США В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА




Во второй половине ХХ века США как страна базирования крупнейших ТНК, занимали ведущие позиции в мировом инвестиционном процессе.

В начале XXI в. США сохраняют лидирующие позиции в международном движении капитала как по экспорту прямых инвестиций, так и по их импорту. В 2006 г. отток инвестиций из США достиг 217 млрд. долл., что в два раза превышает аналогичный показатель Франции, занявшей 2-ое место после США, и составляет более 29% вывоза инвестиций всеми развитыми странами.

Одним из важнейших факторов, способствующих экспорту капитала, по мнению экспертов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), была дальнейшая либерализация мировой экономики. Только в 2005 г. 93 страны внесли изменения в механизм по регулированию иностранного капитала, которые включали упрощение процедур регистрации инвестиций, предоставление ТНК дополнительных льгот, снижение налогов, создание большей открытости для иностранных инвесторов. Другая важная причина увеличения объема вывоза прямых зарубежных инвестиций США были трансграничные слияния и поглощения, объем которых в 2006 г. достиг 880 млрд. долл., в том числе сумма мегасделок составила 560 млрд. долл., при этом примерно одна треть этих сделок пришлась на американские корпорации[2].

США сохраняют свое явное лидерство и по размерам накопленных за рубежом прямых инвестиций. За 14 лет (1993-2006 гг.), несмотря на определенные колебания, их объем увеличился в 4 раза и в 2006 г. достиг огромной суммы – 2384 млрд. долл., или 19,4% общего объема накопленных в мире прямых иностранных инвестиций. Для сравнения укажем, что доля Великобритании и Франции, занимавших по этому показателю второе и третье место в мире, составила 12% и 8% соответственно[3].

География прямых американских инвестиций весьма обширна, охватывая 190 стран и территорий. Однако, основной сферой приложения прямых капиталовложений США остаются развитые государства, на которые в 2006 г. приходилось 71,9% всех зарубежных инвестиций США. Крупнейшие реципиенты американских инвестиций – Великобритания (364,1 млрд. долл.), Канада (246,5 млрд.), Нидерланды (215,7 млрд.), Австралия (122,6 млрд.), Германия (99,3 млрд.), Япония (91,8 млрд.) и Швейцария (90,1 млрд. долл.). На страны Европейского Союза (25 государств) приходится 1123 млрд. долл., или 47,1% всех прямых инвестиций США за рубежом.

Следует также отметить, что в своих планах дальнейшей глобализации бизнеса американские ТНК проявляют значительный интерес к инвестиционному сотрудничеству не только с крупными, высокоразвитыми государствами, но со среднеразвитыми странами Западной Европы и Ближнего Востока (такими, в частности, как Ирландия, Испания, Португалия, Израиль), что не было характерным для их деятельности в 70-80-е годы прошлого столетия. Ускоренный рост их капиталовложений в экономику указанных государств привел к тому, что в 2006 г. объем прямых инвестиций США в Ирландии стал больше, чем в Италии, в Испании – больше, чем в Австрии и Швеции, вместе взятых.

Концентрация американского капитала в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объясняется не только историческими связями со многими из них, наличием благоприятного инвестиционного климата, относительно большой емкостью и перспективами роста рынка, высоким жизненным уровнем населения, некоторыми специфическими особенностями рынка труда. Большое значение для американских инвесторов имеет наличие в этих странах ряда преимуществ, в частности развитой инфраструктуры, существование широкой маркетинговой сети, таких «невидимых» факторов, как лояльное отношение к росту капитала физических и юридических лиц, предпринимательская этика, активная инновационная деятельность и др. Совокупность всех этих условий и объясняет интерес американских инвесторов к развитым странам.

Доля развивающихся стран составляет 26,5% всех зарубежных инвестиций США (по сравнению с 23% в 1987 г.). По этому показателю США также занимают лидирующие показатели среди развитых стран – ведущих экспортеров капитала, в общем объеме накопленных зарубежных инвестиций которых удельный вес развивающихся стран составляет 18-22%.

На протяжении 80-х – первой половины 90-х годов ХХ века объем прямых инвестиций США в этой группе стран сохранялся приблизительно на одном уровне. Однако в конце 90-х годов – начале текущего десятилетия американские ТНК стали проявлять к ним больший интерес. Это выразилось в увеличении притока их инвестиций в данный регион: с 5,5 млрд. долл. в 1982 г. до 52,2 млрд. долл. в 2006 г., что способствовало увеличению доли развивающихся стран в общем объеме накопленных инвестиций США за рубежом.

Такое явление было в значительной степени связано с тем, что многие развивающиеся страны осуществили меры по либерализации инвестиционной сферы, включавшие заключение с США соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций, договоров об отмене двойного налогообложения, и предприняли шаги по изменению макроэкономической политики. В их числе стабилизация валютно-финансовой сферы, налогообложения, валютного курса, регулирование деятельности иностранного капитала и др. в направлении содействия работе ТНК и отечественных фирм.

Прямые инвестиции США распределялись в регионах развивающего мира следующим образом. Наиболее крупные капиталовложения в 2006 г. были сконцентрированы в Латинской Америке и странах Карибского бассейна – 403,3 млрд. долл., несмотря на национализацию собственности нефтяных и газовых ТНК в Эквадоре, Боливии и Венесуэле, проведенную правительствами этих стран в 2005-2007 гг. На долю стран Азии и Ближнего Востока пришлось 205,9 млрд. долл. накопленных американских инвестиций и на страны Африки – 21,7 млрд. долл.

Одновременно в последние годы все отчетливее проявляется тенденция концентрации американских инвестиций в небольшой группе наиболее развитых из этих стран. В 2006 г. на долю 10 из них пришлось 70,8% накопленн6ых прямых инвестиций США в развивающихся странах. Среди крупнейших получателей инвестиций – Бермуды (108,5 млрд. долл.), Мексика (84,7 млрд.), Карибские острова, принадлежащие Великобритании (80,6 млрд.), Сингапур (60,4 млрд.), Гонконг (Сянган) (38,1 млрд.) и Бразилия (32,6 млрд. долл.). В то же время на 46 стран Африки пришлось менее 1% всех прямых инвестиций США за рубежом, хотя и в этом регионе политика американских ТНК становится все более дифференцированной.

Новой сферой приложения капитала США являются страны с переходной экономикой. В эти страны американские ТНК стали вкладывать капиталы в основном в первой половине 90-х годов ХХ века. В настоящее время страны Центральной и Восточной Европы, включая Россию и другие страны-члены СНГ, занимают скромное место в международном инвестиционном процессе. Общий объем накопленных прямых инвестиций США в этом регионе, по данным американской статистики, составил в 2006 г. 36,7 млрд. долл., или 1,5% всех иностранных инвестиций США. При этом большая часть американских инвестиций сосредоточена в России, Польше, Казахстане, Венгрии и Чехии.

Слабая активность американского капитала в данном регионе объясняется, в частности, отсутствием благоприятного инвестиционного климата во многих этих странах: наличием устаревшего производственного оборудования, отсутствием стабильной законодательной базы, обеспечивающей эффективную защиту интересов инвесторов, незначительными объемами внутреннего рынка. В то же время страны, в которых существует благоприятный инвестиционный климат, исторически были сферой интересов ТНК Западной Европы, которые и сейчас являются основными инвесторами в таких государствах как Венгрия, Чехия, Румыния, Словакия, Болгария.

Можно однако предположить, что усиливающаяся конкуренция на мировых рынках капитала и улучшение экономического положения в Центральной и Восточной Европе будут способствовать изменению инвестиционной политики США в этом регионе.

За последние десятилетия изменилась отраслевая структура американских инвестиций за рубежом. Если в 70-80-е годы преобладали капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности, то в 90-е годы и текущем десятилетии большая часть американских инвестиций направляется в сферу услуг, главным образом в государства, экономика которых характеризуется повышением уровня жизни населения и увеличением спроса на различные услуги.

В 2006 г. на сферу услуг пришлось около 72 % всех капиталовложений США, накопленных за рубежом.

За 17 лет (1990-2006 гг.) прямые американские инвестиции в эту сферу увеличились в 9 раз и составили 1714,8 млрд. долл., в том числе в финансовые и страховые услуги - 484,8 млрд. долл., оптовую торговлю - 164 млрд., в информационные услуги - 74,4 млрд., в банковскую сферу – 67,5 млрд., в научно-технические услуги - 57,4 млрд. долл.[4]

Наиболее быстро растут такие инвестиции в развитых странах, на которые приходится 65,3% американских капиталовложений в этой области.

Крупнейшими получателями инвестиций в сфере услуг являются Великобритания (149 млрд. долл.), Канада (127,6 млрд.), Германия (125 млрд.), Нидерланды (104,8 млрд.) и Люксембург (90,2 млрд. долл.).

Возрастает интерес американских компаний к этой сфере и в развивающихся странах: на них приходится около 35% американских прямых инвестиций в сферу услуг, а их крупнейшими получателями стали Бермуды (83,5 млрд. долл.), Карибские острова, принадлежащие Великобритании (49,2 млрд.), Сингапур (44,1 млрд.) и Мексика (40,3 млрд. долл.). Увеличение вложений в сферу слуг развивающихся стран, особенно в те из них, где расположены офшорные центры, объясняется использованием их финансовых, налоговых и других льгот не столько для увеличения здесь объема своих операций в секторе услуг, сколько для повышения конкурентоспособности банковских и иных операций американских ТНК в развитых государствах.

Второе место по объему американских зарубежных инвестиций в отраслевом разрезе занимает обрабатывающая промышленность, на которую в 2006 г. приходилось 21,1 % общего объема зарубежных капиталовложений США. Основная их часть размещена в наукоемких отраслях экономики, таких как химическая, электронная и электротехническая промышленность, производство транспортных средств и промышленного оборудования.

Главной сферой приложения капитала американских ТНК в этой области являются развитые страны. Их доля быстро возрастает (с 49,9% в 1975 г. до 76,2% в 2006 г.) при одновременном сокращении доли развивающихся стран (с 40,7% до 23,2% соответственно).

Наибольший объем американских инвестиций сосредоточен в обрабатывающей промышленности таких развитых государств, как Канада (87,5 млрд. долл.), Великобритания (61,4 млрд.), Нидерланды (33,1 млрд.), Франция (25,8 млрд.) и Германия (26,1 млрд. долл.). В развивающихся странах, как уже отмечалось, доля обрабатывающей промышленности в прямых американских инвестициях сократилась, однако этот процесс чрезвычайно варьируется по странам и регионам. В отдельных странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии этот показатель выше чем в развитых странах и достигает 40-45%. Основными получателями инвестиций США в обрабатывающую промышленность в группе развивающихся стран являются Мексика (25,5 млрд. долл.), Бразилия (16,3 млрд.), Сингапур 9,1 млрд.), Венесуэла и Тайвань (по 4,9 млрд.) и Малайзия (4,8 млрд. долл.). В первую очередь это связано с расширением производственной деятельности американских ТНК, начиная с 1960-70 гг. ХХ века, и с политикой создания «экспортных платформ» в ряде ключевых стран «третьего мира».

Американские инвестиции в добывающие отрасли экономики зарубежных стран в последние два десятилетия резко сократились, за исключением нефтяной промышленности. Их доля в общем объеме прямых зарубежных инвестиций США в 2006 г. составила 5,7%, или 136,1 млрд. долл., в том числе в нефтяную промышленность было вложено 97,7 млрд. долл.[5] Основные капиталовложения США в добывающие отрасли приходились на развитые страны: Канаду (38 млрд. долл.), Австралию (10,6 млрд.), Великобританию (7,6 млрд.) и Нидерланды (3,4 млрд. долл.).

В то же время в страны ОПЕК было вложено 18,5 млрд. долл., или 19% всех американских инвестиций в нефтяную промышленность за рубежом. Все большую роль в планах корпораций стала играть Россия, в добывающие отрасли которой, главным образом в нефтяную промышленность, было вложено около 7 млрд. долл.

В целом нельзя не отметить сохраняющуюся дифференциацию в зарубежной деятельности американского капитала, направленную на участие в самых разнообразных отраслях экономики – от традиционных до новейших. Этот процесс накладывает отпечаток на всю инвестиционную деятельность американских компаний за рубежом, что проявляется в более масштабном и комплексном характере их операций, в модернизации традиционных и применении различных новых форм и методов этой деятельности.

Расширение участия США в международном инвестировании привело к образованию за рубежом экономического пространства, которое в научной литературе называют “второй экономикой”. По своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалу она превосходит аналогичные сферы хозяйствования других основных экспортеров капитала - Западной Европы и Японии. В рамках “второй экономики” сосредоточено свыше 20 % производственных мощностей США. Уже в 2004г. на контролируемых американским капиталом зарубежных предприятиях было занято около 11 млн. человек, активы зарубежных компаний США превышали 6,8 трлн. долл., а доход этих предприятий составлял 209,3 млрд. долл. Американские прямые инвестиции, вкладываемые в реальный сектор экономики принимающих стран на длительный срок, оказывали положительное влияние на воспроизводственный процесс этих стран, развитие экономики и создание новых рабочих мест. Увеличение масштабов инвестиционного процесса, отраслевая и географическая диверсификация зарубежных инвестиций, использование новых организационных форм и методов превращает американские компании в глобальных хозяйствующих субъектов, определяющих направление развития различных сегментов мирового хозяйства.

Являясь крупнейшим экспортером капитала, США также занимают лидирующие позиции в мире, как импортеры прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В 2006г. приток ПИИ в американскую экономику, по данным Министерства торговли США, составил 175,4 млрд. долл. (самый большой объем с 2001 г.), что позволило США снова стать лидером по данному показателю среди 30 стран-членов ОЭСР[6]. При этом большая часть ПИИ была направлена в уже существующие компании, во вновь созданные предприятия было вложено лишь 14 млрд. долл., т.к. основной формой деятельности иностранных ТНК в США стали международные слияния и поглощения американских компаний.

В 2007 г. США, по данным ЮНКТАД, еще более упрочили позиции, как ведущего реципиента капитала, получив 192,9 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.

США сохраняют лидирующие позиции в мире и по объему накопленных ПИИ - в 2006г. он достиг 1789 млрд. долл., или 16,2 % всех вывезенных инвестиций в мире.

Роль США как ведущего реципиента ПИИ объясняется не только большим дефицитом платежного баланса страны по текущим операциям и ослаблением курса доллара, но и её высоким уровнем экономического развития, большой ёмкостью и совершенством внутреннего рынка, а также открытостью для иностранных инвесторов. По прогнозу британского исследовательского агентства Economist Intelligence Unit, сделанного в октябре 2007 г., несмотря на ухудшение финансовой обстановки, США еще долгие годы будут оставаться главным направлением для прямых зарубежных инвестиций в мире.

На американском рынке действует капитал из более 90 иностранных государств, однако ведущие позиции принадлежат инвестициям из небольшой группы развитых стран. Крупнейшими иностранными инвесторами в США, по состоянию на конец 2006 г., являлись Великобритания (16,9 % всех прямых иностранных капиталовложений в США), Япония (11,8%), Германия (11,3%), Нидерланды (10,6%), Франция (8,9%) и Швейцария (7,8%). На долю стран-членов Европейского Союза (25 стран) приходилось более 62% всех ПИИ в США[7].

Надо отметить, что данная географическая структура иностранных инвестиций в США сложилась в основном в течение последних 20 лет. За это время бывшего лидера – Канаду – заметно потеснили страны-члены ЕС, объем инвестиций которых приблизился к объему американских инвестиций в ЕС. Более того, в настоящее время прямые инвестиции таких стран, как Япония, Германия, Франция, Швейцария, Люксембург и Дания значительно превышают американские инвестиции в этих странах. Наиболее активно ведут на рынке США японские корпорации, инвестиционная деятельность которых в американской экономике за последние 25 лет возросла более чем в 50 раз. Еще более впечатляющи результаты деятельности кампаний Люксембурга, прямые инвестиции которых в США за это же время возросли в 73 раза и в 2006 г. достигли 131 млрд. долл.

В текущем десятилетии отмечается также быстрый рост инвестиций из развивающихся стран, что отражает усиление их экономической активности на мировой арене. Наибольший объем инвестиций в экономику США приходится на страны Латинской Америки (79,8 млрд. долл.), Азии (23,1 млрд. долл.) и Ближнего Востока (17,6 млрд. долл.). На долю развивающихся стран приходится около 10% ВВП, создаваемого в США предприятиями, принадлежащими иностранному капиталу.

Таким образом, наряду с увеличением объема иностранных вложений в последние десятилетия отмечается рост численности стран-экспортеров капитала в США, а также изменение соотношения их сил на американском рынке.

В отраслевом разрезе основной объём иностранных инвестиций в США сосредоточен в сфере услуг (64%) и обрабатывающей промышленности (33%).Среди наиболее доходных сфер экономики, с позиций иностранных компаний, вот уже более двух десятилетий остаётся финансовый и банковский бизнес в США. При этом основная форма проникновения в американскую экономику – преимущественное использование иностранными компаниями слияния и поглощения финансовых организаций США. Результатом такой политики явился беспрецедентный рост иностранного капитала в финансовую и банковскую сферу американской экономики: с 6,2 млрд. долл. в 1980 г. до 406,6 млрд. долл. в 2006 г., т.е. произошло увеличение примерно в 65 раз.

Значительны инвестиции иностранных компаний в оптовой торговле (252 млрд. долл.). Иностранные кампании активно вкладывают капиталы в сферу торговли с целью развития сети сбытовых филиалов, занимающихся реализацией импортированных товаров. Создание современных предприятий оптовой торговли приводит к расширению сбытовой сети в США, а также способствует повышению уровня технической оснащенности этих предприятий, что приводит к повышению их эффективности. Наиболее активно в оптовой торговле действуют компании Японии, которая уже несколько десятилетий является одним из крупнейших торговых партнеров США, На инвестиции японских кампаний в оптовую торговлю США в 2006 г. приходилось 34,5% всех иностранных капиталовложений в эту отрасль, за ней следовала Великобритания (24,3%) и Нидерланды (6,1%).

Крупные инвестиции иностранного капитала были сделаны также в информационные (125,9 млрд. долл.) и научно-технические услуги в США (62,3 млрд. долл.).

Ведущей отраслью приложения иностранного капитала в производственной сфере является обрабатывающая промышленность (538 млрд. долл.), главным образом, химическая промышленность и производство транспортного и электротехнического оборудования, т.е. отрасли, отличающиеся повышенной ориентацией на экспорт своей продукции.

Самые крупные капиталовложения в обрабатывающую промышленность сосредоточены в химической промышленности, включая производство медикаментов, на которую приходится около одной трети (183 млрд. долл.) накопленных иностранных инвестиций. Лидирующие позиции здесь занимают компании Нидерландов, Германии, Швейцарии, Франции и Великобритании, которые отличаются высокой конкурентоспособностью и высоким техническим уровнем производимой продукции, особенно в базовой химии и фармацевтике.

Среди других отраслей обрабатывающей промышленности важное место занимает производство транспортного оборудования (69,2 млрд. долл.). В 2004-2006 гг. Япония, Германия и Великобритания, занимающие ведущие позиции в этой отрасли, вложили в ее американский аналог около 11 млрд. долл. Около 10% капиталовложений (54,7 млрд. долл.) приходится на отрасли обрабатывающей промышленности, связанных с производством компьютеров и различных видов электроники. 38% этой суммы иностранные компании вложили в эту отрасль в 2005-2006 гг., причем основная часть инвестиций пришлась на компании Японии и Великобритании.

В добывающих отраслях американской экономики иностранный капитал малозаметен, составляя 55,4 млрд. долл., или 3%. Основные вложения в эти отрасли экономики были сделаны Великобританией и Нидерландами.

На базе ПИИ в США происходит формирование зарубежного производства, объединяющего экономику иностранных государств с экономикой США более тесными узами, чем торговля. В 2005 г. на предприятиях, созданных с участием иностранного капитала, было занято около 7 млн. человек. Активы филиалов зарубежных компаний достигли 6 трлн. долл., а доход этих предприятий превысил 120 млрд. долл.

Инвестиции иностранных компаний органически вплелись в живую ткань всей экономической жизни США, став неотъемлемой частью их воспроизводственного процесса. Так, более 10% ВВП США создается при участии иностранного капитала. Активы обрабатывающей промышленности США сегодня на 12% принадлежат иностранцам, при этом в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности иностранные компании производят 20-25% всего объема выпускаемой продукции. На долю филиалов иностранных фирм приходится 20% предоставляемых Соединенными Штатами банковских и финансовых услуг, 24% товарного экспорта и 35% импорта США, 12% американских расходов на НИОКР. Увеличение притока иностранного капитала в США, которое приводит к расширению его влияния на американскую экономику, свидетельствует о растущей экономической и финансовой глобализации, происходящей в мире.

Необходимо, однако, отметить, что иностранные инвестиции по мере расширения их объема не остаются без внимания со стороны федеральных властей США. Вашингтон нередко был очень чувствителен по отношению к иностранным инвесторам, действующим в ряде стратегических отраслей, создав механизм по регулированию иностранного капитала.

Особое место в регулировании прямых инвестиций занимает Комитет по иностранным инвестициям (КИИ), в компетенцию которого входит проверка осуществляемых зарубежными компаниями приобретений американской собственности на предмет национальной безопасности. Состав комитета весьма представителен. В его состав входят министры финансов, обороны, торговли, юстиции, госсекретарь, руководители Административно-бюджетного управления и Экономического совета при президенте, а также представитель США на торговых переговорах. КИИ действует под председательством министра финансов США на базе возглавляемого им ведомства и имеет право проводить расследование по факту продажи любой собственности на территории страны. Если у комитета возникают сомнения по поводу характера сделки, совершаемой иностранным инвестором, то КИИ должен предоставить свои выводы президенту США, который решает, не нарушает ли сделка интересы национальной безопасности. Президент может не только одобрить или полностью заблокировать сделку, но и отложить ее вступление в силу или рекомендовать сторонам пересмотреть условия соглашения.

Комитет никогда не рассматривал свою запретительную функцию в качестве основной и в случае «конфликтов интересов» всегда пытался отыскать возможности для компромисса. Предпринимавшиеся им расследования нередко приводила к тому, что условия контрактов по приобретению акций, в первую очередь, оборонных предприятий менялись таким образом, чтобы соблюсти интересы национальной безопасности. При этом участники сделки приступали к прямым консультациям с Пентагоном, который готовил им рекомендации о том, каким образом можно было бы пересмотреть условия соглашения, чтобы оно в конечном итоге получило одобрение КИИ.

В ряде случаев зарубежные инвесторы сами отказывались от первоначальных планов, а выставлявшаяся на продажу американская собственность попадала в руки соотечественников. Иногда компромисс достигался в результате того, что гражданская часть производства переходила иностранному владельцу, а военное производство полностью оставалось под контролем американских компаний.

По мере расширения притока иностранных инвестиций к диверсификации состава их владельцев, в первую очередь за счет государств с быстро развивающейся экономикой, США в последние годы неоднократно прибегали к запрету сделок по приобретению американской собственности. В течение 2006-2007 гг. США запретили приобретение пяти американских портов государственным концерном DP World из Дубаи, а в 2005 г. отстояли калифорнийскую энергетическую кампанию Unocal, которую хотел купить китайский нефтяной концерн CNOOC.

В последнее время США начали проводить политику, направленную на выборочное ограничение притока иностранного капитала в свою экономику, как реакция на избыток свободных финансовых средств в Китае, Индии, России и ряде других стран. Так, 26 июля 2007 г. Президент США Дж. Буш подписал принятый Конгрессом «Акт 2007 года об иностранных инвестициях и национальной безопасности»[8]. Этот закон расширяет полномочия Комитета по иностранным инвестициям при Минфине США, напрямую подчиняя его президенту и привлекая к проверке важных сделок спецслужбы. «Акт 2007 года» ставит под особый контроль инвестиционные сделки, в результате которых контроль над американскими компаниями могут получить «зарубежные правительства или организации, контролируемые или действующие от их имени». Можно, однако, предположить, что, несмотря на намечающийся выборочный контроль над притоком иностранного капитала, в ближайшей перспективе США сохранят лидирующие позиции в импорте капитала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: