III. Программа государственного экзамена




 

История дизайна, науки и техники

 

Тема 1. Дизайн. Основные понятия и определения

 

Основные черты эпохи развития деятельности проектирования. Возникновение термина. Попытки истолкования сути деятельности и термина ее обозначающего. Основные смысловые значения в определении понятия “дизайн”. Дизайн как процесс проектирования, результат проектирования, продукт проектирования. Современное определение термина. Виды дизайна.

Различные представления о дизайне сегодня. Дизайн и ремесло. Дизайн и искусство. Дизайн и декоративное искусство. Классификация дизайна по видам детальности. Отдельные аспекты дизайна: «Функция», «конструкция», «технологии», «форма», «образ» в дизайне. Различная природа образности в традиционных искусствах и дизайне.

 

Тема 2. Первые теории дизайна

 

Время зарождения специализированной деятельности проектирования. Массовое производство утилитарных изделий в индустриальную эпоху. Становление специфического вида проектирования. Идеи и имена в истории становления дизайна. Основные вехи формирования дизайна как самостоятельной профессиональной деятельности.

 

Тема 3. Ретроспектива технического развития и формообразования предметного мира доиндустриального общества.

 

Предметная среда как феномен человеческой культуры и как производная природопреобразующей деятельности. Потребности, мотивы и “технические” условия создания одежды, орудий труда, сооружений и утвари как функциональных конструкций. Антропоморфическая сообразность функциональной структуры создаваемых объектов предметной среды. Рождение форм соответствия функции и образа предметного объекта. Сложение основных категорий ценности, порождаемых в процессе воспроизводства предметной среды (польза, удобство, красота).

 

Тема 4. Дезинтеграция воссоздания предметного мира. Машинный переворот.

 

Рождение индустриальных способов создания элементов предметно-пространственной среды. Изменение способов и темпов передвижения и, соответственно, представлений времени и пространства. Разнообразие функциональных зон города и изменение состояния традиционной городской среды. Более демократический тип человеческих коммуникаций, рождение новых потребностей, новых символов среды. Начало технологизации образа жизни, новый состав и вид элементов пространства социальной и бытовой среды.

 

Тема 5. Научно-технический прогресс XIX века, открытия и изобретения.

 

Ранние буржуазные революции и зарождение капиталистических отношений. Изменение в познавательной ситуации. Наблюдательная астрономия и проблемы навигации. Появление опытного естествознания (механика Галилея). Основные положения теории Ньютона. Социальные последствия научной революции XVII века. Научные направления в «век Просвещения». Промышленная революция. Паровой двигатель. Новые принципы организации научных исследований. Техника и технологии ХIХ века. Структурно-функциональная схема раздела физики. Основные периоды развития науки и техники середины XIX и конца XX веков. Теория элементарных частиц. Теории относительности. Радиоастрономия. Новые отрасли науки созданные на рубеже тысячелетий. Промышленная революция конца XIX века. Научные и технические открытия (дискретность материи и электричество, радио, кино, воздухоплавание, автомобиль, телевидение и цветная фотография).

 

Тема 6. Первые всемирные промышленные выставки.

 

Первые всемирные промышленные выставки; инженерный и архитектурный стиль; эстетика Земпера, идеи Рёскина; Уильям Морис и движение «Искусства и ремёсла»; конец XIX века, первые теории дизайна. Взаимоотношения ремесел и промышленности в ХIХ в., бурный рост, технического прогресса. Промышленная выставка - 1851 года в Лондоне. Ремесленное и фабричное производство конца ХIХ в. Промышленность и искусство России конца XIX столетия. Русский инженерная школа.

 

Тема 7. Первые этапы интеграции искусства и техники.

 

Становление новых эстетических стандартов. Концепции дизайна как формы искусства. Культурно-ценностные функции дизайна. Бизнес и дизайн. Коммерческие ориентации дизайна. Идеи системного подхода в дизайне. Изменение идеологии потребительского рынка. Гедонистически мотивированный дизайн.

 

Тема 8. Особенности возникновения предпосылок протодизайна в России.

 

Особенности и основные этапы развития отечественной истории науки и техники. Становление истории науки и техники древней Руси. Социально-экономические особенности становления российской истории науки и техники. Формирование отечественной науки и техники. ХVIII век: петровские реформы и европеизация отечественной науки и техники. ХIХ столетие - «золотой век» русской истории науки и техники. Социально-экономическое развитие и крупнейшие научно-технические достижения ХIХ века. Особенности развитие естественных и гуманитарных наук в ХIХ веке.

 

Тема 9. Развитиерекламной графики и плаката в России конца XIX и начала XX века.

 

Рекламная графика в России. Реклам-конструкторы 1920-х годов. Рост промышленного производства и реклама. Рекламный плакат и другие прикладные рекламные формы: упаковка, этикетка, фирменные знаки и пр. Стилистика торгово-промышленных плакатов. Творческий дуэт: Маяковский - Родченко. Рекламная графика 60-х. Современная массовая визуальная культура и реклама.

Тема 10. Германский художественно-промышленный союз — Веркбунд.

 

Дизайн как производная сложного комплекса социально-экономических и культурно-эстетических факторов. Истоки зарождения концепций дизайна. Основные идеи теоретиков Германского Веркбунда. Традиции функционализма в теоретических концепциях дизайна.

Герман Матезиус, производственный союз “Веркбунд” /1907-1914гг./. “Модулор” Ле Корбюзье. Петер Беренс - отец индустриального формообразования. Фирменный стиль Всеобщей Электрической Компании АЭГ. Художественный авангард в Европе начала XX века. Группа «Де Стейл».

 

Тема 11. Баухауз — художественно-промышленная школа нового типа.

 

Социальные и творческие взгляды В. Гропиуса. Концепция подготовки проектировщиков в Баухаузе (единство творческих устремлений, сотрудничество специалистов разных профессий, социально-критический подход к проектированию, функционализм и честное отношение к материалу). Работы Баухауза веймарского периода (детская качалка П. Келлера, текстиль, керамика). «Хаус ам Херн» как первый образец нового метода проектирования («искусство и техника – новое единство»). Баухауз в Дессау. Идеи теоретиков Баухауза.

Методы работы отдельных преподавателей: В. Кандинского, П. Клее, Й. Иттена, Й. Альберса и других. Работы М. Брейера, В. Вагенфельда, М. ван дер Роэ. Социологизм позднего Баухауза. Роспуск Баухауза в 1933 году.

 

Тема 12. Отечественное производственное искусство.

 

Производственное искусство 1910-х — 1920-х годов в России. Идея «искусства-жизнестроения». Кризис в станковых искусствах в 10-е годы. Обращение станковистов к пространственным и проектным жанрам: контррельефам, проунам. Проектность русского литературы, социальных доктрин, гуманитарных наук в 10-е – 20-е годы. «Приказы по армии искусств» В. Маяковского, футуристическая поэзия. Аналитизм живописи кубофутуризма. Зарождение социологии, создание Института труда (А. Богданов), ИНХУКа и ГАХН, журнал «ВЕЩЬ». Создание и генезис ВХУТЕМАСа. Архитектурно-функционалистские, «вещнические» и дизайнерские идеи 20-х годов (А. Ган, Б. Арватов, А. Гастев, И. Тарабукин и др.)

Работы «производственников» 1920-х годов. В. Татлин и его место в искусстве ХХ века. Башня III Интернационала, Летатлин, сценографии В. Татлина, посуда, бандуры, печка и др. Стул из гнутого дерева — один из первых бионичных и «интерактивных» объектов. Сочетание в татлинском методе образного и рационального начал. Интегральность формы. Личность Татлина.

А. Родченко. Композиции 1910-х — 1920-х годов. Пространственные структуры 1920-х. Фотомонтажи и фотоиллюстрации. Сценографические работы. Реклама. Рабочий клуб, шахматный столик и проч. Типографика, фотография. Работы братьев Стенбергов: типографика, пространственное оформление, вагоны метро. Работы Г. Клуциса.

Дизайн и архитектура в России 1920-х годов. Проекты и постройки И. Леонидова, И. Голосова, К. Мельникова. Проекты Л. Лисицкого (типографика, выставки и др.).

 

Тема 13. Роль ВХУТЕМАС—ВХУТЕИН в развитии отечественного дизайна. Тема 14. Советский отдел на международной выставке в Париже 1925г.

 

Послереволюционное развитие дизайна в России. ВХУТЕМАС - 1920 г., ВХУТЕИН 1926-30 гг. Пионеры Советского дизайна В. Татлин, А. Родченко Л, Попова, Л. Лисицкий, братья Веснины и др. Особенности подготовки специалистов во ВХУТЕИНЕ. Причины прекращения деятельности ВХУТЕИНА. Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку "художников-мастеров высшей квалификации для промышленности". В 1926 году ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 года. В новом учебном заведении художественное творчество трактовали широкую сферу, включавшую и создание произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники. В целом подготовка специалистов во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе велась по трем направлениям: общественно- политическому, художественно-проектному и инженерно- творческому.

 

Тема 15. Стилеобразующие принципы Ар Деко.

 

Поиск нового стиля в Европе и Америке. Творчество Ван де Вельде, П. Беренса, Берн-Джонса, Развитие стиля “модерн”, группировка “Сецессион”. Влияние “модерна” на развитие строительства и архитектуры в России. Творчество Ф. Шехтеля, М. Врубеля, В. Васнецова, И. Билибина, С. Малютина и др. Арт-деко в Европе.

 

Тема 16. Становление коммерческого дизайна в США.

Возникновение американского дизайна в конце 1920-х годов, первой прагматичной модели-инструмента экономической эффективности. Экономический кризис 1929 года и его роль в развитии дизайна. Деятельность американских музеев по «привитию» дизайна. Стилевые особенности в европейском формообразовании в 30-е годы. Американская модель «дизайн для всех».

 

Тема 17. Пионеры промышленного дизайна США.

 

Ранний американский функционализм и чикагская школа архитектуры. Промышленный дизайн США 1920-30-х годов. Творчество архитектора Ф.Л. Райт в США. Феномен Р. Лоуи. История холодильника «Колдспот». Разработки локомотивов, автомобилей, оргтехники, радиоприборов и космического корабля. Г. Дрейфус.

 

Тема 18. Довоенный дизайн в Советском Союзе.

 

Индустриальное строительство и развитие транспортного дизайна. Основные тенденции развития дизайна в СССР в 30-е годы: Я.Гаккель Я. Мамин, Н. Бернштейн, С. Вальднер. И. Леонидов и др.

 

Тема 19. Советский дизайн первого послевоенного десятилетия.

 

Дизайн в СССР 40-50 годов. В.Самойлов “Победа” 1943 год. Особенности развития послевоенного дизайна в Европе и Америке. Органичный дизайн. Концептуальные поиски советских дизайнеров. Постановление Правительства СССР 1962 года “Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования”. Развитие системы художественного конструирования в СССР, ВНИИТЭ и его филиалы. Вступление СССР в ИКСИД в 1965году. Становление дизайнерского образования в нашей стране началось с воссоздания в 1945 году двух крупнейших старейших школ художественно-промышленной ориентации, основанных еще в прошлом веке графом С.Г. Строгановым и бароном А.Л. Штиглцем. В 60-х годах здесь зародились кафедры, а затем и факультеты промышленного искусства (дизайна).

 

Тема 20. Подъём экономики США и американский дизайн после Второй мировой войны.

 

Феномен и механизм действия американского коммерческого дизайна. Проблемы идентификации американского дизайна. Д. Нельсон: личность, книга «Проблемы дизайна». Работы Д. Нельсона и его бюро: конторская мебель, выставка «Промышленная эстетика США», павильон США в Монреале в 1967 году: концепция выставки.

Американский дизайн как эффективная рыночная и социальная модель. Философия и практика стайлинга. Система подготовки дизайнеров в США. Механизмы воздействия на потребителя. Характеристика общества потребления. Книга «Восстание масс» Ортеги-и-Гассета. Дизайн и социум. Прогнозы перспектив современного общества. Понятие «альтернативной цивилизации». Альтернативные движения в американском дизайне. «Хай-тек».

 

Тема 21. Послевоенный дизайн Великобритании.

 

Дизайн как третья культура (Б. Арчер). «Новый дизайн» в различных странах. Новый английский дизайн конца 1980-х 1990-х годов (интерьеры, мебель, миникомпьютеры, графика).

 

Тема 22. Послевоенный дизайн Германии.

 

Ульмская школа. Социологический и функционалистский метод Ульма. «Браунстиль». Мебельный и приборный стили "Браун". Влияние развеществленного образа брауновских проектов на мировой дизайн 1960-х – 1970-х годов. Новейшие явления германского дизайна, его тотальный характер. И. Маурер. Фирма «Лёве» и др.

 

Тема 23. Послевоенный дизайн Франции.

 

Государственная поддержка дизайна. Организации и журналы, продвигающие дизайн. Р. Талон: мебель, транспорт, фотоскульптуры, проект французского павильона в «Осаке-70» и др. Французский институт цвета, средовые работы. Функционализм и эстетизм французского дизайна. Связь с искусством авангарда.

 

Тема 24. Технические достижения и дизайн второй половины XX века.

 

Социальный и духовный кризис в Европе в шестидесятые годы и концептуальный дизайн. Старый и новый венский дизайны. Понятие «новая венская школа» (группы «Хаусрюккер», «Химмельб(л)ау»). Итальянские группы «Суперстудия», «Аркизум», «Мемфис», «Алхимия» и т.п. Классификация альтернативных моделей дизайна 1970-х годов. Характеристика их социально-творческих программ.

 

Тема 25. Итальянский дизайн: стиль «Оливетти».

 

Журнал «Домус». Д. Понти как теоретик и

практик дизайна, создатель «Домуса». Манифест Д. Понти 1965 года. Итальянская полиграфия. Подготовка дизайнеров в Италии в 1960-е – 1970-е годы. Фирма «Оливетти». Реформы А. Оливетти: социализм на отдельно взятом предприятии». Организация проектирования. Стиль «Оливетти». Сотрудничество «Оливетти» с М. Ниццоли, работы Э. Соттсасса и М. Беллини. Э. Соттсасс – лицо итальянского дизайна. Керамика, компьютеры, пишущие машинки, оргтехника, мебель, архитектурные и интерьерные работы. Гуманитарная и культурная проблематика творчества Соттсасса. Философия творчества. Письмо Э. Соттсасса «Потому что опоздал самолет». Стиль «Мемфис».

М. Беллини. Мебель для интерьеров («развеществленные» мебель и бытовые приборы), конторское оборудование. Концепт-кар «Кар-а-сутра».

Обзор отдельных явлении итальянского дизайна. Работы Д. Джуджаро, А. Манджаротти, А. Кастильони, А. Мендини, М. де Луки, А. Бранци и др.

 

Тема 26. Дизайн скандинавских стран.

 

Протестантская этика. Алвар Аалто и его социально-творческие концепции. Философия вещей в работах 30-х годов: мебель, рельефы, светильники. Связь с философией социума, чувство материала. Финский дизайн как философская и теоретическая модель. Т. Сарпанева и «органические» проекты: посуда, стекло, текстиль. Т. Вирккала: «дизайнер должен иметь глаза на кончиках пальцев». Методология проектирования бытовых предметов («методология создания непреходящих ценностей»). Проекты стекла, фарфора; инструменты Т. Вирккалы. Человеческое содержание финского дизайна. Дизайнер и традиции быта, дизайн и современные технологии на примере финского дизайна. Понятие «финского офиса», его внесословная и социальная направленность. Сочетание функционализма, этики и метафорической образности в финском дизайне.

 

Тема 27. Феномен японского дизайна

 

Изучение мирового опыта и возобновление собственных ремесленных традиций. Взгляды на традицию и методику дизайнерского творчества К. Экуана. Его работы для фирмы «Ямаха» и пр. Японская модель организации дизайна: сочетание государственного регулирования и общественного интереса. Подготовка дизайнеров в Японии, круг изучаемых предметов. Культурная и эстетическая наполненность японского дизайна. Философия японского дизайна. Теоретические основы японского дизайна. Концептуальные разработки последних лет (жилище, предметы, средства транспорт). Глобалистские устремления японских дизайнеров. Сочетание национальной культурной традиции и интернациональных черт.

 

Тема 28. Отечественный дизайн конца XX века.

 

Дизайн визуальных коммуникаций 60-80-х годов. ВНИИ технической эстетики в истории отечественного дизайна. Инженерное проектирование и теория художественного конструирования. Художественное проектирование как альтернативное направление отечественного дизайна.

Художественное проектирование». Проекты Сенежской студии: ТУ - 144, Музей Пушкина, Музей Революции, церковь Спаса на Ковалеве поле, Олимпиада-80 и др. Проекты Старого города в Баку, выставка «Художники – народу», музей Г. Тукая, культурный центр «Космос». Появление концептуального дизайна в конце 1970-х годов. Концептуальный дизайн. Экспо-дизайн Е. Богданова и И. Березовского, А. Власовой и др.

Отечественный печатно-графический дизайн 1970-х — 1990-х годов. М. Аникст. Б. Трофимов, А. Троянкер, М. Жуков, И. Березовский и др.

 

Тема 29. «Хай-тек» - стиль высоких технологий в дизайне

 

Стиль высоких технологий «Хай Тек» и стиль «Мемфис». Российский дизайн в период становления рыночных отношений. Дизайн в системе социально-экономического и общественно-политического развития общества. Основные структуры дизайнерских служб зарубежных стран и тенденции их развития.

 

Тема 30. Новые направления в современном дизайне

 

Поп-культура и поп-дизайн. Исторические рамки возникновения поп-культуры и наиболее известные ее представители. Поп-дизайн как часть поп-культуры. Эксперименты с новыми материалами и дизайн – утопии. Постмодерн и его влияние на дизайн.Мировоззренческая природа постмодерна. Отражение идей постмодерна в искусстве ХХ века. Особенности радикального дизайна и анти-дизайна.

Экологические тенденции в дизайне. Дизайн и будущее.

 

Теория дизайна

 

Тема 1. Социокультурные функции прогноза и проекта

 

Системный подход в дизайне. Практическая форма реализации системного дизайна. “Дизайн-программа” и ее структура. Содержание и назначение проблемно-целевого, концептуального, организационного и проектного блоков. Структура методов решения проектных задач: художественное моделирование, структурно-функциональный анализ, социологические исследования, построение семиотических моделей, режиссура социо-культурных процессов.

 

Тема 2. Виртуальная реальность. Происхождение и содержания понятия

 

Материальный предметно-пространственный мир цивилизации. Классификация видов объектов предметно-пространственной среды материального мира цивилизации. Противоречивость признаков естественного и искусственного в предметно-пространственных формах материального мира цивилизации.

Структура вещественной природы материального объекта: предмет, конструкция, функция, форма, образ. Художественно-образная интерпретация материально-чувственных компонентов структуры материального объекта. Эмоционально-чувственные приоритеты в восприятии образа вещественной природы материального объекта.

 

Тема 3. Основные понятия семиотики

 

Содержание понятия семиотики. Объект дизайн-проектирования как художественный образ. Семиотические контексты художественно-образных категорий «содержание» и «форма» в деятельности дизайн-проектирования. Семиотика формы в функционально-предметной, конструктивно-пластической и фактурно-пластической составляющей материального вида объекта дизайн-проектирования.

Материаловедение

 

Тема 1. Основные понятия материаловедения (материал, текстура, цвет, фактура)

 

Функции материала в формах образования предметной среды цивилизации. Материал как основа создания искусственных конструктивных структур. Значение знаний о свойствах и характеристиках материалов в истории культуры. Продуктивность корреляции между свойствами новых материалов и новыми конструктивными и технологическими решениями.

Определение понятий «конструкционные» и «декоративные» материалы. Природное происхождение конструкционных материалов и формы их использования в истории цивилизации. Виды декоративных материалов. Виды культурных потребностей в декоративных материалах и формы их использования.

 

Тема 2. Эстетические свойства материалов и их роль в дизайне

 

Концептуальное понимание свойств материала как способ продуктивного овеществления ключевых идей проекта. Роль профессионального знания характеристик и свойств материалов в дизайн-проектировании.

Требования к характеристикам и свойствам конструкционных материалов и виды их классификаций по формам применения. Виды требований к свойствам декоративных материалов. Классификация форм применения декоративных материалов в создании предметной среды цивилизации.

 

Тема 3. Классификация и основные свойства художественных материалов

 

Характеристики структуры и показатели свойств материалов. Виды структур материалов. Методы оценки структурных характеристик материалов. Виды физических свойств материалов. Виды свойств и состояния материалов при различных формах физического воздействия на них. Виды эстетических характеристик материалов. Методы оценки вещественно-эстетических свойств материалов.

Определение стандартизации. Категории государственных стандартов. Система нормативных документов - СниП. Методы стандартизации. Модуль как условная единица измерения. Выделение групп материалов на основе единых классификационных признаков по видам сырья и функциональному назначению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: