РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Гиззатуллиной Елены Илдусовны,
Учителя высшей категории
По предмету «Экономика»
Классы 10-11 «Б»
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № __ 1 _ от
«____» __________ 2013г.
Учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике для 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике и базисным учебным планом. Реализуется посредством УМК, включающем авторскую программу «Основы экономической теории», под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова, Изд-во: М. Вита-пресс, М. 2012 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа составлена на основе программы «Экономика. Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова М., 2012
Учебник: «Экономика. Основы экономической теории». Под ред. С.И. Иванова книги 1 и 2, Изд-во: М.Вита – Пресс, 2012 г.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
|
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
|
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Данная программа адресована для учащихся 10-11 классов социально-экономического профиля, рассчитана на 2 часа в неделю, (68часов часов в год), 34 рабочие недели.
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен:
Знать \ понимать:
- Смысл основных теоретических положений экономической науки;
- Основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений.
Уметь:
|
- Приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
- Описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
- Объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
- Сравнивать / различать: спрос и величину спроса; предложение и величина предложения; рыночные структуры; безработных и незанятых; организационно-правовые формы предприятий; акции и облигации;
- Вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения; изменение спроса \ предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов; равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль; смету \ бюджет доходов и расходов; спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП; темп инфляции; уровень безработицы;
- Применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары – заменители и дополняющие товары.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Исполнения типичных экономических ролей;
- Решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- Совершенствования собственной познавательной деятельности;
- Оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- Осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико -ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики
целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
ü Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
ü Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
ü Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
ü Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
ü Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
ü Стимулирования и мотивации.
ü Самостоятельной учебной деятельности.
ü Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
ü Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
ü Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Система оценки достижений учащихся:
Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных
образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и
успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер.
Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках
возможностей учащихся.
Инструментарий для оценивания результатов:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса.
Учебно-тематический план
Название раздела, темы (№ п/п) | Всего часов |
10 класс | |
ВВЕДЕНИЕ | |
ТЕМА 1.Предмет и метод экономической науки | |
ТЕМА 2.Экономические системы | |
ТЕМА 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие | |
ТЕМА 4.Эластичность спроса и предложения | |
ТЕМА 5.Поведение потребителя | |
ТЕМА 6.Фирма. Производство и издержки | |
ТЕМА 7.Конкуренция и рыночные структуры | |
ТЕМА 8.Рынки факторов производства и распределение доходов | |
ТЕМА 9.Деньги и банковская система | |
ТЕМА 10.Предпринимательство | |
ИТОГО | 68 часов |
11 класс | |
ТЕМА 1.Измерение результатов экономической деятельности страны | |
ТЕМА 2.Совокупный спрос и совокупное предложение | |
ТЕМА 3.Экономический рост и развитие | |
ТЕМА 4.Занятость и безработица | |
ТЕМА 5.Инфляция | |
ТЕМА 6.Государство и рынок | |
ТЕМА 7.Международная торговля | |
ТЕМА 8.Международная финансовая система | |
ТЕМА 9.Финансирование предпринимательства и финансовый учёт | |
ТЕМА 10.Деловая среда бизнеса. | |
ТЕМА 11.Экономика современной России. | |
ИТОГО | 68 часов |
Содержание программы
КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
ТЕМА 1. Предмет и метод экономической науки (7 часов)
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества.
Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть
удовлетворены полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.
Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики.
Метод экономической науки. Измерение экономических величин.
Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ
увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о
производительности труда.