Основания назначения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград




Введение

Уголовный кодекс Российской Федерацииопределяет наказание как меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

С помощью наказания государство принуждает лицо, совершившее преступление, к законопослушному поведению, соблюдению уголовно-правовых запретов.Наказание носит публичный характер, т.е. назначается от имени государств и применяется в интересах всего общества.

Все наказания, предусмотренные уголовным законом, могут быть классифицированы по определенным признакам: по способу назначения; по субъекту, к которому они применяются; по возможности определения срока; по характеру воздействия, оказываемого на осужденного при их применении.

По способу назначения наказания подразделяются на три группы: 1) основные; 2) дополнительные; 3) такие, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.

Основные наказания - это наказания, которые назначаются самостоятельно и не могут быть присоединены к другим наказаниям.Дополнительные - наказания, которые назначаются лишь в дополнение к основным и самостоятельно назначаться не могут.

Как справедливо заметил В.П. Мосиенко, значение деления наказания на основное и дополнительное заключается в установлении широких пределов индивидуализации наказания, обеспечения избирательности воздействия на преступника с учетом как характера и степени общественнойопасности совершенного преступления, так и личностных свойств виновного[1].

Наука уголовного правауделяет значительное внимание исследованию основных видов наказания, что вполне объяснимо, поскольку именно с их помощью главным образом осуществляется уголовно-правовое воздействие на лиц, совершивших преступления. В то же время назначение и исполнение дополнительных видов наказания также имеет немаловажное значение для решения задач уголовного законодательства и достижения самой цели наказания.

Согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ дополнительным наказанием является лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Более того, данный вид наказания единственный в УК РФ применяется только в качестве дополнительного.

Ст. 48 УК РФ более полно раскрывает этот вид наказания: «При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград».[2]

В уголовно-правовой науке сложилось мнение, что данный вид наказания остаётся слабо востребованным на практике вследствиенедостаточно разработанных рекомендаций по его назначению и исполнению. Представляется необходимым рассмотреть этот вид наказания более подробно, выявив его сущность и содержание, основные признаки и особенности.

Основания назначения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

В уголовно-правовой науке закрепилась позиция, что такой вид наказания как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, тесно связан с государственной службой. По сути, в данном виде наказания можно выделить 5 отдельных видов, а именно: 1) лишение специального звания; 2) лишение воинского звания; 3) лишение почетного звания; 4) лишение классного чина; 5)лишение государственных наград. И почти все названные виды являются производными от государственной службы.

Данный вид наказания можно отнести к специальным видам, поскольку применяется он к специальным субъектам - к виновным, которые имеют звания, классные чины либо государственные награды, присвоенные им в связи с профессией либо занимаемой должностью.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть назначено виновному в дополнение к основному наказанию при осуждении его за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Согласно ст. 15 УК РФ, тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а особо тяжкими - умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Рассматриваемый вид наказания не указан в санкциях статей Уголовного кодекса РФ, но согласно его содержанию спектр применения этого вида наказания довольно широк - он может применяться по 119 статьям Особенной части УК РФ. Суды обычно назначают наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в случаях, когда возникает очевидная несовместимость порицаемого обществом преступления и лица, его совершившего, с одной стороны, и официального признания его заслуг в прошлом, с другой.

Будучи дополнительным, рассматриваемый вид наказания следует не только общей цели наказания вообще - охране общества от преступных посягательств, но и способствует рационализации системы уголовных наказаний,ее гибкости, приспособления к особенностям совершаемых преступлений и личности преступников, оптимизации уголовно-правовой охраны общества от преступлений.

Главным в этом наказании являются не столько карательные элементы, сколько его воспитательная сторона. Основным элементом в содержании наказания является официальное нравственное порицание осужденного, умаление его прошлых заслуг, чести и достоинства, дополнительным - лишение льгот и преимуществ.

Относительно сущности дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в юридической литературе имеются различные мнения. Так, например, С.В. Полубинская считает, что сущность данного наказания заключается в моральном воздействии на осужденного и лишении его определенных льгот и преимуществ, установленных для лиц, имеющих специальное, воинское, почетное звание, классный чин либо награжденных орденами и медалями.[3]

В.Н. Петрашев, А.Э. Жалинский полагают, что данный вид наказания предполагает психологическое воздействие на осужденного, которыйлишается знаков отличия, полученных за прошлую деятельность и, как правило, значимых для него.[4]

В.А. Уткин и А.И. Зубков придерживаются мнения, что наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград призвано оказать моральное и предупредительное воздействие на виновного и иных лиц.[5]

Так или иначе, рассматриваемый вид наказания применяется не ко всем осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления, а только к определенному кругу лиц, имеющему звания, чины и привилегии. Как правило, это граждане, состоящие или состоявшие на государственной службе.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации –«вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации… на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации…по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственныхорганов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу… и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации»[6].

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» система федеральной государственной службы включает в себя три вида государственной службы: федеральная государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.

Согласно ст. 13 ФЗ № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины.[7]

Установление соответствующих званий, классных чинов и государственных наград, а также определение порядка их присвоения и награждения, описание правового статуса лиц, обладающих упомянутыми отличиями, регламентируется в специальных законодательных и некоторых подзаконных нормативных актах.

Военнаяслужба – «особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в ВооруженныхСилах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях».[8]

Правоохранительная служба – «вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины».[9]

Согласно ст. 13 ФЗ «О системе государственной службы РФ» лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда.

Раскроем понятия, которые составляют содержание ст. 48 УК РФ.

1) К специальным относятся звания, которые присваиваются в соответствии с законодательством РФ гражданам, проходящим службу в правоохранительных органах, осуществляющих, как правило, властные функции: Министерство внутренних дел РФ (МВД России), Федеральная миграционная служба РФ (ФМС России), Государственная фельдъегерская служба РФ (ГФС России), Федеральная служба исполнения наказаний РФ (ФСИН России), Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России), Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Государственная противопожарная служба МЧС России.

Не относятся к специальным званиям ученые звания (например, старший научный сотрудник, доцент, профессор), ученые степени (кандидат наук, доктор наук), а также звания, носящие квалификационный характер, например, профессиональные квалификационные звания (токарь 3-го разряда, слесарь4-го разряда и т.п.) и спортивные звания (кандидат в мастера спорта, мастер спорта и т.п.).

2) Классные чины - это особые звания, присваиваемые государственным служащим, занимающим государственные должности, в соответствии с которыми определяются должностное положение и место в служебной иерархии работников, определенные права и обязанности этих лиц.

Гражданам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы присваиваются классные чины гражданской службы в соответствии с Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим».

Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 г. № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов в соответствии с присвоенными классными чинами юстиции» установлено, что лицам, замещающим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции РФ, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной регистрационной службе, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при ВС РФ и управлениях (отделах) Судебного департамента при ВС РФ в субъектах РФ, квалификационным требованием к которым является юридическое образование, присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью классные чины юстиции.[10]

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1371 «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами» для дипломатических работников устанавливаются дипломатические ранги.

Служащим органов прокуратуры в соответствии с законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1присваиваются классные чины от младшего юриста до действительного государственного советника юстиции.

3) Воинскими являются звания, перечисленные в ст. 46 ФЗ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». Они подразделяются на войсковые и корабельные звания. Войсковые - от рядового до генерала армии, корабельные - от матроса до адмирала флота, в каждой группе по 19 воинских званий. Высшим воинским званием является Маршал Российской Федерации. К воинскому званию военнослужащего, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова: «юстиции» или «медицинской службы».

Высшие воинские и высшие специальные звания присваивает Президент России. Такими являются звания генералов, адмиралов, маршалов РФ, а также аналогичные специальные звания, например, действительный государственный советник юстиции, генерал-майор милиции и т.п. Остальные воинские и специальные звания присваиваются руководителями министерств и ведомств, а также нижестоящими должностными лицами.

Следует иметь в виду, что в качестве меры наказания может быть применено только лишение воинского или специального звания, но не снижение в звании.

4) Государственные награды РФ определяются в Положении о государственных наградах, утвержденном Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442, как высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

На уровне Закона Российской Федерации Верховный Совет до октября 1993 г. учредил и ввел в действие три награды: звание Героя Российской Федерации со знаком особого отличия - медалью «Золотая Звезда», медаль «Защитнику свободной России» и юбилейную медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».

Все другие современные государственные награды России имеют уровень президентских указов.

Государственными наградами РФ являются: звание Героя Российской Федерации, ордена «За заслуги перед Отечеством», Жукова, Мужества, «За военные заслуги», Почета, Дружбы, военные ордена Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, а также другие ордена, медали и знаки отличия.

5) Положение о почетных званиях РФ утверждено Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341. Почетные звания РФ присваиваются Президентом РФ за особые заслуги, в целях поощрения граждан за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд. К числу таких званий относятся, например, звание народного артиста, заслуженного врача, заслуженного юриста, заслуженного деятеля науки и т.д.

Почетные звания могут также присваиваться соответствующими должностными лицами субъектов РФ.

Поскольку Российская Федерация является правопреемницей СССР, то звания, ордена и медали Советского Союза, присвоенные Президиумом Верховного Совета СССР либо Президентом СССР, также являются государственными наградами.

Действующее уголовное законодательство не закрепляет каких-либо норм, касающихсяне исполнения осужденным приговора суда в части назначения ему наказания в виде лишения государственных наград (например, если осужденный продолжает носить государственные награды или указывает в официальных документах утраченное почетное звание), что, безусловно, является недостатком, который следует устранить.

Уголовным кодексом РСФСР 1960 г. и ранее действовавшими кодексами был установлен разный порядок лишения званий и наград в зависимости от того, каким органом они присвоены. Так, суд не вправе был самостоятельно лишить осужденного воинского, специального или почетного звания, присвоенного Президентом РФ, либо государственной награды, которой лицо удостоено Президентом РФ. Это касалось также званий, которые присваивались ранее существовавшими высшими органами власти и управления и высшими должностными лицами СССР, РСФСР и РФ (Президент СССР, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР).

Признав, что лицо вследствие совершения преступления недостойно носить соответствующее звание или награду, суд после вступления приговора в законную силу направлял в аппарат Президента РФ представление о лишении осужденного соответствующего звания или награды. Решение принимал Президент России. Он лишь уведомлял суд о принятом решении.

В научном сообществе предлагалось изменить законодательство и «предоставить суду право лишать осужденных всехзваний, чинов и наград, что и было сделано с принятием Уголовного кодекса 1996 г.»[11]

В настоящее время суд вправе самостоятельно по приговору лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственной награды, независимо от того, какой орган или какое должностное лицо присвоили это звание, чин или удостоили награды.

Российский суд не вправе лишать осужденных наград, которыми они были награждены соответствующими органами иностранных государств, а также международными органами. Такое ограничение действует и в отношении наград, присвоенных какими-либо органами государств - бывших союзных республик, входивших в состав СССР. Это касается также званий, чинов и наград, присвоенных в этих республиках до распада СССР.

Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней и ученых званий. Ученая степень и ученое звание даются за научные заслуги. Их лишение возможно лишь, если будет установлено, что таких заслуг лицо не имеет, а ученая степень или ученое звание присвоено по ошибке. Суд не может судить о научных заслугах. Эта функция возложена на Высшую аттестационную комиссию, которая может лишить такой степени или звания за плагиат, то есть в случае, если будет установлено, что при подготовке диссертации лицо использовало без ссылки чужие труды.[12]

Также решается вопрос о лишении осужденного спортивных наград, призов и т.п. Такого рода награды присваиваются за конкретные успехи и достижения в спорте, которые не зависят от соблюдения или несоблюдения законов, в том числе и от совершения преступлений. Если будет установлено, что результаты соревнований достигнуты с нарушением установленных правил (например, применение запрещенных допинговых препаратов, подкуп участников соревнований и т.п.), может встать вопрос о дисквалификации спортсмена и лишении его наград или званий. Если такая информация будет получена при рассмотрении уголовного дела, суд может известить соответствующую спортивную инстанцию, которая будет оценивать нарушение и принимать решение по существу.

Другое дело, если речь идет о лишении лица почетного спортивного звания. Поскольку речь идет о почетном звании, суд вправе принять соответствующее решение.

О лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственной награды суд сообщает органу, присвоившему это звание, чин или награду, направляя копию приговора по вступлении его в законную силу. Уполномоченное должностное лицо органа, присвоившего звание, вносит соответствующие изменения в документы и принимает меры к лишению осужденного прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает суду. В отношении военнослужащих запаса копия приговора направляется также в военный комиссариат по месту его воинского учета.

С момента награждения лица или присвоения ему того или иного звания нередко проходит значительное время, в течение которого может измениться компетенция того или иного органа (например, специальное звание «лейтенант полиции» присваивал министр внутренних дел, а ныне это право передано начальнику управления внутренних дел). В таких случаях копия приговора должна направляться тому лицу, которое присваивало соответствующее звание, а если такого должностного лица не существует, то тому лицу, которое вправе ныне присваивать это звание.

Как уже говорилось, рассматриваемое дополнительное наказание не может быть по действующему закону применено к лицам, осужденным за преступления, не являющиеся тяжкими или особо тяжкими. Это, однако, не лишает суд права вынести частное определение о том, что осужденный совершил действия, не совместимые с присвоенным ему званием.

Такое частное определение может быть направлено в орган, присвоивший данное звание, который вправе лишить присвоенного звания и награды. Однако решение по существу будет принимать не суд, а соответствующее должностное лицо, причем лишение лица звания в таком порядке дополнительным наказанием не является.

Согласно п. 4 ст. 73 УК РФ данное наказание может применяться и при условном осуждении. Пункт 42 Постановление Пленума ВС РФ № 2 от 11 января 2007 г. «О практике назначения судами РФ уголовного наказания» говорит о том, что учитывая, что в соответствии с частью 4 статьи 73 УК РФ при условном осуждении могут быть назначены дополнительные наказания, условным может быть признано лишь основное наказание. Дополнительные наказания приводятся в исполнение реально, о чем следует указывать в резолютивной части приговора.

«Изменение вышестоящей судебной инстанцией квалификации содеянного виновным с тяжкого на менее тяжкое преступление влечет необходимость исключения из приговора указания о лишении осужденного специального звания или государственных наград».[13]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: