КуРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине | Теория государства и права |
(название дисциплины)
Тема: | Происхождение государства и права |
(тема работы) | |
Выполнил студент | |
(курс, группа, фамилия, имя, отчество) |
Преподаватель | Правкин Сергей Алексеевич |
(ученая степень, звание, фамилия и инициалы) |
Работа защищена с оценкой _______________________________________________
(оценка, подпись преподавателя)
Москва 2015г.
Содержание
Введение. 3
1. Характеристика возникновения права. 5
1.1. Социальные нормы (право) первобытного общества. 5
1.2. Право древнего государства. 7
1.3. Характеристика теорий возникновения права. 9
2. Сущность и происхождение государства. 15
2.1. Понятие и признаки государства. 15
2.2. Общие положения о происхождении государства. 17
2.3. Единство образования государства и права. 19
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 25
Введение
За всю эпоху существования философии, юриспруденции, политики было сформировано большое количество различных доктрин и теорий о праве и государстве. Разнообразие, с одной стороны, связано с тем, что в каждой концепции отражается субъективное мнение ученых либо разные суждения и взгляды одних или других классов. С другой же стороны, такое многообразие обусловлено многогранностью в таких явлениях, как государство и право. Кроме того, имеют место и различные взгляды на те или другие стороны процесса формирования тех или других политических систем. В основе же этих взглядов и суждений всегда лежат разные экономические, финансовые и прочие интересы.
Сейчас человеку трудно представить, что когда-то жизнь общества организовывалась без права, государства и его разнообразных политических институтов. Ведь именно в них сосредоточена вся сила власти. Однако история показывает, что в начале цивилизации государству и праву предшествовало общество как общность людей. Так, проблемы примитивной орды охотников решал единственный лидер, то есть вождь. Вместе с появлением племен возник и совет старейшин, на котором разрешались различные споры, обговаривались главные дела. Для регулирования человеческих отношений в этот период достаточно было существовавших обычаев, традиций и норм. То есть государство и право появилось не моментально. Они стали результатом постепенного исторического развития.
Целью работы является уточнение сущности процесса возникновения права и государства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть характеристику возникновения права;
- изучить предпосылки возникновения государства;
- рассмотреть единство образования государства и права;
Объект исследования – система отношений в период возникновения государства и права.
Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты содержания, структуры, особенностей и механизма происхождения, формирования и развития государства и права.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности происхождения государства и права. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Характеристика возникновения права
Социальные нормы (право) первобытного общества
В первом периоде существования первобытного общества формой его социальной организации "... была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство.
Решая проблемы своей жизнедеятельности, члены родовой общины не могли не создавать и не формировать правила общения между собой.
Они были вынуждены устанавливать, соблюдать, исполнять, выполнять и обеспечивать (контролировать) нормы поведения, регламентирующие отношения между собой. Таким образом, родовые общины создавали, формировали социальные нормы, регламентирующие отношения между их субъектами.
Социальные нормы (право) первобытного общества – это совокупность правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых родовыми общинами или племенами, посредством которых регулировались общественные отношения в этих социальных группах[1].
Характеристика социальных норм первобытного общества:
1) в содержании социальных норм (правах и обязанностях) первобытного общества отражались наработанные деятельностью первобытных людей эмпирические (практические) и религиозные (философские) знания об окружающей действительности;
2) правила поведения основывались на биологической, физиологической и половозрастной специфики человеческого организма, что не могло не влиять на разграничения прав и обязанностей между старшими и младшими членами общины, между мужчинами и женщинами;
3) информация о нормах, правилах поведения в первобытном обществе (родовых общинах, племенах) содержалась в ритуалах, обрядах, мифах, обычаях;
4) в правилах поведения устанавливались три способа регулирования общественных отношений: запрет, дозволение, обязывание, но эти способы не разграничивались между собой и потому назывались мононормами;
5) за нарушения запретов применялись меры наказания, которые были примитивны и жестоки (изгнание из рода или племени, кровная месть, талион, забивание камнями);
6) правила поведения в первобытном обществе не закреплялись на каких-либо материальных носителях информации, а запоминались людьми, передавались вербально от поколения к поколению и выражались в действиях членов рода, племени (жесты, звуки, знаки, устная речь)[2].
Источниками социальных норм первобытного общества были: 1) церемонии, ритуалы, обряды; 2) мифы; 3) обычаи; 4) агрокалендари.
1. Церемонии, ритуалы, обряды – это правила поведения, которые проявлялись в совершении определенного порядка символических действий людей, отражающих уровень развития культуры социальных групп первобытного общества.
2. Мифы – это образные примеры (сказки, былины), которые учили людей тому, что следует делать и чего делать нельзя.
3. Обычаи – это правила поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения.
4. Агрокалендари – это правила поведения регламентирующие отношения между людьми в процессе проведения сельскохозяйственных работ[3].