Принцип гласности судебного разбирательства.




Принцип осуществления правосудия только судом.

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом.Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе,где сказано:"Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами,учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.Создание чрезвычайных судов и судов,не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом,не допускается." Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст.49 Конституции РФ и ч.1 ст.8 УПК.В последней по данному принципу сказано следующее:"Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке,установленным настоящим Кодексом." Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами.К ним отнесены:Верховный Суд РФ,Высший Арбитражный Суд РФ,верховные суды республик,краевые и областные суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов,районные суды и мировые судьи,военные суды,а также федеральные арбитражные суды округов,арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.Этот перечень является исчерпывающим.Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности,поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Принцип гласности судебного разбирательства.

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц. На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.
4. Принцип независимости судей.

Независимость судей является конституционным принципом. В соответствии с ч. 1 ст. 120 Конституции и ст. 5 Закона "О судебной системе Российской Федерации" судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Статья 8 ГПК при воспроизведении данного принципа "раздвигает" лаконичные рамки конституционной нормы. При осуществлении правосудия - говорится в ст. 8 ГПК - судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. Независимость судей при осуществлении правосудия по гражданским делам обеспечивается политическими, экономическими и юридическими гарантиями1.

Политические гарантии - законоположения, запрещающие судье быть депутатом, заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в политических движениях, состоять в каких-либо партиях, представлять интересы государственных, коммерческих и иных организаций, отдельных должностных лиц. Что касается запрета на участие в политических партиях и движениях, то некоторые авторы подвергают сомнению целесообразность подобных ограничений, ссылаясь на одобренные в 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН "Основные принципы независимости судебных органов", которые не запрещают судьям пользоваться свободой слова и ассоциаций, состоять в каких-либо партиях. Однако судьи при этом должны вести себя так, говорится в документе ООН, чтобы обеспечивать уважение к своей деятельности и сохранять беспристрастность и независимость при исполнении своих профессиональных обязанностей2.

Экономические гарантии независимости судей представляют собой такие законоположения, которые устанавливают для судей соответствующее их высокому статусу материальное и социальное обеспечение, бесплатное предоставление жилья и иные социальные льготы. Действительно, трудно говорить о подлинной независимости судей при отправлении ими правосудия по гражданским и уголовным делам, если судья, стоящий на вершине "пирамиды власти", получает намного меньше рядовых сотрудников правоохранительных органов (милиции, прокуратуры), сотрудников органов исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований, коммерческих и иных организаций.

Если российское общество заинтересовано в построении правового государства, то начинать надо с укрепления материальной базы (основы) независимости судей1. Следует признать, что государство делает необходимые шаги в этом направлении. Так, законом предусматривается, что заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплаты за квалификационный класс, выслугу лет и 50%-ной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которая не могут быть уменьшена. Причем размеры должностных окладов судей устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть менее 50% их оклада и менее 80% должностного оклада председателя соответствующего суда. Судьям производятся и иные выплаты, например, за наличие научного (соответственно 5, 10% от должностного оклада) или почетного (10% от должностного оклада) звания. По действующему законодательству для судей и членов их семей предусматривается бесплатное обеспечение жильем, медицинским обслуживанием, включая обеспечение лекарственными средствами, бесплатное пользование на всей территорий РФ всеми видами общественного транспорта. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат государственному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Юридические гарантии независимости судей представляют собой законоположения, устанавливающие несменяемость судей (ч. 1 ст. 121 Конституции), неприкосновенность судей (ч. 1 ст. 122 Конституции, ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в ред. от 15 декабря 2001 г.), строго регламентированный порядок отправления правосудия (ст. 15 и гл. 15,16 ГПК).


5. Принцип разумного срока судопроизводства и разумного срока исполнения судебного постановления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: