Теоретические и организационно-практические аспекты психологического профотбора.




Итоговая государственная аттестация

по направлению 030300.68 – Психология

магистерская программа030300.68 – 05 - Организационная психология

 

 

Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

 

Требования

К выпускной квалификационной работе специалиста

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования. В работе должно быть представлено теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Выпускная квалификационная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее, как правило, должен быть в пределах 50-85 страниц стандартного печатного текста.

Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка.

Требования к государственному экзамену

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в профессиональной среде психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре.

Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

 

 

Программа государственного экзамена.

Что должно быть в билете по требованию к госу:

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Предмет психологии управления. Психология управления, психология труда и организационная психология.Определение понятий «менеджмент» и «управление». Современное представление о психологии управления. Связь психологии управления с психологией труда и организационной психологией. Проблемные области и сферы деятельности специалистов, работающих в психологии управления, труда и организационной психологии. Основные методы психологии управления, труда и организационной психологии.

Методы анализа и обработки эмпирических данных.

История психологии управления, труда и организационной психологии. Система Ф.Тейлора – принципы научной организации труда. Возникновение индустриальной психотехники как одной из ветвей прикладной психологии. Работы Г.Мюнстенберга в области индустриальной психологии. Хоуторнские эксперименты и их значение для психологии управления, психологии труда и организационной психологии. Современное состояние психологии управления, психологии труда и организационной психологии.

История отечественной психологии управления, психологии труда и организационной психологии. Возникновение и развитие советской психотехники. Развитие психологии труда в годы второй мировой войны. Психология труда и управления в 60-70-е годы. Психологические службы на отечественных предприятиях в 80-90-е годы. Кризис психологии в конце XX и начале XXI века. Новый этап в развитии психологии управления, психологии труда и организационной психологии.

Основные функции управленческой деятельности. Природа и состав функций управления. Содержание, процесс реализации и структура функций управления. Стратегическое и оперативное планирование. Делегирование полномочий. Функция мотивирования работников.

Субъект - объектная и субъект – субъектная модели управления: характеристики и особенности. Понятия «субъект управления» и «объект управления», их характеристики. Специфика и особенности «субъект – объектной» модели управления. Сравнительная характеристика «субъект – объектной» и «субъект – субъектной» модели управления.

Сравнительная характеристика американского и японского менеджмента (на примере американской и японской компаний). Характеристика и особенности американского менеджмента. Сущность и значение принципов «свобода», «конкуренция», «индивидуализм» в американском менеджменте. Характеристика и особенности японского менеджмента. Сущность и значение принципов «долг» (обязанность), «сотрудничество», «коллективизм» в японском менеджменте. Сравнение японской и американской модели управления по критериям: ориентация управления; принятие решений; форма ответственности; форма контроля; продвижение по службе; взаимоотношения администрации и персонала.

Характеристика российского менеджмента. История возникновения российского менеджмента. Основные психологические характеристики современного россиянина с точки зрения его готовности к рыночной экономике. Особенности российского менеджмента.

Понятие о социальной организации. Природа организаций. Основные характеристики организаций. Жизненный цикл организации. Организационные цели. Влияние среды. Организационная структура. Теории организации (Ф. Тейлор. Г.Файоль, М.Вебер, Э.Мэйо, Д. Макгрегор, К. Арджирис, У.Беннинс, Дж.Вудворд). Представления об организации в работах отечественных авторов (А.И.Пригожин, В.В.Щербина и др.).

Организационное развитие. Понятие «организационное развитие». Проблемы организации, обусловливающие необходимость организационных изменений. Типы организационного развития. Планирование организационного развития. Методы организационного развития. Этапы разработки и внедрения программы организационного развития.

Организационная культура. Понятие организационной культуры. Структура организационной культуры. Содержание организационной культуры. Формирование организационной культуры. Культура и организационная эффективность (В.Сате, Т.Питерс–Р.Уотермен, Т.Парсонс, Камерон-Куинн, Г.Хофштеде).

Стимулирование и мотивация труда. Общая характеристика мотивации. Потребность. Мотив. Мотивация. Мотивировка. Виды трудовой мотивации: мотивация выбора профессии (профессиональное самоопределение), мотивация выбора предприятия (организации) как места работы, мотивация cохранения места работы, мотивация стабильной высокой трудовой активности. Стимул. Мотивационный процесс.

Подходы к мотивированию персонала. Основные подходы в реализации функции мотивирования. Виды стимулирования персонала в организации. Статусная специфика мотивирования персонала. Мотивирование как функция руководителя.

Удовлетворенность работой. Понятие «удовлетворенность работой». Мотивационно-гигиеническая теория Ф.Херцберга. Измерение удовлетворенности работой. Влияние личностных качеств работников на их удовлетворенность работой. Влияние удовлетворенности работой на различные аспекты поведения человека в организации. Удовлетворенность работой и оплата труда. Удовлетворенность работой и приверженность организации.

Управление стрессами. Понятие о стрессе в организации. Методы диагностики стресса в организации. Природа стресса и методы борьбы со стрессами. Стрессогенные ситуации и стрессогенная личность. Формы противостояния стрессовым ситуациям в организации.

Руководитель в системе управления. Руководитель как субъект управления. Мотивация руководителя. Профессионально важные качества руководителя. Стили руководства; условия эффективности каждого из стилей. Основные модели руководства (лидерства); основные параметры, определяющие руководство.

Основные ориентации управления. Управленческая решетка Р.Блейка и Д.Мутон. Теории X и Y Д.Магрегора, Z – У.Оучи. Характеристики оптимальной управленческой позиции.

Коммуникативная компетентность руководителя. Понятие о коммуникации, интеракции и перцепции. Структура коммуникации. Формальное и неформальное взаимодействие руководителя. Основные коммуникативные способности. Формирование коммуникативных способностей руководителя.

Основные характеристики психологической культуры руководителя. Компоненты психологической культуры руководителя (концепция В.В.Семикина). Личностные особенности, определяющие психологическую культуру. Помощь психолога в развитии психологической культуры руководителя.

Социально-психологические проблемы аттестации руководителей производственных коллективов. Цели и содержание аттестации руководящих кадров. Методы аттестации руководящих кадров. Социально-психологические вопросы выдвижения руководящих кадров. Работа психолога с резервом.

Особенности работы психолога с руководителями организаций. Помощь руководителю в работе с персоналом. Помощь руководителю в профессиональном развитии. Технология предложения психологических услуг; организация продуктивного взаимодействия психолога с руководителем.

Участие психолога в маркетинговой деятельности организации. Характеристика основных стадий маркетинговой деятельности и задач, решаемых на этих стадиях. Формы участия психолога в решении задач, связанных с сегментацией рынка, позиционированием продукта и разработкой маркетинговых программ по продвижению продукта.

Психологические исследования покупательского поведения. Понятие покупательского поведения. Характеристика процесса принятия покупательских решений. Маркетинговые задачи, которые помогает решать информация, полученная в исследованиях покупательского поведения.

Психологическое проектирование организации. Жизненные ориентации работника как основа психологического проектирования. Проектирование организационных компонентов среды жизнедеятельности работника: интересная работа, благоприятные условия труда, справедливая оплата и оценка результатов труда, личностный смысл и социальная значимость результатов труда, профессиональный рост, благоприятное взаимодействие по горизонтали и вертикали. Проектирование внеорганизационных компонентов среды жизнедеятельности работника – организационных условий для помощи семье, улучшения материальных условий жизни, условий для здорового образа жизни, занятий и развлечений. Проектирование ситуаций жизнедеятельности по критериям жизненных ориентаций: физиологическим, безопасности, принятия, влияния, признания, самореализации, самосовершенствования (духовным).

 

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ РАБОТЫС ПЕРСОНАЛОМ

Психологические аспекты индивидуальной карьеры. Социально-психологическое содержание понятия «карьера». Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры. Методы оценки карьерных ориентаций личности. Методические и организационные основы планирования карьеры.

Профессиографический анализ. Понятие «профессиографический анализ». Подготовка к профессиографическому анализу. Профессиографический анализ на основе заданий. Профессиографический анализ на основе обязанностей. Профессиографический анализ на основе характеристик. Типичные ошибки при профессиографическом анализе. Описание работы. Составление профессиограммы и психограммы. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала.

Основные функции и алгоритм оценки персонала организации. Проблемы организаций, для решения которых необходима оценка персонала. Алгоритм комплексной оценки. Рекомендации по проведению и использованию результатов оценочных процедур.

Теоретические и организационно-практические аспекты психологического профотбора.

Понятие профессионального отбора. Этапы профессионального отбора. Критерии профессиональной пригодности в отборе. Аналитический, синтетический и комплексный подход к прогнозированию профессиональной пригодности.

Ассессмент-центр как метод комплексной оценки персонала. Структура ассессмент-центра. Технология ассессмент-центра. Анализ требований должностной позиции. Выбор методов вынесения оценочных суждений. План ассессмент-центра.

Аттестация персонала. Участие психолога в аттестации персонала. Цели аттестации. Положение об аттестации. Процедура аттестации. Подведение итогов аттестации. Структура отчета аттестационной комиссии. Потенциальные выгоды от проведения аттестации. Формы документов, используемых при аттестации.

Проблема адаптации новых работников, условия ее успешного протекания. Проблема адаптации новых работников; понятие об адаптации как важнейшем механизме профессионального становления личности. Понятие о первичной и вторичной адаптации человека на производстве. Сущность и содержание профессиональной и социально-психологической адаптации новых работников, взаимосвязь между ними. Необходимость психологического сопровождения и основные формы оказания психологической и организационной помощи новым работникам в период их адаптации

 

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Характеристика предмета и объекта промышленной социальной психологии. Комплексный характер науки, обусловленный необходимостью изучения производственных групп в общем контексте их функционирования на предприятии и в организации. Сущность прикладного характера науки. Связь промышленной социальной психологии с другими смежными науками: общей, социальной психологией, психологией труда, социологией труда, психологией менеджмента и др.

Виды групп в организации. Виды, функции, размер и структура группы. Первичные и вторичные группы, их признаки в организации. Коллективы. Менеджер, группа и коллектив.

Характеристика первичной и вторичной производственных групп как основных объектов исследования в промышленной социальной психологии. Специфика первичной производственной группы как наименьшей официальной структурной единицы на предприятии или в организации, ее несводимость к сумме входящих в нее личностей. Размеры реальных первичных производственных групп.

Групповые процессы в первичной производственной группе. Групповые процессы в первичной производственной группе: процессы совместной трудовой деятельности и процессы групповой динамики. Спонтанные и организованные групповые процессы. Понятие о групповых состояниях и групповых характеристиках производственных групп.

Процессы общения и взаимодействия в первичных производственных группах, проблемы их регулирования. Потребность людей в общении как одна из важнейших социогенных потребностей человека; проблема обеспечения необходимой и достаточной меры общения между членами первичной производственной группы. Основные виды совместной деятельности, их влияние на характер общения и взаимодействия в первичной производственной группе. Роль внепроизводственной социальной жизни группы в удовлетворении потребности в общении в производственной группе.

Групповая мораль в первичной и вторичной производственных группах. Положительные и отрицательные групповые нормы, основные методы их изучения, их влияние на социально-психологические характеристики групп, на уровень трудовой дисциплины, стабильность состава группы, отдачу от группы и каждого ее работника. Специфика групповых норм в разных сферах производства, в разных типах организаций. Основные условия формирования положительной групповой морали на уровне первичных и вторичных производственных групп.

Процессы лидерства в первичных производственных группах. Специфика процессов лидерства на производстве, основные методы их изучения.

Социально-психологический климат в производственной группе. Общее понятие, основные методы и методики его изучения в опыте зарубежных и отечественных исследователей. Основные составляющие климата и факторы его детерминации. Участие психолога в диагностике и оптимизации социально-психологического климата.

Система взаимоотношений в производственной группе, ее структура. Отношения по вертикали и горизонтали, основные тенденции их развития. Основные подсистемы избирательных личных, фоновых личных и деловых отношений, пути их регулирования. Участие психолога в диагностике и оптимизации взаимоотношений.

Участие психолога в формировании и развитии рабочих групп. Формирование и развитие рабочей группы. Анализ и коррекция неформальной структуры группы. Анализ возможностей и организация групповых форм деятельности (в том числе подготовка к групповым формам труда). Анализ возможностей и организация внутригруппового общения. Проектирование систем командной работы.

 

РАЗДЕЛ 4. КОНФЛИКТЫВ ОРГАНИЗАЦИИ

Определение, природа и история изучения конфликта. Понятие конфликта. Конфликт как объект междисциплинарных исследований. Конфликт в различных сферах жизни человека и общества. Виды конфликтов. Признаки конфликта. История исследования и основные концепции конфликтов.

Структура и динамика конфликтов. Общее понятие о структуре и динамике конфликта. Структура и динамика отдельных видов конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых.

Управление конфликтом и ведение переговоров. Стратегии поведения в конфликте.Конструктивное и деструктивное развитие конфликта. Основные принципы конструктивного управления конфликтом. Принципы планирования, организации и ведения переговоров.

Посредничество как метод разрешения конфликтов. Разрешение конфликтов с помощью третьей стороны. Медиация. Условия и принципы, стратегии и техники медиации. Функции медиатора. Стадии медиации.

 

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОРГАНИЗАЦИИ

Общее понятие о психологической службе. История развития психологической службы. Нормативно-правовые основы функционирования психологической службы и деятельности психолога. Модели психологических служб в системе организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: