Развитие речевой моторики




На первой стадии развитие речевой моторики проводит­ся по следующим направлениям: развитие мимических дви­жений, развитие движений нижней челюсти, языка, губ.

Развитие движений мышц лица

Необходимость развития этих движений обусловлена тем, что у детей с ЗПР, особенно при стертой форме ди­зартрии, наблюдается слабый тонус лицевых мышц, не­выразительная мимика, что приводит к нечеткости и сма-занности речи.

Примерные упражнения." закрывание глаз, зажмурива­ние обоих глаз, зажмуривание правого, левого глаза, оска-ливание зубов, надувание щек, задувание свечи и др.

С целью развития лицевых мышц рекомендуется имита­ция мимических движений с использованием картинок.

Вначале детям предлагается рассмотреть картинку. Ло­гопед описывает ситуацию, изображенную на картинке, со­провождая описание мимическими движениями:

 

1) Дети загорают. День солнечный и теплый. Дети лежат на песке с закрытыми глазами, им приятно и тепло. Представьте себя на пляже. Спокойно закройте глаза. Щеки, лоб, губы расслаблены. Вам приятно.

2) Мама подарила дочке куклу. Девочка очень довольна, она улыбается. Улыбнемся вместе с девочкой.

3) Люди едут в автобусе. Мы видим на картинке, что маль­чик сидит, а бабушка стоит. Это очень плохо, нам это не нравится. Мы нахмурились, опустили брови.

4) Девочка ест кислый лимон, она морщится. Сделаем так, как будто и мы едим кислый лимон.

5) В зоопарке мальчик впервые увидел жирафа. Он очень удивился, что у жирафа такая длинная шея. Удивимся и мы: поднимем брови, раскроем глаза.

Развитие артикуляторных движений

Необходимым условием успешности развития артику-ляторной моторики является уточнение кинестетических ощущений положения и движения языка, губ, нижней че­люсти. При уточнении кинестетических ощущений работа проводится без зеркала. При этом предлагается воспроизве­сти положение губ, языка по речевой инструкции, после их пассивного перемещения логопедом, а также определить по­ложение артикуляторных органов при произношении арти-куляторно простых звуков, прежде всего гласных.

Умение кинестетически ощущать положение губ отраба­тывается первоначально на гласных звуках и-у, так как раз­личение в положении губ при произношении этих звуков зрительно хорошо воспринимается.

Рекомендуемые упражнения:

1) Произнести звук и перед зеркалом и ответить на вопрос, в каком положении находятся губы при произношении данного звука. При затруднениях в ответе логопед мо­жет задать дополнительный вопрос: «Скажите, при про­изнесении звука и губы растянуты в улыбке или вытя­нуты трубочкой вперед? ».

2) Произнести звук у перед зеркалом и ответить, в каком положении находятся губы при произнесении данного звука.

,3) Произнести звуки иу слитно и определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.

4) После самостоятельного произнесения звука и опреде­лить, в каком положении находились губы (без исполь­зования зеркала).

5) Произнести звук у, определить положение губ при его произнесении (без использования зеркала).

6) Произнести последовательно звуки и-у и ответить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед тру­бочкой.

7) Произнести звуки у-и и ответить, при произнесении ка­кого звука губы растянуты.

8) Определить звук по беззвучной артикуляции, т. е. по по­ложению губ логопеда.

9) Определить первый (или последний) звук по беззвучной артикуляции в звукосочетаниях иу, уи.

Подобным же образом отрабатывается различение в по­ложении губ при произнесении гласных звуков и-а, у-о, со­гласных звуков м (губы сомкнуты), н (губы раскрыты) и др.

В дальнейшем следует перейти к уточнению положения языка при произнесении различных звуков. Кинестетичес­кие ощущения положения языка (приподнят или опущен) воспитываются первоначально на резко различающихся по артикуляции звуках: и-д, а-д, и-т. Различие в способе обра­зования звуков (смычка или щель) уточняется на звуках ш-т, ж-д, при этом определяется, прижимается ли кончик языка или не прижимается. Различие узкого и широкого кончика языка можно уточнить на звуках йил. При произ­несении звука д язык широкий, при произнесении звука л кончик языка узкий.

Участие голосовых складок при произнесении гласных, сонорных и звонких согласных уточняется вначале с помо­щью кисти руки, прижатой к вибрирующей гортани. Лого­пед предлагает детям приложить к гортани большой и ука­зательный пальцы со стороны ладони или тыльную сторону ладони. Дети довольно быстро учатся определять наличие дрожания голосовых складок при произнесении звонких со­гласных.

В дальнейшем участие голосовых складок определяет­ся детьми и без использования тактильных ощущений руки.

Таким образом, если на начальных стадиях выполне­ния артикуляторных упражнений используется полимо­дальная афферентация (опора на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), то на последу­ющих стадиях правильность выполнения упражнений ос­новывается преимущественно на кинестетических ощуще­ниях.

Развитие артикуляторной моторики проводится в про­цессе артикуляторной гимнастики. При проведении арти­куляторной гимнастики используются игровые приемы, например, «Сказка про язычок», что обусловлено возраст­ными и психологическими особенностями дошкольников с ЗПР. Сначала логопед, используя игровой прием, показы­вает упражнение и описывает его. Затем упражнение выпол­няется всеми детьми, логопед контролирует выполнение упражнения каждым ребенком. С теми детьми, у которых упражнение не получается, проводится индивидуальная работа.

Рекомендуемые артикуляторные упражнения на I стадии

Гимнастика для губ и щек

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание щек попеременно.

3. Втягивание щек в ротовую полость.

4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хо­ботком), а затем возвращаются в нормальное положение.

5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижи­маются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.

6. Чередование: оскал-хоботок (улыбка-трубочка).

7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых че­люстях.

Гимнастика для челюстей

1. Опускание и поднимание нижней челюсти.

2. Движение нижней челюсти вправо., 3. Движение нижней челюсти влево.

4. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

Гимнастика для языка

1. Высовывание широкого языка «лопатой», своими бо­ковыми краями язык касается углов рта. Если широкий язык не получается, то предлагается похлопать по спинке языка шпателем, «пожевать» язык (можно произносить при этом пя-пя-пя, мя-мя-мя), сильно подуть на высунутый язык, протяжно произнести звук и или улыбнуться.

2. Высовывание языка жалом. Если это движение не сразу удается, предлагают просунуть кончик языка между сжа­тыми и вытянутыми губами, потянуть язык за отодвига­емым пальцем или карандашом, двигать кончик языка впра­во и влево.

3. Поочередное высовывание языка то «лопатой», то «жалом».

4. Высунуть язык, сделать язык сначала «лопатой», а за­тем «жалом».

5. Сильное высовывание языка изо рта, а затем наибо­лее возможное глубокое втягивание его вглубь ротовой по­лости так, чтобы кончик языка стал незаметным.

6. Движения высунутого языка вправо и влево (ма­ятник).

7. Круговое облизывание губ кончиком языка (слизать варенье с губ).

8. Облизывание зубов под верхней и нижней губой (по­чистить зубки).

9. Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю, на нижнюю губу.

 

10. Упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку, надавить на бугорок (пощелкать орешки).

11. Посчитать зубки с внутренней стороны.

Развитие ритма

Вначале тренируют детей на восприятие и правильное
воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов
(......,...........). Далее даются сочетания звеньев, состо­
ящих из различного количества ударов (слабые и сильные
удары с короткими и длинными промежутками:.. _,..._,

Развитие дыхания

В начальный период предварительного этапа проводит­ся работа, прежде всего, над развитием длительного выдо­ха без участия речи. Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении дыхательных упражнений дети не подни­мали плечи, не напрягали излишне мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, дли­тельным. Воспитывается нижнереберное, диафрагмальное дыхание.

Можно использовать следующие игровые упражнения.

«Пилка дров»

Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

«Погреться на морозе»

Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плав­но выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Надуй игрушку»

Детям предлагается надуть резиновые надувные игруш­ки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

«Листья шелестят»

Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезан­ные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» — дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонялись и шелестели.

«Бабочки»

Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разно­цветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Ба­бочки прикреплены нитками к «полянке». Логопед предуп­реждает, что продвинуть бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу: «Красная бабочка полетела» — дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

«Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вы­резанные из легкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки полетели».

«Задуть свечу»

Логопед зажигает свечу и по очереди подносит к детям. По сигналу: «Тихий ветерок» — дети медленно и длительно выдыхают, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу: «Сильный ветерок» — дети стараются на одном вы­дохе задуть свечу.

«Покатать карандаш»

Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

«Костер»

Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) кост­ра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий костер», вдыхая через нос и медлен­но выдыхая через рот.

«Чайник закипел»

У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диамет­ром 1-1,5 см. По сигналу: «У Саши чайник закипел» — один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получил­ся свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

В дальнейшем проводится развитие речевого дыхания: сначала на гласных (развитие голоса), а затем на длитель­ном выдохе вводится речь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: