На первой стадии развитие речевой моторики проводится по следующим направлениям: развитие мимических движений, развитие движений нижней челюсти, языка, губ.
Развитие движений мышц лица
Необходимость развития этих движений обусловлена тем, что у детей с ЗПР, особенно при стертой форме дизартрии, наблюдается слабый тонус лицевых мышц, невыразительная мимика, что приводит к нечеткости и сма-занности речи.
Примерные упражнения." закрывание глаз, зажмуривание обоих глаз, зажмуривание правого, левого глаза, оска-ливание зубов, надувание щек, задувание свечи и др.
С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.
Вначале детям предлагается рассмотреть картинку. Логопед описывает ситуацию, изображенную на картинке, сопровождая описание мимическими движениями:
1) Дети загорают. День солнечный и теплый. Дети лежат на песке с закрытыми глазами, им приятно и тепло. Представьте себя на пляже. Спокойно закройте глаза. Щеки, лоб, губы расслаблены. Вам приятно.
2) Мама подарила дочке куклу. Девочка очень довольна, она улыбается. Улыбнемся вместе с девочкой.
3) Люди едут в автобусе. Мы видим на картинке, что мальчик сидит, а бабушка стоит. Это очень плохо, нам это не нравится. Мы нахмурились, опустили брови.
4) Девочка ест кислый лимон, она морщится. Сделаем так, как будто и мы едим кислый лимон.
5) В зоопарке мальчик впервые увидел жирафа. Он очень удивился, что у жирафа такая длинная шея. Удивимся и мы: поднимем брови, раскроем глаза.
Развитие артикуляторных движений
Необходимым условием успешности развития артику-ляторной моторики является уточнение кинестетических ощущений положения и движения языка, губ, нижней челюсти. При уточнении кинестетических ощущений работа проводится без зеркала. При этом предлагается воспроизвести положение губ, языка по речевой инструкции, после их пассивного перемещения логопедом, а также определить положение артикуляторных органов при произношении арти-куляторно простых звуков, прежде всего гласных.
Умение кинестетически ощущать положение губ отрабатывается первоначально на гласных звуках и-у, так как различение в положении губ при произношении этих звуков зрительно хорошо воспринимается.
Рекомендуемые упражнения:
1) Произнести звук и перед зеркалом и ответить на вопрос, в каком положении находятся губы при произношении данного звука. При затруднениях в ответе логопед может задать дополнительный вопрос: «Скажите, при произнесении звука и губы растянуты в улыбке или вытянуты трубочкой вперед? ».
2) Произнести звук у перед зеркалом и ответить, в каком положении находятся губы при произнесении данного звука.
,3) Произнести звуки иу слитно и определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.
4) После самостоятельного произнесения звука и определить, в каком положении находились губы (без использования зеркала).
5) Произнести звук у, определить положение губ при его произнесении (без использования зеркала).
6) Произнести последовательно звуки и-у и ответить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед трубочкой.
7) Произнести звуки у-и и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.
8) Определить звук по беззвучной артикуляции, т. е. по положению губ логопеда.
9) Определить первый (или последний) звук по беззвучной артикуляции в звукосочетаниях иу, уи.
Подобным же образом отрабатывается различение в положении губ при произнесении гласных звуков и-а, у-о, согласных звуков м (губы сомкнуты), н (губы раскрыты) и др.
В дальнейшем следует перейти к уточнению положения языка при произнесении различных звуков. Кинестетические ощущения положения языка (приподнят или опущен) воспитываются первоначально на резко различающихся по артикуляции звуках: и-д, а-д, и-т. Различие в способе образования звуков (смычка или щель) уточняется на звуках ш-т, ж-д, при этом определяется, прижимается ли кончик языка или не прижимается. Различие узкого и широкого кончика языка можно уточнить на звуках йил. При произнесении звука д язык широкий, при произнесении звука л кончик языка узкий.
Участие голосовых складок при произнесении гласных, сонорных и звонких согласных уточняется вначале с помощью кисти руки, прижатой к вибрирующей гортани. Логопед предлагает детям приложить к гортани большой и указательный пальцы со стороны ладони или тыльную сторону ладони. Дети довольно быстро учатся определять наличие дрожания голосовых складок при произнесении звонких согласных.
В дальнейшем участие голосовых складок определяется детьми и без использования тактильных ощущений руки.
Таким образом, если на начальных стадиях выполнения артикуляторных упражнений используется полимодальная афферентация (опора на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), то на последующих стадиях правильность выполнения упражнений основывается преимущественно на кинестетических ощущениях.
Развитие артикуляторной моторики проводится в процессе артикуляторной гимнастики. При проведении артикуляторной гимнастики используются игровые приемы, например, «Сказка про язычок», что обусловлено возрастными и психологическими особенностями дошкольников с ЗПР. Сначала логопед, используя игровой прием, показывает упражнение и описывает его. Затем упражнение выполняется всеми детьми, логопед контролирует выполнение упражнения каждым ребенком. С теми детьми, у которых упражнение не получается, проводится индивидуальная работа.
Рекомендуемые артикуляторные упражнения на I стадии
Гимнастика для губ и щек
1. Надувание обеих щек одновременно.
2. Надувание щек попеременно.
3. Втягивание щек в ротовую полость.
4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
6. Чередование: оскал-хоботок (улыбка-трубочка).
7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
Гимнастика для челюстей
1. Опускание и поднимание нижней челюсти.
2. Движение нижней челюсти вправо., 3. Движение нижней челюсти влево.
4. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.
Гимнастика для языка
1. Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями язык касается углов рта. Если широкий язык не получается, то предлагается похлопать по спинке языка шпателем, «пожевать» язык (можно произносить при этом пя-пя-пя, мя-мя-мя), сильно подуть на высунутый язык, протяжно произнести звук и или улыбнуться.
2. Высовывание языка жалом. Если это движение не сразу удается, предлагают просунуть кончик языка между сжатыми и вытянутыми губами, потянуть язык за отодвигаемым пальцем или карандашом, двигать кончик языка вправо и влево.
3. Поочередное высовывание языка то «лопатой», то «жалом».
4. Высунуть язык, сделать язык сначала «лопатой», а затем «жалом».
5. Сильное высовывание языка изо рта, а затем наиболее возможное глубокое втягивание его вглубь ротовой полости так, чтобы кончик языка стал незаметным.
6. Движения высунутого языка вправо и влево (маятник).
7. Круговое облизывание губ кончиком языка (слизать варенье с губ).
8. Облизывание зубов под верхней и нижней губой (почистить зубки).
9. Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю, на нижнюю губу.
10. Упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку, надавить на бугорок (пощелкать орешки).
11. Посчитать зубки с внутренней стороны.
Развитие ритма
Вначале тренируют детей на восприятие и правильное
воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов
(......,...........). Далее даются сочетания звеньев, состо
ящих из различного количества ударов (слабые и сильные
удары с короткими и длинными промежутками:.. _,..._,
Развитие дыхания
В начальный период предварительного этапа проводится работа, прежде всего, над развитием длительного выдоха без участия речи. Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении дыхательных упражнений дети не поднимали плечи, не напрягали излишне мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Воспитывается нижнереберное, диафрагмальное дыхание.
Можно использовать следующие игровые упражнения.
«Пилка дров»
Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.
«Погреться на морозе»
Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Надуй игрушку»
Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
«Листья шелестят»
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» — дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонялись и шелестели.
«Бабочки»
Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены нитками к «полянке». Логопед предупреждает, что продвинуть бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу: «Красная бабочка полетела» — дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.
«Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из легкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки полетели».
«Задуть свечу»
Логопед зажигает свечу и по очереди подносит к детям. По сигналу: «Тихий ветерок» — дети медленно и длительно выдыхают, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу: «Сильный ветерок» — дети стараются на одном выдохе задуть свечу.
«Покатать карандаш»
Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
«Костер»
Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
«Чайник закипел»
У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу: «У Саши чайник закипел» — один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.
В дальнейшем проводится развитие речевого дыхания: сначала на гласных (развитие голоса), а затем на длительном выдохе вводится речь.