Особенности словообразования прилагательных у детей с ЗПР




На начальном этапе развития ребенка объекты действи­тельности воспринимаются ребенком в неразрывной связи go свойствами и признаками, присущими объекту. При этом наименование признака осуществляется через называние другого предмета. К 2-3 годам ребенок начинает восприни­мать признаки предметов как существующие самостоятель­но, независимо. На этой стадии когнитивного развития в ре­чи детей появляются прилагательные.

По данным многих исследователей детской речи (А. Н. Гвоз­дев, С. Н. Цейтлин и др.), первыми в речи детей около 2 лет появляются притяжательные прилагательные с суф­фиксом -ин-, характеризующие принадлежность вещей ок­ружающим людям (мамина чашка). Позднее, в 2 года 4 мес, в речи детей появляются качественные прилагательные (сладкая, грязная и др.). Относительные прилагатель­ные появляются гораздо позднее.

Среди относительных прилагательных в детской речи наиболее широко представлены модели с продуктивным суффиксом -ов-. Это обусловлено тем, что с данным суф­фиксом прилагательные образуются от многих слов.

М. И. Стрельцова отмечает также большое количество прилагательных с суффиксом -н- в речи детей после 5 лет. Именно суффиксы -ов- и -н-, по ее мнению, чаще все­го используются детьми для образования окказио­нальных прилагательных в период детского слово­творчества.

В целом, в детских словообразовательных неологизмах прилагательных у детей с нормальным развитием наблюда­ется замена непродуктивных суффиксов продуктивными суффиксами того же значения.

Особенностью словообразовательных неологизмов при нормальном онтогенезе является то, что они построены по законам языка, на основе языковых правил общего ха­рактера. Словообразовательные неологизмы у дошкольни­ков с нормальным развитием отражают процесс генерали­зации наиболее общих языковых правил, их переноса на аналогичные случаи словообразования без учета ограниче­ний (солъница — по аналогии с конфетница, салатница; матросята — по аналогии с ребята).

Анализ словообразования прилагательных у детей с ЗПР свидетельствует о том, что некоторые общие закономерности речевого онтогенеза характерны и для этой категории детей.

Так, среди форм словообразования прилагательных наи­более усвоеннымиу детей с ЗПР являются притяжа­тельные прилагательные, анаименее усвоенными — относительные прилагательные.

Вместе с тем, исследования словообразования прилага­тельных у детей с ЗПР старшего дошкольного и младшего школьного возраста (С. В. Зорина, Е. С. Слепович, А. А. Хох-лова и др.) выявляют значительное различие уровней сфор­мированное™ навыков словообразования у детей с ЗПР и у детей нормальным психическим развитием, а также своеобразие этого процесса у детей с ЗПР.

У детей с ЗПР даже в младшем школьном возрасте выяв­ляется большое количество неправильных (окказиональных) форм словообразования прилагательных. При этом дети с ЗПР часто воспроизводят несколько словообразовательных вариантов (садсадашный, садиный, садовый). В большин­стве случаев дети с ЗПР не дифференцируют и в импрессив-ной речи правильный и неправильный словообразователь­ный вариант.

Среди окказиональных словообразований прила­гательных можно выделить следующие группы нарушений:

1) замена суффиксов (волкин, хитровая, морозовый, ме­тальные, соломная, пухное, шерстовая, фарфорная, шер-стевая, яблоневый);

2) нарушение чередования вследствие сохранения основы мотивирующего слова (снегная, бумагная, черникный, яблокный);

3) неправильное употребление суффикса одновременно с отсутствием чередования (снеговая, бумаговая, Ябло­новый, черниковый);

4) неправильное использование производной основы (пу­товое, фарфовая, картновый, древная, яблчный);

5) воспроизведение усеченной формы прилагательного (шел­ковы, кирпична, кленовы, соснова, железно);

6) употребление прилагательного иного лексического зна­чения, близкого по семантике или по звучанию (шер­стянаятеплая, пуховоепушистое, металлическиежелезные, черничныйягодный, грибнойлесной);

7) употребление окказиональных суффиксов, иногда с ис­кажением основы (шелконы, фарфона, фарфостная); от­сутствие суффикса (трусый);

8) наложение суффиксов (шелковный, фарфоростная, шер-стяновая, пуховное, вишневное, грушновое, фарфорован-ная, жадностный);

9) нарушение акцентуации:

а) сохранение ударения, характерного для начальной формы (грибной, кленовый, пцховое). Этот вид ошибок характерен и для детей с нормальным развитием;

б) использование произвольного ударения (ситцевые, пу­ ховое, кожаная). Следует отметить, что дети с ЗПР иног­да затрудняются даже повторить свой неологизм в усло­виях интерференции. Это, возможно, связано с тем, что
у них не сформирована словообразовательная модель, словообразование носит случайный характер, морфемы не имеют конкретного значения, нарушена и слуховая память;

10) замена словообразования воспроизведением слова (су­ществительного).

Дошкольники с ЗПР часто просто повторяют последнее слово данного словосочетания в именительном падеже (лист клена — клен; иголка соснысосна; коробка из бумагибумага), изменяют один или оба компонента словосочетания, образуя уменьшительно-ласкательную форму, множественное число или другой падеж (суп из грибовгрибы; крыша из кирпичакирпичики; вет­ка осиныосинка; горка из снегаснегу);

11)нарушение согласования прилагательного с существи­тельным в роде и числе (бабушкина фартук, бумажный коробка, шерстяная варежки);

12)неправильный выбор основы мотивирующего слова при словообразовании; эти специфические ошибки характер­ны только для детей с ЗПР (варенье из вишниварено-вое, джем из черникиджемовый, горка из снегагор­ная, иголка сосныигольчатая, лапа медведялапоч-ная).

Анализ словообразования прилагательных показывает, что дети используют при словообразовании ограниченное число суффиксов. Самая высокая словообразовательная ак­тивность наблюдается у суффиксов -н-, -ов-, -ев-. Вместе с тем, дети с ЗПР реже образуют «привычные» неологиз­мы, так как нарушение интеллектуального развития снижа­ет способности детей к усвоению значений морфем русского языка, что делает невозможным комбинирование морфем с их точным значением в процессе овладения грамматичес­ким строем речи.

Правильность выполнения заданий на словообразование у детей с ЗПР во многом зависит от того, насколько употре­бительно слово в обиходной речи.

Таким образом, анализ описанных ошибок позволяет сде­лать вывод о несформированности функции словообразования у старших дошкольников с ЗПР. Значительное количество неологизмов при словообразова­нии свидетельствует о том, что данный процесс находится у этих детей в стадии формирования. Кроме того, случай­ный и немотивированный характер словообразовательных неологизмов говорит о том, что у старших дошкольников с ЗПР недостаточно усвоены даже продуктивные модели сло­вообразования.

В усвоении правил грамматики, особенно на начальном этапе развития речи, большую роль играет «чувство язы­ка». Именно оно помогает ребенку практически правильные языковые формы от неправильных. В процессе восприятия и порождения речи происходит сравнение речи с имеющимися у ребенка эталонами. Если речевой факт со­впадает с речевым эталоном, то он воспринимается «чувством языка» как правильный. В случае несовпадения у ребенка возникает чувство неправильности данной речевой формы. Таким образом, достаточный уровень сформированности «чувства языка» является важнейшим условием как пра­вильной речи ребенка в целом, так и успешности овладе­ния грамматикой родного языка.

У дошкольников с ЗПР «чувство языковой нормы» на­ходится на низком уровне. Следует отметить, что спонтан­ный процесс его развития осуществляется у этих детей до­вольно медленно.

Таким образом, н а р у ш е н и я познавательной де-ятельностиу детей с ЗПР отражаются на словообразова­нии и протекании периода детского словотворчества, ока­зывают отрицательное влияние на формирование процессов выделения, обобщения и продуцирования словообразовательных моделей.

Анализ нарушений морфологической системы языка (сло­вообразования и словоизменения) свидетельствует о том, что в процессе дифференциации грамматических форм как в плане семантики, так и в плане выражения у детей с ЗПР выявляются тенденции двух типов, выражающие как об­щие закономерности, так и специфические особенности.

К общим тенденциям, характерным как для де­тей с ЗПР, так и для детей с нормальным пси­хическим развитием, но более раннего возраста, следует отнести следующие:

1) тенденция «выравнивания основы», укрепления тожде­ства корня (основы). У детей с ЗПР, однако, эта тенден­ция носит диффузный характер: в речи этих детей при словоизменении и словообразовании часто отсутствуют чередования, изменение ударения, консонантизация гласного основы, нарушение основы, супплетивизм, как формообразовательный, так и словообразовательный;

 

2) переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане языкового оформления;

3) унификация флексий и других морфем;

4) замена непродуктивных морфем формообразования и словообразования продуктивными, нулевых оконча­ний — ненулевыми.

Однако в целом проявления этих тенденций усвоения морфологической системы языка у детей с ЗПР отмечаются в более поздние сроки, чем у детей с нормальным психичес­ким развитием.

Специфические особенности в усвоении морфологи­ческих закономерностей парадигмы формообра­зования и словообразования, характерные толь­ко для детей с ЗПР:

1) преобладание немотивированного (случайного) формо­образования и словообразования с использованием мор­фем, существующих в языке;

2) использование морфем, не представленных в языке;

3) большое количество замен морфем, семантически далеких, не входящих в парадигму морфем данного значения;

4) отсутствие при словообразовании механизма переосмыс­ления связей слов (по типу «народной этимологии»);

5) в процессе словоизменения и словообразования детей с ЗПР слабо представлена генерализация (или сверхге­нерализация), т.е. выявление правил и закономернос­тей функционирования языковых единиц и их обобще­ние в процессе продуцирования речи;

6) для процессов словоизменения и словообразования дош­кольников с ЗПР характерна языковая асимметрия, т.е. ярко выраженное отступление от регулярности, единооб­разия в строении и функционировании языковых знаков.

Таким образом, у детей с ЗПР имеется нарушение как в дифференциации грамматических и деривационных зна­чений (на уровне семантики), так и в соотнесении значений с определенным языковым оформлением (на формально-

языковом уровне). Однако ведущими являются наруше­ния на семантическом уровне, трудности диффе­ренциации грамматических и деривационных значений.

Грамматические и деривационные значения являются более отвлеченными, абстрактными, чем лексические зна­чения. Они не имеют четко выраженной связи с предмета­ми, действиями, признаками. Усвоение грамматических и деривационных значений и оперирование ими предпола­гает определенную сформированность процессов анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования. В связи с этим, при овладении грамматическим строем речи у детей с ЗПР воз­никают существенные трудности, прежде всего, в усвоении и дифференциации грамматических и деривационных зна­чений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: