Классификация ЗПР К. С. Лебединской




С учетом этиологии различают 4 основных ва­рианта задержки психического развития:

1) конституционального происхождения;

2) соматогенного происхождения;

3) психогенного происхождения;

4) церебрально-органического генеза.

К задержке психического развития конституционально­го происхождения относят психический и психофи­зический инфантилизм. Этот вариант ЗПР характе­ризуется следующими особенностями. При психофизичес­ком инфантилизме детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также ин­фантильность психики. Эмоционально-волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей более младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реак­ции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. В игре они проявляют выдумку и сообра­зительность, однако очень быстро устают от учебной дея­тельности.

Задержка психического развития соматогенного происхож­дения связана с длительными хроническими за­болеваниями. Она характеризуется физической и пси­хической астенией. У детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость. У них формируются такие черты характера, как робость, боязливость, неуверенность в себе.

При ЗПР психогенного происхождения основными этио­логическими факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возни­кают стойкие отклонения нервно-психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. При этом варианте ЗПР преимущественно страдает эмоционально-волевая сфера. Так, при педагогической запущенности, без­надзорности у ребенка формируется психическая неустой­чивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и от­ветственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к во­левому усилию, труду. При авторитарном, императивном воспитании, в психотравмирующих, жестоких для ребенка условиях наблюдается невротическое развитие личности, формируется робость, боязливость, отсутствие инициати­вы, самостоятельности.

Наиболее сложной и специфической формой является ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная моз­говая дисфункция).

Этиология этой формы ЗПР связана с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Конк­ретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикации, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка. В отличие от олигофрении, ЗПР обус­ловлена более поздним повреждением мозга, когда уже на­чинает осуществляться дифференциация многих мозговых систем.

При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно-мозговой иннервации, выраженной вегето-сосудистой дистонии).

При ЗПР церебрально-органического генеза имеется не­зрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познаватель­ной деятельности. В зависимости от того, что преобладает в клинической картине: эмоциональная незрелость или на­рушение познавательной деятельности, — ЗПР центрально-органического генеза подразделяют на две группы: первая группа — с преобладанием органического инфантилизма; вторая — с преобладанием нарушений познавательной дея­тельности.

Органический инфантилизм проявляется, преж­де всего, в эмоционально-волевой незрелости, в примитив­ности эмоций, внушаемости, слабости воображения, преоб­ладании игровых интересов над учебными. У одних детей преобладает импульсивность, психомоторная расторможен-ность, неспособность к волевым усилиям. У других детей выявляется робость, боязливость, склонность к страхам, пассивность, заторможенность.

Нарушения познавательной деятельности у детей с минимальной мозговой дисфункцией носят моза­ичный характер. Парциальное нарушение корковых функ­ций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем. Таким образом, нарушения психического развития характеризу­ются направлением «снизу вверх».

Особые случаи задержки психического развития связаны с проблемой микросоциальной, или педагогической, запущенности. Длительная недостаточность информации, ус­ловия интеллектуальной и эмоциональной депривации могут привести к задержке интеллектуального развития ребенка и со здоровой нервной системой. Однако и психологическая структура нарушения, и прогноз в этом случае будут иными, чем при ЗПР церебрально-органического генеза.

Недостаточный уровень развития навыков, знаний и уме­ний педагогически запущенного ребенка обусловлен не орга­ническим повреждением ЦНС, не парциальным нарушени­ем высших корковых функций, а условиями социальной депривации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: