Главные функции культуры.




Просветительское направление

Просвещение - это культурно-историческая эпоха, характерная для Европы XVIII века. Своё название эта эпоха получила по характерным концепциям, в которых абсолютизировалась роль науки, научного знания, его понимания как определяющего фактора развития общества.

Большинство мыслителей этой поры считали, что для "исправления" человека и общества достаточно "просвещать" человека. Обучать его, передавать ему знание, накопленное человечеством, формировать его способности к разумной деятельности. Просвещать - значит "культивировать" разум. Сторонниками Просвещения были такие известные мыслители, как Вольтер (Ф. М. Аруэ), Ж. Ж. Руссо во Франции. В XIX веке их линию в Германии продолжили И. Кант, Ф. Гегель, И. Г. Гердер и др.

Как правило, деятели Просвещения рассматривали культуру как духовный продукт общества, игнорируя мир материальной культуры. Признавая культуру как духовное образование, просветители обедняли его характер, устраняя из поля своего внимания культуру чувств - мир эмоций, переживаний, настроений, то есть психическую составляющую духовности. Ядром духовности объявлялся разум, и его продукт - научное знание, способность достигать истины в той или иной форме, осуществлять разумную, рациональную деятельность. Деятели Просвещения считали, что руководствуясь разумом, то есть научным знанием, человек преобразует общество, создаёт его по законам истины, справедливости, добра, красоты и т. п.

Эволюционизм:

1. Культура создаётся сознательно, осознанно, она "творится", её создатель - "творец". Эволюционизм утверждает постулат "сотворённости" культуры - "креационизм" культуры. У каждого культурного предмета есть свой создатель, творец.

2. Эволюционизм утверждает также тезис о том, что творцы культуры путём творения, обогащают её, преумножают. И это верно, но лишь частично. Ведь в истории мы встречаем и факты гибели культуры, её умирания. Эволюционизм это признаёт, но сводит процесс отмирания культур, их прехождение к катастрофам. Одним из вариантов эволюционизма, в частности, "катастрофизма", выступила теория "регресса" (деградации), упадка. Идеи катастрофизма уже в 30-50е гг. прослеживаются в творчестве Арнольда Тойнби, в 70-80е гг. - у Л. Н. Гумилёва.

Цивилизационное направление

Основные идеи цивилизационного направления были заложены ещё в XIX веке. В частности, они представлены в работах Н. Данилевского "Россия и Европа" (1869 г.) и О. Шпенглера "Закат Европы" (1918 г.). Н. Данилевский, которого можно по праву считать основоположником этого направления, выделил в качестве базовой категории понятие "культурно-исторический тип", который для него тождественен с цивилизационным. Культурно-исторический тип - это такое начало, которое придаёт своеобразие цивилизации. Культурно-исторический тип имеет свой исторический срок существования, своё начало и неизбежный конец, то есть проходит цикл в своём развитии.

Позднее К. Леонтьев поддержит идею Н. Данилевского о том, что каждая культура развивается по определенному циклу от рождения к расцвету и упадку. Он выделит три фазы в развитии культуры:

1. первичная простота;

2. цветущая сложность;

3. вторичное упрощение.

Согласно О. Шпенглеру, цикл каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал - 1000-летие. Он включает в себя четыре периода, фазы, длительностью, примерно, 200-300 лет:

1. зарождение ("весна");

2. расцвет ("лето");

3. старение ("осень");

4. смерть ("зима").

Фрейдизм

Своё название данное направление получило по имени своего основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939), великого австрийского врача-психиатра. Здесь огромную роль играют чувства, эмоции. З. Фрейд высказал идею о существовании "бессознательного", вернее, "досознательных" импульсов, сказывающихся на поведении человека и его культуре. Фрейд фиксирует противоречие между природой человека и его культурой. "Культура" подавляет природу, и за это природа мстит, посылая душевные болезни.

9. Учение о локальных цивилизациях

Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ и историк культуры, автор сенсационного в свое время труда «Закат Европы», который принес ему сенсационную славу пророка гибели западной цивилизации.

Он считался классиком цивилизационного подхода к истории. Именно в этом Шпенглер повторял Н.Я. Данилевского и так же, как он, был одним из самых последовательных критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, считая Европу уже обреченным и умирающим его звеном.

Шпенглеру принадлежит распространенная трактовка различий между понятиями “культура” и “цивилизация”, подробно развитая им в книге «Закат Европы».

В истории человечества он выделяет 8 культур; египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую и культуру майя в Центральной Америке.

Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Есть лишь различные культуры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу.

Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур: античной, европейской и арабской. Для Шпенглера все культуры равноправны; каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры.

В чём же различия между культурой и цивилизацией?

Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура - национальна. Цивилизация - интернациональна. Культура - органична. Цивилизация - механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах. Культура - аристократична. Цивилизация - демократична.

Почему же цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры? Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов. Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону дела. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры.

Если культура перестанет притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: “Культура и цивилизация - это живое тело душевности и её мумия”.

10.Виды и формы культуры

В рамках культурной статики культуру необходимо классифицировать на основании ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая культура.

Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

Состав материальной культуры:

• культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);

• культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);

• культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав духовной культуры:

• религиозная культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);

• нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

• правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);

• политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

• педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);

• интеллектуальная культура (философия, история, наука).

Следует обратить внимание, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и пр.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Это такие виды культуры, как экономическая, экологическая, эстетическая и др. Более того, материальная и духовная культура практически всегда присутствуют одновременно в конкретном объекте культуры и отнесение его к той или иной стороне зависит от процентного содержания материального и духовного. Это относится к художественной и физической культуре.

Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав художественной культуры:

• прикладное искусство или дизайн (насчитывает более 400 видов: кулинарию, косметику, парикмахерское искусство, флористику, освещение и т.д.);

• «чистое» или «изящное» искусство (традиционно выделяют 7 видов: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф).

Физическая культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека.

Состав физической культуры:

• культура физического развития (от общеоздоровительной физкультуры до профессионального спорта);

• рекреационная культура – поддержание и восстановление здоровья (медицина, туризм);

• сексуальная культура – принятые в обществе формы проявления и удовлетворения сексуальности.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения (способность внести свой вклад в мировую цивилизацию). Национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем-народом (в рамках одного культурного ареала могут существовать несколько народов).

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран.

В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;

3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

11. Социальные функции культуры

Культура возникает вместе с обществом, она является социальным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга.

Культура выполняет важные социальные функции. Во все времена существовал интерес к культуре как к социальному явлению, стремление понять ее место и роль в жизни общества.

Главные функции культуры.

1. Адаптационная функция заключается в том, что культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различается в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным, приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационной функции культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя.

2. Познавательная функция культуры состоит в том, что культура обеспечивает получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство.

3. Одной из важнейших функций культуры является функция трансляция (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, формулах науки, своеобразных языках искусства, орудиях труда, обычаях и традициях.

4. Коммуникативная функция культуры заключается в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Большую известность приобрела общая теория коммуникаций канадского социолога и культуролога Г. Маклюэна. По его мнению, развитие средств коммуникации определяет общий характер культуры и смену исторических эпох. Маклюэн выделяет три типа коммуникаций и соответственно три исторических типа культуры:

1) культура устной традиции;

2) культура письменной и печатной традиции;

3) электронный тип культуры.

Существует и другая классификация типов коммуникативности, в соответствии с которой выделяются:

1. Традиционный тип коммуникации. Он распространен в локальной, сельской среде. Здесь все хорошо знают друг друга. Роль каждого человека в общении определена его возрастом и образом жизни, а нормы общения известны всем с детства или, по крайней мере, в течение многих лет. Общение отличается постоянством, стабильностью.

2. Функционально-ролевой тип коммуникации. Он развивается в городской среде в условиях значительной дифференциации типов деятельности и образа жизни, является безличным и специализированным. Правила коммуникации соответствуют профессиональной деятельности и статусу человека в социальной системе. Устные, а еще более письменные контакты, часто формализованы.

3. Массовая коммуникация. Она образуется в рамках современного массового общества и означает распространение информации одновременно среди большого числа людей, независимо от социального статуса и места жительства. Такая коммуникация возможна лишь на основе новейших технологических средств, обеспечивающих высокую скорость и массовость поиска, обработки и распространения информации.

4. Интегративная функция культуры состоит в том, что культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры.

12. Динамика культура

Культура (от лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности. Всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана с творчеством человека, повседневной практикой, коммуникацией и его повседневной жизнью.

Сам термин "динамика" буквально означает "сила", т.е. учение о силах и движениях, которые ими вызваны. Культурная динамика исследует социокультурные изменения с позиций различения типов культурного влияния и характера культурных изменений.

В культурологии культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовой или этапным; циклической и инверсионной. Наиболее простая концепция культурного развития - традиционная теория линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, понимаемого в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов ее материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового или этапного. Термин «Динамика» означает учение о силах, которые производят движение. Динамика культуры – это изменения, которые происходят в обществе, культуре и человеке под воздействием внутренних и внешних факторов. Для изучения культурной динамики используется метод исторической периодизации в основе которого лежит тип общественных отношений. Культурная динамика человеческого общества представляет собой общемировой процесс и оценивается, как комплексное поступательное восхождение человеческого сообщества по ступеням исторического прогресса. Фундаментом культурной динамики является социо-культурное преобразование, в котором различают 3 вида:

1. Реформа – изменение социо-культурной жизни, которая не уничтожает существующий порядок.

2. Трансформация – совокупность явлений, которые приводят социо-культурную систему к новому качеству отношений.

3. Революция – это глубокое, качественное изменение чего-либо.

Это – фазовая культурная динамика.

Существует так же циклический тип культурной динамики – это значит, что все изменения в мире подчинены закону повторяемости.

В рамках циклического понимания культуры время воспринимается как замкнутое и периодически-возвращающееся к исходной точке.

Ещё один тип культурной динамики – инверсия. Это изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые качания от одного полюса культурных значений к другому, и обратно.

Обогащение культуры – это углубление дифференциации её структуры при сохранении устойчивости фундаментальных частей системы.

Культурный упадок – это процесс ослабления значимости высоких сфер культуры.

Культурный кризис – резкое ослабление традиционных связей между важнейшими элементами культуры.

Культурный застой – это период, когда изменения не происходят в течении длительного времени.

Отличительной особенностью культуры является её многослойный характер. В силу этого в ней могут происходить одновременно изменения, направленные в разные стороны и с разной скоростью.

13. Проблема культурного прогресса и его критериев

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.)- Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современном общест-вознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

14. Субъекты культурной деятельности. Национальная и этническая культура

Субъектом называется носитель предметно-практической деятельности и познания. Субъекты культурной деятельности являются продуктами исторического процесса. Разнообразные условия деятельности заставляют нас конкретизировать понятие «субъекта культуры». Так, в силу влияния этнических различий можно говорить о нациях, народностях, как о субъектах национальной культуры. Известно, что этнические, политические и религиозные факты не всегда согласуются с собой. Если гос-во обеспечивает равноправие всех субъектов культуры, это может приводить к серьёзным общественным конфликтам. Важную роль в культуре играет семья. В семейном воспитании ребёнок усваивает родной язык и другие важные ценности. Непосредственным субъектом культуры является отдельная личность. Каждому человеку присущи разные творческие возможности. Высшую степень их проявления называют одарённостью и считаю элитой, которая подразделяется на группы: политическая, спортивная, научная, художественная и т.д.

Важным для построения культурной типологии является определение понятий " этническая " и " национальная " культура. Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание. Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве - одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. У каждого народа есть свои этнические символы: кимоно - у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев.

В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь является непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека - его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики. Это не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в письменности и являются в значительной мере дописьменной культурой. Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хозяйству, имеющему непосредственно коллективный, общинно-групповой характер. Она самодостаточна, находится на полном обеспечении. Этническая культура лишена авторства, она безымянна, анонимна. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества.

Разрыв между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).

15. Элитарная, народная и массовая культура

Элитарная и массовая культуры явл. видами современного культурного общества. Элитарная культура (от франц. «Лучшее») может быть определена как культура привилегированных групп общества. Элитарная культура доступна узкому кругу высокообразованных ценителей. Элитарная культура возникает в эпоху культурного кризиса, поэтому представители элитарной культуры осознают себя творцами нового, возвышающимся над своим временем.

Признаки элитарной культуры:

1. Стремление к культурному освоению предметов

2. Создание нового культурного языка, доступного узкому кругу ценителей

3. Создание нового неповторимого смысла культуры

Элитарная культура противоречива: с одной стороны она выступает в качестве инновационного фермента, а с другой может означать консервативный уход от социальной действительности её злободневных проблем.

Демократические мыслители – Белинский, Писарев, Плеханов критически относились к элитарной культуре, уверяя, что она оторвана от жизни культурного народа и не обслуживает её потребности.

Испанский философ и публицист Ортеги-и-Гассето использует понятие «массовой культкры» - это культура, которая состоит из людей, находящихся в постоянном творческом диалоге друг с другом. Эта культура возникла в 20 столетии, когда были заложены предпосылки становления буржуазного общества.

1. Появление общественных институтов образования

2. Создание институтов, производящих научные знания

3. Появление профессионального искусства

Формирование массовой культуры демонстрирует манипуляцию общественным сознанием. Так, подчинение культуры политике и сопровождается снижением качества культурного творчества. Массовая культура зависит от общества. Она черпает исходный материал для своего производства. Массовая культура явл. инструментом манипуляции массами.

16. Природа, как культурная ценность. Становл. Эколог. культуры

Культуру часто определяют как «вторую природу» - искусственную. Такое понимание часто восходит к Античной Греции. Культура не устраняет значение природы для человека, а сама выступает как специфическая для человека форма его связи с природой. Культура проявляется, прежде всего, в человеческом отношении к природе. Природа образует исходный пункт человеческого развития. Если наши предки – первобытные люди приспосабливались к среде сами, то гомо сапиенс приспосабливался к среде, изменяя её. В первобытном обществе существовал единый образ человека и природы. Процесс выделения человека из природы не завершился в культурах Индии, Китая, Японии.

И греческая мифология изобилует полулюдьми, полуживотными.

В средневековой крестьянской культуре окружающая человека природа рассматривалась, как нечто, сотворённое богом. Природа не редко мыслилась, как источник зла, которое нужно преодолеть, или подчинить. Многих мыслителей пугало стремительность, с какой человек начинал осознавать себя «царём природы».

Культурологическая мысль постоянно возвращается к проблеме природы и культуры. Большой вклад в развитие взаимоотношений природы и культуры внёс В. И. Вернадский, который утверждал, что «высшая ценность эволюции биосферы – это свободно мыслящий человек». Процессы взаимосвязи космоса и человеческой деятельности приводят к пониманию формирования глобального взгляда на мир, понимание ответственности человека за жизнь природы в целом.

17. Материальная культура

В ходе истории люди освоили очень многое. Если это выделить, то можно разделить эти достижения на материальную, духовную и физическую культуру. Материальная культура – это трансформация природных материалов и энергии в соответствии с человеческими целями. Понятие материальной культуры шире по содержанию чем понятие «материально произ-во». В материальную культуру входят:

1. Здания и сооружения

2. Инструменты и оборудование для любых видов деятельности

3. Пути сообщения и средства транспорта

4. Связь и средство связи

5. Технологии

6. Культурные ландшафты

18. Техника, как культ. Явление. Понятие тех. революции

Слово «техника» происходит от древнегреч. «ТЕХНО» - искусство, мастерство. В философии техника – это исторически первая форма развития и реализации творческих способностей человека. В истории развития техники выделяют следующие этапы развития:

1. ремесленная техника (успех зависит от физической силы человека).

2. машинная техника (машина начинает приводиться в движение силами природы).

3. семиотическая техника – техническое устройство, выполняющее интеллектуальные функции, не сравнимые с человеческими возможностями.

Ускоренное развитие техники началось в 19-20 веках, когда возникла первая машинная техника, и продолжалась до второй половины 20 века. Стремительный рост техники порождает иллюзию её всемогущества, однако техника позволяет изменять природу только в соответствии с законами самой природы. Особенностью техники, как феномена культуры явл. использование технических достижений прошлого на более высоких стадиях её развития. Другой чертой техники явл системный и противоречивый характер, её воздействие на культуру, включая образование, нравственность, религию и искусство.

Ныне каждое существенное техническое изобретение ставит личность перед проблемой духовных ценностей и гуманитарных последствий.

Научно-тех революция – это коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

Научно-тех революция – длительный процесс. Начался он с открытия электрона и ознаменовал собой прорыв науки в области микромира и больших скоростей. В 40-х годах 20 века наука решила проблему расщепления атомного ядра – человечество овладело атомной энергией. В 50-х годах 20 века появляются первые электронно-вычислительные машины, ставшие символом НТР. В современном мире НТР требует международного сотрудничества, поскольку последствия НТР выходят за рамки нац программ и требуют объединения усилий многих стран.

Основные признаки современной НТР:

1. Превращение науки в непосредственную производительную силу.

2. Наука – ведущая сфера развития общественного производства.

3. Качественные преобразования всех элементов производительных сил.

4. Изменение характера и содержание труда, возрастание роли творческих элементов в ней.

5. Преодоление противоположностей между умственным и физическим трудом.

6. Создание новых источников энергии.

7. Повышение значения информационной деятельности.

НТР создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности.

Развитие науки и техники способствует урбанизации, а массовая коммуникация – интернационализации культурной жизни.

19, 20. Культура личности как объект научн. исследования. Факторы формирование культуры личности.

Личность представляет собой сложившуюся устойчивую структуру, богатую взаимодействующими элементами. Ведущим субъектом культуры явл всё человечество, как творец культурных ценностей. Культура личности формировалась с самого раннего общества. Трудно представить себе существование человеческих сообществ, которые обходились бы без труда, языкового общения, тех или иных форм соц орг и культурных норм. Субъектом культуры выступают социальные группы и классы. Известно, что творческие возможности крестьянства, пролетариата, феодалов или буржуазии не совпадают. Культура личности формируется под влиянием этнических различий и выражается в нац характере, менталитете. Известно, что политические, этнические и религиозные факторы далеко не всегда согласуются между собой. Если гос-во не обеспечивает равноправие всех субъектов культуры, то это приводит к серьёзным обществ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: