Тезис-конспект Художественная культура Возрождения в Европе




Возрождение, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV–XVI вв., в др. странах XV–XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени.

Впервые термин «Возрождение» (итал. «Rinascita») был употреблен известным живописцем, архитектором и историком искусства Джорджо Вазари (1512–1574) в его книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Возрождением он именовал период развития итальянского искусства с 1250 по 1550 гг., для которого характерно возрождение античной культуры. В научный оборот термин был введен в середине XIXст. французским историком Жюлем Мишле (1798–1874).

Под эпохой Ренессанса стал пониматься период расцвета итальянской и, шире, европейской культуры в XIV–XVI вв., сопоставимый по масштабности и значимости с расцветом культуры классической античности. Основным содержанием этого периода было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке.

В искусствоведческой литературе эпоху Возрождения подразделяют на периоды по столетиям, а со времен Дж. Вазари вошло в обыкновение столетия называть по-итальянски: трехсотые годы (т.е. тысяча трехсотые, XIV в.), четырехсотые, пятисотые:

дученто (ducento, «двухсотые», т.е. 1200-е) – ХIII век – Проторенессанс (Предвозрождение);

треченто (trecente, 1300-е) – XIV век – Раннее Возрождение;

кватроченто (quatrocento, 1400-е) – XV век – Высокое Возрождение;

чиквиченто (cinquiccento, 1500-е) – XVI век – Позднее Возрождение.

Возрождение ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIII–XIV вв. его провозвестниками выступили поэт Данте и живописец Джотто. Это было обусловлено тем, что через Италию проходили важные торговые пути, соединяющие Европу с Азией, что вызвало быстрый рост портовых и ремесленных городов (Флоренция, Генуя, Венеция, Болонья и др.), активизировало политическую жизнь в итальянских городах и создавало благоприятные условия для культурного развития.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫВОЗРОЖДЕНИЯ

Отличительная черта эпохи Возрождения – формирование антропоцентрической картины мира. Антропоцентризм предполагаетосознание человека центом мироздания. Весь мир стал представляться производным от человека, зависимым от его воли, значимым только в качестве объектаприложения его сил и творческих способностей. Человек стал мыслиться как венец творения; в отличие от прочего «тварного» мира онобладал способностью творить подобно Небесному Творцу. Более того, человек в состоянии совершенствовать и свою собственную природу. По убеждению большинства деятелей культуры эпохи Возрождения, человек сотворен Богом лишь наполовину, дальнейшее довершение творения зависит от него самого. Если он будет прилагатьзначительные духовные усилия, будет совершенствовать свою душу посредством образования, воспитания, то он будет восходить до уровня святых, ангелов и даже Бога; если же он будет следовать низким страстям, вожделению, удовольствиям и наслаждениям, то он будет деградировать. Творчестводеятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума.

Другим важным достижением эпохи Возрождения было открытие индивидуальности. В античности не могло существовать частной жизни, не связанной с исполнением бесчисленных гражданскихобязанностей. Попытки настаивать на обособленности индивидуального существования воспринимались как вызов гражданскому обществу и заканчивались осуждением и изгнанием. В эпоху Возрожденияиндивидуальностьстала получать признание общества как субъект права, обладатель особых личных качеств, обеспечивавших положение в обществе, носитель особого личного имени, отличного отпрежней корпоративно-родовой традиции именования. Характерно,что тогда же возникло понятие « личность », что стало передаваться латинскимсловом «persona». В античности подобным термином обозначалсяхарактерный персонаж сценического, театрального действа, названный так по обычаю использования артистических масок с выражением определенного эмоционального состояния, будь то гнев, радость,горе или меланхолия. В эпоху Возрождения термин «persona» сталобозначать физическое лицо в судопроизводстве, а личность сталамыслиться как обладающая особыми, прирожденными, естественными правами, начиная с прав на жизнь, свободу и собственность и заканчивая правами на участие в управлении, законодательстве и суде.

Следствием подобных изменений стала индивидуализация творчества, конкуренция, состязание и выявление лидерства, стремление утвердить свое личное авторство и превосходство. Именно тогда возникло представление об авторском праве, которое должно было защищаться законом. Время анонимного творчества, свойственное средневековью, закончилось, поэты и писатели стали утверждать индивидуальное авторство, указывая на титульной странице публикуемых книг свое имя, художники использовали личные подписи и монограммы на лицевой стороне картин. Одновременно стали организовываться публичные конкурсы, имевшие целью выявить лучших в том, или ином виде искусства. Индивидуализм стал мощным стимулом развития культуры и европейского общества в целом, но он же одновременно порождал самые негативные качества человеческой натуры. Крайним его проявлением стал эгоцентризм, признание исключительной значимости отдельного «я», игнорирование «другого». Достижение индивидуального успеха, славы, личного благополучия и комфорта обернулись презрением к социальным неудачникам, к людям, лишенным ярко выраженных творческих дарований, отказ от помощи слабым, бедным, заботы о близких, уважения к старшим.

Характерной чертой эпохи принято считать «ренессансный гуманизм» или «гуманизм эпохи Возрождения», который сложился в научной литературе на основе понятия – studia humanitatis (букв., «гуманитарные с(ш)тудии»). Начиная с XIV в. так обозначали комплекс учебных дисциплин, в который помимо грамматики и риторики, традиционных для средневековой системы образования, входили также филология, поэтика, история и этика, а преподавателей этих дисциплин стали называть – гуманистами, которые в studia humanitatis, науках, направленных на изучение проблем человека, видели противовес studia divinitatis – наукам о божественном, составлявшим основу средневековой схоластической системы знания. Новый комплекс гуманитарных наук базировался на отказе от «варварской» средневековой латыни, на изучении древнегреческого и классического латинского языков. Именно в эпоху Возрождения начала складываться классическая филология, связанная с сопоставлением и выверкой текстов античных авторов. Заметим, что распространению греческого языка в Северной Италии – одного из главных центров Возрождения – способствовал приток образованных греческих эмигрантов, которые вынуждены были покидать Византию после взятия Константинополя турками (1453г.). Особый вес приобрела в эту пору риторика, основанная на принципах ораторского искусства Цицерона и Квинтилиана. Она находила широкое применение в государственной практике, особенно в дипломатии, а также в философской и общественной мысли.

Культура письменной и устной речисоставляет характерную черту возрожденческого гуманизма. Высоко ценится изящество речи, ее правильная тональность, умение расположить собеседника и одновременно затронуть и убедительно раскрыть темы, в первую очередь, не мелкожитейские, а возвышенные. Однако гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а средство его развития и возвышения. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то studia humanitatis заняты формированием человеческого в человеке.Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентировало и значение античного наследия для воспитания человечности. Начиная с Ф. Петрарки (XIV в.), обнаружилась отчетливая тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего, древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматриваются теперь в качестве истинных учителей.

Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их формированию, среди которых: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. Возрожденческий гуманизм есть в первую очередь эстетический феномен. Отечественная традиция трактует гуманизм в смысле защиты слабых, милосердия и сострадания. Гуманизм западноевропейского Возрождения включает нравственный момент, но он открывает перспективу безграничных возможностей человеческого индивида, а самореализация личностимыслится гуманистами в художественно-эстетическом плане.Именно втворчестве видят они возможность раскрытия способностей человека: создание произведений культуры мыслитсягуманистами как часть творения собственной личности (самого себя и своего бытия). Жизнь гуманистов – это свободное от внешних авторитетов, напряженное эстетическое самоутверждение, направленное на самореализациюличности, создание произведений культуры.

Специфика ренессансного гуманизма заключается также в распространении элитарного понимания человека, каковым могло считаться только обладавшие высоким цензом образованности и воспитанности, знавшие классические языки, умевшие музицировать, владевшие живописью и поэзией; прочие были не достойны считаться homo humanus и признавались vulgus, непросвещенной массой, чернью.

Одним из главных центров теоретических изысканий гуманистов стала Флорентийская (в г. Флоренция) академия, носившая имя древнегреческого философа Платона и построенная по образцу древней платоновской Академии. Почитание Платона в ней было превращено почти в религиозный культ: перед его бюстом ставились лампады. Расцвет Флорентийской академии приходится на период 1470–1480 гг. Покровителями и меценатами ее было богатое семейство Медичи, правившее во Флоренции. Главой и теоретиком академии был выдающийся гуманист Марсилио Фичино (1433–1499). Фичино направлял деятельность академии на протяжении более чем тридцати лет, он много работал над переводами и комментированием сочинений Платона, а также неоплатоников – Плотина, Прокла, Ямвлиха, Порфирия и др., серьезно интересовался вопросами медицины и астрологии. Его идеи оказали заметное влияние на развитие гуманистической мысли в Германии, Англии, Франции, Испании.

Другим выдающимся деятелем итальянского Возрождения, участником Флорентийской академии, был Пико делла Мирандола (1462–1494). Широта его историко-филологических и философских интересов была поистине безграничной. Еще в молодости он глубоко усвоил философию Аристотеля, изучал и трактовал сочинения Платона и Плотина. Его интересовали учение Зороастра, древнегреческий культ бога Гермеса и орфические культы, Моисей, Магомет, арабский автор аль-Фараби, Авиценна, Аверроэс, иудейское средневековое учение каббала, а также схоласты, прежде всего, Фома Аквинский. На основе столь разнородных идей и учений Пико делла Мирандола стремился создать целостную концепцию, объединенную положениями христианства. Христос представлялся ему тем, кто прямо или косвенно соединил в своем облике и учении все возможные мировоззренческие построения.

Наиболее известное сочинение Пико делла Мирандолы – трактат «О достоинстве человека », согласно коттрому, человек обладает абсолютной свободой самоформирования. Являя собой «узел мира», связующий материю и дух, человек по своей природе сочетает одно с другим. Руководствуясь своей волей, он может подняться силой разума до высот мирового интеллекта, но и опуститься до уровня низменных тварей. Огромна ответственность человека в данной ему Богом свободе определения своего места в мироздании.

Не менее знаменит другой представитель возрожденческого гуманизма – Лоренцо Валла (1407–1457). Его трактат «Об истинном и ложном благе » (другое название – «О наслаждении») принято считать манифестом гуманистической этики. Наслаждение (voluptas), полагает Л. Валла, – это естественное свойство человека и цель его устремлений. Все богатство материальных и духовных благ должно служить человеку, удовлетворению его разносторонних потребностей. Л. Валла – решительный противник традиционного для христианского учения противопоставления души и тела, он, напротив, настаивает на необходимости гармонии двуединой человеческой природы. Поэтому стремление к чувственным наслаждениям вполне оправданно – оно порождено инстинктом самосохранения, присущим человеку. Отсюда и важный этический принцип – избегай страданий и ищи радостей. В этике Л. Валлы наслаждение отождествляется с высшим благом, счастьем, а также с пользой.

Эпохе Возрождения присущи активный деятельностный подход к жизни и новое понимание достоинства человека. Если средневековью был присущ идеал созерцательной жизни, vitacontemplativa, то в эпоху Возрождения утвердился идеал жизни деятельной, vita activa. Прежде считалось грехом вторгаться в божественное устройство природного мира, теперь же стала осуждаться как грех пассивность, бездеятельность. Жизньполучила признание как исключительная ценность: она быстротечна, коротка и конечна, загробная будущность утратила определенность и значимость.На смену умерщвлению плоти, воздержанию и аскезе средневековьяпришла радость жизни во всех ее проявлениях. Высшей радостью стала радость творчества. Так человек получал шанс увековечить себя, обессмертить свое имя. Причем любой акт жизни обрел смысл творчества, а в ранг искусства были возведены самые обыденные, прежде незаметные занятия: строительство дома, прокладка дороги, изготовление одежды, приготовление пищи.

Экспериментирование и активность в любом виде считались важнейшей ценностью. Человеческое достоинствов эпоху Возрождения стало обозначаться термином virtu, указывающим, прежде всего, на личные качества, личную доблесть, особые отличия личности от других. Достоинство теперь определялось не происхождением, в котором не могло быть личных заслуг, а индивидуальными талантами, способностями, знаниями и умениями. Чем более разносторонними талантами и дарованиями выделялся человек, тем большим достоинством он обладал.

Такого человека называли homo virtuosus – виртуозным, все преклонялись перед талантом, гениальностью. Так, Рафаэль почитался святым не с точки зрения церковного канона, а с точки зрения общественного мнения, и его прозвище – Санти – стало неотъемлемой частью фамилии. Показателем общественного признания и соответственно мерилом индивидуального достоинства выступали доходы, гонорары за произведения искусства, награды за победы в конкурсах. Самые выдающиеся мастера эпохи Ренессанса очень скоро становились и самыми состоятельными людьми.

Эпоха Возрождения была полна противоречий, ознаменовалась не только великими открытиями и яркими творениями, но и жесточайшим насилием. Возвышение человека, наделенного исключительными способностями, над прочими, абсолютизация свободы человеческой воли, крайний индивидуализм привели к разрушению авторитетов: дискредитация церкви с ее правом на высший суд и светские институты власти.

Вновь, как и в античности, появилась натурфилософия, которая усиливается к концу XV – началу XVIст. по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. Теперь природу начинают трактовать пантеистически. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493–1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ – растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил – с другой. Подобно тому, как в человеке всеми отправлениями тела «заведует» душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало – архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.

Одним из ярких представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401–1464). Он написал много произведений, но самое раннее и значительное из них – «Об ученом незнании». Главные проблемы философии Николая Кузанского – отношение Бога к миру, место и роль человека в мире, а также природа познания. Н. Кузанский сблизил бесконечного Бога и конечный мир. Бог у него – это «абсолютный» или «бесконечный максимум», актуальная бесконечность, а мир – проявление Бога, «ограниченный максимум», «абсолютный минимум» или потенциальная бесконечность. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной вещи. Согласно Н. Кузанскому, Бог есть одновременно центр и окружность, он пребывает везде и нигде. Мир также имеет свой центр повсюду и нигде. Человека он рассматривает как микрокосмос, представляющий собой подобие макрокосмоса. По мнению Николая Кузанского, человек соединяет в себе как земное, так и божественное. Николай Кузанский полагал, что человек вполне способен познавать природу, и это осуществляется посредством чувств, воображения, рассудка и разума. Чувственное познание – это начальная стадия познания, она упорядочивается рассудком. Разум – это высшая теоретическая способность человеческого сознания, которая направлена на выявление, осмысление и преодоление противоположностей. С проблемой противоположностей связана у Н. Кузанского проблема истины, которую он понимал в тесной связи с заблуждением, полагая, что для истины заблуждение требуется как тень для света. Он считал, что познание подлинных сущностей невозможно, оно осуществляется в более или менее точных представлениях. Николай Кузанский защищал концепцию ученого незнания – даже самое глубокое знание не ликвидирует незнания. Он утверждал, что знает по настоящему тот, кто знает свое незнание. Процесс познания совершается по пути, приближающем нас к недостижимому абсолюту, Бог же остается непознаваемым.

Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548–1600), создав последовательно пантеистическое учение. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника (1473–1543). Согласно учению Н. Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Н. Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Н. Кузанский, Н. Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной чрезвычайно малы.

Космология Джордано Бруно изложена в его работе «О бесконечности, Вселенной и мирах » (1584). В этом произведении он, вслед за Н. Коперником, утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть Солнце и несколько планет. Бруно утверждал, что не только Земля, но и Солнце вращается вокруг своей оси. Космос – одновременно пустая и одновременно наполненная бесконечность. В бесконечности, согласно Дж. Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, объект и субъект. Бесконечность Вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта в отношении конечных вещей. Ни одно тело не имеет привилегированного положения, не существует никакого размещенного в центре внешнего источника движения. Природа в понимании Дж. Бруно фактически приобретает полную самостоятельность, а Бог мыслится как синоним ее единства. Он утверждает, что «природа есть Бог в вещах», божественная сила, скрытая в них же., соответственно вещи и явления природы – не символы «сокрытого Бога», а самостоятельные и полноценные реальности, в мире которых он живет и действует. Лучшая процедура служения Богу, по Дж. Бруно, – познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием. За свои взгляды Дж. Бруно был осужден светскими властями и католической церковью как еретик и сожжен.

Ярким представителем итальянской философии и естествознания был Галилео Галилей (1564–1642), разделявший теорию двух истин: одна из них изложена в Святом Писании, а другая – в книге природы. Они не противоречат друг другу, поскольку Святое Писание является книгой Божественного откровения, а книга природы – книгой Божественного творения. Но познавать эти две книги люди могут разными способами: Святое Писание – путем откровения, путем веры, а книгу природы – путем разума. Когда человек изучает природу, он должен изучать именно природу, а не смотреть на Библию, иначе происходит подмена методов и пользы от такого исследования не будет.

Главная заслуга Галилея состоит в том, что именно он стал основоположником современного научного естествознания. Античная и средневековая наука всегда рассматривали мир иерархически.Считалось, что предметы мира отличаются не только количественно,но и качественно. Галилей полностью отвергает такую точку зрения,утверждая, что все части мира подчиняются одним и тем же законам. Галилей формулирует принцип, согласно которому «книга природы написана языком математики », а в мире существуют только количественные принципы.

С 1606 г. Галилей начал заниматься астрономией, создал телескопс увеличением в 32 раза, позволивший ему обнаружить явления, исследование которых имело большое значение для развитиякосмологии. Так, Галилей увидел, что движущиеся звезды (планеты)несхожи с неподвижными звездами и представляют собой сферы,светящиеся отраженным светом. Он обнаружил фазы Венеры, что доказывало вращение Венеры вокруг Солнца. В 1632 г. Галилей издаетсвой наиболее известный труд «Диалог о двух великих системах мира– Птолемеевой и Коперниковой ». Книга написана в форме диалогамежду двумя сторонниками Коперника и одним приверженцем Аристотеля и Птолемея. Каждый из собеседников старается понять точкузрения другого, допустив ее справедливость. Однако доводы в пользутеории Коперника преобладают: движение планет, годовое перемещение солнечных пятен и приливы свидетельствуют о действительном (а не только теоретическом) вращении Земли вокруг Солнца.

Именно этот тезис Галилея и столкнулся с официально принятой точкой зрения. В 1633 г. его вызвали из Флоренции в Рим и потребовали прекратить пропаганду еретических представлений об устройстве мира. Галилей был вынужден подчиниться но, тем не менее, не прекратил заниматься научными изысканиями. В своей последней книге «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению» (1638) он заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости.

Наряду с натурфилософией в эпоху Возрождения развивается философия политики, известным представителем которой был Никколо Макиавелли (1469–1527), создавший концепцию автономии политики. Н. Макиавелли видел в политике науку и искусство, умение глубоко анализировать реальную ситуацию, теоретически осмысливать ее и находить правильное решение, искусную тактику для воплощения теории в практику. Самая известная и неоднозначная работа Н. Макиавелли – «Государь » – представляет собой руководство по созданию сильного централизованного государства, способного противостоять внешним и внутренним врагам. Н. Макиавелли глубоко переживал трагедию раздробленной Италии, ставшей ареной разорительных войн, которые вели на ее территории Франция и Испания.

Он считал, что правитель должен твердой рукой укреплять свою власть, трезво оценивая обстоятельства, опираясь на средние слои и не доверяя в полной мере ни знати, ни плебсу. Государь не должен сковывать себя моральными нормами, если это диктует ситуация. Жесткие методы правления, включая коварство, обман, подкуп, предательство и т.д., взятые в отрыве от патриотической цели, которой руководствовался Н. Макиавелли, создавая «Государя», в политической мысли последующих столетий были абсолютизированы, оформившись в понятие «макиавеллизм»[1].

В эпоху Возрождения наука постепенно освобождается от влияния церкви и начинает рассматриваться как самостоятельный способ познания мира. Однако это происходило в сложной мировоззренческой борьбе, вспомните жизненные коллизии Николая Коперника, Джордно Бруно и Галилео Галилея. Гораздо успешнее развивалась техника, были изобретены оригинальные подъемные устройства, водяные колеса служили источником энергии для многочисленных мельниц – мукомольных, сукновальных, железоделательных. В горном деле стали применять конный привод и водяное колесо для подъема руды, появились водоотливные устройства, что позволило увеличить глубину рудников. В середине XVI в. были построены первые доменные печи, устройство которых постепенно совершенствовалось, а производительность росла. Проектировали и строили эти машины люди, владевшие многими специальностями: архитектора и механика, ремесленника, изобретателя и художника. Органическая связь технического творчества с художественнымбыла характерным признаком эпохи и определяла особенности формообразования всей предметной среды, включая мир техники. Профессия художника считалась тогда обычной ремесленной профессией, и в обязанность людей этой профессии нередко входило сооружение повозок, мельниц, мостов, водоемов, расширение рек; им же поручалось строить военные крепости и машины. Так, Леонардо да Винчи занимал должность военного инженера в Милане.

Важное значение для последующего развития науки и образования имело изобретение книгопечатания. В 40-х гг. XV в. немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг (ок. 1400 – 1468) создал ручной печатный станок. Литеры, т.е. прямоугольные элементы с рельефным изображением буквы или другого знака (цифры, знака препинания), изготовлялись методом отливки из типографского сплава. Затем литеры в нужном порядке располагались в так называемой наборной кассе, покрывались сверху краской и с них снимались оттиски на бумагу. Так получались страницы книги. Много было сделано в области анатомии и практической медицины.

Швейцарский врач и алхимик Филипп Теофраст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493–1541) выдвинул гипотезу, что физиологические процессы, происходящие в организме животного и человека, аналогичны химическим процессам, совершающимся в неорганической природе. Исходя из этого, он пытался создать учение о лекарствах и ввел в медицинскую практику ряд новых препаратов.

Известным врачом и ученым-медиком XVI в. был Андреас Везалий (1514–1564). Его сочинение «О строении человеческого тела »в 7 книгах, изданное в Базеле в 1543 г., представляет собой наиболееполное для того времени описание человеческого тела, его органов,их функционирования. А. Везалий преподавал в Падуанском университете, где под его руководством было подготовлено много высококвалифицированных анатомов. Однако деятельность Везалия не былаобойдена вниманием инквизиции. Он был приговорен к паломничеству в Палестину и на обратном пути умер.

Английский врач Уильям Гильберт(1544–1603), заинтересовавшись целебными свойствами магнитов, создал первую теорию магнитных явлений. Он установил, что любые магниты имеют по два полюса, при этом разноименные полюсы притягиваются, а одноименные отталкиваются. Проводя опыт с железным шаром, который взаимодействовал с магнитной стрелкой, У. Гильберт впервые выдвинул предположение о том, что Земля является гигантским магнитом. Также он предположил идею о том, что магнитные полюсы Земли могут совпадать с географическими полюсами планеты. В 1600 г. в Лондоне вышел фундаментальный труд У. Гильберта «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле», в котором он обобщил все имеющиеся сведения о магнетизме. У. Гильберт исследовал также электрические явления, впервые применив этот термин. Он заметил, что многие тела так же, как и янтарь после натирания могут притягивать маленькие предметы, и в честь этого вещества назвал подобные явления электрическими(от лат. ēlectricus – янтарный).

Итальянский математик Никколо Тарталья (1499–1557) научился решать уравнения третьей степени. В своих работах он рассматривал не только вопросы математики, но и некоторые вопросы практической механики, баллистики и топографии. Так, он изучал траекторию выпущенного снаряда и утверждал, что траектория эта на всем ее протяжении есть кривая линия, между тем как до него учили, что траектория снаряда состоит из двух прямых, соединенных кривой линией. Н. Тарталья установил, что наибольшая дальность полета снаряда соответствует углу в 45°. Н. Тарталья занимался также вопросами укрепления городов и фортификацией.

Выдающийся французский математик Франсуа Виет (1540– 1603) усовершенствовал алгебраическую символику: он начал употреблял знаки для записи алгебраических действий и литерные обозначения всех величин. Ф. Виет показал, что, оперируя с символами, можно получить результат, который применим к любым соответствующим величинам, т.е. решить задачу в общем виде. Известны «формулы Виета», дающие зависимость между корнями и коэффициентами алгебраического уравнения.

В развитие картографии большой вклад внес фламандский ученый Герхард Кремер (Меркатор) (1512–1594). Критически пересмотрев имевшийся картографический материал, Меркатор предложил новыематематически обоснованные принципы построения карт, в частности несколько картографических проекций, из которых наиболее известна цилиндрическая равноугольная проекция карты мира (1569). Эта проекция (проекция Меркатора) получила всеобщее распространение, и до настоящего времени в ней составляются морские навигационные карты, аэронавигационные карты, требующие точного изображения углов. Исследуя земной магнетизм, Меркатор вычислил координаты магнитного полюса.

Существенное влияние на экономическое развитие Европы оказали великие географические открытия, имевшие также важные последствия для развития науки и трансформации мировоззрения населения. Необходимо отметить, что мореплавателями, совершившими открытия, двигалотнюдь не познавательный, а сугубо практический интерес. В Европе XV в. одним из средств быстрого обогащения была торговля со странами Азии. Именно благодаря посреднической торговле с Востоком разбогатели крупнейшие города Италии, в первую очередь Венеция и Генуя. Восток являлся источником снабжения европейцев предметами роскоши. Привозимые из Индии и с Молуккских островов пряности – перец, гвоздика, корица, имбирь, мускатный орех стали любимой приправой к пище в богатых домах, и за крупицу пряностей платили большие деньги. Парфюмерные изделия из Аравии и Индии, золотые изделия восточных ювелиров, индийские и китайские шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани пользовались большим спросом в Европе. Индия, Китай, Япония считались странами, богатыми золотом и драгоценными камнями. Однако распад Монгольской державы привел к прекращению караванной торговли Европы с Китаем и Индией через Среднюю Азию и Монголию, а падение Константинополя и турецкие завоевания в Передней Азии и на Балканском полуострове в XV в. почти полностью закрыли торговый путь на Восток через Малую Азию и Сирию.

Третий торговый путь на Восток – через Красное море – был монополией египетских султанов, которые в XV в. стали взимать со всех провозимых этим путем товаров высокие пошлины. Все это заставляло европейцев искать новые торговые пути в страны Востока. Великие географические открытия стали возможны благодаря важным усовершенствованиям в области мореплавания и военного дела. В XVcт. португальцы создали новый быстроходный и легкий парусник, пригодный для дальних плаваний – каравеллу. В отличие от судов каботажного (прибрежного) плавания каравелла имела три мачты и была оснащена большим количеством прямых и косых парусов, благодаря чему она могла двигаться и при неблагоприятном направлении ветра. Каравелла имела очень вместительный трюм, что позволяло совершать длительные морские переходы. Значительно возросла безопасность плавания и потому, что были улучшены компас и навигационные карты с подробными указаниями о портах (портуланы) и деталях береговой линии. Португальские моряки усовершенствовали заимствованную у арабов астролябию – угломерный инструмент, при помощи которого вычислялись положения светил и широта. В конце XVст. были изданы таблицы движения планет, облегчавшие вычисление широты в море. Все большее распространение получала гипотеза о шарообразной форме Земли и едином океане, омывающем сушу, на основании которой возникла мысль о возможности достигнуть морским путем восточного побережья Азии, плывя из Европы на запад, через Атлантический океан. В конце XVст. мысль о возможности западного пути в Индию особенно горячо пропагандировал флорентийский врач и космограф Паоло Тосканелли (1397–1482).

Он изобразил на карте Атлантический океан, омывающий на востоке Европу, а на западе – Японию, Китай и Индию, и таким образом пытался показать, что западный путь из Европы на Восток – самый короткий.

Первыми поиск новых морских путей в Азию начали португальские мореплаватели, в экспедициях которых активно участвовали генуэзские моряки и купцы. К 1460 г. португальцы открыли острова Зеленого Мыса и вошли в воды Гвинейского залива. В 1486–1487 гг. была организована экспедиция под руководством Бартоломеу Диаша (ок. 1450–1500), которая достигла южной оконечности Африки и открыла мыс Доброй Надежды.

Следующую экспедицию португальцев возглавил Васко да Гама (1469–1524). В 1497 г. 4 судна под его командованием отправились из Лиссабона в Индию. Корабли обогнули мыс Доброй Надежды, сделали стоянку в сомалийском порту Молинди, где взяли на борт арабского моряка Ахмеда ибн Маджида, знавшего Индийский океан и в мае 1498 г. достигли г. Каликута. В 1499 г. экспедиция возвратилась в Лиссабон. За время плавания погибло 2/3 матросов, но привезенный груз пряностей стоил в 60 раз дороже, чем обошлась организация экспедиции.

Желая опередить португальцев, испанцы искали морской путь в Индию в западном направлении. Ими было снаряжено четыре экспедиции под руководством Христофора Колумба (1452–1506). Первая экспедиция состоялась в 1492–1493 гг., в ней приняло участие 4 судна и около 90 человек. Корабли Х. Колумба отплыли от мыса Палос (недалеко от г. Картахены) 3 августа 1492 г. и после более чем двухмесячного плавания оказались вблизи берегов Центральной Америки. Его экспедиция открыла острова Сан-Сальвадор и ряд других островов Багамского архипелага, острова Куба и Гаити. 12 октя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: