Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?




Родительское собрание.

Тема:

Эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него и часами просиживают один на один со светящимся экраном.

Согласно результатам последних исследований количество детей в Сети растет не по дням, а по часам. В мире свыше 90% ребят пользуются интернетом.
У 35% детей мобильные телефоны с возможностью доступа к мобильному интернету уже в 8 лет. Родители и не догадываются, сколько времени проводит их чадо во Всемирной Паутине и какие сайты посещает.

Бесконтрольный доступ к Интернету порождает множество проблем, связанных, в первую очередь, с нарушением физического и психического здоровья детей и подростков.

В медицине появились новые термины: "компьютерный синдром", "компьютерный остеохондроз", "компьютерный зрительный синдром». Вынужденное положение головы и туловища ведет к формированию застойных явлений в сосудистой системе позвоночника, внутренних органах, конечностей, напряжению мышц. основания головы и шеи, что ограничивает кровоток в сосудах шеи. Напряженные мышцы у основания головы и шеи могут привести к таким нарушениям, как головные боли, боль в шее, а также боль в руках и кистях. Может быть прогиб шейного отдела позвоночника;

Чрезмерная нагрузка на плечи может привести к сутулости.

• «Компьютерный зрительный синдром" общепринятое сокращение – CVS).

Признаками: напряжение глаз, головные боли, двойное изображение, усталые, красные или сухие глаза, временная близорукость, случайное «смазывание» изображений на экране, возрастающее раздражение глаз, изменение в цветовом восприятии.

Самая, пожалуй, "компьютерная" из глазных болезней – синдром сухого глаза. Увлажнение роговицы происходит при моргании. Обычно мы моргаем около двадцати раз в минуту. Когда же мы неподвижно смотрим на экран (или в книгу), то моргаем в 3 раза реже. Результат - глаз становится "сухим".

Часто можно встретить и жалобы на онемение пальцев и правой руки. (Синдром запястного канала). Появилось даже название симптома - "рука, держащая компьютерную мышь" При работе за компьютером руки бывают постоянно согнуты в локтях, кисти в напряжении висят над клавиатурой. Когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней нарушается, и снабжение тканей кислородом замедляется. В результате появляется боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение.

Коалиция по токсичным веществам заявила о том, что компьютеры являются источниками «токсичной пыли». Собрав и проанализировав образцы пыли с множества компьютеров в восьми американских штатах. В целом же нейротоксические химикаты были найдены на каждом компьютере в том или ином количестве. Пока эксперты не говорят, что потребителям нужно в срочном порядке выбрасывать компьютеры, а нужно поменьше сидеть перед монитором! Еще одна проблема – это чрезмерное увлечение компьютером.

На чрезмерное увлечение компьютером родители, как правило, не обращают внимания до тех пор, пока в поведении ребенка не появляются ярко выраженные отклонения, такие как воровство денег, прогулы школьных уроков. Но даже эти симптомы не всегда воспринимаются как серьезное нарушение в развитии ребенка.

На самом деле игровая или компьютерная зависимость рассматривается психологами и психиатрами как одна из форм аддиктивного поведения (АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; - особый тип форм деструктивного поведения).

Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х гг. прошлого века. По мнению специалистов, работающими с детьми, надо хорошо понимать те чувства, которые испытывает ребенок во время увлеченной игры на компьютере: «Игра дает ребенку те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр — от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не вставая с места!

Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка — аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути «радостного взросления». С точки зрения психологии наиболее опасными для детей являются ролевые игры. По сведениям психологов, именно ролевые игры способны больше всех остальных компьютерных игровых программ сформировать устойчивую психологическую зависимость. А ведь ролевая игра не простое развлечение, в ней быстро усваиваются модели поведения.

Ведь практически все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут спровоцировать незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни».

Не меньшую опасность для неокрепшей психики детей, считают специалисты, таит и, казалось бы, безобидное общение в Интернете. Бывают случаи, когда у некоторых психически неустойчивых подростков, «примеряющих» на себя различные виртуальные образы, возникают проблемы с самоидентификацией — происходит отчуждение «я», начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении. Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни.

Причины чрезмерного увлечения компьютером (компьютерной зависимости или интернет – зависимости)

• Отсутствие навыков самоконтроля у ребенка, родители не работают над развитием волевого потенциала ребенка.

• Не приучили к самостоятельности, к труду, не научен слышать и самое главное — слушать. Особенно такая «глухота» начинается в подростковом возрасте.

• Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.

• Не уверенный в себе ребенок, с низкой самооценкой, нецелеустремленный, зависимый от мнения окружающих

• Замкнутый, малообщительный ребенок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками.

• Дефицит эмоциональной поддержки со стороны взрослых.

• Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг.

• Отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера в семье, разобщенность в семье, телевизионная семья.

Интернет-зависимость научно называется "Это навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line".

Интернет-зависимость, компьютерная зависимость скоро займет своё место рядом с наркоманией и шизофренией, окончательным признанием этого недуга станет включение болезни в Диагностический и Статистический словарь-справочник Умственных Нарушений.

Теперь уже точно известно, что в запущенной форме пользователь, который проводит за компьютером по 18 часов, испытывает настоящий абстинентный синдром, синдром отмены, который сопровождается жаром, тремором рук, подергиванием конечностей и лихорадкой.

По мнению Е.Н.Проценко главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

1.Зависимость от компьютерных игр. 2.Интернет-зависимость. У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной (необходимость общения с единомышленниками, чаще компьютерными фанатами) и индивидуализированной.

Для людей с индивидуализированной формой зависимости характерным является нарушение основной функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность.

Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой.

Среди психологических можно отметить хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; проблемы с работой или учебой.

К физическим относят синдром запястного (карпального) канала; сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна.

Согласно этим исследованиям Subby R выделяет четыре стадии развития психологической зависимости от компьютера и компьютерных игр.

Степени зависимости.

В ходе сопровождения были выведены степени компьютерной зависимости:

1-я степеньувлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.

2-я степень — состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения — компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.

3-я степень — выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно — снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером — полная. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию, если клиент не получает помощи в течение длительного времени, так как пребывание за компьютером у консультируемых данной степени зависимости доходит до 16–18 часов в сутки.

4-я степень — клиническая зависимость. На данной стадии зависимости клиенту необходима помощь психиатра, психолог выполняет функцию диспетчера. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении, как при шизофрении.

О зависимости можно говорить только тогда, когда человек использует Интернет не меньше 1 года, и у ребенка присутствует не менее шести-семи опасных симптомов сетевой ЗАВИСИМОСТИ. А если же их не больше двух, то это не более чем увлеченность Интернетом.

Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: