Данные индивидуального племенного учета заносят в сле- дующие документы: журнал бонитировки и стрижки овец, ве- домость назначения баранов в случку, журнал случки и ягнения маток, индивидуальные карточки на баранов и маток по форме
№ 1 и 2.
В товарных хозяйствах ведется групповой учет по каждой отаре и отдельной группе овец.
В Государственную племенную книгу (ГПК) записывают только чистопородных баранов не моложе 1,5 года, маток не моложе 2 лет с известным происхождением по отцу и матери, хорошим экстерьером, крепкой конституцией, класса элита. Продуктивность овец, записываемых в ГПК, должна соответст- вовать требованиям разработанным для каждой породы.
Задание 1. Дать описание разных способов мечения овец.
Задание 2. Освоить технику мечения овец разными спосо- бами.
Задание 3. Ознакомиться с формами племенного и зоотех- нического учета (табл. 64).
Задание 4. Заполнить одну из форм племенного учета (фор- ма 1-0, 2-0).
Таблица 64
Формы племенного и зоотехнического учета
№ формы | Наименование формы | Учитываемые признаки, показатели |
1-0 | ||
2-0 | ||
3-окз | ||
4-окз | ||
5-окз | ||
6-0 | ||
7-окз | ||
9-окз | ||
10-окз | ||
11-окз | ||
12-окз | ||
13-окз | ||
16-окз |
Контрольные вопросы
1. С какой целью и как проводится мечение ягнят при рож- дении и в другие возрастные периоды?
2. Какие существуют способы мечения?
3. В чем заключается техника мечения ягнят татуировкой на ушах?
4. Какие правила рекомендуются при мечении татуировкой?
5. Какие существуют условные обозначения при мечении с помощью выщипов на ушах?
6. Как отмечают на ушах класс при бонитировке тонкорун- ных овец?
7. Какие существуют формы зоотехнического и племенного учета?
8. В каком порядке рекомендуется вести записи в журналы и ведомости первичного учета?
9. Какие данные записываются в карточку племенного бара-
на?
10. Как ведется запись данных индивидуальной бонитиров-
ки для обработки на ЭВМ?
Тема 11. Методы разведения овец. Племенная работа в хозяйствах разных категорий
Цель занятия – освоить основные методы разведения овец.
Материалы: видеофильмы, планы племенных работ хо- зяйств, схемы скрещиваний.
Организационные формы племенной работы в овцеводстве определяются содержанием мероприятий и задачами хозяйства того или иного типа.
На государственных племенных заводах выращивают элитный молодняк для племенных хозяйств (репродукторов), государственных племенных станций и неплеменных хозяйств, разводящих животных данной породы. Животные каждого пле- менного завода отличаются от овец той же породы других хо- зяйств специфическими особенностями. В заводском стаде ре- комендуется иметь не менее 5-6 линий. Разведение по линиям позволяет закреплять и совершенствовать хозяйственно- полезные качества, присущие лучшим баранам.
Племенные хозяйства-репродукторы занимаются воспро- изводством и выращиванием высокоценных племенных живот- ных определенной породы для продажи колхозам и совхозам.
Государственные станции по племенной работе и искус- ственному осеменению животных ведут племенную работу во всех хозяйствах обслуживаемой зоны. Для проведения искусст- венного осеменения маток здесь содержат необходимое количе- ство высокоценных, проверенных по качеству потомства пле- менных баранов. В соответствии с планом подбора за каждым хозяйством закрепляют определенного барана-производителя. Во избежание родственного спаривания их меняют через каж- дые 2-3 года.
Овцеводческие фермы пользовательного назначения при- званы производить наибольшее количество высококачественной и дешевой продукции – шерсти, мяса, смушков, овчин.
Методы разведения овец. В овцеводстве применяются чистопородное разведение, скрещивание и гибридизацию. При выборе того или иного метода разведения исходят из его биоло-
гической сути, породности и качества животных, цели разведе- ния, а также из климатических, организационно-хозяйственных и кормовых условий.
Чистопородное разведение. Этот метод используют глав- ным образом в племенном овцеводстве для получения потомст- ва, повторяющего свойства высокоценных родителей. При этом отбором и подбором для разведения лучших животных, выбра- ковкой худших, использованием наиболее лучших производите- лей, проверенных по качеству потомства, и другими приемами стремятся добиться того, чтобы каждое последующее поколение превосходило исходные формы по продуктивности и племен- ным качествам. Применяют его и на неплеменных фермах, дающих специфическую продукцию, например, каракулеводче- ских, по разведению романовских овец. Совершенствование по- род этим методом включает работу по созданию линий, се- мейств и разведению животных по линиям и семействам. В не- обходимых случаях прибегают к родственному спариванию и кроссу линий, а также к «освежению» крови.
Скрещивание. В овцеводстве получили распространение все виды скрещивания. Для преобразования овец малоценных грубошерстных пород в тонкорунные и полутонкорунные при- меняют поглотительное скрещивание. При создании из двух или большего числа пород новой, объединяющей ценные свойства исходных, прибегают к воспроизводительному скрещиванию. Если же необходимо исправить отдельные недостатки овец ка- кой-либо ценной породы, осуществляют прилитие крови живот- ных другой породы, безупречных в данном отношении. Для по- лучения потомства, используемого только для производства шерсти или баранины, наиболее эффективно промышленное скрещивание, а в некоторых случаях – переменное скрещивание. Межвидовое скрещивание – гибридизацию применяют для создания новых пород овец, способных к разведению в каких-
либо специфических условиях жизни.
Отбор и подбор овец. Огромную роль в качественном улучшении овец играют отбор и подбор. Отбор ведут по экс- терьеру и конституции, продуктивности, происхождению и ка- честву потомства.
Отбор по экстерьеру и конституции. Заключается в оценке конституциональных и экстерьерных особенностей овец с учетом направления их продуктивности.
Отбор по продуктивности. Ведут по величине и качеству основной продукции, ради которой разводят ту или иную поро- ду овец.
Отбор по происхождению. Проводят по родословным жи- вотных и на племя оставляют молодняк от высококлассных ро- дителей.
Подбор. Заключительный этап племенной работы, направ- ленный на закрепление тех хозяйственно полезных признаков, по которым вели отбор.
Индивидуальный подбор применяют для получения потом- ства, которое стойко передает свойства родителей по наследству при дальнейшем разведении. При индивидуальном подборе к каждой матке подбирают производителя в соответствии с ее конституциональными особенностями и продуктивными каче- ствами. При классном подборе на отару маток того или иного класса назначают барана определенного качества, как правило, классом выше, для получения лучшего потомства.
Задание 1. Дать характеристику методов разведения, их це- лей и задач применительно к овцеводству (табл. 65).
Таблица 65
Методы разведения овец
Метод | Характеристика метода, цель и задачи применения | Рекомендации по практическому применению |
I. Чистопородное разведение | ||
1.1. Инбридинг | ||
1.2. Разведение по линиям | ||
1.3. «Освежение» крови | ||
II. Скрещивание | ||
2.1. Поглотительное (преобразова- тельное) | ||
2.2. Воспроизводительное (заво- дское) | ||
2.3. Вводное, или «прилитие» крови | ||
2.4. Промышленное | ||
2.5. Переменное | ||
III. Гибридизация |
Задание 2. Отметить особенности племенной работы в хо- зяйствах разных категорий (табл. 66).
Таблица 66
Племенная работа в хозяйствах разных категорий
Категория хозяйств | Основные задачи | Проводятся работы |
Племенные заводы | ||
Племенные фермы | ||
Товарные фермы |
Задание 3. Освоить основные методические положения по составлению плана племенной работы с овцами отдельных стад (табл. 67).
Таблица 67
Примерная схема по составлению плана племенной работы
Раздел | Краткое содержание раздела |
1. Введение | |
2. Общие сведения о хозяйстве | |
3. Характеристика современного стада | |
4. Рост численности овец | |
5. Задание по повышению продук- тивности овец | |
6. Повышение продуктивности овец методами: | |
а) селекции | |
б) улучшения условий кормления и содержания | |
7. Ветеринарно-профилактические мероприятия | |
8. Календарный план племенной работы |
Контрольные вопросы
1. Для решения каких селекционных задач используют раз- ные методы скрещивания?
2. С какой целью используют инбридинг?
3. Чем отличается скрещивание от чистопородного разведе- ния?
4. Чем отличается «освежение» от «прилития» крови?
5. Какие виды скрещивания используются для повышения мясной продуктивности?
6. Какие породы овец выведены методом сложного воспро- изводительного скрещивания?
7. Какие породы овец выведены методом гибридизации?
8. Какие работы проводятся в племенном заводе?
9. В чем заключаются основные задачи племенных хо- зяйств?
10. Какие основные положения учитывают при составлении плана племенной работы с овцами отдельных стад?
Тема 12. Проверка баранов-производителей по качеству потомства
Цель занятия – освоить методы оценки баранов- производителей по качеству потомства, отобрать лучших жи- вотных, сделать заключение.
Материалы: племенные карточки ремонтных баранов, журналы индивидуальной бонитировки.
Отбор по качеству потомства. Имеет исключительно важное значение, поскольку позволяет судить о генотипе жи- вотного. Для проверки по качеству потомства выделяют ото- бранных ремонтных баранов. Спаривают их с матками I класса с таким расчетом, чтобы от каждого барана можно было получить не менее 30-50 животных одного пола в годовалом возрасте. Оценку баранов по качеству потомства проводят путем учета количества молодняка класса элита и I класса, полученных от разных проверяемых производителей, сравнением продуктивно- сти потомства с их сверстниками, полученными от других про- веряемых баранов-производителей. Лучшими признают бара- нов, давших наибольшее количество элитных и первоклассных потомков. Маток оценивают по качеству потомства в племен- ных хозяйствах, если они отнесены к классу элита и I классу. Оценку ведут путем сравнения качества дочерей с качеством матерей. Матки, давшие за два ягнения отличный приплод, счи- таются наилучшими по способности передавать свои качества потомству. Маток, давших за два ягнения от разных, но хоро- ших баранов неудовлетворительное потомство, выбраковывают.
Задание 1. Ознакомиться с основными положениями по от- бору, организации и технике проверки баранов по качеству по- томства.
Задание 2. Оценить баранов породы советский меринос по качеству потомства (табл. 68-75).
Таблица 68
Бонитировка баранов, проверяемых по качеству потомства
Ранг по собственной продуктивности | № животного | Живая масса, кг | Настриг мытой шерсти, кг | Бонитировка |
3,2 | С; ММ; 9,0; И; 60; У; Ж; Б; 5; 5; Эл | |||
3,7 | С; ММ; 9,5; И; 60; У; Ж+; Б; 5; 5; Эл | |||
3,3 | С; ММ; 9,5; И; 64; У; Ж; Б; 5; 5; Эл | |||
3,2 | С; ММ; 9,0; И; 64; У; Ж; Б; 5; 5; Эл | |||
3,6 | С; ММ; 10,5; И; 60; У; Ж; Б; 5; 5; Эл | |||
3,3 | С+; ММ; 9,5; И; 64; У; Ж+; Б; 5; 5; Эл |
Таблица 69
Характеристика ярок в возрасте 1 года, происходящих от барана № 1
№ п/п | Тип | Характеристика шерсти | Класс по бонитировке | Живая масса, кг | Настриг мытой шерсти, кг | Продуктивность матерей в возрасте 1 года | ||||
густота | длина, см | тонина, качество | уравненность в руне | живая масса, кг | настриг мытой шерсти, кг | |||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,9 | 2,1 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,6 | 2,2 | ||||
С | М | 7,5 | У | I | 2,0 | 1,9 | ||||
С | М | 9,5 | У | Эл | 2,2 | 2,0 | ||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,2 | 2,0 | ||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,3 | 2,0 | ||||
С | ММ | 10,5 | У | Эл | 2,7 | 2,3 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,5 | 2,2 | ||||
С | М- | 9,0 | У | II | 1,8 | 1,9 |
Окончание табл. 69
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,4 | 2,2 | ||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,3 | 2,0 | ||||
С | М | 8,0 | У | I | 2,1 | 1,9 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,6 | 2,1 | ||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,3 | 2,1 | ||||
С | М | 7,5 | У | 1,8 | 1,7 | |||||
С | ММ | 7,5 | У | Эл | 1,9 | 1,8 | ||||
С | ММ | 8,0 | У | Эл | 2,1 | 2,1 | ||||
С | ММ | 9,5 | У | Эл | 2,6 | 2,0 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,6 | 2,4 | ||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,5 | 2,3 | ||||
С | ММ | 10,5 | У | Эл | 3,0 | 2,1 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,5 | 2,2 | ||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,6 | 2,1 | ||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,6 | 2,1 |
Sx = Х = C = d = m = td =
Таблица 70
Характеристика ярок в возрасте 1 года, происходящих от барана № 2
№ п/п | Тип | Характеристика шерсти | Класс по бонитировке | Живая масса, кг | Настриг мытой шерсти, кг | Продуктивность матерей в возрасте 1 года | ||||
густота | длина, см | тонина, качество | уравненность в руне | живая масса, кг | настриг мытой шерсти, кг | |||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 3,3 | 2,2 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,4 | 2,1 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,2 | 2,1 |
Окончание табл. 70
С | М | 7,5 | У | I | 1,9 | 2,0 | ||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,1 | 2,0 | ||||
С | ММ | 9,5 | У | Эл | 2,3 | 2,2 | ||||
С | ММ | 10,5 | У | Эл | 2,7 | 2,2 | ||||
С | М | 9,5 | У | Эл | 2,2 | 2,1 | ||||
С | М | 7,5 | У | I | 1,8 | 2,0 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,3 | 2,2 | ||||
С | М- | 9,0 | У | II | 2,0 | 1,9 | ||||
С | ММ | 9,5 | У | Эл | 2,2 | 2,0 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,3 | 2,1 | ||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,7 | 2,2 | ||||
С | ММ | 8,0 | У | Эл | 2,1 | 2,1 | ||||
С | М | 8,5 | У | Эл | 2,2 | 2,1 | ||||
С | ММ | 8,0 | У | Эл | 2,0 | 2,0 | ||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,2 | 2,1 | ||||
С | ММ | 9,5 | У | Эл | 2,7 | 2,1 | ||||
С | М | 7,0 | У | I | 1,9 | 1,7 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,5 | 2,1 | ||||
С | ММ | 9,5 | У | Эл | 2,3 | 1,9 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,5 | 2,2 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,3 | 2,2 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,3 | 2,1 |
Sx = Х = C = d = m = td =
Таблица 71
Характеристика ярок в возрасте 1 года, происходящих от барана № 3
№ п/п | Тип | Характеристика шерсти | Класс по бонитировке | Живая масса, кг | Настриг мытой шерсти, кг | Продуктивность матерей в возрасте 1 года | ||||
густота | длина, см | тонина, качество | уравненность в руне | живая мас- са, кг | настриг мытой шерсти, кг | |||||
С | М | 8,5 | У | Эл | 2,0 | 2,0 | ||||
С | ММ | 9,5 | У | Эл | 2,3 | 2,1 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,4 | 2,1 | ||||
С- | М- | 9,5 | У | II | 1,9 | 2,0 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,5 | 2,2 | ||||
С | М | 7,5 | У | I | 2,0 | 1,9 | ||||
С | ММ | 9,5 | У | Эл | 2,4 | 1,8 | ||||
С | М | 10,0 | У | Эл | 2,2 | 1,9 | ||||
С | ММ | 8,5 | У | Эл | 2,4 | 2,0 | ||||
С+ | ММ | 8,0 | У | Эл | 2,3 | 2,0 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,6 | 2,2 | ||||
С | М- | 10,5 | У | Эл | 2,3 | 2,1 | ||||
С | М | 8,5 | У | Эл | 2,2 | 1,9 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,1 | 2,0 | ||||
С | М | 7,5 | У | I | 2,0 | 2,0 | ||||
С | М | 8,5 | У | I | 2,0 | 2,0 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,1 | 2,0 | ||||
С | М | 10,0 | У | Эл | 1,9 | 2,0 | ||||
С+ | ММ | 6,5 | У- | II | 1,8 | 2,0 | ||||
С | М- | 10,0 | У- | II | 2,0 | 1,9 | ||||
С | М | 11,0 | У | Эл | 2,0 | 1,9 | ||||
С- | М- | 8,5 | У | II | 2,0 | 2,0 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,6 | 2,3 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,4 | 2,1 | ||||
С | ММ | 9,0 | У | Эл | 2,4 | 2,1 |