Тема урока: «Внешняя политика начала 2000-х. Чеченский кризис»




Задание: внимательно изучите материал по теме, составьте опорный конспект по разделам: основные тенденции внешней политики 2000-х, Россия и Запад, Азиатское направление, Россия и СНГ, Россия и страны Латинской Америки, Чеченский кризис.

В начале 2000 г. вопрос «кто есть Путин?» часто ставил в тупик международную политическую элиту. Западные и российские СМИ не раз и не два напоминали о его «кагэбэшном прошлом». Зарубежная пресса рисовала его как сурового, подозрительного и скрытного человека, нацеленного на возрождение опасного российского национализма. Однако новый российский руководитель, начал активно распространять «личную дипломатию» на сферу международных отношений, гораздо успешнее, чем его предшественник, устанавливая близкие, даже дружеские отношения с лидерами основных мировых держав. В лице В. В. Путина западные лидеры увидели современного, прагматичного, предсказуемого российского политика, лишнего не обещающего, не угрожающего военным потенциалом, но и не скромничающего, когда речь идет о национальных интересах России.

После того как Запад начал убеждаться, что в дипломатии и на внешнеполитической арене В.В.Путин абсолютно предсказуем и позитивен, российскому президенту предстояло укрепить позиции России на международной арене успехами реформ и экономики.

90-е годы XX в. закончились для России и Запада взаимным разочарованием, сентенциями о нереализованных возможностях и даже шумными скандалами. Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI в., потребовала переосмысления приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения.

10 января 2000 г. указом президента была утверждена новая концепция внешней политики Российской Федерации. Среди заявленных в ней приоритетов были: ставка на формирование многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов; решительное противодействие попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах; соблюдение разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения, решение внешнеполитических задач соразмерно их реальному значению для национальных интересов России; содействие развитию национальной экономики и др.

Главная отличительная черта российской внешней политики в начале XXI в. — многовекторность и большая сбалансированность. Утратив фактически статус великой державы и в силу экономической слабости не имея возможности осуществлять наступательную стратегию, Россия все чаще и не без успеха стала играть роль посредника при разрешении сложных международных и региональных проблем, например на Ближнем Востоке, в ситуации с Ираком, Афганистаном, Югославией и в других случаях. Новый фактор российской политики — защита интересов российского бизнеса, содействие осуществлению экономических реформ.

Внешняя политика начала приносить экономические результаты. Еще одна черта — внешнеполитическая деятельность перестала быть монополией президента и подконтрольных ему МИДа и Совета Безопасности. Осваивается опыт молодой российской парламентской демократии. При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса федеральные органы исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с субъектами федерации и неправительственными организациями России.

На азиатском направлении серьезный прогресс был достигнут в отношениях России с Китаем и Индией. Активизировалась работа по проблематике безопасности в Азии, прежде всего в поддержку межкорейского урегулирования. Россия стала полноправным участником ключевых азиатских интеграционных структур — Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

На фоне неопределенности отношений с Западом сближение с Китаем в начале XXI в. представляется устойчивым и неподвластным политической конъюнктуре процессом. Китай демонстрирует общие с Россией подходы ко многим международным вопросам, активно развивает с ней торговлю. Китай поддерживает действия правительства России в Чечне. Со своей стороны Российская Федерация не поддерживает концепцию «независимости Тайваня».

Успешно развиваются отношения России и Индии. Одной из важнейших составляющих всего комплекса двусторонних отношений является военное и военно-техническое сотрудничество. Индия один из крупнейших импортеров российского вооружения. Изучаются возможности расширения взаимовыгодного сотрудничества в новых наукоемких и высокотехнологичных отраслях экономики, а также использования индийской задолженности на инвестиционные цели в совместные проекты.

В 2001-2002 гг. обозначились позитивные перемены в российско-афганских отношениях. Когда осенью 1996 г. в Афганистане к власти пришли талибы, Россия заняла взвешенную позицию и не стала торопиться с их признанием. Официальная позиция российских властей основывалась на принципе невмешательства извне. Однако затяжной конфликт в Афганистане создавал реальную угрозу безопасности южных рубежей СНГ, напрямую затрагивал российские интересы. Под властью талибов Афганистан превращался в центр международного терроризма. Для России отношения с Афганистаном усугублялись еще и тем, что талибы попытались установить дипломатические отношения с Чеченской Республикой Ичкерия.

Позиция Москвы по отношению к правительству талибов резко ужесточилась после событий 11 сентября 2001 г., когда террористы, подготовленные скрывающимся в Афганистане Бен Ладеном, нанесли удары по Нью-Йорку и Вашингтону, повлекшие гибель тысяч мирных людей. Россия безоговорочно поддержала военную операцию США в Афганистане, направленную на ликвидацию террористической сети Бен Ладена и отстранение от власти талибов.

В декабре 2001 г. после падения режима талибов Россия установила дипломатические отношения с новым руководством Афганистана и приняла активное участие в международной операции под эгидой ООН по оказанию гуманитарной помощи населению этой страны и восстановлению разрушенной экономики. В августе 2002 г. была возобновлена деятельность торгового представительства Российской Федерации в этой стране.

После долгих лет конкуренции и взаимной подозрительности наметился прорыв в экономических и политических отношениях России и Саудовской Аравии. Две ведущих нефтедобывающих страны, у которых в прошлом практически не было точек соприкосновения, начали реальное энергетическое сотрудничество. Россия и Саудовская Аравия совместно выступают за стабильные цены на нефть и готовы к полномасштабному сотрудничеству для достижения этой цели. Создан российско-саудовский деловой клуб, призванный на постоянной основе осуществлять координацию и взаимодействие между предпринимательскими кругами обеих стран.

В 2000-2003 гг., как и в предыдущие годы, России не удалось добиться прорыва в отношениях с Японией. Летом 2001 г. российская сторона предложила Японии провести экспертные консультации для достижения единообразного толкования 9-й статьи совместной советско-японской Декларации 1956 г. Однако этот процесс не привел к каким-либо позитивным сдвигам в решении проблемы «северных территорий» и не приблизил подписание мирного договора.

Но Россия, заявляя о том, что она не только европейская, но и азиатская держава, до сих пор не стала членом Азиатского банка и некоторых других региональных организаций, не участвовала в Олимпийских азиатских играх.

Приоритетным направлением в отношениях России с СНГ в новой концепции внешней политики было признано обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества задачам национальной безопасности страны.

10 октября 2000 г. в Астане (Казахстан) пять стран Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан) учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАз-ЭС). Цель новой структуры в рамках СНГ — продвижение процесса формирования Таможенного союза и единого, экономического пространства.

Первостепенной задачей в развитии двустороннего сотрудничества стало укрепление Союза Белоруссии и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств. Но отношения с братской славянской республикой складывались непросто. Много важных документов, исторических договоров было подписано, но реального объединения так и не произошло во многом из-за антизападнического внешнеполитического курса А.Г. Лукашенко. В 2002 г. едва ли не произошел разрыв между российским и белорусским президентами по вопросу о дальнейших путях объединения.

Российско-грузинские отношения по-прежнему осложнял «абхазский синдром» (опасение Тбилиси по поводу сближения этой части Грузинской Республики с Россией и возможной перспективы ее вхождения в состав РФ). Выступая в поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии, Россия продолжала играть посредническую роль в урегулировании и грузино-осетинского конфликта. Болезненным в отношениях между Москвой и Тбилиси стал фактический отказ грузинской стороны сотрудничать в борьбе с чеченскими террористами.

В 2000-2003 гг. Россия продолжала терять свои позиции в некоторых постсоветских странах.

В начале XXI в. сложилась благоприятная обстановка для развития отношений России с Арменией, Украиной и Казахстаном. Взаимодействие России и Армении особенно динамично развивается в политической и военной областях. По большинству ключевых международных проблем позиции России и Армении совпадают либо близки. Ереван поддерживает меры, предпринимаемые Россией по наведению конституционного порядка в Чечне. Вместе с тем развитие торгово-экономических отношений России с Арменией продолжает отставать от высокого уровня политического взаимодействия между обеими странами.

Главным успехом российско-украинских отношений стало развитие прагматического взаимовыгодного сотрудничества с Украиной, нацеленного на установление с этой страной отношений стратегического партнерства. Приоритет в российско-украинских отношениях отдается развитию торгово-экономического взаимодействия. Украина является одним из основных торговых партнеров России, занимая четвертое место по объемам торговых операций в ее торговом обороте, уступая Германии, Белоруссии, Италии. Для Украины же Россия — ведущий партнер.

В начале XXI в. заметно оживились связи России с государствами Центральной Америки.

В это время Россия поддерживает отношения с 30 из 33 стран Латинской Америки и Kapибского бассейна. Российско-латиноамериканский диалог достиг высокого уровня взаимопонимания. Россия и государства Латинской Америки проявляют все больше внимания к развитию связей в материально-хозяйственной сфере. По объему торгово-экономических отношений в группу ведущих российских партнеров в Латинской Америке входят Аргентина, Чили, Бразилия и др. Первостепенное значение придается сотрудничеству в газо- и нефтедобыче, электроэнергетике, военно-технических отраслях, конверсионном производстве, геологоразведке, машиностроении, добыче драгоценных металлов, металлургии, транспорте, сельском хозяйстве, пищевой промышленности. Получили развитие культурные и научно-технические связи.

Чеченский кризис.

В течение зимне-весеннего периода 1999-2000 гг. войска Объединенной группировки продолжали теснить чеченских экстремистов к югу. Контролируемая зона постепенно расширялась. В результате крупномасштабной десантной операции была перекрыта дорога на Грузию. Горные районы Чечни оказались отрезанными и от равнинной части республики, и от Грузии.

К 7 февраля 2000 г. была завершена операция по освобождению Грозного. В ходе этой операции войскам удалось заманить боевиков в западню. При попытке вырваться из окруженного города экстремисты понесли крупные потери. При прорыве из Грозного получил тяжелое ранение ног один из лидеров боевиков Ш. Басаев.

К началу марта 2000 г. основные группировки чеченских боевиков были разгромлены. Далее вставала трудная задача — ликвидации формирований противника, сосредоточенных в горных районах, численность которых к тому времени достигала 8 тыс. человек. Ночью 1 марта в Аргунском ущелье около села Урус-Керт, практически полностью погибла 6-я рота 104-го сводного парашютно-десантного полка, вставшая на пути вырывавшихся из окружения боевиков численностью около 2 тыс. человек. Из 90 десантников погибло 84, но боевики, чьи потери составили 400 человек, так и не смогли прорваться на этом направлении. Этот и другие эпизоды достаточно ярко свидетельствуют об ожесточенности боев в Чечне. Не менее напряженными были бои за овладение с. Комсомольское в марте 2000 г..

В результате оперативно-розыскных операций сотрудниками Федеральной службы безопасности в феврале-марте 2000 г. были задержаны несколько полевых командиров и боевиков.

Во второй половине 2000 г. фаза фронтального войскового противостояния сменилась фазой партизанской войны. Перейдя на методы диверсионно-минной войны, боевики подрывали автобронетехнику федеральных войск, нападали на воинские колонны, обстреливали контрольно-пропускные пункты, административные учреждения и погранзаставы. Участились террористические акты против мирных жителей. Федеральная сторона в этих условиях перешла к тактике проведения целенаправленных и массовых «зачисток» населенных пунктов.

Крупномасштабные боевые действия в 1999-2000 гг. привели к значительным разрушениям, гибели части мирного населения и возникновению проблемы беженцев, большая часть которых укрылась на территории республики Ингушетия. Грозный лежал в руинах.

В 2001-2002 гг., несмотря на все военные, политические и административные меры правительства, приносимые ими положительные результаты по урегулированию чеченской проблемы, обстановка в Чечне оставалась напряженной. В 2002 г. самыми громкими преступлениями террористов, приведшими к многочисленным жертвам, стал захват заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве и подрыв здания правительства Чечни в Грозном. «Антитеррористическая операция» явно затягивалась. Процесс стабилизации, наметившийся в республике, шел медленно и противоречиво.

В 2003 г. начался новый этап политического урегулирования в республике. 23 марта при высокой избирательной активности граждан прошел референдум по проекту конституции Чеченской республики и проектам законов о выборах собственного президента и парламента. Явка на референдум составила более 80% всего населения республики. Абсолютное большинство проголосовавших высказалось в пользу конституции Чечни и обоих предлагаемых законопроектов. А 5 октября успешно и, что самое важное, без происшествий прошли выборы президента республики. 82% явившихся на выборы отдали свои голоса за А. Кадырова. Никаких серьезных нарушений российские и международные наблюдатели не зафиксировали. Принятие конституции и выборы президента — важный шаг вперед на пути к нормализации обстановки в Чечне. Перед самыми выборами удалось сдвинуть с мертвой точки вопрос о выплате жителям Чечни компенсаций за утерянное жилье. Была выполнена запланированная на 2003 г. федеральная целевая программы по восстановлению разрушенного хозяйства. Восстановлены тысячи индивидуальных и 12 муниципальных домов, 17 школ, 20 объектов здравоохранения. Удалось восстановить практически все городские канализационные, тепловые и водопроводные сети в Грозном.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: