ЛИЧНОСТЬ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ





План темы:

5.1. Аудитория как социально-коммуникативная общность.

5.2. Типология аудитории СМИ.

5.3. Эмоциональная доминанта восприятия.

5.4. Харизматическая модель коммуникатора.

 

Деятельность журналиста осуществляется чаще всего в ситуациях, которые можно обозначить как творчески стимулированные и утилитарно-практические. Эта деятельность, как мы показали, может быть ограничена или, напротив, дина­мизирована, усилена некоторыми обстоятельствами индивидуально-личного, со­циально-культурного, профессионального, собственно творческого и другого ха­рактера.

Аудитория как социально-коммуникативная общность

 

Теперь, согласно логике изложения, попытаемся выделить и описать то, что способствует или препятствует данного рода деятельности с точки зрения реали­зации интересов аудитории средств массовой коммуникации?

В новейших исследованиях политологов, социологов, психологов54 показано, что плюрализм ценностей складывается быстрее, чем плюрализм интересов. На примере сегодняшней России можно убедиться, что общество в переходный пери­од плохо структурируется на основе различения интересов, социальные группы и слои складываются недостаточно активно, средний класс размывается. Существу­ет большой «разброс» ценностей и настроений, господство нерациональных моти­вов, препятствующее достижению общественного согласия.

В качестве элементов общественного согласия чаще всего выделяются консенсус — полное согласие, деятельность на основе общих правил и компромисс как способность жертвовать частью интересов для достижения наиболее существенной их части. При­чем подчеркивается, что полное согласие, консенсус и компромисс в переходный пе­риод плохо достижимы чаще всего не из-за многообразия интересов, а из-за их несформированности и отсутствия понимания как частных интересов, так и национально-государственного интереса.

В исследованиях политологов отмечается, что в этих условиях консенсусную функцию в обществе чаще всего берет на себя журналистика как институт социа­лизации и духовного развития. Однако проблемная ситуация заключается в том, насколько полно и адекватно отечественные средства массовой информации отра-

_____________________________

54 См., к примеру: работы Т. А. Алексеевой, Б. Ю. Берзина, Л. Я. Гозмана, М. К. Горшкова, Б. Г. Капус­тина, И. К. Пантина, Р. Л. Розенбергса, В. Г. Рязанова, Ж. Г. Тощенко и др.

 

жают сегодня интересы личности, отдельных социальных групп и общества в це­лом, каким целям служат.

Свобода формирования мнения требует доступа к различным представлениям о действительности, существующим в различных социальных группах, для того, что­бы их сопоставить. Этот свободный доступ к различным мнениям и называется плю­рализмом.«Плюрализм — равнодействующая конкурирующих сил, — заметил по этому поводу французский исследователь Пьер-Ив Шерль. — Плюрализм источни­ков информации — единственный путь к ее достоверности. Априорно, не будучи со­чтенной ложной, всякая заданная информация должна быть проверена; проверка же эта невозможна без плюрализма мнений»55.

То есть современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов — журналиста (коммуникатора) и аудитории, при­чем каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятель­ность, предполагает активность также и в своем партнере. Лишь в этом случае ауди­тория включена во всю систему общественных отношений. Журналисту же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответству­ющие им характеристики аудитории, включая и ряд специфических, формируе­мых при прямом участии СМИ.

Их аудитория — чрезвычайно сложный социально-духовный феномен. С од­ной стороны, определенные ее качества детерминированы социально-экономичес­кой и политической структурой общества, и с этой точки зрения она является спе­цифическим социальным образованием. С другой стороны, она формируется, су­ществует и развивается только в рамках процесса массовой коммуникации на базе особого рода деятельности — потреблении и восприятии материалов и сообщений СМИ, что позволяет определить аудиторию как специфическую социально-коммуникативную общность.

Типология аудитории СМИ

 

Безусловно, необходим тщательный учет и анализ предпосылок, обуславлива­ющих образование аудитории и самих технических средств — носителей массовой информации. Ведь аудитория существует и функционирует лишь в той мере, в ка­кой осуществляется деятельность по производству и распределению массовой ин­формации в обществе.

Так современный этап развития отечественных СМИ как канала характеризует­ся прежде всего совершенствованием технических средств массовой коммуникации и связи, модернизацией полиграфической базы, а, следовательно, и качественным изменением материальных носителей информации — периодической печати. Про­должается процесс освобождения СМИ от государственной опеки, и общество в лице различных социальных группировок получило формально независимые от чьего бы то ни было давления источники информации, диалога, общественной дискуссии.

__________________________________

55 Шерель П. И. Строить демократию: свобода формирования и выражения мнений //Политические исследования. - 1993. - № 6. - С. 104.

 

С другой стороны, глубокий социально-экономический кризис привел россий­ские СМИ к ситуации, в которой они зачастую теряют свою доступность (прежде всего периодические издания — в силу их дороговизны в продаже по сравнению с «бесплатно» получаемыми теле-и радиопрограммами).

Качественный состав различных групп аудитории современных СМИ, безус­ловно, во многом и целом определен социальной структурой российского обще­ства. Раскрыть же механизм развития, изменения такого сложного объекта как ауди­тория СМИ, по мнению социологов56, можно только системой показателей.

Чаще всего к первой группе характеристик аудитории относят качественно-ко­личественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от системы средств массовой информации. Среди них выделяются социально-демографические (пол, возраст, уровень обра­зования, социальное положение, профессиональная принадлежность, семейное по­ложение и т. д.) и социально-психологические характеристики (потребности, уста­новки, мотивы, интересы и т. п.).

Среди широкого спектра потребностей человека зачастую отдельно выделяют­ся информационные потребности (в числе их проявлений — информационные ин­тересы, то есть субъективные склонности, стремления, пожелания, в которых эти потребности находят свое отражение). Они пронизывают все другие виды потреб­ностей индивида, но в то же время носят самостоятельный характер. Конкретизи­рует сложившиеся интересы аудитории изучение мотивов выбора того или иного средства информации, передачи, сообщения. Результаты различных социологичес­ких исследований показывают, что знание, понимание и учет коммуникатором мно­гоплановых и многосторонних духовных, информационных и других потребностей аудитории — один из основных факторов эффективной работы средств массовой информации в диалоге со зрителями, слушателями, читателями.

Вторая специфическая группа признаков характеризует аудиторию в ее непосред­ственных взаимоотношениях со СМИ. Она может быть выражена рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления массовой инфор­мации. Так, к примеру, можно выделить следующие подгруппы признаков.

• Характеристики условий (экономических, географических, временных), при которых происходит подключение аудитории к потреблению информации.

• Характеристики включенности аудитории в процесс потребления массовой информации через различные каналы СМИ, связанные с фиксацией ее реаль­ного коммуникативного поведения. Условно эти характеристики разделяются на два вида. Первый — это показатели владения тем или иным источником массовой информации (подписка на периодические издания или регуляр­ность их приобретения, наличие теле-радиоапаратуры). Второй — признаки, позволяющие оценить степень включенности аудитории в процесс потребле­ния массовой информации (частота, интенсивность, регулярность обращения к тому или иному источнику, затраты времени на контакты с ним и т.д.).

________________________________

56 См., к примеру, работы Б. А. Грушит, В. С. Коробейшкова, О. Т. Манаева, А. В. Олкюешкова, Л. Г. Сви-тич, Л. Н. Федотовой и др.

 

• Характеристики отношения аудиторий к материалам средств массовой ин­формации, выражающиеся в степени удовлетворенности, оценках, мнени­ях, пожеланиях и т. д. Среди них может быть рассмотрен самый широкий комплекс показателей, характеризующих как общее отношение аудитории к программе, передаче, материалу, так и оценка их отдельных сторон, про­явлений (к примеру, оценка оперативности, уровня критичности, объектив­ности, актуальности, конкретности и т. д.).

• Характеристики информированности аудитории о различных сферах дей­ствительности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях средств мас­совой информации, а также информированности о деятельности самих СМИ.

• Характеристики, связанные с участием аудитории в производстве и ретран­сляции информации (в том числе обсуждение, использование полученной информации в различных сферах деятельности респондентов, обращение в СМИ, нештатное сотрудничество и т. д.).

Третья группа характеристик связана с изучением воздействия сообщений средств массовой информации на сознание аудитории. При их помощи социолога­ми, психологами, политологами (как правило, в ходе комплексного анализа дея­тельности не только СМИ, но и всей системы жизнедеятельности аудитории, обра­за жизни) фиксируются изменения, происходящие в сознании и поведении зрите­лей, слушателей, читателей.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!