ГРУППИРОВКА ПРЕДМЕТОВ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ




(НЕРЕЧЕВОЙ ЗВУКОВОЙ СТИМУЛ)


Задания на группировку — это первая форма классификации. При их выполнении ребенок не решает мыслительные задачи, связанные с необходимостью выделения признака, объединяю­щего предметы, а выполняет задание на сенсорное восприятие. Подбор по качественному признаку определяет сформированность у ребенка сенсорных эталонов. Малыш может и не знать названий основных качественных признаков, однако практическая груп­пировка предметов по этим признакам должна быть ему уже до­ступна.


НАЙДИ КОЛОКОЛЬЧИК


Цель: определить умение ребенка различать полные и пустые ко­робочки по источнику звука при встряхивании.
Оборудование: 2—3 одинаковых колокольчика, 5—6 одинаковых пустых коробочек или формочек от киндер-сюрпризов, детский стол, 2 стульчика, салфетка.

На глазах у ребенка спрятать один колокольчик внутрь коробоч­ки и встряхнуть ее так, чтобы тот зазвенел. Открыть коробочку и показать ребенку колокольчик. Повторить все задание еще раз.

Поднять салфетку и предъявить ребенку 5—6 коробочек, часть — пустых, а часть — с заранее спрятанными в них колокольчиками и попросить найти все колокольчики.

Отметьте, как ребенок выполняет задание:

— открывает только те коробочки, которые звенят при встряхи­вании (+);
— встряхивает все коробочки подряд, а потом их открывает (+);
— открывает все коробочки подряд, предварительно не встря­хивая их (—);
—отказывается от выполнения задания, капризничает, уходит из-за стола (—).


4.2. СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ«ОДИН — много»
(НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКОВЫЕ СТИМУЛЫ)
КТО ТАМ СТУЧИТ?

Цель: сформировать у ребенка умение различать на слух один или несколько ударов по деревянной поверхности стола.

Оборудование: те, любые игрушки, названия которых доступны ребенку в произношении (можно использовать звукоподражания «ав-ав», «мяу»): детский стол, 2 стульчика.

Объяснить ребенку, что сейчас к нему кто-то придет в гости, например кот или собака. Они умеют стучать в дверь, но каждый из них это делает по-своему. Кот стучит в дверь «тук». (Взрослый берет кота на руки и своей рукой ударяет по столу один раз.) А собачка стучит — «тук-тук-тук». (Взрослый берет в руки игрушечную собачку и несколько раз ударяет пальцем по столу.) Затем необходимо убрать обоих животных под стол и попросить ребенка угадать, кто сейчас стучит.

Если ребенок правильно угадал (показал или назвал нужную игрушку), игрушка «хвалит» его: «целует» в щечку. Отметьте, как ребенок выполняет задание:

— правильно угадывает нужную игрушку с первого раза (+);
— наугад показывает понравившуюся игрушку (—);
— не слушает стук взрослого, а сам начинает беспорядочно сту­чать, подражая его действиям (—;
— отказывается от выполнения задания, капризничает, уходит из-за стола (—).

 

КТО СКАЗАЛ «МЯУ»?*


Цель: определить, умеет ли ребенок выбирать из группы игру­шек несколько сходных по «голосу», руководствуясь словесной ин­струкцией взрослого (каждому действию — «мяукает» — соответ­ствует одно слово «еще», которое помогает выделить из группы отдельный предмет).
Оборудование: несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по голосам (курочка, собачка, кошка), из которых одна иг­рушка (кошка) представлена в виде нескольких различных по раз­меру, цвету, фактуре игрушечных животных, корзинка, детский стол, 2 стульчика.
Поставьте на стол перед ребенком три разные игрушки. Пооче­редно изобразите голос каждого «животного» и попросите ребенка показать игрушки, «говорящие» тем или иным голосом. Чтобы ис­ключить случайное угадывание, «животных» несколько раз во вре­мя игры меняют местами.

Затем попросите ребенка отвернуться и подсадите к трем игрушкам еще одну — это будет еще одна кошка, отличающаяся размером, мате­риалом, цветом от той игрушки, что уже участвует в игре. Пусть он озвучит кошку: «Мяу-мяу!». Ребенок может показать на одну из кошек или на обеих сразу. Если он не растерялся и справился с заданием, можно подсаживать к игрушкам сразу несколько игрушечных кошек, а потом попросить ребенка собрать всех их по очереди в корзину.

Когда ребенок соберет всех кошек в корзину, попросите его показать, кто мяукает. Покажите на одну из кошек в корзинке и скажите: «Киса мяукает: "Мяу!". Кто еще мяукает? Покажи!». Ребе­нок должен поочередно показать на всех кошек**.

Отметьте, как ребенок выполняет задание:

— правильно ли собирает в корзину нужные игрушки и с удо­вольствием ли показывает их (указательным жестом, касаясь всей рукой или поочередно приподнимая их в корзине) (+);
— наугад собирает все или только понравившиеся игрушки в корзину, показывает не всех кошек (—);
— не слушает просьбу взрослого, продолжает заниматься с иг­рушками (—);
— отказывается от выполнения задания, капризничает, уходит из-за стола (—).


4.3. ГРУППИРОВКА ПРЕДМЕТОВ ПО ОДНОМУ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМВИЗУАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ (ПОНИМАНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ «ТАКОЙ ЖЕ»)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: