Подробное житие свт. Иоанна Готского.




Преподобный был родом «из эмпория под названием Партенит [Южный берег Крыма], а родителями его были Лев и Фотина. Отец этого Льва происходил из места под названием Воност, расположенного в Полемоновом Понте, и был знаменосцем в фемеАрмениак» (гл. 1). Дед И., бывш. военный, по всей видимости, переселился с юж. берега Чёрного м. на северный из-за начавшихся гонений на иконопочитателей при имп. Льве III Исавре (717-741). Сведений о полученном И. образовании и роде его занятий нет.

В правление имп. Константина V Копронима (741-775) епископ Готии был приглашен на иконоборческий Иерийский Собор (754) и поставлен митрополитом Ираклии Фракийской, а на Готскую кафедру был возведен др. епископ (избранный без одобрения паствы (Auzépy. 2006.P. 71)). Однако православные в Готии не признали ни его, ни деяний Собора и выбрали своим пастырем И. (к-рый на тот момент был скорее всего мирянином). Позиция Готской епархии выразилась в избрании на ее престол И., хотя истоки такого сопротивления иконоборчеству до конца неясны: нет свидетельств развитого почитания образов в горном Крыму до VIII в. Характерно, что прмч. Стефан Новый как раз в это время рекомендует иконопочитателям в качестве убежища именно Готию (Idem. 1997.Р. 125). Встав в оппозицию к К-полю, Готия лишилась шанса на признание своего иерарха, зато ее политическая независимость от империи позволила ей не принять поставленного в столице альтернативного кандидата.

После 754 г. (вероятно, во 2-й пол. 50-х гг. VIII в.) И. отправился в Иерусалим, где прожил 3 года, а затем вернулся обратно. Видимо, И. надеялся получить там епископскую хиротонию от патриарха-иконопочитателя Феодора I (752/4 - после 767). Выбор Иерусалима мог быть обусловлен преданием, содержащимся в Житии Херсонесских священномучеников (BHG, N 266), где шла речь о поставлении иерусалимскими миссионерами первых епископов родной для И. Тавроскифии и соседнего с Готией Херсонеса. По всей видимости, Иерусалимский патриарх не захотел, нарушая каноническое право, рукополагать И. (ставленника из др. диоцеза), чтобы не обострять отношений с К-полем.

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. VIII в. жители Готии отправили И. к «Иверийскому католикосу», где, его наконец поставили в епископы. В груз.версии Великого Синаксаря (НЦРГ. А 97, XI в.), составленной прп. Георгием Святогорцем, под 26 июня помещены краткие сведения об И., к этому времени уже почитавшемся в Грузии. Здесь указано, что, поскольку Византия в этот период была подвержена ереси иконоборчества, готы направили И. в единственную страну, не тронутую ересью. Ок. 758 г. в Мцхете католикос Картли Иоанн III посвятил И. во епископа. В «Повествовании об обращении грузин» прп. Ефрема Мцире указано, что во время посещения Антиохии в 1057 г. прп. Георгий Святогорец использовал этот факт в полемике с Антиохийским патриархом Феодосием III о законности автокефалии Грузинской Православной Церкви (Ефрем Мцире. 1964. Т. 2. С. 54; Джавахишвили. 1983. Т. 2. С. 121, 185; Габидзашвили. 2007. С. 410-411).В «Истории Иерусалимских патриархов», написанной патриархом Досифеем II Нотарой (1669-1707), со ссылкой на некоего Маврикия Синаксариста говорится о поставлении И. в епископы «католикосом Нижней Иверии» (т. е. Абхазского княжества), что позволило современным исследователям поставить под сомнение вопрос о том, кто именно совершал церемонию: католикос Картли (Мцхетский) или один из епископов в Абхазском княжестве (см.: Дорофей (Дбар). 2005.С. 206, 223-224).

Антииконоборческая полемика

После хиротонии И. через своего диак. Лонгина запросил в Иерусалиме исповедание веры и получил оттуда синодик (возможно, тот самый, что Иерусалимский патриарх Феодор I прочитал в Риме 12 авг. 767 и на VII Вселенском Соборе в Никее в 787), к-рый безоговорочно был им признан. Когда на К-польский престол взошла имп. Ирина (780-802) и иконоборческие настроения сменились на противоположные, И. послал текст иерусалимского синодика К-польскому патриарху Павлу IV (780-784). Получив гарантии безопасности (или обещание имп. приема), И. отправился в К-поль, чтобы быть признанным в качестве канонического епископа Готии, однако, по всей видимости, ему это не удалось. В Житии говорится о проповеди И. в «святой Вселенской (кафолической) Церкви» (вероятно, в кафедральном храме Св. Софии в К-поле). Возможно, императрице было выгодно использовать И. на 1-м этапе восстановления иконопочитания именно как заезжего проповедника: формально И. не входил в клир К-польской Патриархии, и Ирина, не решавшаяся еще открыто выступать против иконоборчества, не несла ответственности за его выступления.

В VII Вселенском Соборе И., очевидно, не участвовал: в Житии об этом не сообщается, а подпись под актами 4-го соборного заседания: «Кирилл, монах и эк просопу (т. е. от лица) Иоанна, епископа готов» (на этом заседании Готию также представлял диак. Евфимий (PMBZ, N 1840)) - является позднейшим дополнением (Lamberz. 2004. S. 31). В актах 1-го и 3-го заседаний тот же Кирилл подписался как местоблюститель Никиты, еп. готов. Т. о., по всей видимости, к 787 г. К-поль официально признавал в качестве епископа Готии не И., а своего ставленника - Никиту.

Конфликт с хазарами

Житие повествует, причем не слишком ясно, о конфликте с хазарами, участие в котором И. остается также не до конца понятным. В 4-й гл. события описываются так: «Прп. еп. Иоанн после этого своим собственным народом был выдан хазарским архонтам, потому что объединился он с господином Готии, его архонтами и всем народом для того, чтобы не владели их страной упомянутые хазары: послав войско, хаган захватил их крепость под названием Дорос, поставив в ней сторожевой гарнизон, который упомянутый прп. епископ и изгнал со своими людьми, и овладел ущельями. Тогда, зная, что архиерей предан одним селением, они [т. е. люди И.] прибегли к хагану; и господина Готии тот пощадил, а 17 рабов хаган обезглавил без вины. Преподобный же, заключенный под стражу, сумел убежать и переправиться на противоположный берег в христолюбивый г. Амастриду».

Автор Жития рассказывает о готско-хазар. конфликте довольно путанно. Кроме того, ключевым для понимания хронологического порядка событий является разночтение ἀποστείλας γε (рукопись А) или ἀποστείλας γάρ (рукописи В и С). По мнению К. Цукермана (Zuckerman. 2006. Р. 215-218), невозможно точно решить вопрос о датировке антихазар. восстания, т. к. последнее упомянутое перед ним в Житии событие - Собор 787 г., но И. не участвовал в нем, и конфликт с хазарами следует датировать временем после посещения И. К-поля (784).

Вероятно, события развивались следующим образом. Хазары не вводили прежде свои войска, однако вскоре после 784 или 787 г. хаган захватил столицу готов Дорос и поставил там гарнизон. Возможно, Дорос - это позднейший г. Феодоро (ныне руины на горе Мангуп, Юго-Зап.Крым). Фраза τὸκάστρον αὐτῶν - «их [т. е. готов] крепость» (а не «одна из крепостей готов») может обозначать столицу Готии. Размещение хазар.гарнизона в Доросе описывается как нововведение, вызванное захватом Готии. В ответ готы объединились против хазар, причем, по-видимому, И. был инициатором этого, т. к. лично изгнал хазар.гарнизон из Дороса. Кроме того, в Житии не прослеживается прямой заинтересованности Византийской империи в таких действиях и неизвестно, был ли ей выгоден конфликт с хазарами, грозивший опасностью визант. Херсону. Из текста источника неясно, кто захватил ущелья («клисуры» - горные проходы) Крымских гор: И. или хаган - и то и другое было бы логично в ходе вооруженного конфликта. Способность И. вести военные действия может объясняться его происхождением (см.: PMBZ, N 3118).

В 4-й гл. упоминается «народ» И. (λαός; др. возможный вариант перевода - «войско»): он изгоняет хазар из Дороса. По всей видимости, это наименование идентично «всему народу [Готии]», с к-рым объединился И., не являясь уроженцем Готии, но автор Жития называет готов «его собственным народом», т. к. святитель был «епископом готов». Определенное отчуждение могло здесь быть обусловлено и тем, что И. был родом из горной Готии. Очевидно, что «одно селение», предавшее И., и «его собственный народ», выдавший его (см. начало гл. 4), неидентичны. По мысли автора Жития, народ «выдал хазарам» И. тем, что сдался на милость хагана, в то время как собственно «предало» его (т. е., по всей вероятности, дало арестовать) какое-то «одно селение». В среде готов явно присутствовали разные позиции в отношении этого конфликта, и епископ впосл. подвергался обвинениям в напрасной гибели людей. Под хазар.архонтами имеются в виду либо наместники хагана в Крыму, либо хазар. власти вообще (ср. существование двоевластия хана и бека у хазар). Из др. источников «господин Готии» неизвестен. По всей видимости, под «архонтами Готии» понимались правители отдельных частей Готии, подчинявшиеся «господину Готии». Хаган наказал 17 готов, однако массовых репрессий готы избежали, видимо согласившись выдать И. как зачинщика сопротивления. В Житии при описании этого момента употребляется глагол ἐκούρασε, который можно понимать как «забрил», а весь пассаж можно перевести как «17 человек забрил в рабы»; однако более правильно в данном случае значение «обезглавил», иногда встречающееся в визант. лит-ре (см., напр.: Theoph.Chron. P. 462), что косвенно подтверждается в 8-й гл., где И. несправедливо обвиняют именно в «смерти» невинных людей.

Бегство и смерть

Схваченный и заточенный в г. Фуллы, И. бежал в Амастриду к свт. святителю Георгию, где и умер через 4 года 26 июня, на 40 дней пережив хагана (гл. 5). Хотя исторический контекст описания здесь достоверен, настораживает отсутствие упоминаний И. в Житии свт. Георгия Амастридского: вероятно, личность И. оставалась весьма неоднозначной для империи и Патриархата и о нем предпочитали умалчивать. И. скончался между 788 (учитывается длительность конфликта с хазарами и более 3 лет пребывания в Амастриде) и 802-807 гг. (в этот период скончался свт. Георгий Амастридский), а не в 792 г., как указывается в PMBZ, N 2183.

И. был погребен в основанном им мон-ре св. Апостолов в Партените (гл. 5). Этот монастырь упоминается в надписи на надгробии игумена мон-ря Никиты, умершего в 906 г. (Латышев. 1896.С. 74-77. № 69). В надписи 1427 г. (см. выше) его храм назван именем апостолов Петра и Павла. Согласно Житию, «преподобный украсил монастырь со всей красотой и постройками, и священными сосудами, и различными книгами и населил множеством преподобных монахов» (гл. 5).


[1]Краткое греческое житие св. Стефана Сурожского, помещённое в Сугдейский синаксарь под 15 декабря, было выполнено около 1318 г., вероятно, неким Георгием на основе более ранней рукописи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: