Альманах МУФО №11 ноябрь 2016




Лаборатория Архетипических Исследований

Феномена Одиночества МУФО Санкт-Петербург

Руководитель Кустов Евгений Васильевич

«Звонят?! Откроете дверь?»

О сути продолжающегося кризиса в разрешении вопросов психологии современного человека

Отклик на статьюВольфганга Гигериха «Психологический проект Юнга как ответ состоянию мира» в переводе Александра Кипара

Альманах МУФО №11 ноябрь 2016

- Вы бывали на Таити?..

- «Таити, Таити…» Нас и тут неплохо кормят!

«Возвращение блудного попугая» режиссер В. Караваев.

«Я убеждён в том, что растущая скудость символов не лишена смысла »

К.Г. Юнг

 

 

В своей статье «Психологический проект Юнга как ответ состоянию мира» г-н Гигерих сообщает что Юнг полагает будто суть его деятельности «не понимают или же полностью игнорируют». И эту нехватку признания он связывает с вопросом: «почему в это время нет таких людей, которые могли бы понять, чем я занят». Сам Юнг писал, что его занимает «мировая проблема», проблема «всего мира». А суть основной проблемы Юнг сводит к непониманию его современниками того, что происходит с миром:

«Битва с огромным монстром исторического прошлого, змеем столетий, бременем человеческого сознания, проблемой христианства — вот что не дает мне покоя ».

По мнению К. Юнга психология, по своей природе, объективно (а не только её терапевтическое применение) является решением, ключом к сложившемся затруднительному положению, поскольку сама проблематика стала психологической: «ясное различение яда и лекарства было аннулировано. То Поле, на котором должны решаться великие вопросы, сместилось из внешнего во внутреннее, с уровня снаружи существовавших религиозных формул на уровень непосредственности психического».

«Обращение к бессознательному жизненно необходимо. Психология — единственная наша надежда».

Так что же «на кону?» (см. статью) С какой «грандиозной проблемой» мы имеем дело сегодня?

Я очень сомневаюсь, что Карл Юнг был «не понят» своими современниками. Таких учёных как Вольфганг Паули, Игнац Земмельвайс, Альфред Вегенер, Рене Генон да многих других просветителей 20 века, что являлись или единомышленниками Юнга или проявляли вместе с ним великую алхимию процессов самопознания человека, можно смело отнести к «понимающим дело Юнга и во многом разделяющим необходимость его свершения».

Я предполагаю, что г-н Юнг мог переживать из-за «недостаточно полного принятия» его идей о необходимости каждодневного постижения богатства внутреннего мира человеком и «отсутствия у современников должного понимания тех возможностей, которые дают его открытия».

Но дело Юнга «живо, востребовано и имеет явное продолжение»!

Карл Юнг не раз писал в своих статьях о невротизирующем воздействии промышленного прогресса на процессы индивидуации человека, высказывал серьёзную обеспокоенность ухудшением экологии его естественной среды обитания и что в духовном развитии человечества в целом происходит подмена ориентиров в сторону доминирования потребительского отношения к жизни. Однако к настоящему времени для людей ситуация, на мой взгляд, становится ещё более деструктивной, хотя бы потому что во времена Юнга ещё не было интернета.

Пространство интернета, повсеместно охватившее всё человечество, привело к возможности практически мгновенного распространения унифицированной информации для «широких слоёв населения» во всех частях света. И уже не только «глубокие «слои» психики» начали «терять свою индивидуальную несравненность» (см. статью), но и фасадные части проявления личности у голландца, у китайца или россиянина оказались под воздействием стереотипных клише, создаваемыми «заинтересованными лицами».

К числу таких «заинтересованных лиц» относятся торгово-промышленные компании (ТПК) всех уровней и государства с их теневыми и официальными правительствами. Первым необходимо выгодно «сбыть свой товар». Упомянутым вторым – эффективно управлять огромными массами народа.

В деятельности торгово-промышленных компаний нашего времени, благодаря возникновению общего информационного пространства, появились весьма характерные особенности. Сейчас ТПК не только рекламируют сам реализуемый товар, но и «говорят» ЧТО и КОГДА потребителю покупать. Ныне ТПК делают ставку на производство быстро изнашиваемого промышленного товара, постоянное обновление его товарных марок и придание им престижности до уровня социального фетиша. В восприятие потребителя внедряется жёсткий понятийный шаблон, что если ты не обладаешь «престижной» версией товара, то не являешься полноценным членом общества.

Сотрудники ТПК более всего прониклись достижениями психологии и используют их для максимального воздействия на восприятие человека в том числе через символические аспекты «глубоких ‘слоёв’ психики», где, по выражению г-на Кереньи, в символе говорит сам мир.

Такой же подход «от лукавого» психолога ТПК используют для реализации продуктов питания. Производство еды уже больше века превращено мировым капитализмом в поле битвы за извлечение «максимальной прибыли с наименьшими затратами» - от инспирирования искусственного голода в странах Африки и Азии до создания шкалы всё той же престижности здорового питания в странах «цивилизованного» мира.

Для этого создаются мифы вроде того, что «скоро еды на всех не хватит», поэтому привыкайте к генномодифицированным продуктам, или – «здоровая еда» стоит дорого, а для состоятельных людей создаются специализированные магазины, где цены на обычные и экзотические кушанья «экологически чистого производства с планеты Венера» для простого смертного не доступны.

Государство же с его централизованной властью «обречено» на достижение управляемости народными массами. И, даже если оно основано на «трижды демократических принципах», диктат власти будет принципиально схож как у тирана, её узурпировавшего, так и у «всенародно избранных слуг народа».

Качество государственной власти определяется качеством коллективного сознания граждан соответствующей страны. На данном этапе человечества «царствие справедливости» невозможно ибо количество сознательных людей по выражению основателя практического мировоззрения В. Ломовцева «исчезающе мало». Сознательных, то есть способных на добровольное соблюдение общественных правил игры, действительно недостаточно для, чтобы декларируемые принципы справедливости соблюдались как на уровне государственной власти, так и самими гражданами.

Как в современном мире осуществляются эти принципы так называемыми «лидерами демократии» США и их европейскими сателлитами можно наглядно увидеть в раскладе трёх последних десятилетий.

Сами понятия демократические принципы и ценности превратились в «доминирующий жупел», коим к своей выгоде пользуются «политические элиты» этих государств и те же ТНК (другое название ТПК – транснациональные корпорации). Под эгидой «демократических ценностей», читай коммерческой и политической выгоды, подавляются основные принципы демократии, т.е. свобода вероисповедания, свобода выбора, свобода слова и т.п.. Причём подавляются в странах именующих себя «оплотом демократии» - США и Евросоюзе - в бесстыдном навязывании своим обществам вольно определяемых «ценностей» вроде «толерантности и плюрализма». Но на этом «творцы правильных понятий» не останавливаются – они экспортируют их в другие государства путём насаждения цветных революций или прямого военного вмешательства (см. ситуацию в Югославии, Ливии, Украине, Грузии и т.п.).

За известную историю человечества власть имущие овладели действенными способами превращения народов в управляемое и послушное стадо. Результат, как можно выразиться, на лицо – в большей части стран их граждане по своим определяющим качествам являются классическими потребителями. Каждый член общества, особенно в государствах с развитой индустрией и социальными институтами, встроен в него с безвозвратным детерминизмом. Ибо банковская система, с её кредитно-денежной политикой, и существующие нравственные ориентиры жёстко определяют не только выстраивание повседневного обихода человека, но и его экзистенциальную мотивацию, когда все процессы индивидуации сводятся к достижению материального благополучия и получению удовольствий по шаблонам выверенными всё той же власть имущей верхушкой.

Народы, населяющие просторы России так же не избежали деструктивных влияний государственной власти. Особенно сильно это сказалось во времена масштабных социальных экспериментов после государственного переворота 1917 года. Большевикам, чтобы в кратчайшие сроки справиться с проблемами управления гигантским количеством самого разнообразного народонаселения, пришлось прибегнуть к кровавому террору и поистине иезуитской политике, чтобы кардинально изменить у каждого человека отношения к самому себе и к миру. Для того, чтобы объединить людей по эгидой всеобщего братства и всё той же справедливости были проведены тотальные реформы как в социальном, так и психологическом планах.

К примеру оказалось достаточным лишить массы крестьянства обещанного большевиками права на землю, коллективизировать индивидуальный труд и жёстко, как при крепостном праве, привязать труженика к необходимости работать на государство. За несколько десятилетий хозяин на своей земле исчез. Миллионы крестьян были вынуждены сменить свой привычный уклад или на работы индустриальных строек или переехать в города.

Мало кому из современных россиян ведомо удивительное самоощущение от владения своим участком земли, который его кормит, даёт ему собственный кров и перспективы надёжного основания для повседневного бытия следующим поколениям наследников. В лучшем случае современный человек довольствуется владением «четырёх стен и потолка» городской квартиры. Стен! Но не своей земли!

Поэтому россияне, в основном проживающие в городах, а их на 1 января 2017 года по оценке Росстата из 146 804 372 человек 74,14%, не имеют возможности и условий, чтобы вместе и по отдельности формироваться и состояться как самодостаточному и самостоятельному индивидууму. За редким исключением россияне так же как население остальных развитых стран встроены в систему тотальной зависимости от социальной структуры государства.

Современный человек в большей массе своей превращён в эдакого беспечного прожигателя жизни. Развитие вертикали и горизонтали сакральной сути человека и раскрытие богатства своего внутреннего мира для него являются скорее некими виртуальными эмпиреями, от занятий коими лишь одни проблемы. А современные наука и религия по сути обслуживают данный процесс. Психология – не исключение.

Если и есть кризисные аспекты в эволюции человеческого общества, то я предложил бы их свести к Теме проблемы Выбора Своего. Современный человек (в большей части своей) – это человек сытый и для него отсутствуют заботы по непредсказуемости завтра. А сытому зачем прилагать усилия, чтобы откликаться на призывы души «встречать каждый день как очередной день для своего развития». Потому что «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!».

Но это логика души, а жители городов изо дня в день существуют по устоявшейся (но в действительности зыбкой) схеме: проснулся – на работу, с работы домой, работа – отпуск, пенсия – смерть и т.п..

И смысл человеческого Выбора это «откликнусь я на зов души своей и пойду против сытости своей» или «ну его это расширение сознания – нас и тут неплохо кормят».

Однако смотреть на такой расклад с точки зрения одной только деструктивности в эволюции человека разумного было бы умножением всеобщей глупости. Вольфган Гигерих в своей статье весьма точно на мой взгляд отмечает, что «Психология — это одновременно и симптом беспрецедентной исторической патологической ситуации, и её исцеление. Она одновременно и «величайшая проблема нашего времени» или «реальная проблема», и ответ на неё.

Ибо можно определённо заявить, что мироздание не просто объёмно, оно не ограничивает себя ни одномерностью, ни даже привычной нам трёхмерностью времени и пространства. И дуальность в попытках его определить с точки зрения хорошо-плохо не более чем невежественность очередного «искателя истины».

Г-н Юнг сообщает нам о «глубоких ‘слоях’ психики» и о том, что они «теряют индивидуальную несравненность» по мере углубления. «На пути ‘вниз’ […] они становятся всё более коллективными, пока они не станут универсальными и не угаснут в вещественности тела, например, в химических веществах. Углерод тела — это углерод вообще… Потому ‘в самом низу’ психика — это ‘мир’ вообще». Смысл «мира» в данном контексте связан с физической вселенной, «химией», «углеродом».

Только я позволю себе дополнить мысль Юнга, что химизм «нижних» слоёв психики ещё и одухотворён. Это вероятней всего алхимия процессов, а не вульгарное исполнение химизма веществ как такового.

Замечу что само определение Юнгом сути проблематики кризиса современной науки и психологии в частности грешит увлечённостью той темой, где он подвизался на ниве науки. Что «созвучно» завету Киплинга – «умей мечтать, не ставь рабом мечтаний. И мыслить – мысли не обожествив…»

Ретроспективный взгляд на развитие науки показывает, что всякая новая мысль, революционная идея возникает как раз при необходимости выхода за рамки привычной картины мира. Консервативные силы апологетов научного и религиозного сообщества создают преграды новаторским мыслям от костров инквизиции до публичного остракизма «псевдонаучных прозрений».

Неизбежное взаимодействие активной силы прогресса, пассивной силы сопротивления развитию и их нейтрализующей составляющей – это собственно и есть природа непрекращающегося кризиса науки, т.к. человеческую мысль вырастания наших представлений до реального расклада мира остановить невозможно.

Перед каждым человеком каждого поколения всех времён и народов встаёт необходимость искать ответы на вопросы всё тех же проблем бытия, которые можно свести к определению – быть человеком само по себе это неизбежная трудность. И перед каждым из нас встают необходимости разрешения всего спектра экзистенциальностей – «В чём смысл жизни!?», «Камо грядеши?!» и тому подобное и так будет и далее…

 

С благодарностью Александру Кипару за возможность познакомиться с данной статьёй в русском переводе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: