Рецепт Бородинского хлеба -2




История Бородинского хлеба

Ментишинова Анастасия,

А» класс

ГБОУ лицей № 150

Руководитель:

Учитель истории

Тихонова Т.В.

Санкт-Петербург

Год

Содержание.

Введение с.3-4
I. Версии происхождения названия Бородинский хлеб 1.Версия первая с.5
2. История одной любви. с.6-14
3. Версии с.15-16
Заключение с.17

Приложения

Список литературы

I Введение

 

В августе 2012 года исполнится 200 лет со дня исторической битвы армий Кутузова и Наполеона под Москвой около села Бородино. Главное сражение Отечественной войны 1812 года состоялось 26 августа (7 сентября по новому стилю), когда ранним утром на поле боя сошлись 250 тысяч солдат русской и французской армии. О результатах битвы историки спорят до сих пор, но, несомненно, она вошла в историю обеих стран.

В нашей школе в рамках подготовки к юбилейным торжествам осуществляется проект «Как наши деды воевали», где собирают и представляют материал, связанный с этими событиями. В частности 7 «А» класса составляет план экскурсии «Памятные места Санкт-Петербурга, связанные с войной 1812 года». В ходе поисковой деятельности я натолкнулась на название знакомое всем с детства «Бородинский хлеб»

Долгое время Бородинский хлеб использовался в качестве поминального блюда, став символом погибших в 1812 году. Интересно, что, если присмотреться к упаковке современного Бородинского хлеба, то станет заметно, что на ней изображены как раз наполеоновские солдаты, а не воины российской армии. То есть, врагам, с которыми как раз и сражалась российская армия, места на наклейке нашлось, а на русских как раз бумаги и не хватило.


Большая часть продуктов, которые можно было бы назвать «контролируемыми по происхождению», окутана массой легенд и мифов. Больше всего в этом отношении повезло бородинскому хлебу - происхождение его туманно, зато любовь к нему всенародна.

.О Бородинском хлебе начинаешь скучать лишь заметив его отсутствие. Без ржаного хлеба с тминным запахом юности не обходились советские застолья, когда старшие непременно делали бутерброды с рижскими шпротами или селедкой с луком. Ведь «пожени» селедку пусть даже с лучшим белым хлебом - и осквернишь два хороших продукта. Одним словом, Бородинский по праву восседает на хлебном Олимпе. Но почему ржаной хлеб называется бородинский? И «Википедия», и ученые из Института хлеба единодушны в одном - корни бородинского хлебопечения надо искать на западе от Москвы, рядом с деревушкой Бородино, которую после знаменитого сражения запомнила вся Россия.

 

Цель моей работы: выяснить происхождение названия Бородинский

Задачи работы: 1) проанализировать литературу по данному вопросу

2)рассмотреть; проанализировать; сравнить версии происхождения названия Бородинский хлеб

3) сделать выводы

К сожалению литературы по данному вопросу практически нет. но есть сай,посвященный Бородинскому хлеб, практический каждый хлебозавод на своей страничке рассказывает свою версию о происхождении названия Бородинский хлеб. История Бородинского хлеба рассматривается также в кулинарных книгах, в рецептах приготовления ржаного хлеба.

Работа состоит из введения, трех частей и заключения.

 

II Версии происхождения названия Бородинский хлеб.

 

Версия первая.

 

Бородинский хлеб – продукт, который часто появляется на нашем столе - а что мы, собственно, о нем знаем?

В старину талантливые пекари изобретали сотни замысловатых рецептов изумительных калачей и булочек, которые затем трепетно передавали из уст в уста по наследству.

Одним из наглядных примеров является известный всем сорт "Бородинского" хлеба – сейчас он продается в изобилии и отведать его можно в любой форме: как в круглой, так и в "кирпичной", причем любого размера.

История создания бородинского хлебушка по-прежнему остается тайной. Существует несколько версий, в той или иной степени похожих на легенду.

Первая, по логике большинства людей, относится к величайшей из битв мировой истории, произошедшей на Бородинском поле. В этой кровопролитной битве сражались французская армия под командованием Наполеона и русская армия под командованием Кутузова.

Битва состоялась недалеко от одноименного села Бородино. Может быть, сорт черного хлеба "Бородинский" создан, а затем назван в честь события.

В 1812 году накануне сражения в суете посреди дороги оставили телегу с мешками муки и тмина, которую во время боя пушечным ядром разнесло в щепки. Мука и тмин высыпались и перемешались. Крестьяне, чтобы не пропадать добру, испекли хлеб из получившейся смеси. Но в кулинарных хрониках обязательна коммерческая дотошность: кто, где и когда поставил на поток гастрономическую удачу?

Именно эту версию поддерживает один из московских хлебозаводов, выпускающий бородинский хлеб в прозрачной упаковке, на которой помещена наклейка с изображением русского воина в головном уборе времен Отечественной войны 1812 года.

С другой стороны, можно сделать предположение о том, что бородинский хлебушек "родился" гораздо раньше 1812 года. Допустим, пекари одноименного села создали рецепт, выпекли по нему неповторимый по аромату хлеб, а затем коротко и лаконично назвали его в свою честь — "Бородинский".

 

История одной любви.

Есть еще одна очень красивая и необычная легенда о создании Бородинского хлеба.

Маргарита Тучкова (урожденная Нарышкина), увидев во сне, как ее муж генерал Александр Тучков погибнет при Бородино, две недели исследовала французские атласы в поисках места.Село даже не было отмечено на военной карте Ревельского полка, а по этой карте Тучков, возглавлявший полк, повел солдат в августе 1812 года.

Несмотря на то, что Тучков просмотрел с женой всю карту земного шара, он нашёл только одно место с подобным названием, и оно находилось на Апеннинском полуострове. Тогда генерал обрадовался, так как решил, что, если Россия с Италией не находятся во враждебных отношениях, то и смерть ему не грозит. Он даже и не думал, что в России существует небольшая деревня с точно таким же названием, которая и определит в будущем его судьбу.

Несчастная жена Тучкова, Маргарита Нарышкина, очень любила мужа и даже пошла наперекор своей родне, которая признала её супруга только спустя четырёх лет их совместной жизни, после того, как её муж и сын погибли на Бородинском поле, постриглась в монахини, изменив имя и став сестрой Марией.

Хлеб стали печь в Спасо-Бородинском монастыре, основанным Маргаритой Тучковой. Генерал действительно погиб при бородинском сражении. Вдова генерала поселилась рядом с местом гибели мужа, а через несколько лет, похоронив единственного сына, основала обитель. Первые годы сестры обустраивались, налаживали быт и, судя по дневникам Тучковой, были вынуждены покупать хлеб. А впоследствии организовали собственную пекарню, где и изобрели собственный рецепт ржаного хлеба, названый впоследствии «бородинским». Некоторые даже считают, что женщина кинула в печь хлеб, желая, чтобы он стал таким же чёрным, как её скорбь по умершим. Но обратимся прежде всего к истории Маргариты Нарышкиной и Александра Тучкова.

 

Женщины старой России... Много ли мы знаем о них? Сегодня мы хотим рассказать вам о русской женщине, история жизни и любви которой сочетает в себе самую нежную романтику и самую высокую трагедию, какие только возможно представить. “Любовью века” называли современники историю любви героя войны 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова и его жены Маргариты Михайловны Они были вместе всего шесть лет.

 

В начале XIX века в русской армии служили и достигли генеральского чина пять братьев Тучковых. Во время Отечественной войны на действительной службе находились четыре брата, и младший из них, Александр Алексеевич, именовался по тогдашнему обыкновению Тучковым четвертым

Александр Тучков был одним из людей того высокого уровня долга и чести, на которых держалась русская армия.

Федор Глинка, участник Отечественной войны, писал: “В этих чертах, особливо на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет воображение, умеет и в военном мундире мечтать и задумываться”.

Маргарита родилась в 1781 году в старинной аристократической семье Нарышкиных.

С детства она отличалась необыкновенной любознательностью, проявляя большие способности к учению, не свойственные ее полу и возрасту. Обладала упрямым характером и не девичьей настойчивостью, была страстной и увлекающейся натурой.

Юная Маргарита получила блестящее домашнее образование, в совершенстве владела несколькими иностранными языками, обладала приятным голосом, великолепно музицировала. Она серьезно интересовалась естественными науками: ботаникой, анатомией, медициной, имела широкие познания в области географии и логики, много читала и размышляла.

Маргарита отличалась особой набожностью: по всем праздникам бывала в церкви, говела. Мать называла ее “моя монашенка”, отец осуждал за чрезмерное рвение, говоря, что он “терпеть не может, когда люди из такой среды выбиваются и щеголяют своей оригинальностью. Негоже светской девушке все каноны править наряду с монашками”.

Маргарита вышла замуж в шестнадцать лет и, наверное, была уверена в своем счастье. Но муж оказался картежником и кутилой. И хотя гордая и сильная Маргарита до своих семейных проблем никого не допускала ни на шаг, мать узнала о несчастье дочери и довольно быстро добилась развода. Маргарита возвратилась в родительский дом, ей официально был возвращен статус "девицы Нарышкиной"

: Жизнь текла своим чередом, пока в дом к Нарышкиным не пришёл по какой-то надобности полковник Александр Тучков. Маргарита видела его и раньше, но по-настоящему разглядела только сейчас. И это притом, что все современники сходились во мнении: “Редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетаются в такой абсолютной гармонии, как в молодом Тучкове”.

Увидев Маргариту, Александр не поверил своим глазам — казалось, что именно эту женщину он искал всю жизнь. Тут же влюбленный в нее, очарованный умной и милой ее речью, прекрасным голосом, сиянием изумрудных глаз…. Спустя несколько дней полковник официально уже просил руки Маргариты у Нарышкиных, но получил отказ.

Родители Маргариты, боясь снова ошибиться, ответили отказом: “Ей ли о новом замужестве думать?” Маргарита свалилась в горячке. Их разлучили не только родительская воля, но и отъезд Александра за границу. Уехал он, не попрощавшись.

В голову приходило то, что приходит всем на свете женщинам. Ну, нужна ли она ему, разведенная, измученная незадавшейся жизнью, не первой по тем временам молодости? Она стремилась никогда не завидовать хорошеньким подругам, пока не встретила Александра. А вот теперь мучилась, что некрасива. А он? Любая девушка сочла бы за счастье носить его фамилию. Вот и уехал он, не попрощавшись...

Но однажды Маргарите передали небольшой конверт. Легко представить себе, как непослушные пальцы рвали плотную бумагу. На голубом листке оказались стихи, написанные по-французски, каждая строфа заканчивалась словами: “Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!”

: Верила ли она этому? Скорее всего, да. Потому что мы такие, какими нас видят любимые. Если прекрасными, значит, так оно и есть. Но прошло еще целых четыре года, прежде чем они поженились. Четыре года длилась их переписка. Четыре года родители Маргариты раздумывали, стоит ли довериться Тучкову.

В 1806 г. брак состоялся. …Говорят, что в день свадьбы юродивый отдал ей игуменский посох со словами: “Возьми, мать Мария!”. И напрасны были слова Маргариты, что ее не так зовут. Ей уже суждено было стать Марией.

Тучковы пережили немало горя и трудностей, прежде чем соединились вместе и навсегда. И дорожили каждым мгновением, проведенным вместе. Жизнь показала, что это тайное предчувствие не было обманным.

Маргарита и Александр Тучковы год прожили в его имении, а в 1807 молодому мужу было предписано отбыть в расположение части. И тогда Маргарита приняла решение, буквально потрясшее всех: она отправилась вслед за мужем в полк. Чтобы не привлекать внимание, миниатюрная Маргарита носила солдатскую одежду и ее частенько принимали за неказистого паренька. Она познала все тяготы походной жизни: готовила еду, мыла котлы, стирала белье, чистила одежду мужа и даже обрабатывала скребницей его коня! Именно в походе она научилась лечить заболевших, перевязывать и даже зашивать раны.

: Она отказывалась покинуть мужа, даже когда забеременела. Только когда ее положение сделалось заметным, она решилась уехать в Москву, к матери. Но так переживала предстоящую разлуку с мужем, что родила преждевременно. К счастью, младенец Николенька, появившийся на свет в апреле 1811 года, был вполне здоровым и крепким ребенком.

Маргарита была счастлива, потому что верила: теперь, когда ее здоровью ничто не угрожает, муж разрешит ей и дальше следовать за ним! Они оставались вместе еще год. Только в мае 1812 года Александр Тучков впервые решился применить против обожаемый жены силу — и отправил ее в Москву. С согласия офицеров полка Тучков отдал жене для сохранения утварь походной церкви, отдал и икону, которая сопровождала его во всех походах, – образ Нерукотворного Спаса.

Накануне отъезда Маргарите приснилось, что она в незнакомом городке и на стенах домов всюду надписи – Бородино. К ней входят отец и брат и говорят: “Муж твой пал со шпагой в руках на полях Бородина”. И подают ей сына со словами: “Вот все, что тебе осталось от твоего Александра!” Во сне от ужаса она закричала.

Генерал, выслушав ее рассказ, приказал подать географическую карту. Они оба искали на карте городок Бородино, но не нашли его. Никто не знал этого названия. И она успокоилась: никакого Бородина нет, и, значит, сон есть просто сон.

Однако сон оказался пророческим. В июне 1812 года полчища Наполеона вторглись в Россию и генерал Тучков получил приказ выступить к Смоленску. Под Смоленском семья Тучковых понесла первую потерю: генерал-майор Павел Тучков 3-й — был тяжело ранен и попал в плен к французам.

А потом настал день Бородина — 26 августа. Так случилось, что Александр и его старший брат — генерал-лейтенант Николай Тучков 1-й — оказались на левом фланге русской армии, у Семеновских флешей, где было жарче всего. На исходе дня почти одновременно, неподалеку друг от друга, оба брата были смертельно ранены.

Николая вынесли с поля битвы, и он скончался уже после нее, а судьба Александра была еще страшнее: французская бомба — начиненный порохом чугунный шар — попала в носилки, на которых солдаты выносили командира, и от его тела ничего не осталось — оно исчезло, растворилось в этом аду…

Узнав о судьбе своих сыновей, матушка их, Елена Яковлевна, опустилась на колени, сказала: “Твоя, Господи, воля...” Потом попросила поднять ее: глаза больше не видели. Отыскали лучшего лекаря. Но она сказала: “Не надо. Мне не на кого больше смотреть...”

: Весть о гибели мужа чуть не свела Маргариту Михайловну с ума: все свершилось, как в видении. Вошел отец с годовалым внуком, ее сыном, на руках и произнес уже знакомые слова: “Маргарита, сбереги себя для сына! Вот все, что осталось тебе от твоего Александра! Муж твой пал на полях Бородина!”

Маргарита, держалась два месяца, но, когда получила письмо начальника Александра, генерала Коновницына, к которому он приложил карту, указав крестиком точное место гибели Тучкова 4-го, она решилась — быстро собралась и отправилась на поле битвы.

В ее голове засела мысль, что она, может быть, найдет, узнает останки мужа.

Современница Тучковой, так рассказывает о первом посещении вдовой Бородинского поля: “Уже наступила вторая половина октября, когда ее дорожная карета остановилась у скромной усадьбы. Путешественница, не давши себе времени отдохнуть, послала в Лужецкий монастырь просить священников прийти немедленно на место битвы, чтобы отслужить панихиду в память павших на Бородинском поле. Затем Тучкова поднялась с колен и спросила, кто сможет ее сопровождать в поисках мужа. Вызвался старый монах-отшельник.

И вот вдвоем с ним Тучкова всю ночь бродила по полю около деревни Семеновское, нагибалась едва ли не к каждому трупу, стараясь узнать дорогие ей черты. Старик – монах вполголоса молился и кропил святой водой убитых.

Можно только представить, каких и физических, и душевных сил потребовало от Маргариты Михайловны многочасовое хождение среди тысяч трупов с целью найти и с тайной надеждой (может быть, все-таки жив) не найти тело мужа. Увиденное и пережитое тогда прошло сквозь ее исстрадавшееся сердце.

Несколько дней от рассвета до заката ходила она по глубокой грязи, среди трупов, словно не чувствуя смрада разложения, собственными руками переворачивала окостеневшие тела, заглядывала в лица… Но найти смогла только правую руку мужа — узнала ее по рубиновому перстню. Рубиновый перстень мужа Маргарита Тучкова носила до самой смерти.

Она захоронила эту руку прямо там, на поле Бородина, точно в том месте, где, как указывали очевидцы, погиб Александр.

И на том же месте по ее указанию и на ее средства — Маргарита Тучкова продала все свои драгоценности и имение, доставшееся по наследству, — возвели сначала часовню, а потом и храм Спаса Нерукотворного. Это был первый памятник на Бородинском поле, возведенный “для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных”.

Через несколько лет Маргарита Тучкова решила выкупить землю у трех помещиков села Бородина, но те отдали ее даром. И Маргарита начала на месте гибели мужа строить церковь. Александр I, узнав о затевавшемся строительстве, пожертвовал 10 тысяч рублей. Так на месте флешей возник Спасо-Бородинский храм.

В это время в жизни Маргариты Тучковой произошло чудо. Икону Спаса Нерукотворного, которую ее муж возил с собой во все военные кампании, новый генерал, заступивший на место погибшего, оставил вдове. Эту икону Тучкова поместила в выстроенном храме, образ стал называться Спас Бородинский. В этот храм Маргарита приводила сына — помолиться за упокой души отца. В храме был поставлен высокий гранитный крест с неугасимой лампадой и положена мраморная плита с именем Александра Тучкова.

В шестилетнем возрасте Николенька впервые побывал на Бородинском поле. Мать рассказывала ему здесь о доблестях его отца, о великом и славном событии, произошедшем на этом месте. Указывая на поросший травой курган, она сказала ему: “Эта батарея – могила твоего отца. Посади на ней дерево в его память, – неси за мной этот маленький тополь!”. Взяв лопату, Маргарита Михайловна стала копать землю, роняя тихие слезы, а Николенька держал молодое деревце, разделяя с матерью горечь утраты

В период строительства храма ей часто приходилось расставаться с сыном, с ее ангелом-хранителем. Разлуку с матерью, которая была для него самым близким и дорогим человеком, тяжело переносил и Николенька. Сохранилось его письмо от 23 июля 1819 года, написанное крупным детским почерком по-французски: “Маменька! Вы жизнь моей жизни. Если бы вы смогли заглянуть в мое сердце, Вы увидели бы там начертанное Ваше имя!” Когда-то в дни сватовства о своем заполненном ею сердце и тоже по-французски писал и Александр Тучков: “Кто владеет моим сердцем, и кто волнует его? – Прекрасная Маргарита!”

Николенька и внешне был очень похож на отца, имел хрупкое телосложение и был высок не по летам. Воспитанный в уединении, в постоянной памяти о погибшем отце, вскормленный вдовьими слезами матери, отрок Николай отличался от своих сверстников задумчивостью, чувствительностью и не по-детски серьезным отношением к жизни. Сын был для матери другом, он лучше других понимал и разделял ее горе. Одно тревожило Маргариту Михайловну – слабость его здоровья, по причине которой она боялась отпускать сына от себя. Когда Николеньке исполнилось четырнадцать, родственники настояли на том, чтобы отдать его в пажеский корпус. Маргарита переехала в Петербург, где мальчика приняли в Пажеский корпус. Казалось, жизнь выравнивается, время залечивает раны. Но наступил роковой для семьи Маргариты 1826 год.

По делу декабристов в Сибирь на каторгу пошел ее младший брат Михаил. Потом, не выдержав испытания, умерла мать, а следом за ней скарлатина унесла 15-летнего Николая. Всего год спустя, во время рождественских каникул, когда Николенька гостил дома, в один из вечеров он почувствовал боль в горле, у него начался жар. На следующее же утро Маргарита вызвала сразу четверых врачей и устроила консилиум. Врачи констатировали легкую простуду. Они слегка посмеивались над излишней заботливостью госпожи Тучковой.А через три дня Николенька Тучков скончался.

Печальные подробности кончины юного Тучкова содержатся в письме одного из современников, отправленном из Москвы 8 октября 1826 года: “… умирает гнилою горячкой единственный сын Тучковой, мальчик прекрасный, 15 лет, которого она обожала. У нея самой начинается белая горячка: она бегает в рубашке по всему дому, кричит, требует помощи. Бедная, несчастная мать”.

Маргарита похоронила мальчика рядом с отцом, в склепе под Спасским храмом. Стоя у его гроба, она тихо произнесла слова пророка Исаии: “Се аз, Господи, и чадо, еже ми дал еси”. Над его могилой она поставила икону Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”, которой генерал Тучков в последний раз благословил Николеньку и затеплила перед ней неугасимую лампаду.

Маргарита вновь поселилась в старожке. Она сходила с ума, по ночам выбегала в темноту — ей казалось, что сын и муж зовут ее, порой же ее находили в склепе без чувств. Теперь весь огромный мир сосредоточился для нее на Бородинской земле. Ничего не держало ее в суетном мире. Все, что она любила, лежало в земле Бородинского поля.

Жизнь Маргариты Михайловны протекала однообразно и, как сообщала она в одном из писем своей подруге: “…день походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделие, а после краткой молитвы — долгая ночь. Вот вся жизнь! Скучно жить, страшно умереть”.

Так продолжалось до тех пор, пока к ней не приехал митрополит Филарет — святитель редких человеческих достоинств. Он сумел внушить Маргарите мысль, что она ведет жизнь нехристианскую, что ее боль — лишь частичка общей боли: ведь кругом столько горя, столько таких же, как она, вдов, сирот и несчастных людей, и нужно отдать себя служению им, страждущим.

Как будто пелена спала с ее глаз, и Маргарита энергично взялась за дело: образовала вокруг церкви вдовью общину. Служить другим Маргарите оказалось не просто — не было ни опыта, ни умения общаться с простыми людьми, но постепенно жизнь общины наладилась, и в 1833 г. она превратилась в Спасо-Бородинское общежительство.

В 1837 г. на Бородинском поле отмечалось 25-летие войны 1812 года. Для Маргариты это празднование оказалось слишком тяжелым, и она слегла. Государь Николай I навестил больную и на прощание спросил, что он может сделать для нее. И Маргарита попросила об одном — отпустить на волю брата Михаила. Отказать Тучковой он не смог. Вскоре брат вернулся с каторги.

К этому времени Маргарита уже постриглась в монахини под именем Марии.

Для пострига митрополит дал вдове свой клобук и рясу. В 1838 г. община была переименована в монастырь. При обители действовала церковно-приходская школа, богадельня, странноприимный дом, больница, работали башмачная, портновская, рукодельная мастерские, а также пекарня и квасоварня.

Все свои деньги Тучкова вкладывала в него, в нем видела смысл своей жизни. Своим тульским крестьянам она дала вольную (до отмены крепостного права было еще далеко!), продала половину имения под Ярославлем. На нужды общежития шла и ее генеральская пенсия. В Москве нашлись меценаты для общины Тучковой.

Каждый год в день Бородинского сражения, 26 августа (по новому стилю 7 сентября), в храме шла церковная служба. Вспоминали всех погибших здесь русских воинов. Сама Тучкова поминала погибших и каждый год, и каждый день.

Маргарита Михайловна Тучкова, игуменья Спасо-Бородинского монастыря, скончалась 29 апреля 1852 года, на 72 году жизни. Перед смертью она сожгла письма мужа, адресованные ей, его стихи, ей посвященные. Она прожила в браке шесть лет, вдовой – сорок. Похоронена Тучкова в склепе выстроенного ею храма, рядом с могилой сына.

Игуменья Мария, некогда Маргарита Тучкова, пережила мужа на 40 лет

Она оставила о себе не только потрясающую историю любви и самоотверженности, не только храм и монастырь. Она открыла сёстрам секрет особого нарышкинского хлеба, которым было принято поминать усопших. Сейчас этот хлеб называют бородинским.Она не была святой, не совершала чудес, не исцеляла больных и даже не была внесена в церковные анналы как праведница и страстотерпица. Но на самом деле Маргарита Тучкова ею была — точно так же, как и тысячи других русских женщин, которые потеряли близких и остались верными их памяти до конца. Она, как и эти женщины, лишь несла свой крест — как умела — и, наверное, до своего смертного часа не ведала сомнений на избранном пути — как и ее муж в свой смертный час, на этом же самом месте, у Семеновских флешей, 26 августа 1812 года.

Матушка Мария и по сей день незримо пребывает на Бородинском поле, остается хозяйкой в Спасо-Бородинском монастыре.

В Военной галерее Зимнего дворца висят портреты (их больше 300) генералов – героев войны 1812 года среди них и портрет Александра Алексеевича Тучкова, он признан одним из лучших портретов галереи.

Однако самый лучший памятник Александру Тучкову воздвигла его вдова своей бессмертной и вечной любовью.

Нынешняя игумения Спасо-Бородинского монастыря матушка Серафима говорит, что рецепт того самого монастырского хлеба им отыскать пока не удалось. Монастырь закрыли в 1929 году, а тремя годами ранее, в 1926 году, русский пекарь-технолог Георгий Соколовский впервые описал бородинский как буханку, чья рецептура и вкус были прекрасно известны.

Я думаю, что это всего лишь вымысел. И, скорее всего, не жена генерала, а ее домашний повар "колдовал" у печи, получив в итоге нужную рецептуру. Тем не менее и такой, довольно правдоподобный вариант наводит на серьезные размышления.

 

Версии..

Существует и совершенно противоположная версия. Она гласит о том, что автором бородинского хлеба является знаменитый русский композитор и ученый-химик Александр Порфирьевич Бородин. Идею создания этого сорта хлеба он будто бы почерпнул во время путешествия по Италии с группой товарищей-химиков.

 

Я рассмотрела все версии и сразу же устранила последнюю,т.к. в Италии, как, впрочем, и в других южных странах, никогда не росла рожь. Ржаной хлеб едят северные народы. У южан ржаной хлеб, а уж тем более бородинский, совсем не известен.

 

В Интернете я нашла много разных версий, кстати, не подкреплённых документами. Самое раннее упоминание я встретила в книге бывшего директора ВНИИХП (Всесоюзного научно-исследовательского института хлебопекарной промышленности) т. Сарычева, написанной в 1929 году. Сарычев был настоящим хлебопеком, потомственным, сыном владельца сети пекарен до революции. За что в 1937 году и поплатился, был уволен с должности директора, но продолжал работать в институте.
Следующая публикация (статья в журнале "Советское мукомолье и Хлебопеченье), датирована 1933 годом

.Сарычев, занимающийся историей создания Бородинского хлеба, пишет, что просмотрел много книг и журналов выпуска 1890 - 1930-годов, но нигде не встретил названия хлеба "Бородинский". Конечно, можно предположить, что он просмотрел не все источники, т.к. многие не уцелели.
В свете этого, история с монахинями монастыря на Бородинском поле, широко известная, конечно привлекательна, но не подтверждается.
Кстати в 1920-х годах было в продаже много разных сортов хлеба, очень похожих на Бородинский.

 

Вернемся к истории. Нет упоминания о Бородинском хлебе в книги (1913 год) известного авторитета хлебопечения в дореволюционные годы В.Микини. Его работа входит в список книг, актуальных и по сей день. Также нет упоминаний о хлебе Бородинском и в книге Молоховец (1901 год). Это можно видеть на странице сайта «Российское хлебопечение» посвященной ржаному хлебу, в разделе "Молоховец". Объяснение, как это обычно бывает в продуктовой эволюции, очень простое - ржаной хлеб с тмином называли монастырским, от монахинь Спасо-Бородинского монастыря.

 

Известно, однако, что рецептура нынешнего бородинского хлеба была разработана в 1933 году Московским трестом хлебопечения; согласно этой рецептуре одним из ингредиентов хлеба был кориандр.. Тем не менее, похожие рецепты существовали до революции, они упоминаются в литературе о хлебопечении конца XIX века (вместо кориандра в них значится тмин). Кстати тмин обязательно клался и в солдатский хлеб, что производился до Революции.

 

 

III Заключение

Достоверность ни одной из версий установить не удалось, однако, бесспорным является тот факт, что из всех отечественных хлебов именно Бородинский является самым оригинальным и самым вкусным. И самым трудноприготавливаемым, кстати. Этот хлеб невозможно вместить в рамки ускоренного промышленного производства. Рецептура и технология должны быть выдержаны полностью, в противном случае либо ничего не получится, либо получится фальсифицированный Бородинский хлеб.

 

На Бородинском поле шло сраженье,
Картечи визг, как по стеклу ножом,
И вот французов лёгкою мишенью
Стал наш обоз с мукой и фуражом.
То ли ядро шальное, то ли мина,
То ли снаряд в фургон с мукой попал,
А следом шёл фургон с корицей, тмином,
И взрыв муку и тмин перемешал.
Ну а солдат кормить-то чем-то надо?
Негоже продовольствие бросать!
Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…
Так стали «Бородинский» выпекать.
И говорят, что даже сам Кутузов,
А может быть, и сам Багратион,
Нахваливали меткость тех французов,
Что так удачно вмазали в фургон.
Вот так из века, ставшего былинным,
Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.
Как хорошо, что был фургон тот с тмином,
А не с фасолью или с чесноком!

 

Здесь следует отметить, что популярность бородинского хлеба очень велика не только в России, но и в Америке среди русских же иммигрантов. Ежедневно по утрам пассажирскими рейсами Аэрофлота его отправляют тепленьким и он попадает на прилавки американских магазинов, где продается по цене 6$.

 

Приложения

 

Существует единый стандарт – рецепт хлеба, утвержденный в 1984 году. Рецепт бородинского хлеба практически не изменился за последние 70 лет. Современные пекари добавили в его состав лишь дрожжи. Но нельзя забывать и о том, что Бородинский хлеб частенько «подделывают».

Настоящий рецепт бородинского хлеба должен иметь следующие ингредиенты (на 1 кг готового продукта):

90 г муки пшеничной второго сорта;
510 г муки ржаной обойной (обдирной);
32 г солода ржаного;
0,6 г дрожжей прессованных;
6 г соли поваренной;
38 г сахар-песок;
25 г патоки;
3 г кориандра или тмина.

 

Рецепт Бородинского хлеба -2

Вода 400 мл
Мука ржаная 3.25 стакан
Мука пшеничная 0.50 стакан
Чай черный (пакетик) 4 шт
Соль 1 ч.л.
Мёд 3 ст.л.
Дрожжи сухие 2 ч.л.
Кориандр 2 ч.л.
Кислота лимонная 0.30 ч.л.
Масло сливочное 3 ст.л.

 

Материалы сайтов.

https://world-cuisine.livejournal.com

https://hlebopechka.ru

https://www.borodinsky.com

www.bestreferat.ru

bibliokniga115.blogspot.com

mirslovarei.com

www.borodinsky.com

https://www.liveinternet.ru

https://licuala.livejournal.com

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: