Благовестие Деве Марии (Лк. 1,26-38)





Некоторые толкователи этого фрагмента вспоминают благовестие в раю (Быт. 3,15) – протоевангелие. "Семя жены": 1. Дева Мария; 2. Семя Авраамово, весь человеческий род. 3. Христос, Сын Божий, Сын Человеческий, Царь, Пророк, Первосвященник.

Ко времени пришествия Христа опасно было даже говорить о Мессии, говорили просто "грядый" – "идущий". Некоторые смотрят на ВЗ не только как на подготовку принятия Мессии, но как на постепенное снисхождение Сына Божия в мир. В целом иудеи сохранили первоевангелие в раю и вырастили Деву из Назарета. Конечно, Лк. отталкивался от ВЗ, но говорить о языческой примеси было нельзя, т.к. язычники смотрели на брак, как на зло, у иудеев же брак свят. 6-й месяц – т.е. спустя 6 месяцев после благовестия о рождении Иоанна Крестителя. Блж. Августин, говоря о времени рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа: "Зачатие Иоанна Крестителя было после весеннего равноденствий, а рождение – после летнего равноденствия, когда дни начинают уменьшаться, благовестие Иисуса Христа было после весеннего равноденствия, а рождение – после зимнего, когда дни начинают увеличиваться.

Место благовестия – Назарет (колено Завулоново). Назарет – "тростник, отрасль". Мария – "госпожа". Мария формально была замужем. Иосифу по восточному преданию было около 80 лет. Предание говорит, что Мария дала обет ещё в Иерусалимском Храме. Об этом говорит апокрифическое евангелие Иакова. По еврейским закона, обручение длилось 1 год. Расторгнуть обручение мог только развод. Если обрученный умирал, то девица оставалась вдовой. Обет девства у евреев можно было давать. Этот обет мог аннулировать или отец, или муж в отношении дочери или жены соответственно.

Иосиф знал об обете, но не аннулировал его. Мария должна была быть обрученной, чтобы избавиться не только от нарекания, но и от побиения камнями со стороны правоверных иудеев. Толкователи говорят, что после обручения Иосифу Мария сразу была обручена Святому Духу, чтобы стать Матерью Господа. Мария происходила из царского рода Давида, но была бедна, жила в простой семье плотника.

Мф. 1,18 – "прежде, нежели сочетались они" – подтверждение того, что обручение длилось 1 год.

После 28 стиха Евангелист лука дает приветствие Деве Марии, которое несет в себе нечто неопределенное для Богородицы, что дает ей повод вступить в диалог с Ангелом.

"Радуйся благодатная", т.е. радуйся, исполненная различных духовных дарований. Таких слов больше нигде в Библии нет. "Господь с тобой" – есть повторение этих слов в книге Судей. "Благословенна Ты в женах" – этих слов также нет нигде в Библии. Слова говорят о превосходстве Девы Марии. Богородица смутилась – это признак некоего замешательства, неловкости, смущения. "Она трепетала чистым страхом", – сказал свт. Филарет (Дроздов). Реакция Богородицы – это движение смиренной души. Ангел проникает в душевные размышления Марии и успокаивает Её: "Не бойся" – признак испуга. "Обрела благодать". Интересное словосочетание, т.к. благодать – безвозмездный дар, а "обрела" – признак избрания Богородицы. Т.е. Святой Дух не насильно очищал Богородицу для принятия Святаго Духа, Она сама обрела, сама старалась.

Ис. 7,14 – "Эммануил" (С нами Бог), у Лк. – "Иисус" (Иегошуа – Бог спасения). У Мф. говорится о спасении от греха, т.е. о приближении к Богу. Т.е. цель спасения – обрести своего Бога, т.е. чтобы Бог был свой.

Далее даны божественные свойства Младенца. Сравнивая эти качества с качествами Иоанна Крестителя, можно говорить, что Иисус Христос выше Иоанна Крестителя, т.к.

1. И.Х. называется великим. Величие же Иоанна Крестителя только пред Богом, а ИХ Сам по Себе велик по Своему Божеству.

2. ИХ называется Сыном Вышнего, чего нет об Иоанне Крестителе.

3. Подчеркивается вечное царское достоинство ИХ. Подобное говорится во 2Цар. 7,12-19 – обетование Бога Давиду. Иудеи относили эти слова и к Мессии. Царство Давида было не вечным, а конечным, поэтому ВЗ-е Царство Давида – прообраз царства Христова.

"Воцарится над домом Иакова" – дом Иакова – все дети Авраама, духовный Израиль (по ап. Павлу), который не будет иметь конца.

"Как это будет, когда я мужа не знаю?" – это и вопрос, и утверждение. Мария хотела узнать, не изменилась ли воля Божия в отношении её обета.

35 стих. Ангел объясняет Марии, что рождение будет безмужним и будет сверхъестественным. "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя". 2 т.зр.

1. Во фразе есть параллелизм, когда одна фраза говорит о факте, другая – поясняет первую, т.е. "Сила Вышнего" – воплощение; "Дух Святый" – приготовление.

2. Не надо понимать под "Духом Святым" 3-е лицо Святой Троицы, это некая творческая сила.

3. Объединяя 1 и 2 т.зр. получаем участие всех лиц Святой Троицы в деле воплощения Логоса.

"Осенит" – покроет или даже окружит – поможет зачать Христа. Фраза "осенит" напоминает о начале творения мира Богом, когда он совершал творческую деятельность (фраза "Дух Святой носился (покрывал, согревал теплом, высиживал, как курица высиживает цыплят) над водами"). Во время зачатия не было изменения естества Богородицы. Господь принял обычную человеческую плоть.

Наименования Христа:

1. Он – Сын Божий.

2. Сын Вышнего.

3. Сын Человеческий (позже).

Все три наименования относятся к человеческому естеству. Интересно, что Христос часто называл Себя Сыном Человеческим, а апостолы и ученика никогда не называли Его так, зная, что Он – Бог.

36-37 стихи. То, что говорил ангел (воплощение) – это непостижимая тайна. Это тайна Божия, непостижимая для человека, поэтому Ангел ожидает согласия от Марии. Чтобы укрепить Марию, Ангел указывает на Елизавету. Елизавета – родственница Марии, они – дочери двух сестер.

37 стих – гебраизм, значит точно исполнится слово Божие.

38 стих. "Раба" – это значит не рабское подчинение (лишенное свободы). В ВЗ рабами назывались те, кто посвящали себя на особое служение Богу. Некоторые были предызбраны Богом для особого служения. В этом месте говорится о согласии, преданности Марии. Даже в тайне Божией требуется согласие, соединение 2-х воль: Божественной и человеческой.

"Да будет мне по слову Твоему" – слова, с которых и произошло слияние двух воль, вочеловечение Бога Слова. Именно Лука, как человек просвещенный, человек тогдашней науки, более всех Евангелистов вникает в глубину вочеловечения. Поэтому он очень чисто и ясно передает обстоятельства воплощения Христа. В итоге воплощение – это тайна.

Посещение Марией Елизаветы. Лк. 39-56. "Взыграл младенец" – Лука знал, как врач, что дети могут биться и переворачиваться во чреве матери. "Исполнилась Св. Духа" – здесь ничего нельзя добавить. Лука передает только то, что слышал, ничего не добавляя. Песнь Марии. Параллель – 1Цар. 2,1-10 – хвалебная песнь Анны, матери Самуила. Обе песни похожи. Что это значит? Скорее всего при откровении Святаго Духа такие сходства возможны. Кроме того, сходства – минимальны, а отличия весьма велики: песнь Марии смиренна, она благодати Бога, её радость – радость всего мира. У Анны – это ликование победы над врагами, это личная радость, это основное отличие. Песнь Марии – завершение ВЗ-х пророчеств о Мессии. Во всех ВЗ-х пророчествах говорится о Мессии в будущем времени, у Марии – в настоящем. В Ев. Иакова есть упоминание посещения Марией Елизаветы, но опущены речи. Считают, что Иаков опустил эти речи, т.к. они есть в Ев. от Луки.

39 стих. Мария почувствовала важность того, что происходит, и у неё появилось сильное желание поделиться радостью. Обычно жена делится радостью с мужем. Но Мария не открылась Иосифу. Толкователи считают, что Мария пошла в Горняя потому, что сам Ангел указал Марии на Елизавету. Другие говорят, что Мария хотела удостовериться в словах Ангела. "Воставше" – гебраизм.

В 39 стихе не указан город, куда пошла Мария. От Назарета до Иерусалима 4 дня пути. Интересно, что обрученные девушки никогда не путешествовали в одиночку. Очевидно, Иосиф не ходил с Марией. Так или иначе "град Иудов" – это Иудея. Во времена Луки все знали этот город, и не было нужды говорит о нем подробно. Лука не указывает город точно. Есть мнения по этому поводу.

1. Город Иутта. Недалеко от Хеврона. Колено Иудино. Это небольшой священнический город. Это достаточно древнее мнение. В этом городе по приказу царицы Елены в начале IV века был построен храм в честь Рождества Иоанна Крестителя. В этом случае наши переписчики, возможно, допустили ошибку, что маловероятно.

2. Хеврон, колено Иудино. Талмуд утверждает, что в этом городе жили Захария и Елизавета.

3. Иерусалим. Но он – столица всего Израиля.

4. Деревня под Вифлеемом "Бет-Захария".

5. Деревня под Иерусалимом "Аим-Карим", здесь находятся 2 монастыря: наш Горненский и католический. Там показывают развалины дома Захарии и Елизаветы и камень, с которого проповедовал Иоанн Креститель.

40 стих. Мария не стучала, но просила войти. Она вошла как родственница и приветствовала Елисавету обычными словами того времени "Шалом" – "Мир".

"Взыграл" – есть мнения:

1. Неожиданное появление Марии заставило взволноваться ребенка.

2. Причиной движения младенца явилась внутренняя причина, действие Святаго Духа.

42-45 стихи. Это речь Елизаветы. Елизавета приветствовала Марию по вдохновению, и приветствует не просто как родственницу: Мария стоит выше всех жен (это повторение слов Ангела). "Благословен плод чрева Твоего" – Елизавета дает понять, что она знает о радости Марии.

43-44 стихи. Елизавета вопрошает Бога, за какие дела Бог избрал ей, чтобы видеть Мать Мессии. 44 стих. Елизавета говорит, что это происходит по наитию свыше. Ребенок происходит взыграл, приветствуя Марию, и Елизавета в этот момент всё поняла о Марии. Дух Святый в этот момент открыл ей тайну.

45 стих. "Уверовавшая" – может быть это сказано Елизаветой в противовес неверия её мужа Захарии.

46 стих. "И сказала Мария". Лука не указывает на то, что Мария исполнилась Святаго Духа. Возможно, она постоянно была исполнена Святаго Духа.

"Величит душа". Душа – центр человека (психи – греч.), основа его индивидуальности. "Возрадовался дух". И через душу, и через дух (и тело) человек вступает в общение с Богом. "Господа" – подчеркивается власть Бога Вседержителя мира. "Спасителе" – Бог устраивает спасение Израилю, возвеличивает Богородицу. "Призрел на смирение" – Две т.зр.:

1. Добродетель смирения – это древняя т.зр. Но неужели Богородица выставляла Своё смирение?

2. Богородица говорит о своей безвестности и бедности.

"...отныне будут ублажать..." – это сказано в состоянии вдохновения, это пророчество о Себе Самой. Дух Святой ей открыл это. Далее Мария переходит опять к Богу и прославляет Его 3 Божественных свойства:

1. Всемогущество. "Яко сотвори Мне величие Сильный". Богородица поняла, что только всемогущий Бог может сотворить безмужнее воплощение Бога Слова. Бог сотворил неслыханное. Божие величие.

2. Святость – ...и свято имя Его. Богородица, воспитанная на иудейской традиции, знала о святости Бога, но эту святость Мария почувствовала сама. Это её личный опыт. "Имя Его" – гебраизм (см. раньше,

3. Милость. "И милость Его в роды родов". Мария говорит не только о Её роде, но и о "боящихся Его".

51-52 стихи. Слова означают переворот, который свершится с приходом Мессии. Здесь речь идет о промышлении Божием. "Сотвори державу мышцею Своею" – гебраизм, означает силу Божию, Всемогущество. "Расточи гордыя мыслию сердца их". Во все времена были и гордые, и смиренные. Бог, как Вседержитель, рассеивает гордых людей, когда они строят свои гордые планы. Сердце человека – центр жизни и центр желаний человека. "Алчущих исполнил благ...". Тот, кто духовно жаждет, Бог насыщает, а тот, кто не видит духовной своей нищеты, тех Бог и не наделяет дарами. "Восприял Израиля..." Вновь Мария благодарит Бога от лица Израиля. В стихе говорится, что Бог был всегда верен Своим обетованиям. И вот пришло время вспомнить или исполнить Свои обетования.

56 стих. "Три месяца". Здесь, как историк, Лука точен. Это время, когда пора родить Елизавете (6+3). Лука ничего не говорит о том, присутствовала ли тогда Мария в доме Елизаветы. Точки зрения об этом расходятся.

Рождение Иоанна Крестителя и хвалебная песнь Захарии (Лк. 1,57-80).

57 стих "Настало время".

1. Исполнилось предсказание Ангела.

2. Исполнилось 9 месяцев – время образования плода в утробе.

3. Несмотря на старость, Елизавета родила и родила нормально.

58 стих. Родственники радовались вместе с Елизаветой и Захарией, потому что Господь помиловал их.

59 стих. Обрезание соединялось с наречением имени. Обрезание: (Быт. 17 гл. – Авраам и Левит – Моисей) – это печать принадлежности к религиозному обществу. Обрезывали по закону на 8-й день (7 дней означали временную жизнь человека на земле, а 8-й день – день начала духовной жизни человека) или max в 12-й день. Обрезание совершал обычно глава семейства. Это большой праздник для семьи. Наречение имени. Обычно иудеи называли по имени отца или известного родственника.

60 стих. Елизавета была против имени "Захария". Возможно, Захария сказал жене знаками о явлении Ангела.

61 стих. В поколении Захарии не было таких, кого бы звали Иоанн.

62 стих. "Знаками" – по всей вероятности это знаки на дощечке (письменные знаки). Это признак того, что Захария был глухонемым. Это древняя т.зр.

63 стих. Использовали дощечки, покрытые воском или мастикой, и стило. Как только он написал "Иоанн", тотчас его уста и слух разрешились. Захария говорит, что "Иоанн" – это имя уже дано сыну Богом, т.е. Иоанн Креститель уже наречен.

64 стих. Разрешение уст Захарии укрепило его веру. "Славословил Бога" – это или обычные слова благодарности, или начало славословия, хвалебной песни Захарии.

65 стих. Иудеи боялись, ибо считали, что явления мира духовного предвещают смерть.

66 стих. "Положить в сердце" означает запомнить и периодически возвращаться к запомненному.

"Рука Господня" – Сила Господня, покровительство Иоанну Крестителю Это антропоморфизм.

67 стих. В ответ на гадания родственников относительно родившегося Захария произносит пророческую хвалебную песнь, кот. делят на 3 части:

1. 68-75 стихи – прославление Бога за Его промысел об Израиле.

2. 76-77 стихи – пророчество о своем сыне, как предтече Мессии.

3. 78-89 стихи – приход Мессии.

68 стих. Слова, часто встречающиеся в Псалмах. "Избавление" – это выкуп человека, попавшего в плен.

69 стих. Речь идет о Мессии – "Рог спасения в дому Давида" – в роде Давида. Пс. 131-17 – параллель, в кот. говорится о роге жертвенника. Рог жертвенника – это символ силы Божией. Если преступник брался за рог жертвенника, то его уже не трогали.

70 стих. "От века", 2 т.зр.:

1. или от создания мира, от Адама;

2. или от Авраама, от начала Иудейского народа.

71-72 стихи. Захария благодарит Бога за исполнение обетований, благодарит за приход Мессии, за спасение (от язычников, от римлян, от своих тиранов (Ирод) или, что скорее всего, от духовных врагов, от страстей, от диавола). Т.е. Захария показывает духовное спасение через физические победы. Так делали ВЗ-е пророки.

73 стих. "Клятва" – снисхождение Бога к человеческим обычаям. Бог не может быть неверным (для этого и существует клятва).

75 стих. Пришло время, когда потомки Авраама могут свободно служить Богу. Здесь говорится о духовной свободе от страстей. "В святости и правде" – это и нравственная, и юридическая служба. "Во все дни наши" – непрерывность.

76-77 стих. Это пророчество, которое сходно с пророчествами Ис. и Мал., которые тоже пророчествовали об Иоанне Крестителе. Захария говорит о том, что Иоанн будет пророков (а не Сыном) и предыдет пред лицем Всевышнего – означает ещё и исправление ложных представлений о Мессии. как завоевателе.

78 стих. И Ин. Креститель, и Восток свыше посетили нас по милосердию Божию. "Восток свыше": 1. Бог посетил нас, подобно восходящему светилу с востока. Так, правда, Бог в ВЗ никогда не называется (солнцем), но пророки говорят иногда о востоке, как о свете. Т.е. Христос должен освещать ночь нашей неправды. 2. "Восток свыше", т.е. с небес, из недр Отца.

79 стих. "Сидящий во тьме" – тьма нравственного отчуждения от Бога. Т.е. "просветить" – это значит рассеять тьму, научить людей Боговедению. Это гебраизм. "Направить ноги" – тоже гебраизм, означает действенное служение Богу. "Ири,ни" – греч. состояние без греха. Т.е. "путь мира" – это мир в результате безгрешного состояния души.

80 стих. "Возрастал и укреплялся духом":

1. Физическое и духовное нормальное развитие ребенка.

2. Дух – это Дух Святой.

"И был в пустынях" – духовное развитие не было обременено человеческим влиянием или это историческая заметка Луки. В древности показывали развалины церкви, которая была построена над пещерой Иоанна Крестителя. Есть 3 т.зр.

1. Иоанн Креститель сам ушел в детстве в пустыню

2. Во время гонений Ирода Елизавета с ребенком убежала в пустыню

3. Иоанн Креститель был связан с ессеями и поэтому пребывал с ними в пустыне.





Читайте также:
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.033 с.