Готика. Период ренессанса и барокко




История ковки.

История ковки. От начала до наших дней

Автор: Мира Рэй

Магический тандем огня и железа в руках умелого кузнеца, завораживает изяществом, красотой воплощения и силой. Сочетание ажурных орнаментов с мощью стали издавна привлекает людей неординарным внешним видом и величием строгости.

Тысячелетия существования ковки накопили множество образцов данного вида изделий. Их отменное качество и стиль исполнения позволило ковке сформироваться в отдельный вид изобразительного искусства дошедшего до наших дней.

От истоков человечества до античных времен

Истоки ручной обработки металла под воздействиям высоких температур уходят корнями в глубокую древность. Покорение человеком стихий природы – огня, воды, земли, подарило возможность создавать изначально предметы, необходимые для улучшения качества жизни, а позже – творить настоящие произведения искусства.

Первые образцы кованных предметов датируются II тысячелетием до н.э. Железные перстни, ножи и кинжалы, а также различные браслеты были найдены на территории Сирии, Иордании и нынешнего Израиля. Культура Месопотамии того времени отмечала особо высокий уровень развития и неподдельный интерес к различным металлам. Первые изделия были созданы из меди и бронзы. Скорее всего, причиной тому была относительная простота обработки этих элементов.

В то время, как средняя часть Европы переживала первый период «железного века» – халыптаттский, в античных странах был расцвет работы с различными металлами. Именно в древней Греции начались первые опыты по обработке наиболее сложного материала – стали. Тут же произошло формирования двух основных направления работы: литье и ковка. На тот момент кованные изделия готовились исключительно из благородных металлов – золото, медь, серебро, бронза. Однако, в древнегреческой мифологии встречаются описания процесса закалки именно стали. Кузнецы тех времен производили работы с помощью воды, бараньего сала и, даже – крови.

Образцы эпохи свидетельствуют о том, что разделения труда не происходило. Сам кузнец являлся и художником, и исполнителем. Кроме того, они сами выполняли работы по литью и чеканки металлических предметов.

Славяно-романский период развития ковки

Различные природные катаклизмы, войны и миграции народов изменили вектор развития. И «огненный факел в кольце железа» перешел от древних греков к славянским народом. В работах ремесленников Чехословакии, Мордовии очень явно чувствуется почерк и особенности присущие латинской культуре. Но тут ковка приобрела уже некие очертания и направленность.

Феодальный строй давал возможность развитию промышленной группы изделий: домашняя утварь, посуда, сельскохозяйственный инструмент. А после запрета на ввоз оружия и лат в 805 г.н.э. в Чехии начался расцвет кузнечного ремесла. Латы, щиты, шлемы и различное оружие изготавливались в огромном количестве. Оттачивая свое мастерство, ремесленники все ближе и ближе приближались к традиционному виду кованного изобразительного искусства. Работы славянских мастеров в основной массе являлись предметами потребительской группы: посуда, оружие, одежда, сельскохозяйственная утварь. А на западе Европы в это же время кузнецы в большей степени ориентировались на создание различных ограждений. Именно тут возникли первые кованные заборы, ограды, навесы. Преимущественно, данные изделия использовались для защиты монастырей и церквей, а также домов самой богатой прослойки населения.

Отсутствие шаблонов и стандартов работы, позволяли ремесленникам полагаться на собственный вкус и предпочтения. Самыми значимыми памятниками кузнечных работ являются творения французских мастеров. Потрясающе великолепные кованные орнаменты на дверях храмов. Значительно позже прообразом и эталоном красоты французского металлического зодчества станет собор Нотр Дам. Удивительные образцы искусства существуют и в Германии, к примеру, церковь св. Эммерана. Несмотря на отсутствие современных технологий по обработке металла, храм поражает самое богатое воображение величавой красотой и гармоничностью оформления железом.

Готика. Период ренессанса и барокко

Начиная с IIIX века кованные изделия вышли за рамки церквей, монастырей и домов вельмож. Изделия из железа стали нормой и популярным направлением в моде. Это дало толчок развитию отрасли в целом и повысило интерес художников к данному направлению.

 

Готическое течение

В период XV – XVI веков в странах западной и центральной Европы появляется новое направление в изобразительном искусстве по работе с металлами – готика. Происхождение стиля носит название от племени «готов», — особо консервативным приближенным к церкви. Кузнечное ремесло в эту эпоху отличалось строгостью и выверенностью деталей. Основной ориентацией было церковное оформление. Темный метал, лаконичные линии. Прекрасным образцом эпохи готики является Лондон. Тут находятся наиболее значимые образцы искусства. Что же касается ковки, то в этот период очень популярны стали кованные сплетения на витражных окнах, различные изображения стальных листьев, розетки из четырех лепестков и стрельчатые арки, устремленные тонкими шпилями ввысь. Кованные изделия этого стиля до сих пор пользуются огромной популярностью. Лестницы, заборы, ворота со стрельчатой окантовкой из тонких прутьев сверху, четырехгранные и крестообразные основания – все это является элементами современного декора жилых и нежилых помещений. Показателем стиля и изящества.

Ренессанс и барокко.

Период ренессанса охарактеризовался особым подъемом во всей Европе. Несмотря на то, что от государства к государству техники и приемы в кузнечном деле менялись, тем не менее, искусство ковки обладало рядом отличительных черт, объединявших страны:

§ Круглое сечение прутка

§ Центричность композиции

§ В качестве узора завитки, в виде спирали или цифры «8».

§ Развитие композиции происходит с акцентом на внешнюю раму, а не на опору.

 

В период Возрождения возникли новые технологии и навыки по работе с металлом. Появился известный прием прошивки, давший возможность создавать эффект пересечения завитков и спиралей. Это открыло новые горизонты для творчества.

С наступлением эпохи барокко, в кованных изделиях появилось пышность и обилие мелких деталей. Кроме того, меняется сама композиция – предметы становятся более округлыми, а линии – плавными. Прекрасным образцом работ мастеров того времени является проект Жана Марса – массивные двери. Точная симметрия и обилие овальной символики с изображением античных героев прекрасно характеризируют технику работ того времени. Творения Марса двери и различные гравюры до сих пор хранятся в музеях Лувра.

 

Стиль barocco – один из самых узнаваемых: показная роскошь, засилье позолоты на кованных предметах, сложные геометрические формы и кривые линии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: