ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ




1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ
Политические отношения - взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Выделяют следующие типы политических отношений:
отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус); отношения подчинения господства и эксплуатации. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.
Политический процесс - это совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических концепций, идей и интересов. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой целостное явление: стихийное, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров; логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между акторами.
Основными акторами политического процесса являются: политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, олитические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.
Факторы политического процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характеристика акторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и «сюжетика» политического процесса.
2. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1. Базовые и периферийные.
2. Явные или скрытые.
3. Открытые и закрытые
4. Стабильные и переходные
5. «Западные» и «незападные»
6. С различным циклом протекания.
Стадии политического процесса или режимы его протекания: Первая стадия - конституирование, становление политической системы. Вторая стадия - функционирование. Третья стадия - развитие. Четвертая стадия - разложение, упадок.
Политическая модернизация - совокупность приемов и средств совершенствования политической системы государства, повышения ее эффективности.
История политических модернизаций знает два основных пути ее осуществления: либеральный; консервативный.
Политическая технология - это совокупность используемых средств и приемов достижения результата политического процесса.
Политическое управление - это процесс принятия и приведения в жизнь политических решений.
Политическое решение - это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий.
Фазы принятия и реализации политических решений: -постановка проблемы; формулирование альтернативных решений; сравнительный анализ и выбор наиболее эффективного решения; формулирование государственного решения и его легитимация; реализация принятых решений; контроль за реализацией и осуществление «обратной связи».
В соответствии с различными уровнями общностей выделяются: интересы, выражающие фундаментальные тенденции развития (это интересы класса, нации, общества в целом); частные интересы (отдельных социальных групп). Для политических интересов характерны: экономическая обусловленность; связь с механизмом и способом осуществления власти в обществе; относительная самостоятельность. Оформление групповых интересов и реализация их в сфере политики включает взаимосвязь следующих элементов: источники политического участия (их объективная основа в характере социальной стратификации); самоорганизация группы, представляющая собою процесс преобразования ее потребностей в определенные политические цели, обеспечение целостности группы; формирование представительских структур, которые непосредственно действуют в политическом пространстве.
Способы выражения интересов
Прямые действия Участие в избирательном
процессе
Организованное
представительство интересов
митинги, демонстрации,
пикетирование,
забастовки выдвижение и поддержка кандидатов,
оказание финансовой помощи кандидату, партии, избирательному блоку политические партии,
группы интересов,
общественно-политические
движения,
группы давления
3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.
На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.
По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).
Объективной основой прогнозирования является системное строение политической сферы общества.
Принципы политического прогнозирования: Принцип альтернативности. Принцип верификации (проверяемости).
В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них – экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: