Курс (программа дисциплины)
«Интернет-предпринимательство»
Автор программы: Зобнина М.Р., к.э.н., доцент mzobnina@iidf.ru
Одобрена ____________________________
ФРИИ
Москва 2017
Аннотация курса
Интерес к интернет-предпринимательству в последние годы активно растет, поскольку интернет - это наиболее открытая для идей среда, что привлекает в нее множество начинающих предпринимателей. При этом многие стартапы не доживают до вывода продукта на рынок: смертность стартапов в первый год работы составляет около 90% (данные AngelList). Данный курс с одной стороны удовлетворит спрос на знания в стартапах, с другой - повысит качество стартапов. Курс по технологической стороне создания интернет-стартапа (программирование) есть в ведущих университетах мира.
Курс предназначен для студентов, интересующихся интернет-предпринимательством как на уровне малых венчурных предприятий, так и в крупных корпорациях. Исследуются различные вопросы, стоящие перед маркетологами, менеджментом и консультантами при выведении интернет - проектов на рынок и их развития.
Цели освоения дисциплины
Курс имеет целью формирование компетенций в области управления в интернет-сфере, понимание ключевых параметров, влияющих на развитие компании в данной области, механизмов продвижения компаний и их услуг, а так же формирования конкурентоспособного продукта для потребителя.
Цели освоения дисциплины «Интернет-предпринимательство»:
• Сформировать понимание процесса создания жизнеспособного стартапа у студентов - потенциальных предпринимателей.
• Ознакомление студентов с моделями и инструментарием предпринимателя применительно к предприятиям, работающим в интернет-сфере;
• Формирование практических навыков в области управления интернет-проектом и развития малого предприятия в интернет-сегменте.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать
§ практику организации работы предприятия в интернет-сфере;
§ специфику потребительского поведения и маркетинговых аспектов интернет-предпринимательства;
§ инструменты исследования и анализа рынка;
§ основные бизнес-модели компаний, работающих в интернет-сфере;
§ стратегический инструментарий и современные технологии интернет-предпринимательства;
§ возможности для формирования устойчивых конкурентных преимуществ компаний в интернет-сфере.
Уметь
§ вести предпринимательскую деятельность в компаниях высокотехнологичных секторов.
§ разрабатывать и реализовывать бизнес-модели;
§ использовать методы, приемы, инструментарий создания интернет-компании;
§ планировать и оценивать результаты предпринимательской деятельности в интернет-сфере.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности | Лекции, семинары, анализ кейсов |
Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность | Анализ кейсов, задания промежуточного контроля |
Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью | Итоговый проект |
Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления; осуществлять сбор данных, как в полевых условиях, так и из основных источников социально-экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т.д., баз данных, журналов, и др., анализ и обработку этих данных, информацию отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях | Задания промежуточного контроля (одно из заданий – проведение исследования потребителей) |
Способен представлять результаты проведенного исследования в виде отчета, статьи или доклада | Задания промежуточного контроля, итоговый проект |
Способен разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию бизнеса и функциональные стратегии организации | Итоговый проект |
Способен находить и оценивать новые рыночные возможности, формировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса | Анализ кейсов, итоговый проект |
Способен представлять результаты проведенного исследования в виде отчета по консультационному проекту в сфере менеджмента | Итоговый проект |
Для достижения баланса между теоретическими основами и практическими навыками, лекционный материал и обсуждения прочитанного материала сочетаются с кейсами и практическими заданиями, направленными на творческое использование получаемых знаний и навыков. Курс включает в себя кейсы из интернет-сферы. Экзаменационный проект, кейсы и выполнение домашних заданий призваны способствовать выработке навыков, позволяющих использовать комплекс инструментов, пригодных для решения вопросов, возникающих перед интернет-предпринимателем.
Данный курс обеспечит студентов практическими знаниями, необходимыми для оценки, продвижения и управления интернет-проекта. Для этого предполагается создать у студентов понимание того, какие факторы должны учитываться при работе с интернет-проектом, включая риски и выгоды, понимание поведения потребителей, тактические знания, необходимые для выведения и управления новым интернет-продуктом.
Курс рассчитан на 42 аудиторных часа.
Содержание дисциплины
Название темы | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоя-тельная работа | ||
Лекции | Семинары | Практи-ческие занятия | |||
1. Вводная мотивационная лекция: Технологическое предпринимательство | |||||
2.Идея: источники идей для стартапа, как проверить свою идею | |||||
3.Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа | |||||
4.Бизнес-модель | |||||
5.Анализ рынка. Оценка потенциала рынка. Анализ конкурентов | |||||
6. Целевая аудитория. Customer discovery и customer development. Цикл принятия новых продуктов | |||||
7. Метрики стартапа и экономика продукта. Финансы стартапа. Модели монетизации. | |||||
8.От идеи к продукту. Концепция, value proposition, MVP | |||||
9.Customer validation. Тестирование каналов и подготовка к масштабированию | |||||
10.Маркетинговые коммуникации: как привлечь первых пользователей. Постановка продаж. PR стартапа. | |||||
11.Инвестиции. Источники инвестиций. Виды инвесторов. Когда идти к инвесторам и надо ли. Требования фондов. Почему отказывают фонды. Подготовка питча для инвесторов | |||||
Всего |
Основная и дополнительная учебная литература:
Основная литература:
§ Эрик Рис, Бизнес с нуля // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.
§ Стив Бланк, Стартап: настольная книга основателя// М.: Альпина Паблишер, 2015 г.
Дополнительная литература:
§ Ноам Вассерман, Главная книга основателя бизнеса // М.: Альпина Паблишер, 2014 г.
§ Клейтон Кристенсен, Дилемма инноватора // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.
§ Генрих Альтшулер, Найти идею: введение в ТРИЗ // М.: Альпина Бизнес Букс, 2007
§ Лоуренс Лич, Вовремя и в рамках бюджета // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.
§ Билл Кейтс, Расскажите обо мне: испытанные приемы привлечения новых клиентов // М.: Альпина Паблишер, 2011 г.
§ Александр Остервальдер, Ив Пинье, Построение бизнес-моделей // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.
§ Сет Годин, Пробуй – получится // М.: Альпина Паблишер, 2011 г.
§ Стив Бланк, Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов, // М.: Альпина Паблишер, 2014 г.