Внешняя торговля РБ и тенденц. ее развития.




Внешняя торговля представляет собой акт купли – продажи и предусматривает платежи в валюте. Когда говорят о внешней торговле, то имеют в виду специфический сектор экономики отдельного государства, связанный с реализацией части валового продукта (товара, услуги, технологии) на зарубежных рынках и части зарубежной валовой продукции на национальном рынке. Вн. торговля явл. объектом национального регулирования и вкл. два направления товаропотоков – экспорт и импорт. Сумма экспорта и импорта страны образует ее внешнеторговый оборот, а разница между экспортом и импортом – внешнеторговое сальдо.

Основной формой внешнеэкономических связей Беларуси традиционно является внешняя торговля. Именно на нее приходится около 90 % внешнеэкономического оборота страны. Гл.торговыми партнерами РБ явл.: Россия, Нидерланды, Украина, Германия, Польша, Великобритания, Китай, Латвия, США, Италия. Осн. экспортные товары – калийные удобрения, тракторы, грузовые автомобили, шины. РБ поставляет в страны дальнего зарубежья значительное кол-во нефтепродуктов, хим. волокон и нитей, черных металлов, льноволокна. РБ импортирует большие объемы нефти, природного газа, электроэнергии, легковых автомобилей, электродвигателей, оборудования.

Положительный вклад в общий результат внешней торговли традиционно вносит экспорт услуг. Положительное сальдо по балансу услуг позволяет более чем на 30 % компенсировать отрицательное сальдо по товарам.

Основной объем отрицательного внешнеторгового сальдо формируется за счет торговли промежуточными товарами (топливно – энергетические ресурсы, сырье, материалы и комплектующие) и потребительскими товарами. Импорт потребительских товаров также постоянно увеличивается, правда, речь идет прежде всего об импорте товаров, аналоги которых не производятся в Беларуси, а также социально-значимых товаров.

44. Объективные предпосылки экономического сотрудничества стран. Основные формы экономического сотрудничества.

Международное экономическое сотрудничество — это объективный процесс развития многообразных эконо­мических и научно-технических связей между отдельны­ми странами, группами стран, построенный на принци­пах независимости, равноправия и взаимной выгоды сторон [1]. Основной предпосылкой является углубление меж­дународного разделения труда.

Основные формы международного эконо­мического сотрудничества: внешняя торговля, кредитные отношения, кооперирование и сотрудниче­ство стран в области освоения природных ресурсов, ком­пенсационные сделки, а также широкое научно-техни­ческое сотрудничество.

 

45. Слияния и поглощения компаний

Слияния и поглощения компаний является радикальной формой образования новых компаний.

Слияние - объединение двух компаний, при которой создается новая фирма, субъекты объединения останавливают деятельность, которую проводили до момента объединения и начинают в качестве новой компании.

Поглощение - слияние двух компаний, при котором одна компания покупает часть активов другой и сохраняет позицию управляющего, может сопровождаться реализацией части активов. В последние годы поглощения осуществлялись в форме выкупа контрольного пакета акций. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний

В зависимости от характера интеграции компаний выделяют виды поглощений: горизонтальные слияния - объединение компаний одной отрасли, производящие аналогичные изделия или осуществляют одинаковые стадии производства; вертикальные слияния - объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, расширение компанией-покупателем деятельности или на предыдущие производственные стадии. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний; родовые слияния - объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, делает фотопленку или реактивы для фотографирования; конгломератные слияния - объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не является ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом.

Можно выделить следующие виды слияний компаний: слияние компаний, функционально связанных по линии производства или сбыта продукции (productextensionmerger); слияние, в результате которого возникает новое юридическое лицо (statutorymerger); полное поглощение (fullacquisition) или частичное поглощение (partialacquisition); прямое слияние (outrightmerger); слияние компаний, сопровождающееся обменом акций между участниками (stock-swapmerger); поглощение компании с присоединением активов по полной стоимости (purchaseacquisition).

Тип слияния зависит от ситуации на рынке, стратегии деятельности компаний и ресурсов.

Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Например, в отличие от США, где происходят, слияния или поглощения крупных фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.

46. Стратегические альянсы: определение, мотивы и цели создания. Типы альянсов и критерии выбора партнера по альянсу.

Стратегический альянс— соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей.

Выдел. 4 разновидности стратегических альянсов:

1.альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;2. стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);3.консорциумы для реализации инвестиционных проектов;4.альянсы со слабой кооперацией.

С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно раздел. на три вида:

1)альянсы по реализации проектов НИОКР;2)альянсы по организации совместного производства;3)альянсы по совместному освоению новых рынков.

Мотивами, в соответствии с которыми компании вступают в альянсы, являются:

1.достижение экономии на масштабах производства;

2.совместное использование производственных мощностей;

3.объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;

4.снижение неопределенности и усиление стабильности развития

5.снижение рисков в деятельности;

6.получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и 7.определенный менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга;

8.передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;

9.совместная разработка и производство технически сложных изделий

 

47.Понятие совместного предприятия (СП), создаваемого на территории Республики Беларусь. Предпосылки, задачи создания и отличительные особенности от других видов внешнеэкономической деятельности.

Совместные пр-тия (СП) -это такая форма хоз. сотрудничества с иностран.

партнерами, при кот. создается общая произв база и произв продукт, находящийся в соб-ти партнеров (РБ и иностран. Физ. и юр. лиц). СП предполагает совм. собственность на вложенный и функц. капитал и может быть образовано в любой организационно-правовой форме (ООО, ОДО, АО и т.п.). При создании СП число участников не ограничено, но не менее 2. Это оговаривается в договоре.

Участники могут быть как физ., так и юр лица. Специфика СП в РБ - концентрация всфере пр-ва и возникновение на технической основе (предоставление технич. идр.условий) Различают сл формы СП: производственное, торговое, внедренческое, сервисное. Цели создания СП: насыщение товарами внешнего и внутр. рынка, увеличение валют поступления, привлечение перед. опыта, улучшение управлением предприятием, занятость населения.

Мотивы объединения усилий участников создания совместного предприятия могут быть различными, но в их основе практически лежит одна из четырех стратегий, обусловивших возникновение совместного предпринимательства:

-стратегия на повышение эффективности производства;

-стратегия на расширение операций;

-стратегия на уменьшение риска в производстве новых видов продукции;

-стратегия на развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификации для подъема отстающих отраслей или сфер деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: