I. Понятие, значение
Платежный баланс — балансовый счет международных операций — это стоимостное выражение всего комплекса мирохозяйственных связей страны в форме соотношения показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов. Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. С бухгалтерской точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его основным разделам либо имеет место активное сальдо, если поступления превышают платежи, либо пассивное — если платежи превышают поступления.
Структура платежного баланса РФ на 2010 год в млн. долл. США. Платежный баланс имеет следующие основные разделы:
Счет текущих операций | 70 253 |
Торговый баланс | 151 681 |
Экспорт | 400 419 |
сырая нефть | 135 799 |
нефтепродукты | 70 471 |
природный газ | 47 739 |
прочие | 146 410 |
Импорт | -248 738 |
Баланс услуг | -29 211 |
Экспорт | 45 120 |
транспортные услуги | 14 911 |
поездки | 8 970 |
прочие услуги | 21 239 |
Импорт | -74 332 |
транспортные услуги | -12 058 |
поездки | -26 516 |
прочие услуги | -35 758 |
Баланс оплаты труда | -8 512 |
Получено | 3 619 |
Выплачено | -12 131 |
Баланс инвестиционных доходов | -40 105 |
Доходы к получению | 33 739 |
Доходы к выплате | -73 844 |
Органы государственного управления | -1 061 |
Доходы к получению | 1 008 |
Доходы к выплате | -2 069 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 4 645 |
Доходы к получению | 4 670 |
Доходы к выплате | -25 |
Частный сектор | -43 688 |
Банки | -2 826 |
Доходы к получению | 7 273 |
Доходы к выплате | -10 099 |
Прочие секторы | -40 862 |
Доходы к получению | 20 789 |
Доходы к выплате | -61 651 |
Баланс текущих трансфертов | -3 600 |
Получено | 9 953 |
Выплачено | -13 552 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами | -33 502 |
Счет операций с капиталом | |
Финансовый счет (кроме резервных активов) | -33 575 |
Органы государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования | |
Органы государственного управления | 2 470 |
Активы | -1 834 |
Ссуды и займы | |
Просроченная задолженность | -487 |
Прочие активы (включая задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений) | -1 841 |
Обязательства | 4 305 |
Портфельные инвестиции | 5 470 |
из них операции вторичного рынка | 1 624 |
Ссуды и займы | -1 112 |
Просроченная задолженность | -50 |
Прочие обязательства | -3 |
Органы денежно-кредитного регулирования | -2 432 |
Активы (кроме резервных) | -30 |
Обязательства | -2 402 |
Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) | -33 614 |
Банки | 15 866 |
Активы | -1 785 |
Прямые инвестиции | -1 022 |
Ссуды и депозиты | -6 566 |
Прочие активы | 5 803 |
Обязательства | 17 651 |
Прямые инвестиции | 5 459 |
Ссуды и депозиты | 19 273 |
Прочие обязательства | -7 080 |
Прочие секторы | -41 859 |
Активы | -66 291 |
Прямые инвестиции | -50 818 |
Портфельные инвестиции | |
Ссуды и займы | -379 |
Наличная иностранная валюта | 14 727 |
Торговые кредиты и авансы | -63 |
Прочие активы (включая сомнительные сделки) | -29 838 |
Обязательства | 24 432 |
Прямые инвестиции | 37 387 |
Портфельные инвестиции | -5 076 |
Ссуды и займы | -6 298 |
Прочие обязательства | -1 582 |
Чистые ошибки и пропуски | -7 621 |
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) | -36 751 |
Внешний долг РФ (объем, распределение по кредиторам и заемщикам).
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.
Структура на 1 октября 2011 года
Категория долга | млн. долларов США |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 36 002,0 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 610,2 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 484,1 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 028,7 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 56,9 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 648,1 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 29 183,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 17 717,1 |
Задолженность по ОВГВЗ | 24,6 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 966,0 |