Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова.
Программа: Авторская, Автор Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение», 2009 год. Программа курсов для 6 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. Издание стереотипное. М., «Русское слово», 2007.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
В 6 классе при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы, первичные знания о государстве и законах, социальных институтах и процессах. Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков.
Курс строится с учетом того, что в подростковом возрасте именно общение, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и отсутствии привычки просчитывать отдаленные последствия своих поступков.
Цели и задачи курса:
- создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
Введение. Как работать с учебником. | ||
Человек | ||
Семья | ||
Школа | ||
Труд | ||
Родина | ||
Добродетели | ||
Итого |
В организации учебного процесса предусмотрен контроль уровня качества знаний учащихся в следующих формах:
- входной контроль – тестовая работа;
- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,
диктанты (используется текст с ошибками),
анализ схем, таблиц,
фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль – тестовая работа.
Используемый учебно-методический комплекс:
Для учащихся:
1. Обществознание: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая.- М.: Просвещение, 2008
2. Обществознание. Рабочая тетрадь 6 класс, М.: Просвещение, 2010
Для учителя:
· Обществознание: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая.- М.: Просвещение, 2008
· Обществознание. Рабочая тетрадь 6 класс, М.: Просвещение, 2010
· Степанько С.Н., Обществоведение 5 кл. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой.- Волгоград: Учитель, 2007
В данном классе обучается 15 человек. Курс строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму историко-правовых знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Данная программа учитывает тот факт, что учащиеся к началу обучения в основной школе владеют пропедевтическими представлениями о Родине (России, своем крае: районе, городе, селе), гражданстве и гражданских правах, правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, в общественном месте, правилах взаимоотношений между людьми, об уважении к старшим, о составе семьи, родословной, взаимоотношениях с природой, обобразцах позитивного поведения.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
По окончанию изучения курса «Обществознания» ученик должен знать:
- основные обществоведческие понятия: Общество, авторитет, герб, наследственность, государство, деятельность, добро, добродетель, кодекс, конституция, нравственность, образование, общение, патриотизм, познание, референдум, самооценка, федерация, флаг, хобби, товар, труд, сознание, семья, субъект РФ, чувство, экономика, эмоция, эрудиция.
- общее и особенное в политической жизни современной России;
- основные задачи и исторические формы образования;
- основы конституционного строя Российской Федерации;
- сущность и строение культуры;
-.особенности подросткового возраста, важного для становления личности;
- значение и назначение самопознания.
Ученик должен уметь:
- давать определения основным обществоведческим понятиям, выделяя их характерные признаки;
- объяснять сущность человека;
- уметь объяснить сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;
- объяснять сущность семьи как основной ячейки общества;
- объяснять роль и значение школы;
- объяснять труд как основу жизни;
- объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.
Ученик должен владеть навыками:
- конспектирования текстовой информации и выделения главного;
- использования дополнительных источников социальной информации (газет, журналов,
Интернет сети);
- схематизации материала, либо анализа предложенной схемы;
- правильного применения специальных терминов и объяснения понятий;
- монологического связного воспроизведения информации;
- выявления сходных и отличительных черт в общественных явлениях;
- презентации собственных суждений, сообщений.
Календарно – тематическое планированное по курсу «Обществознание» 6 класс.
№ | Наименование раздела | |||||||||||||
Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Оборудование | дата | ||||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||
Введение | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Человек | ||||||||||||||
Человек родился | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Человек - личность | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Особый возраст: отрочество. | Фронтальный | Учебник Тетрадь Таблица | ||||||||||||
Познай самого себя | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Человек и егодеятельность. | Фронтальный | Учебник Тетрадь Таблица | ||||||||||||
Что человек чувствует, о чем размышляет. | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Обобщающий урок по теме «Человек» | самоконтроль | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Семья | ||||||||||||||
Семья – ячейка общества. | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Семейное хозяйство | Фронтальный | Учебник Тетрадь портреты | ||||||||||||
Делу время – потехе час. | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Обобщающий урок по теме «семья» | самоконтроль | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Школа | ||||||||||||||
Профессия ученик | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Одноклассники, сверстники, друзья. | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Контрольная работа по теме «Человек, семья, школа». | самоконтроль | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Труд | ||||||||||||||
Труд – основа жизни. | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Труд и творчество | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
На пути к жизненному успеху. | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Обобщающий урок по теме «труд» | самоконтроль | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Родина | ||||||||||||||
Что значит быть патриотом. | Работа в парах | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
21-22 | Символика России | Работа в парах | Учебник Тетрадь | |||||||||||
Гражданин – Отечества достойный сын. | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Мы – многонациональный народ. | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Контрольная работа по теме «Родина» | самоконтроль | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Добродетели | ||||||||||||||
Человек славен добрыми делами | Работа в парах | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Что такое человечность. | Фронтальный | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Обобщающий урок по теме «Добродетели» | самоконтроль | Учебник Тетрадь | ||||||||||||
Итоговый тест | Учебник Тетрадь | |||||||||||||
30-34 | Повторение | Фронтальный Работа в парах | Учебник Тетрадь | |||||||||||