремонт приборов электрооборудования.
В процессе эксплуатации в системе электрооборудования возникают неисправности, на устранение которых приходится от 11 до 17% от общего объема работ по ТО и ТР автомобилей. Основное количество неисправностей приходится на систему зажигания, аккумуляторную батарею и генератор с реле-регулятором.
К основным неисправностям аккумуляторной батареи относятся: разряд и саморазряд, сульфатация и короткое замыкание пластин. Наиболее трудноустранимой неисправностью является сульфатация, которая заключается в покрытии поверхности активного слоя пластин крупными кристаллами сернокислого свинца PbS04 в результате понижения уровня электролита, длительного хранения разряженной батареи, высокой плотности электролита, эксплуатации разряженной батареи и длительного пользования стартером. Незначительная сульфатация пластин снимается путем продолжительного заряда батареи малой силой тока (не более 0,04 от емкости) при низкой плотности электролита (не более 1,11 г/см3).
Короткое замыкание пластин в аккумуляторе возникает при выпадении из пластин на дно блока активной массы (шлама). Выпадение активной массы приводит также к понижению емкости батареи. В процессе эксплуатации возникают трещины стенок блока, происходит снижение уровня электролита и его плотности.
Основными неисправностями генераторов являются: износ щеток, поломка или ослабление пружин щеткодержателей, обрыв в обмотках возбуждения, межвитковые замыкания в обмотках и их замыкание на корпус генератора, обрыв обмоток, ослабление или чрезмерное натяжение ремня и др.
Реле-регуляторы могут быть контактного типа, контактно-транзисторные и бесконтактные. Характерной неисправностью реле-регуляторов является нарушение регулируемого напряжения. Эти неисправности возникают вследствие изменения натяжения пружины якорька, зазора между якорьком и сердечником, окисления контактов, обрыва или ослабления крепления добавочных сопротивлений, обрывы витков в обмотках, пробой транзисторов, тепловое разрушение диодов и стабилизаторов.
500 мин±В процессе эксплуатации в стартере возникают механические неисправности привода, связанные с пробуксовкой муфты свободного хода, износом или заклиниванием шестерни. Эти неисправности устраняют путем замены привода. Реже встречаются неисправности электрических цепей стартера, обусловленные окислением силовых контактов и контактов реле, обрывом обмоток, замасливанием коллектора, износом щеток. При этом ухудшается работа стартера, что вызывает необходимость его ремонта. У снятого стартера на испытательном стенде проверяют его работоспособность на режимах холостого хода и полного торможения. В режиме холостого хода после включения стартера в сеть аккумуляторной батареи через 30…40 секунд определяют силу тока холостого хода, которая должна быть не более 50 А, а максимальная частота вращения - 5000-1. Если ток выше, то это может быть вызвано тугой посадкой якоря в подшипниках, замыканием обмоток якоря или возбуждения. Меньшие значения свидетельствуют о замасливании коллектора или нарушении пайки секций обмотки в пластинах.
Основными неисправностями системы зажигания являются: разрушение изоляции проводов низкого и высокого напряжения и замыкание их на массу; нарушение контакта в местах соединений; обгорание или окисление контактов прерывателя; изменение зазора между контактами; ослабление пружины подвижного контакта; повышение люфта валика распределителя; пробой конденсатора; закорачивание электродов свечей зажигания; изменение зазора между ними; межвитковые замыкания в обмотках катушки зажигания; неправильная начальная установка угла опережения зажигания, неисправность центробежного и вакуумного регуляторов и др.
5.Техническое обслуживание и текущий ремонт сцепления и карданной передачи.
Сцепление
В сцеплении могут быть следующие основные неисправности: пробуксовка дисков, неполное выключение и неплавное включение сцепления.
Пробуксовка дисков возникает при ослаблении или поломке нажимных пружин, износе или короблении поверхностей трения маховика и нажимного диска,, замасливании фрикционных накладок ведомого диска. Неисправные нажимные пружины и замасленные фрикционные накладки заменяют на новые. Поверхности трения маховика и нажимного диска обрабатывают шлифованием.
Неполное выключение сцепления появляется в результате увеличенного свободного хода педали (при механическом приводе) или уменьшении хода поршня рабочего цилиндра (при гидравлическом приводе), а также вследствие деформации ведомого диска. Свободный ход педали устанавливают при регулировании, а дефектный ведомый диск заменяют на новый.
Неплавное включение сцепления обусловливается износом накладок ведомого диска, затрудненным перемещением ступицы ведомого диска, неодновременным нажатием подшипника выключения, заеданием педали сцепления на оси. Затрудненное перемещение ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач возникает из-за наличия забоин или заусенцев на шлицах. Последние зачищают и смазывают тонким слоем графитовой смазки. Неодновременность нажатия подшипника выключения сцепления на рычаги выключения устраняют регулировкой. При заедании педали сцепления зачищают торцы втулок от забоин и заусенцев и смазывают их.
Карданная передача
Для устранения неисправностей в деталях карданную передачу снимают с автомобиля и разбирают на стенде. Перед разборкой рекомендуется маркировать детали метками для сохранения при сборке первоначального их положения. Основными дефектами деталей карданной передачи являются: износ шеек, подшипников, сальников крестовины, отверстий в валиках, шлицев на валах и вилках, прогиб или скручивание валов, износ опорного подшипника промежуточного вала.
Изношенные шейки крестовины восстанавливают хромированием с последующей обработкой до номинального размера. Сальники и изношенные подшипники заменяют новыми. Нельзя эксплуатировать игольчатые подшипники, в которых не хватает хотя бы одного ролика. Если на шейках крестовины имеются вмятины от роликов, то следует заменить крестовину в сборе с подшипниками.
Скользящие вилки карданных шарниров с изношенными шлицами обычно заменяют новыми. Вилка с изношенными шлицами по наружному диаметру и по толщине может быть восстановлена наплавкой, применяя постоянный ток обратной полярности. После наплавки осуществляют нормализацию при температуре нагрева 860°С, механическую обработку (проточку и нарезание шлиц), закалку, отпуск и шлифование по наружному диаметру. Скользящие вилки должны свободно, без заедания, перемещаться вдоль шлицевой части карданного вала. При этом не должно быть ощутимого радиального люфта.
Проверка карданных валов на биение, производится индикатором при установке их на призмы. Биение в любой точке по длине трубы не должно превышать значений, установленных техническими условиями. Валы, имеющие скручивание, износ и смятие шлицев, заменяют новыми. При сборке карданной передачи вилки карданных шарниров должны располагаться в одной плоскости. Карданный вал заднего моста и промежуточный вал должны подвергаться динамической балансировке на стенде. Дисбаланс не должен превышать величин, указанных в технических условиях.
6.Техническое обслуживание и текущий ремонт коробки передач и раздаточной коробки.
Могут возникать ряд неисправностей:
• выкрашивание или поломка зубьев шестерен;
• самопроизвольное выключение передач;
• шум шестерен при работе;
• одновременное включение двух передач;
• затрудненное включение передач.
Выкрашивание и поломка зубьев шестерен происходит в результате резкого трогания с места груженого автомобиля, при неумелом включении передач и при неисправном сцеплении — требует восстановления или замены изношенных деталей. Работа коробки передач с поломанными зубьями недопустима, так как это приведет к разрушению всей коробки.
Самопроизвольное выключение передач возникает вследствие неравномерного износа зубьев шестерен и муфт синхронизатора, неполного зацепления шестерен и износа фиксаторов — требует восстановления или замены изношенных деталей.
Шум шестерен при включении передач происходит из-за поломки или неправильной регулировки сцепления, неумелого включения его.
Шум шестерен при движении автомобиля вызывается отсутствием смазки, большим износом шестерен или подшипников.
Одновременное включение двух передач происходит в результате износа шариков или стержня замков.
Затрудненное включение передач может возникнуть из-за засорения или коррозии отверстий под ползуны, заедания шариков в каналах фиксаторов, износа подшипников и ступиц шестерен. Необходимо прочистить отверстия под ползуны и фиксаторы, остальные неисправности устраняются восстановлением или заменой изношенных деталей.
Подтекание масла из коробки передач и раздаточной коробки является следствием повреждения уплотнительных прокладок, износа сальников или образования трещины в корпусе коробки.
Основные работы по ТО коробки передач и раздаточной коробки:
• ЕО. Проверить работу коробки передач при движении автомобиля.
• ТО-1. Проверить (и при необходимости подтянуть) крепление коробки передач, долить масло до уровня. Проверить работу коробки передач.
• ТО-2. Провести тщательный осмотр коробки передач. Проверить (и при необходимости подтянуть) крепление коробки передач к картеру сцепления и крышки картера коробки передач; крышки подшипников ведомого и промежуточного валов. Заменить масло в картере коробки передач (по графику смазки).
Ремонт коробки передач. Картеры коробки передач могут иметь основные дефекты:
• обломы и трещины корпуса;
• износ отверстий под подшипники и под шейки блока зубчатых колес заднего хода;
• износ внутренней торцевой поверхности бобышек под блок зубчатых колес заднего хода.
Трещины, не проходящие через отверстия под подшипники оси блока зубчатых колес заднего хода, заваривают дуговой сваркой. При других видах пробоин, обломов или трещин картер бракуют. Изношенные отверстия под подшипники восстанавливают гальваническим натиранием или постановкой втулок с буртиком. Соосные отверстия растачивают с одной установки до размера по рабочему чертежу. Изношенные торцевые поверхности бобышек, подблок зубчатых колес заднего хода фрезеруют. Валы коробок передач подвергают ремонту при износе посадочных шеек и под подшипники. Изношенные посадочные шейки восстанавливают вибродуговой наплавкой или хромированием с последующим шлифованием до размера по рабочему чертежу. При износе зубьев по толщине более предельного и при выкрашивании рабочей поверхности зубьев деталь бракуют. Изношенные по толщине шлицы восстанавливают наплавкой под слоем флюса в среде углекислого газа или электродуговой наплавкой. Затем вал протачивают до требуемого размера.
Сборку коробок передач осуществляют с учетом общих правил выполнения сборочных работ. Особенностями основных операций сборки узлов коробок передач являются установка подшипников на шейки валов и сборка зубчатых пар.
Испытание коробок передач проводят для осуществления приработки трущихся поверхностей и проверки работы зубчатых пар на всех передачах, легкости включения и отсутствия самопроизвольного их включения. Для испытания коробок передач под нагрузкой применяют стенды с замкнутым силовым контуром или стенды с электрическим, механическим или гидравлическим тормозом.
7.Техническое обслуживание и текущий ремонт задних мостов и тормозных механизмов задних мостов.
Проверка состояния и герметичности заднего моста; выполнение крепежных работ; регулировка люфта шестерен главной передачи; замена сальников, шпилек; регулировка подшипников ступиц; выполнение смазочных работ согласно карты смазки.
Проверка состояния и герметичности трубопроводов, приборов тормозной системы. Крепление крана и камер к раме и балкам мостов. Проверка и регулировка величины хода штоков тормозных камер, свободного хода педали тормоза. Действие привода ручного тормоза, его регулировка. Удаление воздуха из системы. Смазка вала разжимного кулака, червяной пары, роликов. Замена тормозных колодок, тормозного крана, камер, рабочих и главных цилиндров. Замена жидкости в системе.
8.Техническое обслуживание и текущий ремонт передних мостов.